Философия Минеев В.В. Уход из жизни: социально-философский ракурс. Монография

Уход из жизни: социально-философский ракурс. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785445875161
Язык:
Объем текста: 249 стр.
Формат:
epub

Оглавление

От автора

Введение

Глава 1. Идеал естественной смерти

Глава 2. Прекращение существования: личный выбор и социальный институт

Глава 3. Диалектика рациональности и мифа в философско-танатологическом дискурсе

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Введение


Актуальность темы ухода человека из жизни обусловлена глубинными тенденциями общественного развития, вырвавшимися на дневную поверхность в эпоху «Торжеств» и «Разочарований», и кристаллизацией комплекса на удивление разнообразных, но вместе с тем таинственно взаимосвязанных социальных, социокультурных, медико-биологических, этических, правовых, теологических и прочих проблем, решение которых требует переосмысления сущности человеческой смерти.


Укажем тенденции наиболее тревожные (и в то же время наиболее очевидные).


Во-первых, внедрение новых медицинских технологий само по себе (то есть невзирая на формационные или цивилизационно-типологические особенности «Миров», на политическое устройство или на культурную ориентацию) привело к расщеплению смерти, к деформации как ее биологического, так и ее социального содержания. В частности, к нарушению тождества между биологическим организмом и моральным субъектом, к изменению причин смерти, к не всегда оправданному удлинению периода физических и моральных страданий (страданий, испытываемых и самим умирающим, и его близкими), к разложению культово-религиозного уклада, наконец, к изоляции умирающего при резком возрастании зависимости его от системы лечебных учреждений [636; 651]. Согласно неутешительным рапортам социологов, изоляция благоприятствует, с одной стороны, усилению у пациента чувства одиночества, беспомощности [476. Р. 85]; с другой, — дегуманизации общества [515. Р. 18—22]. Разрушение традиционных институтов социализации смерти, по мнению психологов, отрицательно сказалось на психическом здоровье населения [812. Р. 160].


Между тем, во-вторых, не все в равной мере могут насладиться достижениями научно-технического прогресса. В ситуации, когда не искоренены застарелые антагонизмы, жизнь неизбежно становится предметом торга. Любого на земле кто-нибудь продает или покупает, да еще каждый норовит выставить на торги себя самого. Научные открытия создают предпосылки для появления новых каналов эксплуатации, легко обращаются во вред человеку (хрестоматийный пример — убийство с целью добыть органы для трансплантации). Здравоохранение трансформируется в прибыльную индустрию, в одну из корпораций, стоящих на страже прежде всего собственных интересов, в институт власти, конкурирующий с государством и церковью и навязывающий обществу определенную идеологию, определенное отношение к жизни и смерти.


В-третьих, вопреки либералистическому реноме Истории смертность по-прежнему остается необходимым, принципиальным условием доминирования одних над другими, условием функционирования любой системы. На фоне материальных и духовных завоеваний цивилизации такие «реликты», как неравный доступ к средствам поддержания жизни, преступное убийство и казнь, террор, кровная месть, захваты заложников, кровопролитие на классовой, религиозной и этнической почве, спровоцированный суицид, жертвоприношение и ритуальное умерщвление (в том числе, в модернизированных, труднораспознаваемых модификациях), выглядят особенно драматично. Прав Жак Деррида: новые реалии ставят крест на рассуждениях о «смерти вообще», одинаковой для всех времен и культур [156. Р. 60].


В-четвертых, традиционные механизмы адаптации к факту конечности существования индивида — продолжение рода, творческий вклад в поддержание преемственности генераций, стяжание славы, приобщение к духовным ценностям — дают сбои перед лицом угрозы глобальной катастрофы (ядерной, экологической, космической) и, по-видимому, в силу ряда иных причин. Отдельному Я сулят бессмертие (то старый добрый рай, то перезапись на биополе, то радикальное увеличение продолжительности жизни), а человечеству предрекают скорую гибель, — такова парадоксальная встреча мегамира и микромира в XXI веке.


В-пятых, в связи с процессами, развертывающимися в плоскости общественного бытия, усложняются формы и характер репрезентации смерти в общественном сознании. Власти бьют тревогу. Страх и отчаяние соседствуют-де с безразличием к чужой боли, с ажиотажем вокруг актов деструкции. Боевики, триллеры, нереалистические фантомы оккупировали-де кино и литературу, а информация об убийствах и катастрофах, даже прямые трансляции сцен гибели людей наводнили масс-медиа [515. Р. 16]. Неблагоприятно сказывается это на морально-психологических качествах подрастающих поколений. Притупляется чувство сострадания. Детская преступность растет. Прокатываются волны «культовых» самоубийств. Распространяются настроения, которые иногда называют «очарованностью смертью» [545. Р. 448]. Впрочем, когда было по-другому? Когда не было телевидения, но были концентрационные лагеря? Что действительно вызывает тревогу, так это упорное сопротивление предмета познанию, мифологизация самой научно-теоретической рефлексии.


На основании анализа нескольких тысяч публикаций академического характера дифференцируем тридцать пять отчасти перекрывающихся топосов, или междисциплинарных теоретико-практических проблем, которыми и обусловлен нынешний интерес ученых и философов к танаталистической тематике в целом:


1) сущность, дефиниция и критерии смерти (а также лики смерти в живой природе, бессмертие клеток, механизмы старения и т.п.) [335; 360; 441; 499; 520; 624; 859];


2) искусственные формы жизни (а также функционирование личности на небиологическом субстрате, клонирование живых существ и т.п.) [267; 313; 314];


3) перспективы иммортализации, практического бессмертия индивида [239—241; 248; 287—288; 552; 890];


4) темпоральные параметры жизни и эволюционное (биологическое, социально-биологическое, космическое) значение смерти [345; 246; 260; 293; 299];


5) возможность посмертного существования (а также реинкарнация, воскрешение и т.д.) [357; 414; 415; 422; 423; 465; 638; 507; 560];


6) тождество лица, person [304; 323; 711; 726; 833];


7) взаимосвязь мортальности и сексуальности (естественное воспроизводство, эротизм) [359; 366; 368; 665; 790];


8) морально-правовой статус неомортов [363; 518];


9) трансплантация органов и тканей (отношение со стороны различных конфессий, опасность криминализации данного вида деятельности, использование эмбрионов) [626; 776; 855];


10) пролонжирование жизни (смысл, оправданность, одиночество, хоспис) [444; 451; 577 и др.];


11) смерть и детство (воспитание обреченного ребенка, вовлечение несовершеннолетних в военные действия, самоубийства среди подростков, переживание утраты детьми и их взросление) [955—977];


12) культурная относительность и поиск универсальных антропологических констант (восприятие смерти, социализация умирающих, горе и утрата, функции ритуала, утилизация останков) [342; 400; 412; 419; 428; 455; 472; 486; 537; 564; 579; 586; 688; 819; 903];


13) природа страха смерти [493; 691; 767] и примирение с фактом смертности [453; 618—619; 879—882];


14) преодоление горя и утраты [301; 306; 400; 411; 755 и др.];


15) роль страха смерти в генезисе и эволюции общества, культуры, мифа, рационального мышления, философии, различных социальных институтов, в частности институтов власти [333; 338; 606];


16) репрезентация смерти в общественном и индивидуальном сознании [315], в мифологии [302; 324; 556], в религии [312; 430; 432], в политической идеологии [646], в масс-медиа [454; 514], в литературе и искусстве [285; 330; 350; 396; 420; 435; 503; 521; 529; 567; 601; 628; 639; 753; 783; 784; 815; 816; 862; 889]; а также соотношение сознательного и бессознательного, вытеснение и т. п. [533; 546; 630];


17) современный социокультурный «сдвиг» и изменение демографической ситуации [343; 404; 457; 476; 576; 636; 651];


18) причинение вреда усопшим и защита их интересов [495; 542; 737];


19) добровольный уход из жизни [231; 292; 308; 332; 406];


20) эвтаназия как медико-социальный институт [362; 363; 424—429; 450; 481—484; 487—489; 507; 509; 911; 913; 918; 925 и др.];


21) аборт (а также незачатие, инфантицид) [662; 750; 826; 831; 852];


22) смертная казнь (возмездие и т. п.) [289; 570; 580; 781; 833];


23) отнятие жизни [362; 370; 374; 460; 467—468; 490; 532; 558; 836; 907];


24) гибель животных и растений (экспериментирование на животных и их убой, охота, замор, потрава, экоцид, вымирание видов) [385; 397];


25) война (а также террор, геноцид, последствия двух Мировых войн и Холокоста) [562; 628; 692; 772; 808];


26) массовая гибель людей в результате пандемий (СПИД), природных катаклизмов и техногенных катастроф [606 и др.];


27) угроза глобальной катастрофы и гибели человечества [605; 643];


28) грехопадение, наказание и искупление [432; 915];


29) природа вреда, «зла», связанного со смертью [523; 702; 839];


30) смерть и время, конечность существования и сознание конечности, смертность как условие индивидуальности, свободы, смысла и т.п. (преимущественно экзистенциально-философская проблематика) [377; 382; 384; 447—448; 458; 648; 916; 919];


31) вес момента ухода из жизни [387; 432; 912];


32) информирование пациента о состоянии его здоровья, коммуникация с умирающими и их близкими [345; 373; 477; 563; 618; 843; 959];


33) методология познания (понимания) смерти [273; 388; 393; 405; 634];


34) смерть и язык (концептуализация явления средствами языка, манипулирование личностью, крушение метанарраций) [303; 421; 629];


35) танатологическое образование и воспитание [416; 539; 657].


Топосы, подчиняющие себе научно-теоретическую рефлексию, быстро осваиваются также на уровне обыденного массового сознания, в пространстве политической идеологии, в художественной литературе и кино.


Таким образом, с одной стороны, взоры обращаются к социальному антуражу смерти, а именно — к ее месту в системе общественных отношений, к ее конструированию в процессе общественной практики, к вопросу о границах допустимого вмешательства в «естественный» ход событий. С другой стороны, выясняется, что без целостного понятия смерти, в котором органично соединились бы знания естественнонаучные, гуманитарные и собственно философские, сущность человека не постичь, систему антропологических знаний не выстроить.



* * *


Как известно, мотив бренности жизни философия унаследовала от предфилософской литературы (Еккл. 2:14—22). Важно, однако, другое. Еще в древности была осознана значимость факта конечности существования для пробуждения философской рефлексии. Так, по словам Платона, при мысли о смерти «находит страх» и «охватывает раздумье о том, что раньше и на ум не приходило» [88. C. 95. Pol 330d]. Продолжая сократическую традицию [97. C. 46. Phaed 81a], Мишель Монтень «учится умирать» [72. C. 95—116. Ess 1.20], Артур Шопенгауэр внимает «Мусагету философии» [140. C. 477. WWV 41], а Мартин Хайдеггер — «храну бытия» [125. C. 324. Ding]. (Высоко оценивает заслуги terror mortis громадное большинство авторов: Дж. Карс [384], Э. Хартл [553], О. Борецкий [992]...) Освещались — так или иначе — и социальные аспекты смерти. В трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, П.-А. Гольбаха, Г. Гегеля, Ф. Ницше, Вл. Соловьева, Н. Федорова, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра... Ее издавна признавали катализатором истории [12. C. 260. Sap 11], хотя принимали за внеисторическую константу.




Уход из жизни: социально-философский ракурс. Монография

Предпринимается попытка установить существенную связь между казалось бы разнородными явлениями, касающимися ухода человека из жизни, и, таким образом, продвинуться – насколько возможно – от их описания к объяснению. В основание подхода положены представления о творческой природе человека и об общественно-исторической практике. В книге характеризуется современный этап эволюции философско-танатологической науки, преодолеваются некоторые стереотипы, устоявшиеся в танатологической литературе, переосмысливается идеал естественной смерти, раскрывается диалектика неприятия конечной перспективы существования и примирения с нею, развиваются представления о терминальном выборе личности, а также об общецивилизационном терминальном выборе, выступающем условием свободной истории человечества.<br /> Для философов, антропологов, историков, социологов, культурологов, психологов, деонтологов, танатологов, правоведов. Материал может быть использован при разработке учебных курсов.

229
 Минеев В.В. Уход из жизни: социально-философский ракурс. Монография

Минеев В.В. Уход из жизни: социально-философский ракурс. Монография

Минеев В.В. Уход из жизни: социально-философский ракурс. Монография

Предпринимается попытка установить существенную связь между казалось бы разнородными явлениями, касающимися ухода человека из жизни, и, таким образом, продвинуться – насколько возможно – от их описания к объяснению. В основание подхода положены представления о творческой природе человека и об общественно-исторической практике. В книге характеризуется современный этап эволюции философско-танатологической науки, преодолеваются некоторые стереотипы, устоявшиеся в танатологической литературе, переосмысливается идеал естественной смерти, раскрывается диалектика неприятия конечной перспективы существования и примирения с нею, развиваются представления о терминальном выборе личности, а также об общецивилизационном терминальном выборе, выступающем условием свободной истории человечества.<br /> Для философов, антропологов, историков, социологов, культурологов, психологов, деонтологов, танатологов, правоведов. Материал может быть использован при разработке учебных курсов.

Внимание! Авторские права на книгу "Уход из жизни: социально-философский ракурс. Монография" (Минеев В.В.) охраняются законодательством!