Юридическая Луткова О.В. Трансграничные авторские отношения неисключительного характера: материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование. Монография

Трансграничные авторские отношения неисключительного характера: материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 18.09.2017
ISBN: 9785392264483
Язык:
Объем текста: 249 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Принципы правового регулирования трансграничных авторских отношений

Глава 2. Объекты авторских прав в трансграничных отношениях

Глава 3. Субъекты трансграничных авторско-правовых отношений

Глава 4. Общественное достояние в трансграничных авторско-правовых отношениях

Глава 5. Свободное использование произведений в трансграничных авторско-правовых отношениях

Глава 6. Права авторов в трансграничных отношениях



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



…они… обеспечивают реализацию
личностного фактора имущественной
монополии, которая при отсутствии
таких субъективных прав свелась бы к
вульгарной экономической подпитке автора.


Е. Каминская


Глава 6.
Права авторов в трансграничных отношениях


6.1. Моральные права авторов в национальных правопорядках


Наличие моральных прав у авторов произведений литературы, науки и искусства — уникальная особенность регулируемых авторским правом общественных отношений в сравнении с отношениями, регулируемыми другими институтами международного частного и гражданского права и даже другими институтами права интеллектуальной собственности.


Сущность этой категории авторских прав удачно охарактеризовал исследователь А. Г. Матвеев: «Моральные права отражают социальную ценность авторства и творчества. Они основаны на уверенности в том, что между автором и его произведением есть связь особого рода и что творческая деятельность есть нечто большее, чем способ зарабатывания денег».


Как вид личных прав автора моральные права были юридически закреплены многим позже прав имущественных. Это произошло под воздействием конкретных исторических причин в ходе развития сферы правового регулирования объектов интеллектуальной собственности. В то же время в современной доктрине существует небезосновательное мнение, что как этическая категория и обусловленная ею юридическая практика, моральные права автора сформировались гораздо раньше, чем была установлена их юридическая регламентация.


Так, в научных исследованиях приводятся примеры морально предосудительной оценки фактов заимствования чужих произведений еще в древней Индии, античных Греции и Риме, а также примеры практики контроля в двух последних государствах соответствия текстов театральных постановок оригиналам авторских текстов пьес. Подтверждающим тезис о моральном осуждении заимствований и искажений, практически «хрестоматийным» примером периода привилегий является известная речь Мартина Лютера, написанная им в 1525 г.: «Когда я начал свои проповеди…, пристроился ко мне какой-то наборщик, живущий от наших трудов, и украл у меня рукопись, прежде чем я ее окончил, унес и отдал ее печатать, уничтожив плоды наших затрат и труда… С этим злом можно было бы еще помириться, если бы только мои книги не печатались с такими ошибками и так безобразно… Беспримерная вещь, мы употребляем на сочинения издержки и труды, а другие пользуются от них выгодами, доставляя нам убытки…»


Однако негативная моральная оценка описанных в примерах поступков третьих лиц, которые сегодня квалифицировались бы как нарушения неимущественных прав автора, может лишь свидетельствовать об определенных исторических тенденциях развития сферы регулирования охраны произведений литературы, науки и искусства, приведших впоследствии к установлению именно правового регулирования, но не о существовании моральных прав автора в рассматриваемый период времени. При этом, признавая высокое значение норм морали для регулирования общественных отношений, подчеркнем, что даже самая принципиальная моральная оценка отличается по последствиям воздействия на общественные отношения от воздействия юридических норм, которых в рассматриваемый период времени еще не существовало.


Как ранее упоминалось, и международное, и национальное авторское право изначально возникли исключительно как системы охраны имущественных прав, тогда как моральные права получили охрану позже, в ходе развития сферы правового регулирования. Характер охраны этой группы прав стал «…самым существенным и известным критерием отличия континентального авторского права от англо-американского».


Моральные права авторов в странах континентального права


В странах континентальной системы права, основанной на постулате о личности автора как творца произведения, а интеллектуальной собственности как самой личной и неоспоримой из всех видов собственности, юридическое закрепление моральных прав началось с декретов французской революции 1789–1795 гг. Большое значение для процесса становления моральных прав и всей континентальной системы авторского права имеет деятельность французских представителей искусства (В. Гюго, П. Мериме, Т. Готье и др.) и французских правоприменителей.


Во французских трибуналах и судах практика признания моральных прав авторов сформировалась задолго до закрепления соответствующих видов прав в источниках права. Первым таким судебным решением считают постановление Гражданского трибунала Сены от 17.08.1814, в котором судьи констатировали, что «…проданное автором произведение должно быть издано в том состоянии, в котором оно было им передано, за исключением исправления орфографических ошибок…», поскольку такое исправление ошибок «…не является существенным изменением работы, способным исказить ее суть и причинить какой-либо ущерб репутации автора». Признание морального права на введение автором своего произведения в оборот усматривается исследователями в более позднем решении Королевского суда Парижа от 11.01.1828.


Также в первой половине XIX в. идеи охраны моральных прав авторов находили отражение в источниках французской юридической доктрины: «…продажа права копирования… вовсе не предоставляет покупателю права безграничного распоряжения рукописью и не позволяет ему, например, изменять ее, переделывать, увеличивать ее объем посредством вставок, сокращать путем исключения отдельных фрагментов… Продавец не отчуждает притязаний на репутацию, которую ему может обеспечить опубликование работы…»


Именно представителям французской юридической доктрины XIX в. (А. Берто, А. Морийо) принадлежат первые научные выводы о свойствах моральных прав: их вечность (бессрочность. — О. Л.) и неотчуждаемость, а также постулаты, ставшие основой современной национальной и отчасти международной (конвенционной) классификации моральных прав автора, а именно:


1) в факте завладения и самовольного опубликования посторонним мысли автора заключается насилие и несправедливое покушение на личность последнего (право на введение произведения в оборот);


2) «воровством славы» и посягательством на «отцовство» автора в отношении его произведения является опубликование произведения без имени его создателя (право авторства);


3) искажение произведения создает неверное представление не только о самом произведении, но и о личности автора, поэтому автор вправе защищать свою репутацию и репутацию своего творения (право на неприкосновенность произведения).


В действующем Кодексе интеллектуальной собственности Франции 1992 г. (в редакции 2014 г.), как и в российском законодательстве, предусмотрена градация авторских прав как моральных (L. 121) и имущественных (L. 122), представляющих собой относительно самостоятельные и имеющие разный режим регулирования группы прав. Прямо закреплен принцип неотчуждаемости и непередаваемости неимущественных прав, а также бессрочность («вечность») их действия (L. 121–1). Личность автора живет до тех пор, пока существует его произведение, поэтому даже после смерти автора его моральные права действуют по крайней мере до тех пор, пока есть лица, следящие за соблюдением этих прав. Как правило, такими лицами являются члены семьи автора, которые действуют в таком случае не в личном интересе, но в совокупном интересе соблюдения прав автора и уважения к его произведению.


Несмотря на разграничение моральных и имущественных прав во французской системе авторского права, эти группы прав позиционируются как совокупные составляющие единого «исключительного права на нематериальный объект» (L. 111–1), что приводит к следующим правовым последствиям: а) автор не может передать свои права другому лицу в полном объеме, потеряв тем самым связь со своим произведением; б) в доктрине и на практике сформировалась юридическая фикция возможности одностороннего отказа автора (временного и частичного характера) от реализации своих моральных прав (или одного из их элементов).


Представителями французской доктрины высказывается мнение о существовании определенных форм отказа от реализации неимущественных прав, которые становятся возможны в контексте использования таких механизмов гражданского права Франции, как незыблемость договоров, злоупотребление правом, доверительные сделки, соотношение имущественных и неимущественных интересов. Кроме того, на практике признается легитимным согласие автора на нарушение его права, данное им уже после того, как факт нарушения состоялся, а также соглашение о распоряжении неимущественными правами между соавторами и работодателем.


Фикцию возможности одностороннего отказа автора от реализации моральных прав некоторыми исследователями предлагается рассматривать как «обоснование действительности договорных условий о «литературном рабстве»», распространенное в судебной практике Франции и Бельгии. «Литературное рабство» — ситуация, когда успешные авторы издают под своими собственными известными именами произведения, созданные другими лицами, не имеющими достаточной узнаваемости для коммерческого успеха написанного ими произведения и согласными «пожертвовать» неимущественными интересами в пользу заработка. Аналогичная ситуация прослеживается, когда известные персоны заказывают профессиональным писателям создание собственных биографий или мемуаров, включая в сумму гонорара как писательский труд, так и «собственное» авторство.


Правда, в материалах судебной практики Франции и Бельгии продемонстрировано, что отношение к отказу автора от моральных прав как к обоснованию действительности соответствующих договорных условий сохраняется только в том случае, если такое отношение к отказу подтверждают стороны договора. В случаях, когда подлинный автор меняет решение и требует «вернуть отказ от моральных прав назад», такое право за ним всегда признается. При этом в судебной практике Франции неизменно отрицается возможность полного отказа автора от моральных прав.


В Германии специфика института личных неимущественных прав автора оформилась к середине XIX в. В профессиональной среде того времени сформировался обычай рассматривать книгопечатника, приобретшего права на издание определенного произведения, как монополиста, обладающего всеми правами в отношении этого произведения. Как объект права в этом случае рассматривалось не само авторское произведение в его нематериальной ипостаси, а рукопись — вещь. Отсюда и права книгоиздателя позиционировались в контексте категорий права собственности, а неимущественные права автора, связанные с этой ситуацией, получили признание отчуждаемых. Конструкция неимущественных прав автора в Германии сформировалась на основании возможности признания неимущественных прав автора быть предметом распорядительных актов, несмотря на формальное декларирование их неотчуждаемости.


Дальнейшими основными вехами развития концепции неимущественных прав автора в Германии стали принятие в начале XX в. Имперским судом ряда решений, сформулировавших неимущественные права авторов; закрепление в Римском акте Бернской конвенции (1928) права авторства и права на неприкосновенность произведения; принятие Закона об авторском праве 1965 г., в котором был установлен окончательный перечень неимущественных прав автора.


Современное право Германии основывается на монистической концепции, в соответствии с которой все права автора, и имущественные, и моральные, рассматриваются как взаимосвязанные, взаимообусловленные и нераздельно составляющие единое авторское право: «Авторское право предоставляет автору охрану в отношении его интеллектуальной и личной связи с произведением, а также в отношении использования своего произведения» (§ 11 Закона Федеративной Республики Германия 1965 г. «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 17.12.2008)).


В Законе закреплена неотчуждаемость авторских прав (имущественных и неимущественных: передача невозможна в порядке транслятивного правопреемства (переход права как перемена управомоченного субъекта при сохраняющейся идентичности содержания; § 29 (1)), равно как невозможна уступка третьему лицу авторских прав в полном объеме, недопустима передача отдельных моральных авторских прав вне связи с имущественными правами и наоборот. Однако допускается совершение других сделок как с имущественными, так и с неимущественными авторскими правами (§ 29 (2) и 39), включая предоставление права использования, отказ от отдельных неимущественных прав, иные прямо предусмотренные в Законе сделки.


Отдельные режимы для регулирования исключительных и моральных прав не предусмотрены. Поскольку подход к охране авторских прав в Германии опирается на монистическую концепцию, срок охраны авторского права (период жизни автора и 70 лет после его смерти) истекает для всех видов авторских прав одновременно. Далее вопрос об уважительном отношении общества к памяти автора и его произведению находится вне поля правового регулирования и осуществляется социально-культурными правилами.


Система авторского права Австрии так же, как и в Германии, рассматривается как единая система охраны прав автора, и законодательно закрепленное деление этих прав на имущественные и неимущественные означает лишь ориентацию на определенный интерес правообладателя, но не означает, что в правовой природе этих групп прав заложены принципиальные различия. Так же, как и в праве Германии, из обозначенной (монистической) модели регулирования авторских прав следует возможность автора распоряжаться своими неимущественными правами.


Подводя итог анализу охраны моральных прав авторов в странах континентальной системы права, можно отметить ее основные черты.


Именно моральным правам автора придается центральное значение в правовых системах и доктрине стран континентальной системы права.


Моральным правам отдается приоритет в вопросе о порядке возникновения авторских прав и отводится ключевое значение: прежде чем у автора возникнут имущественные права на конкретное произведение, у него должно возникнуть право авторства на это произведение.


При рассмотрении судебными инстанциями споров из коллизий вещных прав и авторских прав на произведение практически обеспечен «перевес» в пользу авторских прав: если сталкиваются вещные права третьего лица на материальную вещь и авторские права на произведение, воплощенное в этой вещи, решающую роль играет наличие личных неимущественных прав автора произведения.


Для континентальных правопорядков типичным является законодательное закрепление принципа неотчуждаемости и непередаваемости моральных прав, однако не представляется возможным утверждать о безусловном применении этого принципа, поскольку в доктрине и на практике в определенных пределах признается возможность распоряжения автором своими личными правами, по крайней мере в форме отказа от их реализации.


Моральные права авторов в странах общего права


В странах общего права (система copyright) моральные права авторов юридически не закреплялись до конца XX в., хотя при этом в определенной степени существовала возможность косвенной юридической защиты нематериальных интересов авторов при помощи других институтов права: целостность произведения — через обязательственное право или защиту от порочащих сведений; авторство — через защиту от недобросовестной конкуренции. К концу XIX в. в законах некоторых штатов США декларировалась естественно-правовая природа авторского права. Однако в целом «система copyright не только не включает абсолютные личные права, но в определенной мере даже отрицает охрану интересов автора в (этой. — О. Л.) сфере…»


Изначально авторские права в странах общего права рассматривались как основанные на волевом акте законодателя, который свободен в выборе средств охраны. Такая логика правового регулирования не требовала формирования особых механизмов охраны неимущественных интересов авторов. Оторванность в правовом восприятии личности от ее творческого продукта способствовала восприятию произведения как товара с неограниченной оборотоспособностью, как имущественного блага, для создания которого были осуществлены определенные затраты. Первоначальное содержание авторских прав в странах общего права (система «копирайт») основывалось прежде всего на запрете копирования (перепечатки), и его единственной задачей являлся возврат правообладателю произведенных им затрат на создание (приобретение) произведения и обеспечение прибыли от его оборота. Такое понимание роли и сути правового регулирования несовместимы с концепцией неотчуждаемости неимущественных прав автора, поскольку последняя предполагает введение ограничений на оборотоспособность произведения.


Поскольку в обществе не возникло устойчивого представления о личной связи автора и его произведения, не была сформирована жесткая нормативная основа регулирования в виде правового института личных неимущественных (моральных) прав. Акты правоприменения также не смогли способствовать формированию системного подхода к разрешению споров из нарушений моральных прав, поскольку в них отсутствует единообразие при решении одинаковых вопросов.


Современные исследователи справедливо считают и доказывают, что до присоединения в 1988 г. Великобритании и США к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. личные неимущественные права в системе «копирайт» отсутствовали. Можно утверждать, что защита некоторых неимущественных интересов авторов в этот период времени обеспечивалась за счет иных институтов права. Так, это могли быть общие средства, основанные на принципе нерушимости договора, если соответствующий интерес в договоре прописывался: например, обязанность издателя указать имя автора на титульном листе печатного произведения. Через механизм конкурентного права можно было попытаться устранить с рынка продукт под авторством лица, которое его не создавало. Контроль автором обнародования своего произведения мог осуществляться при помощи механизмов защиты тайны частной жизни (right of privacy). Защита произведения от искажений была возможна через иски из диффамации. При помощи доктрины подразумеваемых условий можно было попытаться определить объем правомочий приобретателя прав на произведение.


Однако каждый такой механизм не является полностью «адаптированным» для действия в сфере авторских прав и имеет свои неудобства в применении. Так, условия договора автора и издателя невозможно распространить на третьи лица, которыми они могут быть нарушены. В области конкурентного права существует множество условий, значимых для возможности предъявления иска, а судебное решение зависит от оценки совокупности конкретных обстоятельств и т. д. Существенной отличительной особенностью современной англо-американской системы авторского права является допустимость отказа автора от своих моральных прав, который, однако, будет рассматриваться как правомерный лишь при соблюдении комплекса императивных условий:


1) допускается отказ от морального права (waiver), но не полная уступка прав (transferability), что отличается от регулирования в странах континентальной системы права, где отказ от неимущественных прав невозможен в силу императивных предписаний, возможен отказ лишь от их реализации;


2) поскольку в англо-американской системе права тесно связаны материальное и процессуальное регулирование, отказ от моральных прав автора возможен в форме процессуального ограничения права на вознаграждения (англ. — estoppel);


3) отказ должен быть совершен письменно и прямо выражен; все способы использования произведения, в связи с которыми автор отказывается от права, должны быть перечислены; бланкетный отказ от права не признается;


4) в отношении отказа от права на неприкосновенность произведения в англо-американской системе права существует юридическая особенность: такой отказ должен совершаться отдельно от передачи имущественного права на переработку произведения, в противном случае презюмируется сохранение за автором права на неприкосновенность произведения.


В Великобритании специальный режим моральных прав автора впервые был юридически закреплен в Законе об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г. В этом акте перечислены следующие моральные права автора: право быть признанным в качестве автора или режиссера для того лица, которое было установлено таковым на момент обнародования произведения (ст. 77–79); право возражать против уничижительного обращения с произведением (ст. 80–83); право возражать против ошибочной атрибуции работы (ст. 84); право на конфиденциальность определенных фотоснимков и фильмов (ст. 85).


Автор не может передать свои моральные права другому лицу (ст. 94). После смерти автора его моральные права на произведение переходят к его наследникам (ст. 95). Однако, если автор согласен, он может отказаться от своих моральных прав (ст. 87), причем последствия отказа автора от моральных прав могут быть перенесены на законных наследников пользователя. Все моральные права автора действуют тот же период времени, что и исключительные права (ст. 86), кроме права на противодействие лжеатрибуции, срок действия которого заканчивается через 20 лет после смерти автора.


Следует иметь в виду и то, что специфика понимания авторского права как сугубо имущественного (исключительного) права без вычленения норм, регулирующих моральные права, в силу колониального прошлого присуща не только странам англо-американского права, но также и многочисленным странам — бывшим колониям США и Великобритании. Таково, например, регулирование авторских прав в Индии. Так, в соответствии с Законом об авторском праве Индии 1957 г. № 14, последние поправки в который были внесены в 2012 г., урегулированы только отдельные элементы моральных прав автора, называемые здесь специальными правами (special rights): «независимо от авторского права и даже после его уступки (полностью или частично) автор произведения правомочен истребовать авторство на произведение, а также возмещение убытков или ограничение любого искажения, извращения, изменения или иного действия в отношении его произведения, если такое искажение, извращение, изменение или другое действие могло бы причинить вред его чести или репутации» (ст. 57).


Законодательство США по авторскому праву основано на утилитарной концепции, согласно которой задача регулирования заключается не в защите личных прав автора, но в поощрении создания произведений. Прежде всего эта цель установлена в Конституции США: «содействовать развитию науки и полезных ремесел». Таким образом, в правовом регулировании США нашли отражение только минимальные стандарты неимущественных прав авторов. Когда в Конгрессе США обсуждалось принятие Закона об осуществлении Бернской конвенции, было решено, что нет необходимости вводить в Кодекс США (частью которого является Закон об авторском праве) неимущественные права, сформулированные в ст. 6 bis Конвенции, поскольку они в достаточной мере охраняются уже существовавшим законодательством в рамках национальных законов США о диффамации, недобросовестной конкуренции и гласности.




Трансграничные авторские отношения неисключительного характера: материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование. Монография

В издании освещены вопросы правового регулирования авторских отношений неисключительного характера, выходящих за пределы юрисдикции одного государства, – трансграничных. Трансграничность обусловливается фактами связи авторского отношения с правопорядками двух и более государств, такими как участие в творческом процессе по созданию произведения лиц с разным гражданством, использование произведения не в стране его происхождения и др. Центральным вопросом регулирования трансграничных отношений является выбор компетентного правопорядка, опосредуемый через коллизионное регулирование.<br /> Представлен анализ материально-правового и коллизионно-правового регулирования трансграничных авторских отношений неисключительного характера, обычно остающихся вне пределов исследования большинства научных работ. Это отношения как связанные с использованием неисключительных (неимущественных, моральных) авторских прав, так и другие авторские отношения, не опосредующие напрямую использование исключительных (имущественных) прав автора: установление охраноспособности произведения иностранного автора, признание иностранных физических и юридических лиц авторами и правообладателями, использование перешедших в общественное достояние и свободное использование произведений иностранных авторов; определение объема, содержания, порядка действия и ограничений неимущественных (моральных) прав иностранного автора и др.<br /> Анализ правового регулирования трансграничных авторских отношений неисключительного характера представляет особую ценность в связи с тем, что эти отношения могут становиться самостоятельным предметом трансграничного спора, и, кроме того, эта категория отношений всегда составляет предварительный вопрос при квалификации трансграничных авторских отношений в сфере исключительных прав, без разрешения которого невозможно рассмотреть спор в целом.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июль 2017 г.

179
 Луткова О.В. Трансграничные авторские отношения неисключительного характера: материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование. Монография

Луткова О.В. Трансграничные авторские отношения неисключительного характера: материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование. Монография

Луткова О.В. Трансграничные авторские отношения неисключительного характера: материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование. Монография

В издании освещены вопросы правового регулирования авторских отношений неисключительного характера, выходящих за пределы юрисдикции одного государства, – трансграничных. Трансграничность обусловливается фактами связи авторского отношения с правопорядками двух и более государств, такими как участие в творческом процессе по созданию произведения лиц с разным гражданством, использование произведения не в стране его происхождения и др. Центральным вопросом регулирования трансграничных отношений является выбор компетентного правопорядка, опосредуемый через коллизионное регулирование.<br /> Представлен анализ материально-правового и коллизионно-правового регулирования трансграничных авторских отношений неисключительного характера, обычно остающихся вне пределов исследования большинства научных работ. Это отношения как связанные с использованием неисключительных (неимущественных, моральных) авторских прав, так и другие авторские отношения, не опосредующие напрямую использование исключительных (имущественных) прав автора: установление охраноспособности произведения иностранного автора, признание иностранных физических и юридических лиц авторами и правообладателями, использование перешедших в общественное достояние и свободное использование произведений иностранных авторов; определение объема, содержания, порядка действия и ограничений неимущественных (моральных) прав иностранного автора и др.<br /> Анализ правового регулирования трансграничных авторских отношений неисключительного характера представляет особую ценность в связи с тем, что эти отношения могут становиться самостоятельным предметом трансграничного спора, и, кроме того, эта категория отношений всегда составляет предварительный вопрос при квалификации трансграничных авторских отношений в сфере исключительных прав, без разрешения которого невозможно рассмотреть спор в целом.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июль 2017 г.

Внимание! Авторские права на книгу "Трансграничные авторские отношения неисключительного характера: материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование. Монография" (Луткова О.В.) охраняются законодательством!