Философия Минеев В.В. Социальные аспекты смерти (философско-антропологический анализ). Монография

Социальные аспекты смерти (философско-антропологический анализ). Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.01.2015
ISBN: 9785445875178
Язык:
Объем текста: 395 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Смерть как социально-биологическое явление

Глава 2. Философские основания теории и практики планирования времени, места и способа ухода из жизни

Глава 3. Важнейшие тенденции репрезентации смерти в общественном и индивидуальном сознании

Глава 4. Разрыв и восстановление социальной целостности

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Введение


Актуальность темы исследования обусловлена глубинными тенденциями общественного развития, вырвавшимися на поверхность в современную эпоху, и кристаллизацией комплекса разнообразных, но вместе с тем тесно взаимосвязанных социальных, социокультурных, социально-политических, медико-биологических, этических, правовых, теологических проблем, решение которых требует переосмысления сущности человеческой смерти.


Укажем наиболее тревожные (и в то же время наиболее очевидные) тенденции.


Во-первых, внедрение новых медицинских технологий — независимо от характера общественного устройства, от формационных или цивилизационно-типологических особенностей общества — привело к расщеплению смерти, к деформации как ее биологического, так и ее социального содержания. В частности, к нарушению тождества между биологическим организмом и моральным субъектом, к изменению причин смерти, к не всегда оправданному удлинению периода физических и моральных страданий (страданий и самого умирающего, и его близких), к разложению культово-религиозного уклада, а также к изоляции умирающего при резком возрастании зависимости его от системы лечебных учреждений [636; 651]. Согласно выводам социологов, изоляция благоприятствует, с одной стороны, усилению у пациента чувства одиночества, беспомощности [476. Р. 85]; с другой, — дегуманизации общества [515. Р. 18—22]. Разрушение традиционных институтов социализации смерти, по мнению психологов, отрицательно сказалось на психическом здоровье населения [812. Р. 160].


Между тем, во-вторых, не все в равной мере могут пользоваться достижениями научно-технического прогресса. В ситуации, когда не искоренен застарелый социальный антагонизм, жизнь становится предметом торга. Научные открытия создают предпосылки для появления новых каналов эксплуатации, легко обращаются во вред человеку (хрестоматийный пример — убийство с целью добыть органы для трансплантации). Здравоохранение трансформируется в прибыльную индустрию, в одну из корпораций, стоящих на страже прежде всего собственных интересов, в институт власти, способный конкурировать с государством или церковью и навязывать обществу определенную идеологию, определенное отношение к жизни и смерти [577. Р. 37—39].


В-третьих, несмотря на позитивные исторические процессы, смертность по-прежнему остается необходимым, принципиальным условием доминирования одних над другими, условием функционирования любой социальной системы. На фоне материальных, духовных завоеваний цивилизации такие явления, как неравный доступ к средствам поддержания жизни, преступное убийство и казнь, террор, кровная месть, захваты заложников, кровопролитие на классовой, религиозной и этнической почве, спровоцированный суицид, жертвоприношение и ритуальное умерщвление (в том числе, в закамуфлированных, модернизированных, трудноопознаваемых формах), выглядят особенно драматично. Новые реалии ставят крест на рассуждениях о смерти вообще, одинаковой для всех времен и народов, для всех культур [156. Р. 60].


Так, в-четвертых, традиционные механизмы адаптации к факту конечности существования индивида — продолжение рода, стяжание славы, творческий вклад в поддержание преемственности генераций, приобщение к духовным ценностям — в преддверии глобальной катастрофы (и, по-видимому, в силу ряда иных причин) дают сбои [643]. Отдельному Я сулят бессмертие (точнее, радикальное увеличение продолжительности жизни), а человечеству предрекают скорую гибель.


В-пятых, в связи с отмеченными процессами в сфере общественного бытия усложняются формы и характер репрезентации смерти в общественном сознании. Страх соседствует с безразличием к чужой боли и с ажиотажем вокруг актов деструкции. Боевики, триллеры, нереалистические фантомы оккупировали кино и литературу, а информация об убийствах и катастрофах (даже прямые трансляции сцен гибели людей) наводнила масс-медиа [515. Р. 16]. Это не может не отражаться на морально-психологических качествах подрастающих поколений (хотя упрощать имеющуюся взаимосвязь не следовало бы). Притупляется способность к состраданию, растет детская преступность, прокатываются волны «культовых» самоубийств, усиливаются (конечно, не впервые в истории) настроения, которые социологи и психологи иногда называют «очарованностью смертью» [545. Р. 448].


На основании анализа нескольких тысяч публикаций академического характера дифференцируем тридцать пять отчасти перекрывающихся топосов, или междисциплинарных теоретико-практических проблем, которыми обусловлен нынешний интерес ученых и философов к танаталистической тематике в целом:


1) сущность, дефиниция и критерии смерти (а также формы смерти в живой природе, бессмертие клеток, механизмы старения и т. п.) [335; 360; 441; 499; 520; 624; 859];


2) возможность искусственных форм жизни (а также функционирование личности на небиологическом субстрате, клонирование живых существ и т. п.) [267; 313; 314];


3) перспективы иммортализации, практического бессмертия индивида [239—241; 248; 287—288; 552; 890];


4) темпоральные параметры жизни, эволюционное (биологическое, социально-биологическое, космическое) значение смерти [345; 246; 260; 293; 299];


5) возможность посмертного существования (также реинкарнация, воскрешение и т. д.) [357; 414; 415; 422; 423; 465; 638; 507; 560];


6) тождество лица, person [304; 323; 711; 726; 833];


7) взаимосвязь мортальности и сексуальности (естественное воспроизводство, эротизм) [359; 366; 368; 665; 790];


8) морально-правовой статус неомортов [363; 518];


9) трансплантация органов и тканей (отношение со стороны различных конфессий, опасность криминализации данного вида деятельности, коммерческое использование эмбрионов) [626; 776; 855];


10) пролонжирование жизни (смысл, оправданность, одиночество, хоспис) [444; 451; 577 и др.];


11) смерть и детство (воспитание обреченного ребенка, вовлечение несовершеннолетних в военные действия, самоубийства среди подростков, переживание утраты детьми и их взросление) [955—977];


12) культурная относительность и поиск универсальных антропологических констант (восприятие смерти и примирение с нею, социализация умирающих, горе и утрата, роль ритуала, утилизация останков) [342; 400; 412; 419; 428; 455; 472; 486; 537; 564; 579; 586; 688; 819; 903];


13) природа страха смерти [493; 691; 767] и примирение с фактом смертности [453; 618—619; 879—882];


14) преодоление горя и утраты [301; 306; 400; 411; 755 и др.];


15) роль страха смерти в генезисе и эволюции общества, культуры, мифа, рационального мышления, философии, различных социальных институтов, в частности институтов власти [333; 338; 606];


16) репрезентация смерти в общественном и индивидуальном сознании [315], в мифологии [302; 324; 556], в религии [312; 430; 432], в политической идеологии [646], в масс-медиа [454; 514], в литературе и искусстве [285; 330; 350; 396; 420; 435; 503; 521; 529; 567; 601; 628; 639; 753; 783; 784; 815; 816; 862; 889]; а также соотношение сознательного и бессознательного, вытеснение и т. п. [533; 546; 630];


17) современный социокультурный «сдвиг» и изменение демографической ситуации [343; 404; 457; 476; 576; 636; 651];


18) причинение вреда усопшим и защита их интересов [495; 542; 737];


19) добровольный уход из жизни [231; 292; 308; 332; 406];


20) легитимация эвтаназии как медико-социального института [362; 363; 424—429; 450; 481—484; 487—489; 507; 509; 911; 913; 918; 925 и др.];


21) аборт (а также незачатие, инфантицид) [662; 750; 826; 831; 852];


22) смертная казнь (возмездие и т. п.) [289; 570; 580; 781; 833];


23) отнятие жизни во всех его формах, морально позволительных и непозволительных [362; 370; 374; 460; 468; 490; 532; 558; 836; 907];


24) гибель животных и растений (экспериментирование на животных и их убой, охота, замор, потрава, экоцид, вымирание видов) [385; 397];


25) война (а также террор, геноцид, последствия Мировых войн и Холокоста) [562; 628; 692; 772; 808];


26) массовая гибель людей в результате пандемий (СПИД), природных катаклизмов и техногенных катастроф [606 и др.];


27) угроза глобальной катастрофы и гибели человечества [605; 643];


28) грехопадение, наказание и искупление [432; 915];


29) природа вреда, «зла», связанного со смертью [523; 702; 839];


30) смерть и время, конечность существования и сознание конечности, смертность как условие индивидуальности, свободы, смысла (преимущественно традиционная экзистенциально-философская проблематика) [377; 382; 384; 447—448; 458; 648; 916; 919];


31) вес момента ухода из жизни [387; 432; 912];


32) информирование пациента о состоянии его здоровья, коммуникация с умирающими, с их близкими [345; 373; 477; 563; 618; 843; 959];


33) методология познания смерти [273; 388; 393; 405; 634];


34) смерть и язык (концептуализация явления средствами языка, манипулирование личностью, поражение метанарраций) [303; 421; 629];


35) танатологическое образование и воспитание [416; 539; 657].


Нетрудно заметить, что перечисленные топосы, ставшие предметом научно-теоретической рефлексии, оказались на переднем плане также на уровне обыденного массового сознания, в сфере политической идеологии, в художественной литературе и кино.


Таким образом, с одной стороны, последние десятилетия ознаменовались возрастанием интереса к социальным аспектам смерти, а именно — к ее месту в системе общественных отношений, к конструированию форм ухода из жизни в процессе общественной практики, к вопросу о границах допустимого вмешательства в естественный ход событий. С другой стороны, стало очевидно, что без целостного понятия смерти, в котором органично соединились бы знания естественнонаучные, гуманитарные и собственно философские, нельзя постичь сущность человека, выстроить систему антропологических знаний.


Для того, чтобы точнее определить направление исследования (и глубже убедиться в актуальности темы), обратимся к накопленному опыту.


Степень разработанности проблематики. Как известно, тему бренности жизни философия унаследовала от предфилософского сознания (Еккл. 2:14—22). Важно, однако, другое. Еще в древности была осознана сама значимость факта конечности существования для пробуждения философской рефлексии. Так, по словам Платона, при мысли о смерти «находит страх» и «охватывает раздумье о том, что раньше и на ум не приходило» [88. C. 95. Pol 330d]. Продолжая сократическую традицию [97. C. 46. Phaed 81a], Артур Шопенгауэр называет смерть «Мусагетом философии» [140. C. 477. WWV 41], а Мартин Хайдеггер — «храном бытия» [125. C. 324. Ding]. Подобной точки зрения на роль terror mortis в генезисе и эволюции философии придерживается громадное большинство современных авторов, в частности Дж. Карс [384], Э. Хартл [553], О. Борецкий [992]. Что касается социальных аспектов смерти, то, так или иначе, они освещались в творчестве Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, П.—А. Гольбаха, Г. Гегеля, Ф. Ницше, Вл. Соловьева, Н. Федорова, Г. Марселя, М. Хайдеггера, Ж.—П. Сартра... (здесь и далее при перечислении имен предпочтение отдается не алфавитному, а хронологическому порядку) De facto смерть признавалась катализатором истории [12. C. 260. Sap 11], хотя принималась за внеисторическую, внесоциальную константу.




Социальные аспекты смерти (философско-антропологический анализ). Монография

Предлагаемая вниманию читателей монография содержит философско-антропологический анализ социальных аспектов смерти.<br /> В ней предпринята попытка углубить понимание сущности человеческой смерти, обобщив научные и философские знания и выработав интегративный подход к разнообразным проблемам, связанным с уходом из жизни.<br /> Книга рассчитана на научных работников, преподавателей, студентов, изучающих философскую антропологию.

349
 Минеев В.В. Социальные аспекты смерти (философско-антропологический анализ). Монография

Минеев В.В. Социальные аспекты смерти (философско-антропологический анализ). Монография

Минеев В.В. Социальные аспекты смерти (философско-антропологический анализ). Монография

Предлагаемая вниманию читателей монография содержит философско-антропологический анализ социальных аспектов смерти.<br /> В ней предпринята попытка углубить понимание сущности человеческой смерти, обобщив научные и философские знания и выработав интегративный подход к разнообразным проблемам, связанным с уходом из жизни.<br /> Книга рассчитана на научных работников, преподавателей, студентов, изучающих философскую антропологию.

Внимание! Авторские права на книгу "Социальные аспекты смерти (философско-антропологический анализ). Монография" (Минеев В.В.) охраняются законодательством!