Наука Пирогов С.В. Социальное прогнозирование и проектирование. Учебное пособие

Социальное прогнозирование и проектирование. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Дата размещения: 12.09.2015
ISBN: 9785392197668
Язык:
Объем текста: 363 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Образ будущего

Раздел II. Прогностика

Раздел III. Системный подход в прогнозировании и проектировании

Раздел IV. Методы прогнозирования

Раздел V. Социальное проектирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел V
Социальное проектирование


Глава 20. Виды и предметы проектирования


В переводе с латинского projicio означает «держу перед собой», projectus — «брошенный вперед». Проект — мыслительная конструкция изменений, заранее спланированных в виде модели или прототипа.


Основанием различения видов проектирования и соответствующих им методологических принципов и методов является предметная сфера проектирования, ответ на вопрос о том, что можно проектировать. История проектирования показала, что следует различать три сферы проектировочной деятельности: создание материальных артефактов, изменение системы социальных связей и отношений, преобразование ценностно-мировоззренческих оснований жизнедеятельности в целом. В соответствии с этим можно выделить три вида проектирования: инженерное, социотехническое (социальная инженерия), социокультурное. Выделение это — довольно условно, так как виды взаимопроникают друг в друга; основанием различения является главным образом предметная сфера проектирования.


ИНЖЕНЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — создание новых артефактов: вещей, технических устройств, зданий и т. п. Инженерное проектирование — создание функциональной конструкции по заданным параметрам на основе знания естественных свойств природных объектов. Инженерные проекты, особенно современные, также содержат социальный компонент, поскольку вещная среда — часть жизненного мира человека. Техника оказывает влияние и на социальные отношения, и на мировоззрение. В свою очередь она обусловлена как типом социальных отношений, так и особенностями культуры конкретного общества. Особенно характерны в этом плане градостроительные проекты. С появлением сложной, особенно информационной, техники возникло системотехническое проектирование, или проектирование человеко-машинных систем. По мере того, как осознавалось, что «главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим аспектам», развивалось социотехническое проектирование.


СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — создание новых социальных систем: коллективов, организаций, целевых групп, социальных институтов и т. п. по заданным принципам и параметрам. Его теоретической парадигмой является структурный функционализм. Основой проектирования выступает нормативный прогноз, представляющий собой научный расчет оптимального и рационального состояния социальных систем, создающийся для достижения определенных целей.Этот вид проектирования еще называют объектно-ориентированным подходом к социальному проектированию (термин Т. М. Дридзе). Он был закреплен в теоретических разработках 1970–1980-х гг. (Г. А. Антонюк, Н. А. Аитов, Н. И. Лапин, Ж. Т. Тощенко, И. В. Бестужев-Лада и др.). Суть этого подхода — в научно обоснованном определении параметров формирования будущих социальных систем или процессов с целью обеспечения оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития новых или реконструируемых объектов. Проектирование здесь, по сути, совпадает с нормативным прогнозированием и планированием. Характерной гносеологической чертой этих проектов является сциентизм — представление о существовании объективных закономерностей проектируемого объекта, стремление к научной обоснованности проектов. Но здесь же заключается и слабость этого подхода, поскольку: «…из одних и тех же научных данных могут вытекать различные, но в то же время с одинаковой степенью научности обоснованные направления социальной политики, другими словами, из данного научного инструмента может быть сделано различное употребление».


СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — гуманизация среды обитания и образа жизни. Социокультурный, аксиологический подход в проектировании направлен на создание условий и жизненной среды для реализации потребностей, интересов и ценностей людей. Отличительные черты этого вида проектирования:


• основным субъектом проектирования является само население, самоорганизующиеся сообщества;


• объектом проектирования выступает сам процесс социального взаимодействия, процесс коммуникации, в ходе которого и возникает среда обитания, важнейшая качественная характеристика которой — коммуникативность как осмысленность и гуманность;


• предметом проектирования, ответом на вопрос «что проектируется?» являются ценности, которые могут принимать различные формы: новой вещи, новых свойств старой вещи, услуги, мероприятия, образцов и впечатлений (мода, имидж, бренд), законопроектов — в той мере, в какой в них содержатся ценности и смыслы нового образа жизни.


РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИЕЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ПРОЕКТОМ. Социальная инженерия направлена на поиски технологических средств и способов реализации идеалов и целей. Для нее характерно стремление связать социальные идеалы с рационалистическим мышлением, найти пути согласования науки и морали. Особенностью социальной инженерии, по сравнению с утопиями, является поиск технико-морфологических схем реализации умозрительных конструкций.На этом пути во второй половине ХХ — начале ХХІ вв. развиваются гуманитарные технологии. В США традиция социальной инженерии проявилась еще раньше: теория социальной экологии Чикагской социологической школы была не столько теорией, сколько исследовательским проектом, направленным на улучшение среды обитания в больших городах. По мнению В. М. Розина, специфика когнитивных средств социальной инженерии заключается в том, что не только используется знание свойств социальных объектов, но и создаются схемы организации совместной деятельности, схемы конструирования новой социальной реальности. Сам термин впервые появился в 20-е гг. XX в. (С. и Б. Веббы, Р. В. В. Паунд, К. Поппер) и означал постепенные, поэтапные изменения. К. Поппер писал: «Сторонник социальной инженерии не задает вопросов об исторических тенденциях или о предназначении человека. Он верит, что человек — хозяин своей судьбы и что мы можем влиять на историю или изменять ее в соответствии с нашими целями, подобно тому, как мы уже изменили лицо земли. Он не верит, что эти цели навязаны нам условиями или тенденциями истории, но полагает, что они выбираются или даже создаются нами самими, подобно тому, как мы создаем новые идеи, новые произведения искусства, новые дома или новую технику».


Социокультурный проект как модель будущей совместной жизни не исчерпывается техническим компонентом. В ХХ в. все чаще стали происходить неудачи в реализации крупных технических проектов. Как пишет В. М. Розин, «морфологическая новая форма получается, в морфологии есть продвижение, а социальные характеристики или искажаются, или исчезают». Дело в том, что условие жизнеспособного проекта — совпадение интенции и замысла как конструктора, так и пользователя этой конструкции.


А для этого необходимо интерсубъективное понимание ситуации. Поэтому в социокультурном проектировании, наряду с технико-морфологическими схемами конструирования объекта, создаются схемы другого типа — схемы анализа ситуаций и сценарии как схемы организации совместных действий для реализации замысла. Главное различие между социоинженерной конструкцией и социокультурным проектом — в том, что последний содержит смысловой компонент модели будущего. Здесь техническая конструкция — всего лишь инфраструктурный компонент проекта, устройство для реализации, воплощения смысла. Социокультурное проектирование базируется на другой философии проектирования, главными принципами которой являются: 1) рефлексия над ценностными основаниями и последствиями проектов; 2) доктрина общественного участия: участие населения в выработке и принятии решения по проектам. Особенно это проявилось в отказе от практики градоустройства, исходя из представления о том, что существует некоторый «рациональный» город. Произошел переход от функционального к средовому (environmental) подходу.


Конкретные различия можно свести к десяти тезисам.


Тезис 1. Техника — условие инноваций, но она — больше, чем простое средство достижения целей человека; «техническое» — форма мировоззрения и способ организации жизнедеятельности, содержащие в себе как позитивные, так и негативные моменты.


Техника может быть определена в следующих аспектах: 1) артефакт — искусственное средство, орудие; 2) опосредование — окольный путь и создание средств между техническим замыслом и его реализацией, технология; 3) условие и механизм социальности (социотехнический проект). Для проектирования имеют значение два последних. С точки зрения понятия «опосредование», «техникой являются многие вещи, которые мы обычно техникой не считаем, например, знаки, семиотические схемы, счет, сознательное создание армии, суда, науки, выведение новых видов растений или новых пород домашних животных».


Однако для уяснения сущности техники не менее существенно то, что именно культура и социум не только являются «зачинщиками» новой техники, но и определяют направления и условия ее становления. Инженерная техника и инновационные технологии стали возможны благодаря сциентистской мировоззренческой установке, возникшей в Новое время. «Просветители XVIII в. довели до конца подход к миру как к машине, созданной Богом. Природа мыслится как машина, а ее законы постижимы благодаря техническим средствам … Понятие естественного закона становится фундаментальным не только для естествознания, но и для складывающейся общественной науки, прежде всего, для концепций естественного права и учения о морали». Распространение на человека естественнонаучного подхода привело к появлению социальной инженерии в социологии, психологии, социальной работе и др.


Тезис 2. Социальная инженерия — экстраполяция принципов и логики технической инженерии; социальные инновации в социальной инженерии основаны на инженерной методологии.


Для понимания сути социальной инженерии необходимо кратко пояснить суть технической инженерной деятельности. Идея инженерной деятельности — это представление о встроенности природных процессов в техническое устройство (артефакт), что позволяет человеку включать их в собственную деятельность, в результате чего ее мощь неизмеримо возрастает. Цель инженерной деятельности — конструирование артефакта, позволяющего использовать (применять) некоторый объективный (природный) процесс. Содержанием инженерной деятельности является нахождение (создание) оптимальных конструктивно-морфологических параметров артефакта (технической конструкции) для протекания природного процесса. Таким образом, методологическими принципами инженерии являются:


• принцип соответствия процессов и морфологических условий, или функции и конструкции;


• проектирование по прототипам, по образцам.


Методологическими принципами социальной инженерии как экстраполяции принципов и логики технической инженерии являются:


• существование объективных явлений и процессов, а значит — истинных и универсальных закономерностей построения (конструирования) новых объектов; в отношении социальных действий и объектов постулируется существование неизменной природы человека: его качеств, потребностей и целей;


• научно-инженерный подход исходит из того, что социальный реформатор — это социальный инженер, демиург, а социальная жизнь — пассивный объект деятельности этого демиурга;


• новое — это улучшенное старое; основаниями конструктивных новшеств в социальной инженерии являются: 1) новые знания (развитие науки); 2) новые цели (изменение идеологии).


«Сциентистский подход к инновациям исходит из тезиса: поскольку вещи были сделаны, они могут, если знать, как они были сделаны, быть и переделаны. Именно эта социально-инженерная установка не только вдохновляла Маркса, но и продолжает направлять многих современных реформаторов. Но весь исторический опыт социальных реформ показывает, что эта установка неверна. Действия реформатора могут быть полностью парализованы, если он не знает и не понимает, куда движется общество, а также как могут себя вести остальные участники социального действия. Начиная с двадцатых годов, обнаруживается постоянное несоответствие между замыслом и реализацией проектов».


«Убеждение, что основные социальные проблемы можно решать на основе техники, все больше становится деструктивным моментом. Любой социум и культура предполагают технику, но не определяются полностью последней». Можно вспомнить и Хайдеггера, утверждавшего в статье «Вопрос о технике», что для того, чтобы человек снова стал свободным в отношении техники, он должен кардинально перемениться: «…опомнившись, снова ощутить широту своего сущностного пространства». В. Г. Федотова показывает исключительную важность определения содержательной стороны модернизационных преобразований, то есть обсуждение смысла самих преобразований, опыта удачных и неудачных реформ, их ресурсов, цены изменений, цивилизационных и культурных ограничений, условий, позволяющих действовать согласованно, и прочее.


Тезис 3. Методологическими недостатками социальной инженерии являются:


• элиминация населения из процесса проектирования;


• отношение к населению как к одному из элементов социальной системы (профессионально-демографическому);


• административное (кабинетное) проектирование.


«В социально-инженерном подходе проектировщик был демиургом, который определяет структуру жизни за других. Проектировщик полностью определял за пользователя всю структуру его жизнедеятельности. Эта идеология полностью вошла в идеологию социального проектирования, и она жива до сих пор. Когда сегодня мы пытаемся создать новую экономику, мы рассуждаем так же. Посмотрите на рассуждения наших политологов. Это типичные социальные проектировщики. Они рассказывают нам, как мы должны жить, что нам нужно иметь». Как указывала Т. М. Дридзе, причина неразработанности (новых) технологий кроется в фактическом отсутствии в трехзвенной системе управленческого цикла «прогноз — проект — программа-план важнейшего среднего звена — проекта», что ведет к неэффективности социального управления.


Тезис 4. Успешные социальные трансформации и создание новых социальных технологий, по сути, невозможны без самосознания, самоопределения и конституирования самих субъектов социального действия. «Все более очевидным становится, что социальная действительность мало похожа на явления первой природы, а эффективное социальное действие — на инженерное. Во-первых, все элементы социального действия (сам деятель, объект действия, выдвигаемые цели, средства и ресурсы, способы действия, условия деятельности и прочее) не могут быть заданы раз и навсегда; напротив, они меняются по мере разворачивания социального действия, переосмысляются, в широком смысле конституируются. Во-вторых, социальное действие направлено как на достижение поставленных целей, так и не меньше, если не больше, — на создание условий, позволяющих эти цели реализовать. В-третьих, неотъемлемой стороной социального действия является содержательное обсуждение природы и смысла всех его основных элементов. Эта гуманитарно-социальная работа образует саму суть социального действия, а не только его обоснование. Наконец, деятельность и участие, направленные на переустройство общества и успешные социальные изменения, предполагают самоопределение субъектов социального действия, в идеале — сознательную работу с собой в рамках выбранной стратегии социального действия». Проблема «инженерного» реформирования общества — в том, что цели реформаторов не согласуются с ситуацией, поэтому цели и результаты — не совпадают, по формуле В. С. Черномырдина: «Хотелось, как лучше, а получилось, как всегда».


Тезис 5. Социокультурное проектирование — это проектирование не нового объекта, а нового качества социальной жизни. Произошла трансформация представлений о будущем: оно стало пониматься не как рациональная конструкция оптимальнного состояния, а как социокультурный проект желаемого состояния, вырабатываемый в процессе коммуникации. «В силу этого невозможно установить соответствие процессов и морфологических условий, так как часто мы не знаем, как обеспечивается тот или иной процесс, поскольку неизвестна их природа. Например, в социальном проектировании вы хотите, чтобы люди общались или действовали коллективно. Какова природа коллективного общения? Из каких элементов состоит процесс общения? Дефицит знаний». Социокультурное проектирование направлено на качество, а не на количество, на кооперацию, а не на конкуренцию.


Тезис 6. Специфика организации пространства социокультурного проектирования — введение идеологии участия, включение в проектирование пользователя и других заинтересованных лиц. При этом моделируются «портреты» потенциальных пользователей, и все это предполагает самоопределение социального проектировщика. В социокультурном проектировании проект адресуется его равноправному участнику. Говоря о различиях социоинженерной и социокультурной технологий проектирования, В. М. Розин приводит примеры двух разных дискурсов — директивного и коммуникативного: «Представь, что я тебе предлагаю проект твоей жизни. Давай обсудим его. Ты скажешь, что тебе нравится, а что — не нравится. Но я тебя с самого начала загоняю в эту структуру. А второе — я говорю: „Давай с тобой вместе создадим проект нашей жизни и сами будем его реализовывать“». В. Глазычев формулировал свои идеи так: взаимодействие с городом, но не для горожан, а вместе с ними.


Тезис 7. Специфика объекта социокультурного проектирования заключается в том, что объект социального воздействия не похож на природный. Он активен, рефлексивен, может формулировать собственные цели, пытаться их реализовать, может при случае ассимилировать «преобразователя». Роль реформатора здесь в том, что он запускает, инициирует некоторые процессы изменения, которые развиваются по своей имманентной логике. Почти все современные социальные преобразования в мире выходили из-под контроля их инициаторов.


Тезис 8. Специфика когнитивных средств социокультурного проектирования: используется не столько знание свойств и конструктивных качеств социальных объектов, сколько схемы анализа ситуаций, организации совместной деятельности, конструирования новой реальности, употребления новых представлений.


«В научно-инженерном подходе знания выполняют две основные функции: описывают закономерности естественного процесса, который должен быть встроен в инженерное действие, и фиксируют параметры инженерного объекта, в котором этот процесс начинает выступать как естественное его бытие. У схем другие функции. С одной стороны, они описывают типы социального взаимодействия, которые используются для социальных преобразований, причем не в качестве вечных закономерностей, а как складывающиеся при фиксированных социокультурных условиях. С другой — схемы помогают организовать деятельность и усилия всех участников социальных изменений. С третьей — они задают для этих участников общую реальность. В отличие от знаний, схемы живут не в пространстве познания и инженерного действия, а в контексте социального действия и социальных изменений. В этом смысле их значение и содержание обусловлены, прежде всего, характером этих процессов». В социальное проектирование вовлекаются гуманитарные идеи и художественные построения, создаются онтологические картины.


Тезис 9. Социокультурное проектирование основывается на ситуационном анализе — изучении и диагностике процессов, протекающих в конкретных социокультурных ситуациях. Каждое поле социокультурной среды имеет три составляющих:


• предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т. п.;


• социоструктурная ситуация: система социальных групп и институтов, система их отношений, сложившаяся в данном социокультурном пространстве;


• ценностно-ориентационная составляющая — смысловая и ценностная нагрузка элементов среды.


«Это проектирование через культурный контекст. Не проектирование чашки, а проектирование образа жизни. Не проектирование автомобиля, а проектирование стиля жизни».


«Социокультурная ситуация — это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя: 1) культурно-историческое наследие; 2) художественную среду; 3) социально-психологическую среду; 4) духовно-нравственную среду; 5) политическую среду; 6) экологическую среду».


Тезис 10. Коммуникация — условие и режим проектирования. Общим механизмом инновационности, т. е. появления новых проектов совместной жизни, образов жизни, моделей поведения и т. п., является коммуникация как процесс согласования значений предметов интенциональной активности и смыслов ситуаций. Так, например, новое в городской среде возникает в результате спонтанного, неожиданного, незапланированного столкновения и последующего взаимодействия разнородных элементов. Предметный и смысловой хаос городской среды выступает непосредственным синергетическим механизмом развития города. Хаос городской жизни здесь является генератором случайности, генератором разнообразия, из которого складывается новое единство, рождается новая структура. «Но подлинную основу коммуникативности по-прежнему составляют незапланированные встречи и столкновения, теснота городских пространств». «Важнейшим условием сбалансированного городского развития, как показывает опыт европейских и американских городов, является наличие согласия между различными городскими сообществами и системой управления по приоритетным направлениям развития. Достижение этого согласия требует решения приоритетных задач, направленных на развитие и поддержание системы общественного самоуправления, изменение системы внутригородского управления, с тем чтобы органы управления были максимально приближены к населению, были ему подотчетны и подконтрольны, обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления».


Резюме


1) Проект — мыслительная конструкция изменений, заранее спланированных в виде модели или прототипа. В соответствии с тремя сферами проектировочной деятельности, можно выделить три вида проектирования: инженерное, социотехническое (социальная инженерия), социокультурное.


2) Инженерное проектирование — создание новых артефактов: вещей, технических устройств, зданий и т. п.


3) Социотехническое проектирование — создание новых социальных систем: коллективов, организаций, целевых групп, социальных институтов и т. п. по заданным принципам и параметрам.


4) Социокультурное проектирование — гуманизация среды обитания и образа жизни. Отличительная черта этого вида проектирования — то, что предметом проектирования здесь являются ценности.


5) Главное отличие социокультурного проектирования от социальной инженерии в том, что оно базируется на другой философии проектирования, главными принципами которой являются рефлексия над ценностными основаниями и последствиями проектов и доктрина общественного участия в изменениях.


6) Методологическими недостатками социальной инженерии являются: 1) элиминация населения из процесса проектирования; 2) отношение к населению как к одному из элементов социальной системы (профессионально-демографическому); 3) административное (кабинетное) проектирование.


7) Специфика когнитивных средств социокультурного проектирования: используется не столько знание свойств и конструктивных качеств социальных объектов, сколько схемы анализа ситуаций, организации совместной деятельности, конструирования новой реальности, употребления новых представлений.


8) Социокультурное проектирование возможно только в режиме коммуникации.


Глава 21. Социокультурное проектирование


СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. Содержание и методики социокультурного проектирования формировались в процессе обсуждения вопроса: для чего нужно социокультурное проектирование? Ответы на него формировались в рамках различных теоретических традиций и гуманитарных дисциплин (философии, социологии, психологии, семиотики, системного анализа). Особое значение как методологического, так и методического характера имеют идеи и проектные разработки Межотраслевого научного коллектива «Прогнозное социальное проектирование: теория, метод, технология» под руководством профессора Т. М. Дридзе на базе Института социологии РАН.


Социокультурное проектирование в целом базируется на разных парадигмальных основаниях, включает в себя разные концепции. Не претендуя на исчерпывающее изложение всей палитры идей и мнений, сформулируем десять тезисов, которые, как представляется, релевантны сути социокультурного проектирования, принципиально отличают его от социотехнического или объектного проектирования. В этих тезисах подчеркивается то общее, что есть у разных авторов и что составляет «дух» социокультурного проектирования, несмотря на индивидуальное своеобразие всех авторов этого направления.


Тезис 1. Социокультурное проектирование направлено на повышение качества среды обитания в смысле ее соответствия интересам и личностным особенностям конкретного населения на конкретных территориях. Изменение качества жизни протекает в режиме коэволюции человека и среды его обитания. При этом активным началом является, разумеется, сам человек. «Заблуждающееся человечество всегда мечтало об улучшении своего окружения посредством изменения государственного устройства и общества, но внешнее окружение может быть усовершенствовано только посредством внутреннего совершенствования индивидуума. Наша внешняя жизнь отражает только то, что внутри нас. Как говорил Кришнамурти, «если вы хотите достичь счастья, вы должны прежде всего достичь счастья внутри себя».


Тезис 2. Социокультурное проектирование направлено на создание в процессе коммуникации общего для проживающих вместе образа будущего как проекта желаемого и приемлемого состояния жизни. Социокультурный проект — не научно-рациональная конструкция некоторого оптимального состояния с точки зрения экспертов, а рационализация мечты о лучшей жизни, размышление о том, как с помощью других людей воплотить ее в жизнь. Социокультурный проект — проект совместной жизни. Диалог — главное условие социокультурного проектирования. «Возникает совершенно новая реальность, которая не приходила в голову никому, — представление о том, что процесс проектирования как процесс уже моделирования, делания будущего состояния, а не объекта, возможен только в диалоговом режиме. Колоссальный сдвиг парадигматического умонастроения. Сдвиг от «я знаю лучше, лучше всех умею» до «конечно, кое-что я знаю, кое-что умею, но выработать реализуемую модель новой ситуации я могу только вместе с теми, кто в этой ситуации будет существовать, кто ее будет создавать».


Тезис 3. Совершенствование институциональных структур (административных, экономических, политических) является средством улучшения жизни, а не самоцелью. Цель — создать условия для гуманизации и «диалогизации» процесса выработки решений на всех уровнях управления социально значимыми процессами. «Иными словами, речь идет о реализации принципа социального участия, т. е. участия всех субъектов, заинтересованных в выработке решений, затрагивающих их судьбу, путем перманентного расширения «коммуникативного круга» с постепенным «втягиванием» в него все большего числа лиц с их «разномотивированными» критериями оценки социальной ситуации и социально значимых решений. У нас это называется «рассмотреть ситуацию глазами ученых и специалистов-практиков, должностных лиц и обывателей».


Тезис 4. Социокультурное проектирование направлено, в конечном счете, на улучшение конкретной жизненной ситуации конкретного населения в конкретном месте. «Гуманитарный императив пространственного развития мог бы звучать примерно так: необходимо стремиться к реализации таких социально- и культурно-экологических, образовательных и рекреационно-досуговых условий обитания, которые, во-первых, обеспечивали бы постоянную оседлость наличного и приезжего населения в проектируемой системе расселения, а во-вторых, приводили бы к расширенному самовоспроизводству населения, образа жизни и культуры. Следование этому императиву и приводит к постановке остро модной сегодня культурно-антропологической и психологической идентичности больших пространств, принятия их в качестве своих людьми и сообществами, проживающими свою жизнь в данном „месте“, в данных культурно-исторических обстоятельствах».


Тезис 5. Социокультурное проектирование направлено (имеет своим предметом) на изучение и совершенствование образа жизни локальных сообществ, который формируется в определенных социокультурных ситуациях, обладающих тройным уровнем сложности (тройственной структурой): социетальным, статусно-институциональным, личностно-биографическим. «Соответственно, в качестве единиц анализа нами используются понятия „конкретно-историческая ситуация“, „социальная (социокультурная) ситуация“ и „жизненная ситуация“. Каждая из них мыслится в определенных аналитических границах и связывается с определенным уровнем анализа взаимодействия субъекта социального действия со средой. При этом под жизненной ситуацией индивида имеется в виду совокупность значимых, т. е. „втянутых“ в орбиту его жизнедеятельности, событий и обстоятельств, оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на его мировосприятие и поведение в каждый данный конкретный период его жизненного цикла».


Тезис 6. Социокультурное проектирование направлено на изучение интенций людей. «Специфика этой методологии, описанной мною в целом ряде публикаций, состоит в том, что в сферу исследовательского внимания попадают не только результаты общественной практики, но и интенции, лежащие у истоков зарождения, становления и распространения образцов поведения, деятельности, общения и взаимодействия людей со всеми элементами их жизненной среды. Осваивая среду, делая ее своей, человек привносит в нее себя, т. е. состояние и направленность своего сознания, свое жизненное кредо».


Тезис 7. Ментальность и жизненные стратегии конкретных сообществ формируются в процессе метаболизма (обмена веществом, энергией и информацией) со средой обитания, которая всегда локально-гетерогенна — различна в различных местах социального пространства. Среда постоянно «впитывает» продукты жизнедеятельности людей, населения, приобретая историческую, социокультурную специфику, обретая «дух места» (Р. Парк) — социокультурный колорит среды обитания. Люди, живущие в конкретной среде, в свою очередь усваивают ее социокультурную специфику: традиции и нормы поведения, принятые в данной «местности». «Первооснова самоорганизации и воспроизводства социальности кроется в обменных процессах, а именно, в процессах обмена веществом, энергией и информацией между человеком и средой. Именно в этом никогда не прекращающемся метаболизме заложены истоки поддержания и обновления всех форм социокультурной жизни, в том числе и в городском пространстве».


Тезис 8. Жизнь как отдельного человека, так и сообществ протекает в социокультурной среде, обладающей качественными характеристиками и конкретной спецификой темпорального, территориального и пространственного аспектов. «Поэтому один из методологических принципов проектирования, который отличает его от не-проектирования: проектирование — всегда экологически связанная деятельность. Всегда в среде выделяется некая ситуация, вычленяется по определенным признакам (которые, как правило, задают техническое задание на проектирование) для того, чтобы в этот вырезанный фрагмент среды нечто внедрить, вставить, встроить так, чтобы среда в целом сохранила свои свойства и чтобы эта включенная туда реальность под названием „объект“ в ней как-то функционировала».




Социальное прогнозирование и проектирование. Учебное пособие

В данном учебном пособии понимание будущего основывается на тезисе, что человек в своих процессах восприятия, мышления и деятельности не столько отражает окружающий мир, сколько активно творит его. Мир конструируется людьми не только на основе объективных фактов, но также на основе переживаний и осмысления опыта повседневной жизни, опыта совместного решения проблем.<br /> Прогнозирование и проектирование рассматривается как две фазы единого процесса конструирования «образа будущего» — определение трендов изменений в настоящем и построение альтернативных сценариев возможных будущих изменений.<br /> Такое понимание прогнозирования и проектирования совпадает по своему содержанию с социальным управлением, с управлением когнитивными процессами согласования как видения, интерпретации ситуации, так и процессом целеполагания, согласования целей различных субъектов.<br /> Учебное пособие ориентировано как на бакалавров по специальностям «социология», «социальная работа», «менеджмент», так и на магистров по специальности «социология управления». Книга может быть интересна и полезна всем, кто интересуется вопросами совершенствования социальных систем и проектирования комфортной среды, способствующей саморазвитию человека.

249
Наука Пирогов С.В. Социальное прогнозирование и проектирование. Учебное пособие

Наука Пирогов С.В. Социальное прогнозирование и проектирование. Учебное пособие

Наука Пирогов С.В. Социальное прогнозирование и проектирование. Учебное пособие

В данном учебном пособии понимание будущего основывается на тезисе, что человек в своих процессах восприятия, мышления и деятельности не столько отражает окружающий мир, сколько активно творит его. Мир конструируется людьми не только на основе объективных фактов, но также на основе переживаний и осмысления опыта повседневной жизни, опыта совместного решения проблем.<br /> Прогнозирование и проектирование рассматривается как две фазы единого процесса конструирования «образа будущего» — определение трендов изменений в настоящем и построение альтернативных сценариев возможных будущих изменений.<br /> Такое понимание прогнозирования и проектирования совпадает по своему содержанию с социальным управлением, с управлением когнитивными процессами согласования как видения, интерпретации ситуации, так и процессом целеполагания, согласования целей различных субъектов.<br /> Учебное пособие ориентировано как на бакалавров по специальностям «социология», «социальная работа», «менеджмент», так и на магистров по специальности «социология управления». Книга может быть интересна и полезна всем, кто интересуется вопросами совершенствования социальных систем и проектирования комфортной среды, способствующей саморазвитию человека.

Внимание! Авторские права на книгу "Социальное прогнозирование и проектирование. Учебное пособие" (Пирогов С.В.) охраняются законодательством!