Юридическая Тюгаева Н.А., Котляр В.Н., Афанасьева С.И. Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография

Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.11.2017
ISBN: 9785392272471
Язык:
Объем текста: 158 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение. Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России

Глава 2. Практические аспекты нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России

Глава 3. Теоретические основы профессионального самовоспитания курсантов и слушателей вузов ФСИН России

Глава 4. Методы, оценка и развитие профессионального самовоспитания курсантов и слушателей вузов ФСИН России

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Теоретические основы профессионального самовоспитания курсантов и слушателей вузов ФСИН России


3.1. Историко-педагогический анализ проблемы самовоспитания


Исследование проблемы профессионального самовоспитания личности невозможно без изучения, анализа и обобщения опыта, накопленного педагогической теорией, того, что прошло испытание практикой и стало педагогически целесообразно. Идея о человеке как о творце самого себя имеет глубокие исторические корни. Во все времена философы, психологи, педагоги стремились понять сложность человеческого бытия, особенности его становления и развития.


Значительное место проблеме самосовершенствования уделялось в философских взглядах мыслителей Древней Греции и Рима. Ряд прогрессивных идей привнес один из первых философов Древней Греции Гераклит: о разуме и чувствах как орудиях самопознания, об обучаемости и освоении нравственности как свойствах человека, необходимости самостоятельно познавать сущность происходящего.


Вопросы самосовершенствования составляют содержание философии Сократа. Великий философ считал, что мудрость — это результат познания, призывал к самопознанию, с которого и начинается самосовершенствование личности, утверждал, что невежество является величайшим врагом человека. Всему миру известен его призыв: «Познай самого себя». Главная задача наставника, по мнению Сократа, заключается в пробуждении мощных духовных сил ученика, в оказании помощи его самосовершенствованию.


Аристотель указывал на то, что «добродетель не дается нам от природы, от природы нам дана лишь возможность приобрести ее», ставил вопрос о сознательном отношении человека к самому себе. Глубокие мысли автора о выработке характера человеком, необходимости закалки воли для победы над слабостями, возможности развивать положительные качества актуальны и в настоящее время.


Анализ трудов древних мыслителей показывает, что уже в те далекие времена проблема самосовершенствования личности волновала их умы, рассматривалась с позиции различных систем, школ и течений, начал формироваться ее понятийный аппарат. Авторы указывали на необходимость постоянного духовного преобразования себя, выхода за свои пределы, стремились найти для своих современников дорогу к счастью. В то же время многие вопросы трактовались с точки зрения существующих религиозных взглядов.


Наиболее активное развитие проблема самосовершенствования человека получила в Западной Европе в Новое время (XVII–XIX вв.). В это время происходило формирование новых общественных и духовных ценностей. В общественном сознании менялось отношение к простому человеку, которого начинают считать главной ценностью и совершеннейшим созданием на земле. Великий чешский педагог Я.А. Коменский пишет о том, что к воспитаннику нельзя относиться как к пассивному объекту воздействия. Его личность обладает определенным потенциалом, активностью и волей, которые позволяют ей успешно развиваться без применения насильственных методов. «Человек, как и природа, всякое свое действие начинает изнутри». Научить человека управлять собой — важнейшая цель воспитания.


Видный деятель французского Просвещения Ж. Ж. Руссо в своей теории «естественного воспитания» говорит о том, что природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущейся силой, отводит педагогу роль помощника в развитии физических и духовных сил ученика. Эти идеи критикует швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, который видел путь развития человека не только в слепом подражании природе, но и в активной работе над собой: «Весь естественный ход нашего развития в значительной мере вытекает из непреодолимого стремления к собственному развитию». Самопознание, по его мнению, является центральным звеном, из которого исходит самосовершенствование, построенное на самоуправлении.


Вместе с тем менялось представление о роли педагога в развитии личности. Немецкий педагог А. Дистервег писал о том, что педагогическое воздействие должно способствовать превращению ученика из объекта в субъект воспитательного процесса: «Заставляй ученика работать руками, языком и головой!... вкорени ему это в привычку, чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность». Задача педагога — создание условий, стимулирующих самосовершенствование личности. Подчеркивалась необходимость самосовершенствования самого педагога, который может выполнить свое предназначение только тогда, когда он будет воспитывать не только учеников, но и себя.


Родоначальник немецкой классической философии И. Кант изложил свою систему самосовершенствования, главный принцип которой: «Повелевай своей натурой, иначе она будет повелевать тобой». В качестве идеала автору представляется человек, подавляющий ради своего самосовершенствования эгоистические частные мотивы и потребности.


Зарождение в Европе новой организации жизни общества, ориентированной на свободу личности, ее социальные права и свободы активизировало исследования вопросов самосовершенствования личности, что нашло отражение в различных направлениях и школах, которые, несмотря на все отличия, утверждали веру в возможности человека, обеспечивающие его самосовершенствование, развитие личностного потенциала. Стремясь устранить существующие недостатки в системах образования и воспитания и доказывая наличие в природе человека самодеятельной и самодвижущейся силы, классики внесли важный вклад в понимание сущности самосовершенствования, обосновывали необходимость педагогического руководства данным процессом, указывали на необходимость самосовершенствования не только ученика, но и педагога.


Важные социальные реформы в России, предпринятые в ходе отмены крепостного права, изучение трудов ведущих зарубежных философов, психологов и педагогов, проникших и на территорию России, вызвали критику догматизма, зубрежки, наказания, усилили стремление к поиску новых условий обучения и воспитания, которые способствовали бы осуществлению на практике идей о свободном самосовершенствовании личности.


Значительное внимание стало уделяться отдельной личности. Так, выдающийся хирург и педагогический деятель Н. И. Пирогов указывал на то, что каждой личности свойственна постоянная борьба «внутренней и внешней природы», стремление к самосовершенствованию. Идеи великого русского педагога К. Д. Ушинского оказали значительное влияние на развитие различных областей педагогической теории и практики, в том числе связанных с процессом самовоспитания. Занимаясь самовоспитанием, он разработал для себя специальные правила:


Выполнение принятых правил самовоспитания позволяет добиваться необходимых целей, решать поставленные задачи, а в итоге — эффективно работать над собой. Качествами идеала самовоспитания К. Д. Ушинский называл волю, патриотизм, честность, правдивость, человечность, любовь к труду, чувство прекрасного.


Последователем теории свободного воспитания Ж. Ж. Руссо в России был выдающийся писатель, философ и педагог Л. Н. Толстой. В своих трудах он подчеркивал, что воспитание — это прежде всего самосовершенствование. В процессе воспитания педагогу необходимо активно работать над собой, осознавать свои ошибки и исправлять их. Благодаря работе над собой Л. Н. Толстой сумел преодолеть лень, бесхарактерность, тщеславие и другие отрицательные качества и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.


В педагогике России на рубеже ХIХ–ХХ вв. утверждается идея о развитии личности как главной цели образования и воспитания. Так, В.П. Вахтеров указывает, что «главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника», которое может быть управляемым как воспитателем, так и воспитанником. Педагог справедливо полагал, что будущее, несомненно, принадлежит людям, которые сознательно поставят во главу угла стремление к развитию своей личности и человеческого рода.


Один из крупнейших теоретиков педагогики П. Ф. Каптерев в своих трудах утверждает, что человек есть то, что получается в процессе самосовершенствования. Автором подчеркивается важная роль идеала в самосовершенствовании личности. Говоря о педагогическом руководстве самовоспитанием, главную функцию педагога П.Ф. Каптерев видит в том, чтобы предупреждать недостатки в осуществлении данного процесса. Воспитание он определяет как систематическую помощь самовоспитанию и всестороннему усовершенствованию личности.


В философских работах Н. А. Бердяева по самовоспитанию особую ценность представляют положения об условиях успешности самопознания: «Следует быть до конца и до последней глубины правдивым и искренним; не следует излишне идеализировать свой собственный образ или, напротив, давать ему необоснованно заниженную оценку; не следует самопознание использовать с целью маскировки, идеализации; следует направлять его на самоизменение». Процесс самовоспитания Н. А. Бердяев характеризует как творческий акт самого человека, тем самым философ ставит вопрос о человеке как субъекте самовоспитания.


Концепцию педагогического стимулирования самовоспитания предлагает П. П. Блонский. Главным элементом в построении процесса самовоспитания, по его мнению, является создание системы необходимых целенаправленных стимулов, порождаемых конкретной социально-исторической средой. Педагогические функции по руководству самовоспитанием заключаются в создании условий, способствующих побуждению и стимулированию данного процесса. Стимулирование позволяет убыстрять или, наоборот, тормозить скорость и интенсивность развития определенных качеств личности.


Анализ работ прогрессивных русских философов, психологов и педагогов данного исторического периода показывает, что авторы все чаще обращаются к проблеме развития личности, характеризуют самовоспитание как творческий акт самого человека, требующий сознательной и активной работы над собой с опорой на самопознание. При этом необходимо стремиться к выбранному идеалу. В трудах содержатся теоретические предпосылки понимания сущности процесса самовоспитания, его структуры, роли самовоспитания в целостном воспитании личности, продолжает развиваться понятийный аппарат, указывается на неразрывную связь процессов воспитания и самовоспитания личности, предлагается концепция педагогического стимулирования самовоспитания. В России возникли те же идеи, что и в Западной Европе Нового времени, получившие специфическую направленность, вытекающую из особых условий отечественной жизни. Это была пора расцвета национальной русской педагогики.


Необходимо отметить, что термин «самовоспитание» стал применяться лишь с середины XIX в., до этого времени говорилось о ствовании личности. В современной психолого-педагогической литературе эти понятия большинство авторов используют как синонимы. Так, Ю. М. Орлов пишет: «Процесс самосовершенствования представляет собой самовоспитание. Нам часто не нравится слово «самовоспитание», так как оно имеет своим корнем слово «воспитание», которое подчас воспринимается как процесс, в котором над нами совершают грубое или утонченное насилие, вызывая, например, стыд или чувство вины, а чаще всего зависть или состояние лишения. Мы не хотим, чтобы нас заставляли что-либо делать. Нам лучше, если мы сами хотим это делать».


В то же время, по мнению известного педагога А. И. Кочетова, которое наиболее близко авторам данного исследования, «самосовершенствование» — более широкое понятие: «Самовоспитание — высшая форма самосовершенствования».


В психолого-педагогических работах часто используется еще один термин — «саморазвитие». Для его характеристики обратимся к понятию «развитие». В педагогической энциклопедии оно определяется как «изменение, представляющее собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений».


П. Н. Осипов подчеркивает, что самовоспитание — это управляемое личностью саморазвитие. «Саморазвитие — процесс объективный, не зависящий от разума и воли человека. Самовоспитание — процесс субъективный, процесс, изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли». Самовоспитание — высшая форма саморазвития. Зрелое самовоспитание предусматривает сознательное и целенаправленное участие человека в разностороннем развитии собственной личности. При самовоспитании он уже не подражает, а стремится сам определить свою цель и достичь ее освоенными им или новыми средствами и способами. В данном случае уже имеет место его творчество.


В работах зарубежных ученых самовоспитание часто рассматривают как чистое саморазвитие личности. При этом нередко игнорируют зависимость самовоспитания от внешних условий, считая его субъективным процессом, оторванным от реальной жизни и обусловленным биологической предопределенностью человека.


Известные психологи (А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг) рассматривают личностный рост как процесс, источники и движущие силы которого находятся в бессознательных сферах психики личности, сильно зависящий от ориентации на получение разных форм компенсации в будущем. В основе всей человеческой деятельности усматривают стремление к личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации. «Эта цель, хотя она лишь смутно сознается индивидом, становится центром формирования личности, детерминируя ее психику. Характер цели и способы ее реализации создают специфический для человека ''жизненный стиль''».


В концепции американских психологов К. Роджерса и А. Маслоу человек представляется центральным субъектом, который организует процесс собственного развития, а личность является центром этого развития. Личность человека, по их мнению, это неповторимая уникальная ценность, в которую изначально заложен огромный потенциал к саморазвитию своей человеческой сущности, а главным побудителем личностного развития выступает врожденная тенденция организма к самоусилению и самоактуализации.


Большинство современных зарубежных концепций либо вообще отрицают социальную природу самовоспитания, либо стремятся свести ее к минимуму. Активно пропагандируются концепции самовоспитания, направленные на развитие таких качеств, как индивидуализм, эгоизм, самовлюбленность и т. п. Предлагается множество рекомендаций, как стать богатым, обрести личное счастье, как управлять эмоциями, настроением, распространяется теория равных возможностей. Работы зарубежных исследователей представляют интерес для отечественной науки, позволяют всесторонне рассматривать этот многогранный и сложный процесс с точки зрения различных позиций и мнений, использовать все лучшее в теории и на практике.


В современной отечественной науке отмечается рост интереса к проблемам самовоспитания. В философских работах М. С. Кагана, Е. Н. Князевой, И. С. Кона, С. П. Курдюмова, А. Г. Спиркина подчеркивается, что сложность бытия требует дальнейшего самосовершенствования, внимания к внутреннему миру человека, к самосознанию и его проявлению в процессе самовоспитания.


Рассматривая вопрос самосознания в самовоспитании, И. С. Кон указывает, что одна из важнейших функций самосознания личности — оказание помощи индивиду в выработке эффективной жизненной ориентации. По мнению А. Г. Спиркина, самосознание выступает мощным фактором самовоспитания, это «не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающееся существо».


Сущность самовоспитания как средства становления человека на основе развития своих способностей, усиления характера, воли рассматривает в своих работах М. С. Каган. По его мнению, человек, творя мир, вынужден преобразовывать себя в трех направлениях: природном, социальном и культурном. В итоге данного преобразования индивидуален и неповторим жизненный путь, духовный облик и результат личностного роста каждого человека.


Философские науки дают представление о самовоспитании личности как духовно-практическом самоизменении с целью полноты индивидуального самовыражения и социального служения обществу. Важнейшим фактором самовоспитания подавляющее большинство философов считают свободу, рассматривая личность и свободу в диалектическом единстве и подчеркивая при этом ценность не столько свободы «от», сколько свободы «для».


Отечественные психологи в отличие от большинства зарубежных авторов считают, что процесс самовоспитания личности осуществляется прежде всего в деятельности (М. Я. Басов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Факторы наследственности и среды определяют не суть процесса, а лишь различные вариации в пределах нормы. В процессе обучения и воспитания возникают новообразования в психике и личности, которые характеризуют более высокую степень их организации и функционирования (А. А. Бодалев, В. И. Селиванов). А. А. Бодалев указывает: «От этих направленных микро- и макроизменений в психике и личности зависит последующее саморазвитие». Самовоспитание непосредственно связано с развитием, его эффект во многом определяется основой, которую задает ему развитие.


Современная отечественная педагогика и психология стоят на тех позициях, что человек развивает, воспитывает, строит себя сам и достигает того, на что у него хватает собственных сил при своевременной помощи извне.


Рассматривая понятие «самовоспитание», необходимо отметить отсутствие единства ученых в его толковании. Так, в педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Самовоспитание — сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных».


В исследованиях А. И. Кочетова указывается, что «самовоспитание — это осознанное, управляемое самой личностью развитие, в процессе которого в интересах общества и самой личности планомерно формируются качества, силы и способности человека, причем функции воспитателя постоянно передаются воспитуемому (переход воспитания в самовоспитание)». При этом воспитание является важнейшим условием, предпосылкой и фактором самовоспитания.


По мнению Ю. М. Орлова, «самовоспитание — это определенный тип отношения, поступков, действий к самому себе и собственному будущему с точки зрения соответствия определенному идеалу».


Л. И. Рувинский считает, что самовоспитание в широком смысле слова — это деятельность человека с целью изменить свою личность; в узком — ответ на вопрос: «Каким я должен быть?» Для ответа необходимо хорошо знать и уважать самого себя, хотеть сделать себя лучше, работать над собой постоянно. Не противоречит этому и определение, сформулированное А. В. Петровским: «Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности».


Военные педагоги говорят о том, что самовоспитание — это целенаправленная активная деятельность, способствующая формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям общества, воинской службы и профессиональной деятельности офицера, личной программы развития.


Теоретический анализ исследуемой проблемы, сопоставление определений известных ученых позволили авторам определить самовоспитание личности как сознательную, активную и целенаправленную деятельность по изменению себя с целью формирования и развития положительных и исправления отрицательных качеств.


Среди отрицательных черт личности исследователи выделяют:


  • низкий нравственный облик, нечестность, склонность к обману;
  • недисциплинированность, безответственность, пассивность;
  • сниженные интеллектуальные способности, познавательную активность; эмоциональную неустойчивость;
  • неадекватную самооценку, высокомерие, пренебрежительное отношение к людям;
  • низкий порог устойчивости к стрессу, избыточную агрессивность, импульсивность поступков;
  • отсутствие мотивации на достижение успехов в работе, низкий авторитет;
  • наличие вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, сквернословие, неряшливость и др.).



Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография

Монография подготовлена на основе материалов педагогических исследований, проведенных авторами. В ней проанализированы становление и развитие нравственного воспитания сотрудников, принятых на службу в органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, история профессионального самовоспитания; всесторонне раскрыты понятия, специфика и педагогические принципы профессионально-нравственного воспитания как педагогические категории; предлагаются практические рекомендации курсантам и слушателям, руководителям и преподавателям по психолого-педагогическому руководству процессом профессионально-нравственного воспитания, соблюдение которых обеспечит его высокую результативность.<br /> Книга предназначена для преподавателей образовательных организаций ФСИН России и других министерств и ведомств, адъюнктов и аспирантов, курсантов и слушателей, а также для всех интересующихся вопросами профессионально-нравственного воспитания.

179
 Тюгаева Н.А., Котляр В.Н., Афанасьева С.И. Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография

Тюгаева Н.А., Котляр В.Н., Афанасьева С.И. Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография

Тюгаева Н.А., Котляр В.Н., Афанасьева С.И. Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография

Монография подготовлена на основе материалов педагогических исследований, проведенных авторами. В ней проанализированы становление и развитие нравственного воспитания сотрудников, принятых на службу в органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, история профессионального самовоспитания; всесторонне раскрыты понятия, специфика и педагогические принципы профессионально-нравственного воспитания как педагогические категории; предлагаются практические рекомендации курсантам и слушателям, руководителям и преподавателям по психолого-педагогическому руководству процессом профессионально-нравственного воспитания, соблюдение которых обеспечит его высокую результативность.<br /> Книга предназначена для преподавателей образовательных организаций ФСИН России и других министерств и ведомств, адъюнктов и аспирантов, курсантов и слушателей, а также для всех интересующихся вопросами профессионально-нравственного воспитания.

Внимание! Авторские права на книгу "Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография" (Тюгаева Н.А., Котляр В.Н., Афанасьева С.И.) охраняются законодательством!