Юридическая Тюгаева Н.А., Котляр В.Н., Афанасьева С.И. Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография

Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.11.2017
ISBN: 9785392272471
Язык:
Объем текста: 158 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение. Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России

Глава 2. Практические аспекты нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России

Глава 3. Теоретические основы профессионального самовоспитания курсантов и слушателей вузов ФСИН России

Глава 4. Методы, оценка и развитие профессионального самовоспитания курсантов и слушателей вузов ФСИН России

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Введение


Научная проблема проведенных авторами исследований обусловлена объективно обоснованным повышением требований к уровню современного специалиста и продиктована необходимостью поиска новых, более эффективных, порой нетрадиционных путей ее разрешения. В связи с чем одной из приоритетных задач уголовно-исполнительной системы России является работа с кадрами. Все более востребованными становятся профессионально подготовленные кадры. Поэтому особое значение приобретает опыт профессиональной подготовки кадров с учетом изменившихся потребностей общества и государства — иметь не только профессионала и гражданина-патриота, но и высокоразвитую нравственную личность.


Выдвижение требований безупречной морали — это не просто желательные черты профессионального облика сотрудника, необходимость ее формирования закреплена в нормативных правовых актах ООН и ЮНЕСКО последних лет, а также в Конституции РФ и уголовно-исполнительном законодательстве РФ. В них особое место отводится вопросам предупреждения неслужебных связей, профилактики профессиональной деформации. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы подчеркивает важность профессионально-нравственного воспитания, в процессе которого не только разъясняется этический смысл служебной деятельности, формируются и развиваются нравственные качества, основанные на высших духовных идеалах добра, справедливости, мужества и чести, но и прививаются профессиональные знания, умения и навыки.


Следует констатировать, что, несмотря на директивные указания и предпринимаемые меры по совершенствованию профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей (как в период обучения, так и в ходе дальнейшей профессиональной деятельности), как свидетельствуют статистические данные, уровень правонарушений остается значительным.


Изучение реального положения дел в системе исполнения уголовных наказаний в области работы с персоналом исправительных учреждений показывает, что процент увольнения сотрудников уголовно-исполнительной системы по отрицательным мотивам остается стабильно высоким. Как показали исследования, причины нарушений законности со стороны сотрудников лежат главным образом в недостаточности профессионализма, их низкой правовой и нравственной культуре.


Анализ результатов исследований приводит к выводу о том, что большая часть нарушений вызвана деформированной нравственностью личного состава. Это указывает на серьезные просчеты в организации профессионально-нравственного воспитания будущих и действующих сотрудников уголовно-исполнительной системы, что обусловлено рядом выявленных противоречий:


  • между требованиями к уровню профессионально-нравственной воспитанности сотрудников, прошедших курс профессиональной подготовки в образовательных организациях ФСИН России, и ее современным состоянием;
  • признанием значимости профессионально-нравственного воспитания сотрудников и отсутствием у командно-преподавательского состава целостного представления о его сущности и содержании;
  • желанием и неумением работать над собой из-за низкой требовательности к себе, незнания методики профессионально-нравственного самовоспитания, слабой силы воли, отсутствия психолого-педагогического сопровождения и др.;
  • потребностью профессионально-нравственного самосовершенствования и недостаточной разработанностью в педагогической науке вопросов организации и функционирования данного процесса.

Большинство сотрудников, испытывая различные трудности (как объективные, так и субъективные), не всегда умеют правильно познать и оценить себя, свои возможности, наметить себе «ближние, средние, дальние перспективы» (по А. С. Макаренко) и пути их достижения. В связи с этим актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости разрешения названных противоречий. Одним из оптимальных направлений при этом, что доказано в монографии, является профессиональное самовоспитание, в рамках которого осуществляется интенсивное формирование нравственных и профессионально важных качеств; второе направление — обучение и воспитание в образовательных организациях ФСИН России следует строить с учетом того, чтобы выпускники, получив достаточные знания, умения и навыки, по прибытии в подразделения уголовно-исполнительной системы умели:


  • работать над профессионально-нравственным самосовершенствованием;
  • пропагандировать опыт осуществления самовоспитания, самообразования и самоисправления;
  • разрабатывать и внедрять методику психолого-педагогического консультирования по вопросам профессионально-нравственного развития и самореализации;
  • оказывать помощь в профилактике профессионально-нравственной деформации.

Авторы монографии на основе апробированных результатов исследований предложили следующее оригинальное разрешение обозначенной проблемы и выявленных противоречий: реализация перспективного направления, позволяющего осуществить задачу подготовки компетентного специалиста для уголовно-исполнительной системы, — профессиональное самовоспитание, ведущее к совершенствованию личности курсантов и слушателей, мобилизующее их внутренний потенциал, что позволяет расширить возможности в развитии нравственных качеств, выработать способность к саморегуляции своего поведения, более качественно готовить себя к профессиональной деятельности.


Глава 1.
Теоретические основы нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России


1.1. Феномен нравственности и понятие нравственного воспитания личности


Рассматривая проблемы нравственного воспитания сотрудников УИС, необходимо отметить, что с давних времен основными задачами педагогики были передача накопленных обществом знаний и опыта последующим поколениям и воспитание целостной, гармоничной, всесторонне развитой личности. В настоящее время, в период усиления духовного, экономического, социального, национального расслоения населения страны, цель научно обоснованной педагогической государственно-общественной системы должна быть достаточно четкой и гибкой, основанной на глубоком понимании сущности личности, ее становлении и развитии, с одной стороны, как частицы общественной системы, участвующей во всех ее процессах, а с другой — как духовно и граждански свободного человека, реализующего себя в нравственном поведении.


Воспринимая человека как личность, находящуюся в постоянном изменении и становлении, сознающую свои неисчерпаемые возможности, различные науки (философия, социология, психология, педагогика и др.) проецируют свой интерес в отношении феномена нравственности. Проблемы духовного поиска, понимания человеком себя, смысла своей жизни, а также окружающего мира, своего места в этом мире, определения нравственных принципов поведения в социуме всегда волновали человеческие умы. Поиску ответов на эти вопросы посвящены целые трактаты великих философов, религиоз ных и государственных деятелей, известных ученых.


Античная философия, которую принято считать основой современной науки, уделяла первостепенное внимание осмыслению духовной сферы человека, ее нравственных начал. Древнегреческие философы рассматривали душу как тончайшее вещество, активное творческое начало, причастное к миру божественных вещей. Так, Пифагор (VI в. до н. э.) создал свою школу как философско-религиозную общину, где высшей нравственной целью являлся катарсис — духовное очищение, достигавшееся здоровым образом жизни и познанием гармонии космоса. Центральной идеей философии Сократа (469–399 гг. до н. э.) стал идеал самопознания и самосовершенствования. Он утверждал, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что есть добро, не будет поступать дурно. Платон (427–347 гг. до н. э.) решение противоречий между моральным сознанием и фактическим поведением находил в борьбе человека с самим собой. Его ученик Аристотель (384–322 гг. до н. э.) в трактате «О душе» определил ее как нетелесный, неотделимый от тела, его организующий и гармонизирующий принцип, придающий цель и смысл жизни, и считал, что нравственные качества не даются людям от природы, а приобретаются путем усвоения опыта предшествующих поколений. По его мнению, живя в согласии с собой и уважая правила общежития с другими людьми, свободный человек может возвыситься до духовной жизни и обрести истинную мудрость, тем самым уподобившись богам.


Анализ трудов древних мыслителей показывает, что еще в те далекие времена они пытались донести до других людей идеи о том, что построение индивидуальной и общественной жизни на нравственных идеалах и ценностях добра, любви, красоты, честности, мужества, взаимного уважения и гармонии с природой способствует достижению как личного счастья, так и общественного благоденствия. В то же время многие вопросы трактовались с религиозной точки зрения.


Философия эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.) охарактеризовалась серьезными изменениями в воззрениях на человека (Н. Макиавелли, М. Монтень, Ф. Петрарка, Э. Роттердамский и др.). Созданный богом, находящийся в срединном положении между земным миром и божественным, обладая свободой духа, он сам творит свою судьбу. Только в его воле спуститься на самую низкую ступень животности или подняться к высшим нравственным сферам.


Наиболее активное развитие проблема нравственного совершенствования получила свое развитие в Новое время (XVII–XIX вв.). Понятие «нравственность» приобретало все более полное и отчетливое самостоятельное содержание, связанное с пониманием внутреннего мира человека. По мнению представителя классической немецкой философии И. Канта (1724–1804 гг.), нравственность в своей полноте есть нечто большее, чем поведение, продиктованное естественными склонностями человека или осуществляемое под воздействием каких-либо внешних влияний. В своем предельно высоком смысле нравственность, по Канту, это прежде всего бескорыстное долженствование, обращенное к человеку: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом… Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».


XX в. охарактеризовался формированием новых подходов к определению нравственности. Данные проблемы глубоко исследовали философы С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, В.С. Соловьев, Н.В. Федоров. Так, И.А. Ильин определяет нравственное воспитание как стержень формирования личности, для совершенствования которой необходимы выбор истинной цели, сердечность и совестливость: «Дух есть сила, которая имеет дар усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается».


В творческом наследии мыслителей русского зарубежья Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, П.А. Флоренского, С.Л. Франка нравственность понимается как любовь, средство преодоления зла, что и есть путь к высшим ценностям.


Таким образом, можно отметить, что в целом философская парадигма раскрывает феномен нравственности не просто как форму общественного сознания, а прежде всего как один из реальных и необходимых путей реализации им своей собственно человеческой сути в процессе свободного морального самоопределения, этического творчества в отношении к самому себе, другому человеку, миру в целом.


С точки зрения социологов (М. Вебер, Н. И. Кареев, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Ж. Т. Тощенко, В. А. Спивак, А. Швейцер и др.), нравственность не может быть сведена лишь к отношениям по поводу идей и взглядов, теоретическому осмыслению действительности. Это «особый тип производства, потребления и распределения культурных ценностей, характеризующих степень возвышения человека, его интеллектуальное богатство». Нравственность функционирует на уровне как сознания, так и практической целесообразной деятельности человека и общества. Моральная деятельность, будучи способом существования особого рода общественных отношений, выражается в конкретных формах в области науки, образования, массовой информации, культуры, литературы и искусства, то есть всего того, что образует специфический феномен нравственной жизни общества.


Каждый человек наследует духовную культуру предыдущих поколений, которую он должен освоить, чтобы обрести человеческую сущность и быть способным мыслить и жить. В этом процессе он испытывает на себе воздействие многих уровней культуры, разных ее видов и проявлений, отражающих процесс развития как человеческого общества в целом, так и отдельных сообществ и групп. Известный социолог А. Швейцер писал: «Главное в культуре не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека и улучшения социально-политических условий жизни народов и всего человечества и в своих взглядах постоянно руководствуются этими идеалами». Следовательно, по мнению социологов, уровень нравственного сознания индивида сложно определить вне общественной деятельности.


Весомый вклад в понимание нравственной сферы человека, высших психических функций внесли известные зарубежные психологи Р. Ассаджиоли, У. Джеймс, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Г. Юнг и др. По мнению А. Маслоу, все люди хороши и добры, если их основные потребности удовлетворены: «Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы». Э. Фромм считал, что все моральные нормы основаны на изначально присущих человеку свойствах и потребностях и грубое их попрание ведет к душевному разладу. Большинство таких концепций либо вообще отрицают социальную природу нравственного воспитания, либо стремятся свести ее к минимуму, но они представляют интерес, так как позволяют всесторонне рассматривать данную проблему с различных точек зрения.


Отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Немов, К. К. Платонов и другие ученые в своих работах подчеркивают, что формирование нравственности происходит в процессе усвоения социальной деятельности и зависит от нее. Н. А. Коваль в самом общем плане определяет нравственность как «собственно человеческий, глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на высшие ценности жизни и культуры, в основе которых лежит идеал свободного, всестороннего и гармоничного развития человека как конкретно-исторического единства индивидуальнонеповторимого и универсально-общего».


С. Л. Рубинштейн отмечает, что «смысл нравственности состоит в том, чтобы… открыть глаза человеку на богатство его душевного содержания, на все, что он может мобилизовать».


Таким образом, в психологии нравственность рассматривается как система высших качеств человека, его приверженность базовым ценностям, способность к самореализации и деятельная чувствительность к добру и злу, а утрата нравственности — как нереализованность человеческой сути.


В педагогике нравственность долгое время трактовалась с религиозно-идеалистической точки зрения, которая была вытеснена после октябрьских событий 1917 г. — периода популяризации основных положений марксизма-ленинизма, в которых люди находили разъяснение того, каковы основные ценности и моральные абсолюты, как следует строить свою жизнь и осмыслить те или иные общественные события. Нравственность определялась как форма общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования коллективного поведения людей во всех областях общественной жизни, специфическое средство согласования личных и коллективных интересов при признании несомненного приоритета последних (П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и др.).


Рассмотрение нравственности с подобной точки зрения необходимо, потому что человек живет и реализует себя в обществе, но такой односторонний взгляд сужает представления о реальной содержательной полноте понятия. Без должного внимания остаются личностные проявления человеческой субъективности.


Активное развитие педагогической науки в XX в. послужило формированию новых подходов к пониманию нравственности, основанных на антропологических идеях, задающих глубину и горизонт человеческого совершенствования, определяющих призвание и ответственность личности, полное раскрытие ее творческих сил и способностей.


Многие педагоги, такие как Б. Т. Лихачев, Е. В. Новиков, Н. И. Пирогов, С. Т. Шацкий, характеризовали нравственность как практическую воплощенность индивидуальных духовных ценностей в различных формах социальной жизнедеятельности, поведении людей и культуре отношений между ними и считали, что она фиксируется в индивидуальном и общественном сознании в виде добродетелей. Другими словами, нравственные ценности апеллируют к норме и всегда имеют образцы правильного, должного поведения.




Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография

Монография подготовлена на основе материалов педагогических исследований, проведенных авторами. В ней проанализированы становление и развитие нравственного воспитания сотрудников, принятых на службу в органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, история профессионального самовоспитания; всесторонне раскрыты понятия, специфика и педагогические принципы профессионально-нравственного воспитания как педагогические категории; предлагаются практические рекомендации курсантам и слушателям, руководителям и преподавателям по психолого-педагогическому руководству процессом профессионально-нравственного воспитания, соблюдение которых обеспечит его высокую результативность.<br /> Книга предназначена для преподавателей образовательных организаций ФСИН России и других министерств и ведомств, адъюнктов и аспирантов, курсантов и слушателей, а также для всех интересующихся вопросами профессионально-нравственного воспитания.

179
 Тюгаева Н.А., Котляр В.Н., Афанасьева С.И. Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография

Тюгаева Н.А., Котляр В.Н., Афанасьева С.И. Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография

Тюгаева Н.А., Котляр В.Н., Афанасьева С.И. Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография

Монография подготовлена на основе материалов педагогических исследований, проведенных авторами. В ней проанализированы становление и развитие нравственного воспитания сотрудников, принятых на службу в органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, история профессионального самовоспитания; всесторонне раскрыты понятия, специфика и педагогические принципы профессионально-нравственного воспитания как педагогические категории; предлагаются практические рекомендации курсантам и слушателям, руководителям и преподавателям по психолого-педагогическому руководству процессом профессионально-нравственного воспитания, соблюдение которых обеспечит его высокую результативность.<br /> Книга предназначена для преподавателей образовательных организаций ФСИН России и других министерств и ведомств, адъюнктов и аспирантов, курсантов и слушателей, а также для всех интересующихся вопросами профессионально-нравственного воспитания.

Внимание! Авторские права на книгу "Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. Монография" (Тюгаева Н.А., Котляр В.Н., Афанасьева С.И.) охраняются законодательством!