|
Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
25.02.2016 |
ISBN: |
9785392204496 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
165 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Введение
Глава I. История нормативного регулирования семейного воспитания
Глава II. Современное нормативное регулирование семейного воспитания ребенка
Глава III. Семейное право и педагогика
Глава IV. Интересы несовершеннолетнего
Глава V. Споры о праве на семейное воспитание
Глава VI. Семейно-правовая ответственность за ненадлежащее семейное воспитание
Глава VII. Вмешательство семейного законодательства в нормативное регулирование семейного воспитания
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава V. Споры о праве на семейное воспитание
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» к ним относит споры:
– о месте жительства ребенка при раздельном проживании его родителей (ч. 2 п. 3 ст. 65 СК РФ);
– об осуществлении родительских прав родителей, проживающих отдельно от ребенка (ст. 66 СК РФ);
– об обеспечении права на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников (ст. 67 СК РФ);
– о защите родительских прав (ст. 68 СК РФ);
– о праве опекуна или попечителя требовать возврата ему подопечного (п. 4 ст. 1481);
– о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ);
– о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
– об ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ);
– об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) и др.
Поскольку усыновление осуществляется в судебном порядке и связано с возникновением права усыновителя на воспитание усыновленного, и здесь возможен спор по поводу такого права. Поэтому ст. 125 СК РФ, предусматривающую порядок усыновления, можно отнести к категории споров о праве на воспитание. Аналогично положение дел и при отмене усыновления (ст. 140 СК РФ).
Разнообразие споров о воспитании значительное число посвященных им статей СК РФ объясняет, почему знакомство с ними, изучение их особенностей занимает далеко не второстепенное место в юридической литературе (монографии, их части, комментарии, отдельные статьи). Но обычно при этом из поля зрения исчезает то обстоятельство, что речь идет не о спорах о детях вообще и даже не спорах об их воспитании, а о спорах об их праве на семейное воспитание. Что же касается споров о воспитании, то можно согласиться, что только в терминологическом смысле они — семейно-правовой аналог процессуального термина «споры о детях». Что же касается понятия «споры о праве на семейное воспитание», то оно настолько самобытно, обладает рядом своих отличительных особенностей, свойственных семейному праву, что ничьим аналогом не служит. В качестве их общей объединяющей цели фигурирует защита прав, интересов несовершеннолетнего. Но каждая разновидность желаемого результата имеет свои особенности. В одном случае спорящие стороны стремятся стать единственными обладателями права на семейное воспитание ребенка, в другом — лишить одного из родителей этого права, в третьем — защитить несовершеннолетнего и его право на жизнь и воспитание в семье, в четвертом — обозначить свои правомочия по семейному воспитанию совместных детей, в пятом — достичь с помощью суда, органов опеки и попечительства компромисса, примирения, в-шестом — перенести семейный конфликт по поводу семейного воспитания в другую сферу и др. Чаще всего все эти цели сочетаются, но в любом случае лидирует та, что имеет прямое отношение к защите прав ребенка. Именно здесь в процессе достижения одной или нескольких целей возникают правовые проблемы, имеющие прямое отношение к нормативному регулированию семейного воспитания.
Споры о праве на семейное воспитание ребенка не относятся к редким событиям, поскольку имеют прямое отношение к такой злободневной теме, как защита прав ребенка. По данным федерального статистического наблюдения Министерства образования № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», численность детей, в защиту которых был предъявлен иск в суд или представлены в суд заключения о месте жительства детей, например, составила: в 2007 г. — 12 439; в 2008 г. — 12 609; в 2009 г. — 13 018; в 2010 г. — 16 862; в 2011 г. — 16 494. Что же касается участия в воспитании детей отдельно проживающих от них родителей, то картина здесь такова: аналогичных исков было в 2007 г. — 10 872; в 2008 г. — 12 175; в 2009 г. — 12 951; в 2010 г. — 16 289; в 2011 г. — 15 494. По последним статистическим данным 2013 г., в суд было предъявлено исков о месте жительства детей — 12 609; исков, связанных с воспитанием раздельно проживающих детей, — 12 175. Статистика Верховного суда России показывает, что «каждый день в стране отчаянно спорят за ребенка 66 бывших пар. И с каждым днем число подобных процессов растет. В 2010 г. суды рассмотрели 24 281 подобное дело. А если верить статистике, то у нас в стране в такую ситуацию попадает чуть ли не каждый второй брак». Приведенные статистические данные свидетельствуют не только о количестве дел, связанных с правом несовершеннолетнего на воспитание в семье, но и их росте. На это обстоятельство обращалось внимание в обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, представленном Верховным Судом РФ.
Приведенные статистические данные позволяют заключить, что налицо свидетельство существования в нашем государстве масштабного явления со знаком минус, которое представляет угрозу для детского населения. Особенно того, что связано с семейным воспитанием детей, один из родителей которых вместе с ребенком не проживает. Не меньшую опасность для несовершеннолетних представляет ситуация, когда идет ожесточенная борьба за реализацию прав одного из родителей и ребенка на общение, чреватая нарушением основного права несовершеннолетнего на полноценную жизнь и воспитание в семье. Вот почему из общего числа перечисленных видов споров о праве на семейное воспитание несовершеннолетнего выделяются связанные с определением места жительства ребенка с одним из родителей, количество которых превышает все допустимые пределы. Близки к ним по степени своей опасности для незрелой, находящейся в стадии становления личности, ситуации, порождающие споры о праве на общение. Тесная взаимосвязь родительских прав и прав несовершеннолетних детей объясняет также пристальное внимание к защите родительских прав, проблема защиты которых начинает приобретать все большую остроту. И, наконец, к еще одному без преувеличения грозному явлению относится не убывающая численность лишения родительских прав — крайне нежелательное и опасное со всех точек зрения явление, причиняющее нашему обществу непоправимый вред. Поэтому так важно исследовать причины, особенности каждого из названных видов спора о праве на воспитание, чтобы найти правовые способы их мирного урегулирования. Что же касается иных споров о праве на воспитание, то каждый из них имеет свои особенности, а потому может стать предметом самостоятельного исследования.
Говоря о спорах, связанных с определением места жительства ребенка с одним из родителей, надо сказать, что главная причина столь нежелательного явления — рост числа разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей. Так, по данным общественного проекта Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года только за период с 2005 по 2011 г. на 10% увеличилась доля таких разводов (в их общей численности). Вместе с тем очевидно, что сокращение числа споров, связанных с семейным воспитанием детей, поиски способов решения возникающих при этом правовых проблем способны усилить защиту прав, интересов детей, которые так в ней нуждаются. Но до знакомства с современными особенностями споров о праве несовершеннолетних на воспитание в семье имеет смысл заглянуть в далекое прошлое, ибо, как известно, без знания прошлого трудно усовершенствовать будущее, в частности семейное законодательство. Тем более что вопрос о том, с кем — отцом или матерью — находиться ребенку, имеет свою давнюю историю. В свое время известный историк российского права В. Сергеевич отмечал: «Предполагалось, что древняя русская семья отличалась характером двоевластия, то есть власть над детьми принадлежала у нас обоим родителям». Другой известный ученый в области теории права Г. Ф. Шершеневич писал: «Русское законодательство не давало ответа на вопрос: „с кем из родителей должен жить ребенок“». Но поскольку «по этому законодательству мать ребенка ставится в неограниченное подчинение ее законному мужу, делается вывод — «в семейной жизни решающий голос принадлежит мужу; вопрос, при ком жить ребенку, связанный с воспитанием его, есть вопрос семейной жизни; следовательно, при ком жить ребенку, решается мужем». И далее: «Родительская власть вручается родителю в интересах государственных. Если будет доказано, что государственный интерес способен пострадать от сожительства ребенка с отцом, например вследствие того что отец — пьяница и вор, может воспитать вредного гражданина, то преимущество в вопросе о том, при ком жить ребенку, может быть отдано матери». Поэтому Сенат пришел к выводу: «Право на воспитание детей принадлежит отцу, доколе суд не признает, что ввиду особых обстоятельств польза детей требует воспитания их матерью».
Следовательно, вопрос о проживании детей при раздельном жительстве родителей существовал и в то далеко ушедшее от нас время, когда в силу разных причин он еще не превратился в спор о праве.
В наше время все правовые проблемы, возникающие при разрешении споров о праве на семейное воспитание ребенка, решаются органами опеки и попечительства или судом на принципиальной основе: конституционном признании равенства родителей, которое зафиксировано в п. 2 ст. 38 Конституции РФ, где сказано: «Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей». Иначе и быть не может, ибо «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ч. 3 ст. 19 Конституции РФ). Но это обстоятельство усложняет спор о праве на воспитание, возникающий между родителями, так как та сторона спора, в чью пользу он разрешен, пользуется этим правом в полном объеме, поскольку ребенок с ним находится постоянно. А сторона, не получившая удовлетворения в споре, становится обладателем всего лишь ряда правомочий, не составляющих полный объем родительских прав да и обязанностей, поскольку на его долю выпадает лишь право на общение с ребенком, проживающим по другому адресу. В силу одного лишь этого факта его возможности непосредственно участвовать в процессе семейного воспитания ограничены и могут быть сведены к нулю, если такое общение причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Получается, что родитель, проживающий, согласно решению суда отдельно от своего ребенка, может утратить весь объем своих родительских прав без применения ст. 73 СК РФ, предусматривающей ограничение родительских прав. Следовательно, конституционное положение о равных возможностях в правообладании мужчины и женщины в части, касающейся семейного воспитания, в исключительных случаях не соответствует конституционным требованиям.
Давая общую характеристику столь распространенным спорам о праве на семейное воспитание ребенка, надо сказать, что они имеют целый ряд присущих им особенностей. Во-первых, много их разновидностей, и все они связаны с семьей. Во-вторых, каждая из них предусмотрена СК РФ, а не является только выводом сугубо теоретического характера. В-третьих, при всех своем разнообразии эти споры имеют общую цель — защиту прав, интересов несовершеннолетнего. Другая не менее важная особенность, в частности споров о месте жительства ребенка с одним из родителей, заключается в том, что участники его разрешения четко обозначены СК РФ. В число тех, кто вправе принимать участие в возникшем по поводу защиты права ребенка на воспитание в семье, входят:
– родители (ст. 62, 63, 64 СК РФ). В других странах законодательство к биологическим родителям относится более лояльно, предусматривая, например, их право общаться со своими детьми (Франция, Великобритания, Швеция, Португалия);
– усыновители (п. 1 ст. 137 СК РФ);
– опекуны (попечители) несовершеннолетнего (ч. 3 п. 7 ст. 145 СК; п. 4 ст. 1481);
– приемные родители (п. 2 ст. 153 СК РФ);
– в ряде случаев родственники ребенка (ст. 67 СК РФ);
– органы опеки и попечительства (п. 2 ст. 70, ст. 78 СК РФ);
– органы и организации, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних (ст. 70 СК РФ);
– прокурор (п. 2 ст. 70 СК РФ).
В зависимости от сложившейся конкретной ситуации в разрешении возникшего спора принимают участие те или иные из перечисленных лиц как порознь, так и совместно в зависимости от указаний, содержащихся в СК РФ. Но все они в своей правозащитной деятельности руководствуются международными актами, в частности Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, СК РФ.
Идея важности, ценности для ребенка семьи, семейного воспитания, его близости с родителями пронизывает весь текст Конвенции о правах ребенка, начиная с ее Преамбулы и кончая конкретными статьями, включая, например, ст. 9. В ее части первой прямо сказано: «Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию». И далее: «Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка». Что же касается Конституции Российской Федерации, то причислив заботу о детях, их воспитании к равным правам и обязанностям родителей, она тем самым закрепила конституционное по своей важности положение, определяющее отношение государства к семейному воспитанию несовершеннолетних, способствуя тем самым появлению конкретных семейно-правовых норм, предназначенных для нормативного регулирования семейного воспитания. Причем наиболее сложные, со всех точек зрения, проблемы возникают здесь, во-первых, при определении места жительства детей при раздельном проживании родителей, во-вторых, при обеспечении права ребенка не разлучаться с одним из родителей, а последнего — со своими несовершеннолетними детьми.
Обычно возникновению разного рода проблем, связанных с семейным воспитанием, предшествует конфликтная ситуация разной степени тяжести, которая нарастает, может нарастать по мере обострения конфликта. Хотя психология общения как учение касается преимущественно педагогики, супружества, процесса воспитания, ее закономерности присущи и правоотношениям, связанным с обеспечением права ребенка на семейное воспитание. Особенно тогда, когда речь идет о фазах развития конфликта. Если он не приобрел необратимого характера, как связанного, так еще и не связанного с семейным воспитанием ребенка, погасить взаимную неудовлетворенность сторон в решении вопроса, связанного с воспитанием детей в семье, способно оказание различного рода помощи с использованием разного рода консультационных служб, а также рекомендаций органов опеки и попечительства, что предусмотрено п. 2 ст. 65 СК РФ, где сказано, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Тем более, что согласно п. 4 ст. 65 СК РФ при осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства. Что же касается возможности обращения в суд по поводу семейного воспитания, то вряд ли это уместно на первых этапах развития конфликта.
Еще один вариант смягчения конфликта заключается в возможности спорящих родителей заключить соглашение, предусматривающее варианты решения наименее болезненным способом тех проблем, которые позволят защитить интересы ребенка. И только тогда, когда заключить такое соглашение не удается, имеет смысл обратиться в суд за разрешением возникшего спора.
Сглаживание конфликта, переход к компромиссу — это то, что нужно несовершеннолетнему и, по сути дела, сводится к защите его прав, предусмотренных семейным законодательством. И, наоборот, конфронтация как «жесткое противостояние сторон друг другу опасна, когда ни одна из них не принимает позицию другой». Опасность конфронтации применительно к проблемам семейного воспитания чревата таким шагом, как предъявление иска об определении места жительства ребенка с одним из родителей, когда суду предстоит разделить неделимое — одного ребенка на двоих, отчего страдает его право на жизнь и воспитание (можно добавить, полноценное) в семье.
Обращение в суд обычно свидетельствует о предельно высокой степени непримиримости родителей как воспитателей. Причем вовсе не обязательно перед этим обращаться в органы опеки и попечительства. Но само по себе обращение в суд не означает, что назад пути нет. Заключить соглашение никогда не поздно, и особый смысл это сделать на стадии подготовки иска к судебному разбирательству, когда уместно также воспользоваться помощью процедуры медиации, предусмотренной Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» (процедуре медиации). И, надо сказать, противников ее использования в семейно-правовой сфере практически нет. Однако особенности данного Закона не сопоставимы с особенностями семейного законодательства, что препятствует его реализации при обеспечении права на семейное воспитание несовершеннолетнего. Еще один вариант желательного погашения спора, связанного с правом на семейное воспитание, — заключение сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства (п. 15 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее — ГПК РФ). Но такая связь мирового соглашения и медиации как процедуры особой вряд ли целесообразна, несмотря на то что они преследуют одинаковые цели.
Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография
В монографии освещается история нормативного регулирования семейного воспитания несовершеннолетних детей, обращается внимание на роль современного семейного законодательства в развитии личности ребенка. Одновременно рассматриваются вопросы соотношения семейного права и педагогики, уделяется внимание интересам ребенка в семье, анализируются споры о праве на семейное воспитание, семейно-правовая ответственность за ненадлежащее семейное воспитание, правовые предпосылки вмешательства в семейно-правовую сферу воспитания детей.<br />
Законодательство приведено по состоянию на январь 2016 г.
Юридическая Нечаева А.М. Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография
Юридическая Нечаева А.М. Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография
В монографии освещается история нормативного регулирования семейного воспитания несовершеннолетних детей, обращается внимание на роль современного семейного законодательства в развитии личности ребенка. Одновременно рассматриваются вопросы соотношения семейного права и педагогики, уделяется внимание интересам ребенка в семье, анализируются споры о праве на семейное воспитание, семейно-правовая ответственность за ненадлежащее семейное воспитание, правовые предпосылки вмешательства в семейно-правовую сферу воспитания детей.<br />
Законодательство приведено по состоянию на январь 2016 г.
Внимание! Авторские права на книгу "Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних. Монография" (Нечаева А.М.) охраняются законодательством!
|