Юридическая Зайцева Л.А.; отв. ред. Исаев И.А. Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров

Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 12.04.2018
ISBN: 9785392276967
Язык:
Объем текста: 132 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Устав Императорского Московского Университета 1804 года

Глава 2. Общий Устав Императорских российских университетов 1835 года

Глава 3. Общий Устав Императорских российских университетов 1863 года

Глава 4. Общий Устав Императорских российских университетов 1884 года



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
общий устав императорских российских университетов 1884 года


Период правления императора Александра III (1881–1894) ознаменован изменением правительственного курса, политикой контрреформ, среди которых выделяют и университетскую реформу, которая объективировалась в принятии нового университетского устава. Вопрос «Преобразования в системе высшего образования и университетский устав 1884 года» является дополнительным в рамках рассмотрения темы «Контрреформы 80 — начала 90-х гг. XIX в.» и обязательным при раскрытии вопроса «Эволюция университетского законодательства в конце XIX в.».


4.1. Предыстория и общая характеристика Общего Устава Императорских российских университетов 1884 года


Сложная противоречивая обстановка пореформенного периода российской государственности 80-х гг. XIX в. не могла не отразиться на положении университетов. Изменение правительственного курса, политика контрреформ периода правления императора Александра III явились «катализатором» реформирования высшей школы, и на смену Общему Уставу Императорских российских университетов 1863 г. в 1884 г. был принят новый университетский устав. «В высшей степени характерно, что ближайшими поводами к пересмотру университетских уставов, — писал В. А. Воробьев, — каждый раз бывали не собственные нужды университетской жизни, но общие политические события или связанные с ними студенческие волнения».


Традиционно разработка концепции развития российских университетов при всем плюрализме мнений сосредоточилась в министерстве народного просвещения. Необходимость пересмотра университетского устава 1863 г. активно продвигалась Д. А. Толстым, который занимал должность министра народного просвещения с 1866 г. по 1880 г. Дальнейшие назначения на должность министра иллюстрировали те проблемы, с которым сталкивалась верховная власть при решении важнейших кадровых вопросов. Так, должность министра занимал А. А. Сабуров с 1880 по 1881 г., а А. П. Николаи — с 1881 по 1882 г. Назначение в 1882 г. И. Д. Делянова на должность министра явилось, безусловно, стабильным. Он занимал эту должность пятнадцать лет. Именно при И. Д. Делянове завершилась работа над проектом университетского устава, основа которого была разработана ранее Д. А. Толстым. Известно, что работа над проектами университетского устава имела перманентный характер и при министре А. П. Николаи председателем комиссии по разработке очередной редакции Устава был назначен будущий министр И. Д. Делянов, который писал императору Александру III: «По мнению моему, только коренными, а не паллиативными средствами возможно привести наши университеты в нормальное положение и обратить их из рассадников политической агитации в рассадник науки. По глубокому моему убеждению, дело приведения наших университетов в такое нормальное положение не терпит никакого отлагательства».


Преамбула Общего Устава Императорских российских университетов 1884 г. иллюстрировала законодательный процесс, существовавший в Российской империи в конце XIX в. Так, проекты документов, а именно: «а) Общий Устав Императорских Российских Университетов; б) временный штат означенных учебных заведений; в) росписание должностей и окладов содержания по инспекции в Университетах, и г) Высочайший указ Правительствующему Сенату о приведении сих законоположений в действие», разрабатывались министерством народного просвещения (далее — министерство).


Затем проекты рассматривались Государственным советом. Первоначально на совместном заседании Департаментов законов и государственной экономии, затем на Общем собрании. Уровень дискуссии при обсуждении в Государственном совете был очень высоким и большинство его членов высказалось против представленных министерством проектов. Решение вопроса зависело от мнения императора. Помимо проектов, императору к сведению представлялся весь журнал заседаний, на которых шло обсуждение. Для принятия окончательного решения Александр III собрал у себя совещание, где присутствовали лишь представители меньшинства и К. П. Победоносцев. Считается, что решающее значение имела позиция К. П. Победоносцева, который первоначально отстаивал мнение большинства, но затем пошел на компромисс, заявив, что, если два министра народного просвещения — бывший и сегодняшний — настаивают на своем, нужно с ними согласиться. Безусловно, при принятии решения о новом университетском уставе большую роль сыграло широкое административное влияние. Имея в виду общественное обсуждение и оценивая подготовку устава, В. И. Вернадский отмечал, что «все делалось под покровом канцелярской тайны и стояло в резком противоречии с тем, как вырабатывался устав 1863 года». 23 августа 1884 г. Общий Устав Императорских российских университетов был утвержден и подписан Императором.


Общий Устав Императорских российских университетов (далее — Устав) состоял из преамбулы и шести разделов, именуемых «Отделами»: Отдел первый «Общие положения», Отдел второй «Управление Университетом», Отдел третий «Устройство учебной части», Отдел четвертый «Личный состав Университета по учебной части», Отдел пятый «Об учащихся», Отдел шестой «Права и преимущества Университета».


4.2. Система управления университетами


Общие положения Устава в ст. 1 провозглашали, что «Университеты состоят под особым покровительством Его Императорского Величества и именуются Императорскими». В ст. 4 и 5 фиксировалась система управления. Так, было определено, что «каждый университет, состоя под главным ведением Министра Народного Просвещения, вверяется начальству Попечителя местного учебного округа», а «Непосредственное управление Университетом принадлежит Ректору, при участии в подлежащих случаях: а) Совета, б) Правления, в) Собраний и Деканов факультетов и г) Инспектора студентов с его Помощниками». Таким образом, Общие положения закрепили принципы иерархии в системе управления университетами. Высшими должностными лицами являлись министр и попечитель, представляющие внешнее управление. Внутреннее управление, непосредственное и постоянное, должен был осуществлять ректор. При этом Общие положения закрепили принципы единоначалия и коллегиальности, назвав те органы, на которые ректор должен опираться при осуществлении своих полномочий.


Система управления университетами, помимо Общих положений, регулировалась специальным вторым отделением, состоящим из семи глав: Глава I. О Попечителе учебного округа; Глава II. О Ректоре; Глава III. О факультетах; Глава IV. О Совете; Глава V. О порядке делопроизводства в Собраниях факультетов и Совете; Глава VI. О правлении Университета; Глава VII. Об инспекторе студентов и его Помощниках. Причем данное отделение было самым объемным и состояло из 46 статей (ст. 6–52).


Именно первая глава закрепляла главенствующую роль попечителя в управлении университетом, который в свою очередь «вверялся начальству Попечителя». К обязанности попечителя было отнесено осуществление «высшего руководительства по охранению порядка и дисциплины в Университете». Именно попечитель нес ответственность за функционирование университета перед органом государственного управления образованием — министерством народного просвещения. Посредством деятельности попечителя выстраивались и взаимоотношения университета и министерства. В связи с этим попечитель наделялся широкими полномочиями (ст. 6–9). Попечитель должен был «заботиться о благосостоянии Университета»; наблюдать за организацией учебного процесса; осуществлять в целом контроль за соответствием деятельности университета законодательству об образовании. Попечитель должен был разъяснять решения министра с целью их обязательного выполнения. Он давал ректору «обязательные для него предложения о надзоре за студентами и требовал донесения о собственных его распоряжениях в этом отношении». Попечитель наделялся правом «возбуждать дела об ответственности виновных и ходатайствовать о награждении достойных». Попечитель по своему усмотрению мог созвать совет, правление или собрание факультета и председательствовать в их заседаниях. В определенных случая он мог принимать решения единолично или при своем представлении направлять вопрос на рассмотрение министра. Попечитель мог созвать совет, правление или собрание факультета и председательствовать в их заседаниях. В определенных случая попечитель мог принимать решения единолично или при своем представлении направлять вопрос на рассмотрение министра. По делам, находящимся в компетенции университета, попечитель принимал решения совместно с ректором.


Глава вторая определяла правовой статус ректора университета (ст. 10–21). Ректор утверждался в должности «Высочайшим приказом» Императора. Министр предлагал Кандидата на должность ректора, который должен был являться действующим профессором университета. Так, ст. 10 закрепляла, что «Ректор избирается Министром Народного Просвещения из Ординарных Профессоров Университета». Ректор утверждался в должности на четыре года, по истечении которых мог быть оставлен «с Высочайшего соизволения в той же должности на следующее четырехлетие», т. е. допускалось пребывание в должности ректора в течение двух сроков. Ректору «вверялось непосредственное заведование всеми частями управления Университетом» в пределах указанных Уставом, а именно:


• организация учебного процесса;


• контроль за выполнением всеми служащими университета своих обязанностей;


• издание «распоряжений о принятии в число студентов»;


• организация надзора «за соблюдением студентами и всеми посетителями Университета установленных правил»;


• сохранение «в целостности принадлежащего Университету имущества»;


• наблюдение «за правильным расходованием денежных средств» университета.


Ректор планировал работу совета и правления университета, председательствовал на их заседаниях и осуществлял контроль «за правильным ходом дел в оных». По своему усмотрению ректор мог председательствовать и на совете факультета. В любое время ректор мог проверить все отдельные части управления университета «лично, либо посредством назначаемых им комиссий или отдельных должностных лиц». Ректор предоставлял отпуск преподавателям в каникулярный период, а вне его — на восемь дней. При предоставлении отпуска на более длительный срок требовалось решение попечителя. Кроме того, требовалось решение попечителя при предоставлении отпуска инспектору и его помощникам. В исключительных случаях в целях «поддержания порядка и спокойствия» ректор мог принимать чрезвычайные меры с обязательным докладом попечителю, совету и правлению. В случае отсутствия ректора его функции исполнял «старший по службе Декан факультета».


Основным коллегиальным органом управления университета являлся совет (ст. 28–39). В состав совета входили все профессора. Секретарь совета утверждался попечителем по представлению ректора. Он отвечал за делопроизводство как совета, так и за делопроизводство, обеспечивающее деятельность ректора.


К компетенции совета было отнесено большое количество вопросов, которые устав разделял на три блока, а именно:


1) Вопросы, решение по которым принимал непосредственно совет.


2) Вопросы, которые требовали сначала обсуждения на совете, а в дальнейшем направлялись на утверждение попечителя.


3) Вопросы, которые также требовали обсуждения на совете, а затем через попечителя направлялись министру.


Несомненно, что наиболее важные вопросы были отнесены к третьему блоку. Так, на решение министра выносилось:


• утверждение учебных планов, составляемых факультетами, «с распределением лекций и практических занятий по дням недели и часам»;


• избрание почетных членов университета;


• утверждение в должности профессора;


• создание и преобразование кафедр;


• меры по обеспечению преподавания при появлении вакансии на кафедре;


• вознаграждение приват-доцентов;


• учреждение научных обществ при университетах;


• меры по совершенствованию учебно-методической работы, включая распределение сумм между факультетами на «учебно-вспомогательную» деятельность;


• допуск лиц, известных своими научными работами, к соисканию ученой степени доктора наук;


• присуждение ученой степени доктора наук, минуя испытания на степень магистра и без представления диссертации лицам, имеющим «почетную известность своими научными трудами»;


• утверждение сметы расходов и доходов университета.


Кроме того, нормативные правовые акты, разрабатываемые университетом, в стадии проектов должны были представляться на предварительное обсуждение министру. Устав их перечисляет правила приема студентов и о допуске «посторонних слушателей»; инструкция «для инспекции над студентами»; об обязанностях учащихся и порядке, который должен соблюдаться в университете; о проведении испытаний, как полугодовых, так и «проверочных, состязательных, полукурсовых»; об университетской библиотеке; об университетской клинике.




Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров

В учебном пособии в соответствии с ФГОС предложена общая характеристика университетских уставов в Российской империи XIX века.<br> Предназначено для студентов бакалавриата, а также для иных обучающихся по программам юридических специальностей, преподавателей юридических вузов, всех представителей профессионального юридического сообщества и интересующихся историей отечественного законодательства о высшем образовании. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/pravovoe_regulirovanie_vysshego_obrazovaniya_v_rossiyskoy_imperii_xix_veka_universitetskie_ustavy_uchebnoe_posobie_dlya_bakalavrov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

129
 Зайцева Л.А.; отв. ред. Исаев И.А. Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров

Зайцева Л.А.; отв. ред. Исаев И.А. Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров

Зайцева Л.А.; отв. ред. Исаев И.А. Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров

В учебном пособии в соответствии с ФГОС предложена общая характеристика университетских уставов в Российской империи XIX века.<br> Предназначено для студентов бакалавриата, а также для иных обучающихся по программам юридических специальностей, преподавателей юридических вузов, всех представителей профессионального юридического сообщества и интересующихся историей отечественного законодательства о высшем образовании. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/pravovoe_regulirovanie_vysshego_obrazovaniya_v_rossiyskoy_imperii_xix_veka_universitetskie_ustavy_uchebnoe_posobie_dlya_bakalavrov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров" (Зайцева Л.А.; отв. ред. Исаев И.А.) охраняются законодательством!