Юридическая Зайцева Л.А.; отв. ред. Исаев И.А. Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров

Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 12.04.2018
ISBN: 9785392276967
Язык:
Объем текста: 132 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Устав Императорского Московского Университета 1804 года

Глава 2. Общий Устав Императорских российских университетов 1835 года

Глава 3. Общий Устав Императорских российских университетов 1863 года

Глава 4. Общий Устав Императорских российских университетов 1884 года



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Общий Устав Императорских российских университетов 1863 года


Период правления императора Александра II (1855–1881) ознаменован целой серией реформ: крестьянской, земской, городской, финансовой, судебной, военной, реформой в сфере народного просвещения и реформой цензуры. Университетская реформа, являясь составляющей реформы народного просвещения, как правило, считается отдельной самостоятельной реформой. Вопрос «Преобразования в системе высшего образования. Университетский устав 1863 года» является дополнительным в рамках рассмотрения темы «Буржуазные реформы 60–70-х гг. XIX века» и обязательным при раскрытии вопроса «Реформа в сфере народного просвещения 1863–1864 гг.».


3.1. Предыстория и общая характеристика Общего Устава Императорских российских университетов 1863 года


В середине XIX в. в Российской империи осуществлялась попытка внутреннего обновления, к которому в том числе подталкивали и итоги Крымской войны. В заключении Манифеста «О прекращении войны» от 19 марта 1856 г. император Александр II провозглашал: «При помощи Небесного Промысла, всегда благодеющего России, да утверждается и совершенствуется ее внутреннее благоустройство; правда и милость да царствуют в судах ее; да развивается повсюду и с новою силою стремление к просвещению и всякой полезной деятельности, и каждый под сенью законов, для всех равно справедливых, всем равно покровительствующих, да наслаждается в мире плодом трудов невинных. Наконец, и сие есть первое живейшее желание Наше, свет спасительной Веры, озаряя умы, укрепляя сердце, да сохраняет и улучшает более и более общественную нравственность, сей вернейших залог порядка и счастья».


Император Александр II сосредотачивал внимание общества в целом («совокупные старания Наши и всех верных Наших подданных») и органов государственной власти и управления на необходимости проведении коренных внутренних реформ. Бесспорной является позитивная оценка крестьянской, финансовой, земской, городской, полицейской, судебной, военной реформ, реформы в сфере народного просвещения и реформы цензуры как системных, комплексных и «Великих реформ Александра II».


Традиционно проведение университетской реформы закрепляется в принятии нового университетского устава. Н. Н. Зипунникова отмечает, что «правовым итогом реформы явился Общий устав, получивший силу закона 18 июня 1863 года», при этом соглашаясь с мнением Р. Г. Эймонтовой, что «Устав и реформа — понятия не идентичные, юридический документ и действительно проведенные мероприятия не одно и то же. Для реформирования университетов потребовались годы».


К разработке проекта университетского устав приступили в 1858 г. П. М. Ферлюдин так оценивал начало работы: «По самому существу своему и по тому несомненному влиянию, которое он (Устав) должен был иметь на судьбы высшего образования в России, он требовал зрелого, всестороннего обсуждения. Сознавая все это, министерство народного просвещения предпочло осторожную осмотрительность удовлетворению заявляемых желаний к более скорейшему разрешения вопроса». Таким образом, разработка проекта сосредоточилась в министерстве народного просвещения, которое неоднократно создавало комиссии с максимальным привлечением научно-педагогической общественности. С 1861 по 1866 г. возглавлял министерство видный государственный деятель А. В. Головин, и на этом посту он успел сделать очень много, проявив себя подлинным реформатором.


Особо следует подчеркнуть, что, разрабатывая новый университетский устав, активно изучался опыт университетов Западной Европы. Безусловно, эпоха со всеми либеральными тенденциями выдвинула принципы гласности и открытости в разработке базового документа, регулирующего общественные отношения в сфере высшего образования.


Высочайшее утверждение университетский устав получил в Именном указе императора Александра II, данном Правительствующему Сенату 18 июня 1863 г. Преамбула Именного указа резюмировала: «Признав необходимым изменить, сообразно современным потребностям, действующие в настоящее время в Императорских Университетах Наших Устав и штаты, Мы возложили на Министра Народного Просвещения представить нам свои по сему предмету предложения», т. е. закреплялась персональная ответственность Министра народного просвещения за подготовку проекта устава и штатного расписания университетов, а также за соответствие этих документов потребностям времени.


Далее в преамбуле объявлялось, что «по рассмотрению в Государственном Совете составленных вследствие сего проектов Устава и штатов, утвердив оные и препровождая в Правительствующий Сенат, повелеваем: «Устав сей и штаты теперь же ввести в действие в Университетах: С.- Петербургском, Московском, Харьковском, Казанском и Св. Владимира в Киеве».


Преамбула университетского устава наглядно иллюстрирует законодательный процесс второй половины XIX в.: по инициативе императора соответствующее министерство разрабатывало проекты документов, которые рассматривались в Государственном Совете и после его одобрения, утверждались императором и направлялись для исполнения в Правительствующий Сенат. Таким образом, 18 июня 1863 г. вступил в силу новый Общий Устав Императорских российских университетов (далее — Устав).


Устав состоял из 12 глав: I. Общие положения; II. О факультетах; III. О Попечителе; IV. О Ректоре; V. О Совете, Правлении, Суде и Канцелярии Университета; VI. О Проректоре или Инспекторе; VII. О преподавателях и лицах, состоящих при учебно-вспомогательных учреждениях Университета; VIII. Об учащихся; IX. Об ученых степенях и почетных членах; X. О средствах для развития ученой деятельности Университетов; XI. Учебно-вспомогательные учреждения; XII. Права и имущества Университетов.


3.2. Система управления университетами


Общие положения Устава зафиксировали систему внешнего и внутреннего управления университетами и определили, что университет «состоит из факультетов, как составных частей одного целого».


В части внешнего управления каждый университет находился «под главным начальством Министра Народного Просвещения» и «вверялся Попечителю Учебного округа» (ст. 3). В Общие положения не была включена статья, ярко иллюстрирующая государственный статус российских университетов. В Уставе она размещена в главе XII «Права и преимущества Университетов», в которой определено, что «все Университеты состоят под особым покровительством Его Императорского Величества и носят имя Императорских» (ст. 123).


Осуществлению внешнего управления в уставе посвящена только одна специальная глава, которая закрепляла компетенцию попечителя. Попечитель руководил работой учебного округа, на территории которого находился университет. Попечитель в соответствии со ст. 26 «делает Совету, когда признает это нужным, предложения, как по делам Университета, так и по делам учебного округа». Основной задачей попечителя считался контроль за выполнением функциональных обязанностей должностными лицами университета. Устав оговаривал возможность чрезвычайных ситуации в университете, в которых попечитель должен был действовать «всеми способами, хотя бы они и превышали его власть» с обязательным докладом министру. Следует подчеркнуть, что полномочиям попечителя посвящен также целый ряд статей, которые размещены в других главах. Таким образом, именно попечитель осуществлял непосредственное внешнее управление университетами. Попечитель находился в подчинении министра народного просвещения и в статьях Устава имели место вопросы, решение которых относилось к исключительной компетенции министра народного просвещения.


В части внутреннего управления ст. 4 Общих положений закрепляла, что «ближайшее управление университетом принадлежит Ректору», а ст. 5 закрепляла следующие коллегиальные органы управления университетом: «1) Университетский Совет. 2) Правление Университета. 3) Университетский Суд». Кроме того, проректор и инспектор также относились к управленческой структуре университета.


Глава IV Устава посвящена правовому статусу ректора. Ректор избирался советом университета на четыре года из ординарных профессоров и утверждался «в сем звании Высочайшим приказом» (ст. 27). К компетенции ректора относилось «ближайшее попечение о благоустройстве университета», а именно: «1) чтобы принадлежащие к нему места и лица исполняли свои обязанности, и 2) чтобы университетское преподавание шло правильно и в надлежащей полноте, сообразно программам, которые будут утверждаемы факультетами». Помимо непосредственного общения с попечителем учебного округа (посредством «представлений»), ректор имел право по различным вопросам обращаться к органам власти и ведомствам (посредством «сообщений»).


Ректор председательствовал в университетском совете и правлении и планировал их заседания (ст. 31). В соответствии со ст. 33 ректор рассматривал вопросы о «приеме в студенты», «о допущении посторонних лиц к слушанию лекций», «о переводе студента из одного факультета в другой», «об увольнении из университета». Ректор принимал решения по этим вопросам на основании локальных актов, которые составлялись университетским советом и утверждались попечителем.


Совместно с деканом ректор подписывал дипломы, выдаваемые университетом (ст. 35). Ректор предоставлял преподавателям отпуск в период каникул на срок до 29 дней. Отпуск на более длительный период согласовывался с попечителем. Аналогичная норма была и в отношении «прочих лиц, состоящих на службе в университете», которые могли уходить в отпуск в течение всего года (ст. 32).




Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров

В учебном пособии в соответствии с ФГОС предложена общая характеристика университетских уставов в Российской империи XIX века.<br> Предназначено для студентов бакалавриата, а также для иных обучающихся по программам юридических специальностей, преподавателей юридических вузов, всех представителей профессионального юридического сообщества и интересующихся историей отечественного законодательства о высшем образовании. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/pravovoe_regulirovanie_vysshego_obrazovaniya_v_rossiyskoy_imperii_xix_veka_universitetskie_ustavy_uchebnoe_posobie_dlya_bakalavrov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

129
 Зайцева Л.А.; отв. ред. Исаев И.А. Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров

Зайцева Л.А.; отв. ред. Исаев И.А. Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров

Зайцева Л.А.; отв. ред. Исаев И.А. Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров

В учебном пособии в соответствии с ФГОС предложена общая характеристика университетских уставов в Российской империи XIX века.<br> Предназначено для студентов бакалавриата, а также для иных обучающихся по программам юридических специальностей, преподавателей юридических вузов, всех представителей профессионального юридического сообщества и интересующихся историей отечественного законодательства о высшем образовании. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/pravovoe_regulirovanie_vysshego_obrazovaniya_v_rossiyskoy_imperii_xix_veka_universitetskie_ustavy_uchebnoe_posobie_dlya_bakalavrov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Правовое регулирование высшего образования в Российской империи XIX века: университетские уставы. Учебное пособие для бакалавров" (Зайцева Л.А.; отв. ред. Исаев И.А.) охраняются законодательством!