Наука Козлихин И.Ю. Политология. Учебник

Политология. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.09.2015
ISBN: 9785392197019
Язык:
Объем текста: 97 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава 1. Становление современной политической науки

Глава 2. Политическая философия и политическая идеология

Глава 3. Политическая система

Глава 4. Типология современных политических систем

Глава 5. Правовое государство



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
Типология современных политических систем


В зависимости от особенностей внутренней организации и характера взаимосвязи со средой политические системы разделяются на традиционные и современные, а последние, в свою очередь, — на тоталитарные, авторитарные и демократические.


Что касается традиционных политических систем, то они свойственны неразвитым в социально-экономическом отношении обществам со слабо выраженными и неорганизованными социальными интересами. Традиционные политические системы характеризуются следующими признаками: каналы свободного доступа в политическую систему практически отсутствуют; интересы, требующие удовлетворения, определяются и формулируются самими субъектами принятия решений; политическая культура патриархальная; ведущий способ легитимации традиционный; главная функция политической системы — поддержание статуса-кво.


С конца 50-х гг. ХХ в. начинается разложение традиционных политических систем в странах, географически расположенных в основном в Азии и Африке (так называемые страны третьего мира). Эти страны, как правило, полиэтнические, сохраняющие родовые, племенные и кастовые различия. Ослабление веры в традиции часто приводит к центробежным тенденциям и возрастанию конфликтов между этническими (родоплеменными) группами. Столкновения между ними приобретают характер аномических акций: бунтов, массовых беспорядков, погромов, террора и т. д.


Нередко множественность конфликтующих групп приводит к определенному балансу между ними, и складывается система, внешне схожая с демократической, построенная на началах конкуренции и сотрудничества между группами. Однако сами эти группы образуются и функционируют на недемократических принципах: членство в них не является добровольным, а определяется константными признаками (принадлежность к роду, племени, касте); внутренние отношения строятся как патрон-клиентские, требующие личной преданности и безоговорочного подчинения.


В процессе разложения традиционных систем наиболее острые конфликты происходят между старой и новой элитами. Последняя ориентируется на модернизацию общества и пытается привнести в него новые ценности, часто прямо заимствованные из иных политических культур. Такая политическая система крайне неустойчива и является переходной к одному из трех современных типов политической системы, чаще всего к авторитарной.


4.1. Тоталитаризм


Термин «тоталитаризм» (от лат. total — «всеобщий») был пущен в оборот Б. Муссолини для характеристики создаваемого им государства. Надо отдать должное вождю итальянских фашистов — термин оказался на удивление точным.


Тоталитаризм по некоторым параметрам схож с традиционными политическими системами. Но это лишь кажущееся сходство. Тоталитаризм действительно характерен для обществ с пережитками традиционализма в сознании и не обладающих укоренившимся демократическим опытом. Но тоталитарные системы гораздо «моложе» традиционных и даже демократических — их время наступило лишь в ХХ в. Тоталитаризм — это, по сути, реакция слабых политических систем на растущую усложненность гражданского общества, попытка естественную для него конфликтность разрешить насильственными способами.


Тоталитарная политическая система в своем развитии проходит три фазы: становления — предтоталитарный авторитаризм; расцвета — идеологизированный (агрессивный) тоталитаризм; наконец, бюрократический, или дряхлеющий, тоталитаризм.


Идеологизированный тоталитаризм характеризуется следующими признаками.


1. Господство одной партии (принципиальная невозможность легальной деятельности оппозиции), фактическое слияние ее профессионального аппарата с государством и лишение самостоятельности всех государственных институтов. 2. Тотальная этатизация (огосударствление) всех сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); полное подавление автономных (негосударственных) общественных институтов. 3. Попытки всеохватывающего социально-экономического планирования и тотального контроля за мыслями и поведением людей с помощью псевдодобровольных организаций и тайной полиции. 4. Официальное признание и навязывание обществу жесткой моноидеологии, идеологическая легитимация власти. 5. Практическая реализация принципа вождизма. Тоталитарная система персонализируется в лидере, обладающем харизмой и поэтому высшей легитимностью. Система ответственности строится по бюрократическому принципу: сверху вниз от вышестоящего партийного начальника к нижестоящему. И независимо от того, сохраняется или нет при этом видимость демократических процедур (например, система выборов), вожди безответственны перед народом. 6. Широкое мобилизационное участие в политике, т. е. такое участие, формы, время и цели которого определяются не самими участниками, а соответствующими партийно-государственными органами. Оно требуется и поощряется, отказ наказывается. 7. Беспрецедентный по массовости террор, используемый для достижения социального единообразия и единомыслия, а также как средство управления и контроля. 8. Внеправовые и антиправовые способы регулирования общественных отношений.


Рассмотрим более подробно основные признаки тоталитаризма.


Тоталитарная партия


Резко бросающимся в глаза различием между традиционными и тоталитарными системами является тот факт, что последним свойственна не только централизация власти, но и требования массовой поддержки принимаемых ею решений. Эту двуединую задачу решает партия. Она состоит из двух неравных (и по объему, и по роли) частей. Первая часть — партаппарат (номенклатура), построенный по иерархическому принципу и обеспечивающий централизацию всей партийно-государственной власти. Партия аппарата выполняет чисто государственные функции по управлению обществом и принятию общезначимых (политических) решений и в то же время функции, свойственные политическим партиям (политическая социализация, рекрутирование в политику, агрегация интересов и т. д.). Вторая часть — масса рядовых членов партии, которые обеспечивают поддержку принимаемым решениям, т. е. партия поддержки. Она многократно разрастается за счет дочерних организаций: молодежных, женских, творческих, профессиональных и т. п.


Тоталитарная партия является партией мировоззренческой, стремящейся не столько выявить существующие в обществе интересы, сколько навязать ему определенные ценности.


Моноидеология


Тоталитарная политическая система требует столь же тотальной моноидеологии. Она может быть построена на различных основаниях: националистических, классовых, но в любом случае выполняет две основные функции — легитимации власти партии (государства) и мобилизации масс. Тоталитарная идеология навязывает обществу в целом и каждому человеку в отдельности всеохватывающую систему ценностей. Она строится на критике отвергаемых социально-политических и экономических структур, предлагает средства борьбы с ними, определяет пути построения единственно возможного справедливого общества. Иными словами, тоталитарная идеология всегда направлена в будущее. Она утопична, но вместе с тем претендует на абсолютную истинность. В противном случае она не сможет выполнять функцию легитимации власти. ведь партия имеет право на власть лишь потому, что владеет единственно верным учением. При этом тоталитарная идеология чрезвычайно примитивна: либо изначально, как национал-социалистическая, либо умышленно упрощенная, как марксизм-ленинизм. Это объясняется тем, что идеология должна быть пригодна для легкого массового усвоения. Только тогда она может обеспечивать мобилизацию масс. Ее мобилизационные возможности усиливаются дихотомичностью построения — разделением всего мира на «черный» и «белый», людей — на «врагов» и «героев» и т. д.


Тоталитарная идеология сродни религии, более того, она пытается стать светской «безбожной» религией. Она требует веры, и веры безоговорочной. Любое сомнение в ее истинности угрожает системе и ее вождям утратой легитимности. Поэтому охрана идеологии — важнейшая функция партии и всех фактически производных от нее институтов (от тайной полиции до органов образования). Тоталитарная идеология, исключая возможность сомнений, споров, дискуссий, неизбежно догматизируется, со временем теряет остроту восприятия и превращается в набор идеологических ритуалов.


Террор


В тоталитарных системах террор полифункционален, что и предопределяет его масштабность. Он обращен не столько против конкретных лиц — действительных или мнимых противников режима, что, разумеется, тоже имеет место, сколько против определенных категорий населения — носителей «чуждой» идеологии, «чуждой» национальности, «чуждого» социального происхождения и положения — с целью создания однородного социума. Террор также используется в борьбе между группировками внутри самой правящей элиты для обеспечения ее внутреннего единства. Террор помогает поддерживать население в состоянии постоянной мобилизационной готовности, психологического напряжения, поэтому он продолжается и после достижения социального и идеологического единообразия (во многом лишь внешнего). Он обладает большой инерционной способностью, постепенно рутинизируется и становится способом управления обществом и контроля за быстро растущей бюрократией.


Террор как массовое явление возможен лишь на идеологизированной фазе тоталитаризма, когда легитимность террора обеспечивается массовой верой в идеологические постулаты, в том числе и в постулат о врагах народа.


Бюрократический тоталитаризм


Как уже было отмечено, ведущим элементом тоталитарной политической системы является партия. Она разрабатывает и защищает идеологические догматы, инициирует террор и руководит им, пытается осуществлять всеобъемлющее руководство жизнью общества и присваивает себе право говорить от имени народа. Поэтому процессы, происходящие внутри партии, непосредственно сказываются на состоянии всей политической системы. А эволюция тоталитарной партии демонстрирует реализацию так называемого железного закона олигархии Р. Михельса (1876–1936). он вывел этот закон на основе анализа современных ему социал-демократических партий. Михельс пришел к выводу, что любая массовая организация подвержена бюрократизации. Это происходит под воздействием психологических и организационных факторов.


Организация, в данном случае партия, требует руководства, а оно в свою очередь — соответствующих знаний, способностей, навыков и времени. Поэтому появление профессиональных руководителей (лидеров) закономерно, но столь же закономерно и превращение их в замкнутую олигархическую группу. Лидеры очень быстро отказываются от принципа выборности, заменяют его принципом кооптации и отрываются от основной массы членов партии. При этом лидеры-олигархи убеждены, что именно они выражают общие интересы, а потому требуют безоговорочного подчинения себе. Опорой олигархов оказывается растущая партийная бюрократия, которая в конечном счете начинает жить своей особой жизнью, становясь все более независимой от политических руководителей партии.


Михельс имел в виду социал-демократические партии Западной Европы, и основной пафос его сочинений был направлен против них. Он обвинял их в отказе от революционных принципов, превращении в обычные консервативные партии, стремящиеся конкурировать с другими за голоса избирателей. Во многом Михельс был прав. Прежде всего в том, что западная социал-демократия довольно успешно смогла внедриться в демократическую (буржуазную) политическую систему и восприняла соответствующие правила игры. Но закон, выведенный Михельсом, далеко не «железный»: прагматические партии, например, очень мало подвержены его влиянию. Действительно «железным» он становится в условиях тоталитарной системы, когда правящая мировоззренческая партия превращается в партию-государство.


Процесс бюрократизации партии и олигархизации ее руководства начинается уже на идеологизированной фазе, уже тогда закладываются предпосылки бюрократического тоталитаризма. Наиболее интенсивно они начинают проявляться после смерти харизматического вождя. Харизма, как известно, по наследству не передается, и новый вождь оказывается связанным крепнущей бюрократией, уже не склонной к террору, а стремящейся законсервировать существующую систему и свое место в ней.


Основные характеристики тоталитаризма видоизменяются.


Во-первых, это касается практической реализации принципа вождизма. Для бюрократического тоталитаризма характерно одряхление представителей политической власти (результат действия принципа кооптации) и стремительное усиление роли бюрократии (результат всеобщего планирования и контроля). В этих условиях необходим не властный и сильный лидер, способный принимать самостоятельные решения, а лишь его образ, венчающий всю систему и легитимирующий ее нижестоящие уровни. При этом существует иллюзия сильной власти и порядка. На самом деле власть аморфна, малоспособна к позитивным действиям и предполагает взаимную безответственность. Именно в это время разрастается коррупция партийно-государственного аппарата, а его узкокорыстные интересы отождествляются с интересами народа.


Во-вторых, продолжает всячески поддерживаться и охраняться идеология как способ легитимации власти. Однако она разделяет судьбу высшего партийного руководства, т. е. быстро дряхлеет. Требование верить заменяется требованием соблюдать известные идеологические «приличия» и ритуалы. Разрушение веры начинается с верхних бюрократических уровней: бюрократия всегда предпочитает свой прагматический интерес. Однако даже внешнее следование идеологическим ритуалам ограничивает поле для принятия прагматических решений. Поэтому внутри самого партаппарата возникают конфликты между «идеологами» и «прагматиками». Трагедия для системы состоит в том, что победа любой из сторон ведет к ее краху: если продолжать следовать идеологическим постулатам без учета реальных потребностей самой бюрократии и в определенной степени интересов общества, то вход в систему закрывается окончательно, связь системы со средой обрывается, так что крах неминуем; в случае же отказа от идеологии система утрачивает легитимность, что приводит к тому же результату.


В-третьих, отсутствие харизматического лидера, рост бюрократии и ослабление идеологии обусловливают изменение характера мобилизационного участия. Оно продолжает широко практиковаться для демонстрации связи партии с народом, но его интенсивность заметно уменьшается, оно сводится к совершению время от времени достаточно простых, не требующих значительных затрат сил и времени ритуалов в поддержку политического курса вообще или отдельных политических решений.




Политология. Учебник

Учебник рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблемами современной политической науки. Рекомендуется студентам и аспирантам вузов гуманитарных специальностей. Он может быть использован преподавателями для подготовки курсов, спецкурсов и факультативов по проблемам политической науки.

89
Наука Козлихин И.Ю. Политология. Учебник

Наука Козлихин И.Ю. Политология. Учебник

Наука Козлихин И.Ю. Политология. Учебник

Учебник рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблемами современной политической науки. Рекомендуется студентам и аспирантам вузов гуманитарных специальностей. Он может быть использован преподавателями для подготовки курсов, спецкурсов и факультативов по проблемам политической науки.

Внимание! Авторские права на книгу "Политология. Учебник" (Козлихин И.Ю.) охраняются законодательством!