Психология Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие

Основы психологии. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Психология
Издательство: Проспект
Дата размещения: 05.09.2014
ISBN: 9785392030422
Язык:
Объем текста: 464 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Лекция 1 Предмет, отрасли и методы психологии

Лекция 2 Психика: сущность и этапы развития

Лекция 3 Развитие психики человека в онтогенезе

Лекция 4 Психические познавательные процессы

Лекция 5 Мышление и интеллект

Лекция 6 Проблема личности в психологии

Лекция 7 Современные психологические теории и подходы к пониманию личности

Лекция 8 Личность и индивидуальность

Лекция 9 Взаимодействие в группе



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




Лекция 7 Современные психологические теории и подходы к пониманию личности


План


7.1. Функционалистский подход У. Джемса


7.2. Психоанализ, фрейдизм


7.3. Социокультурная концепция К. Хорни


7.4. Теория В. Райха: характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности


7.5. Индивидуальная психология А. Адлера: от «комплекса неполноценности» к личному росту


7.6. Концепция развития личности Э. Берна


7.7. Аналитическая психология Карла Юнга


7.8. Бихевиоризм, или поведенческая психология


7.9. Когнитивный подход в психологии


7.10. Гуманистическая психология (А. Маслоу)


7.11. Гуманистический подход Э. Фромма и классификация социальных характеров


7.12. Гуманистический и феноменологический подход К. Роджерса к анализу личности


7.13. Диспозициональная теория личности


7.14. Факторный анализ личности


7.15. Типологический подход к анализу личности


7.16. Социализация как процесс формирования личности. Концепции социализации. Гендерная социализация


Личность человека настолько многогранна и сложна, что на современном этапе развития психология еще не достигла окончательно полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих психологических теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности психики человека. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну психологическую теорию и отвергать все другие психологические концепции недопустимо. Чтобы познать психику человека максимально полно и всесторонне, комплексно, необходимо знать и учитывать все существующие психологические теории и подходы, необходимо рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая ее различные грани (вполне возможно, что далеко не все грани психики человека современной науке известны). Большинство современных психологов согласны, что при анализе психики и структуры личности человека необходимо учитывать биологическую природу (тело, врожденные инстинкты) и социальную природу человека (социальные отношения, интериоризованные социальные нормы), сознательную и бессознательную сферы психики, единство познавательно-интеллектуальной, эмо-ционально-мотивационной, поведенческо-волевой сфер, сущность личности, ее центр, «самость».


7.1. Функционалистский подход У. Джемса


Американский психолог Уильям Джемс (1848—1910) — наиболее яркая фигура в истории мировой психологии, создатель первой психологической лаборатории в Америке. Его идеи так многосторонни, что являлись предшествующими для бихевиоризма, гештальттерапии и других современных теорий. У. Джемс подчеркивал, что человек — прежде всего сознательное существо. Сознание — сущностная черта человека, отличающая его от животных и обеспечивающая его выживание, приспособление к миру. У. Джемс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. «Психология — это наука о функциях сознания». Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые процессы называются непроизвольными, вторые — произвольными.


У. Джемс указывал, что в каждом личном сознании мысли все время меняются, «от года к году мы видим вещи в новом свете». Сознание что-то принимает или отвергает, выбирает все время, пока оно мыслит, «создает акценты и аспекты, свет и тени, фон и фигуру». (Здесь уже намечаются идеи гештальтпсихологии, в основе которой лежит целостный подход, а одним из центральных понятий является понятие фигуры — фона.)


Личность — это совокупность трех инстанций: «физическое Я», «социальное Я», «духовное Я». Самость, центр личности — ее «духовное Я». «Духовное Я» — есть источник внимания и воли, источник личностного развития. Воля — это главное качество личности. Тело человека неотделимо от психики, тело — источник переживаний, ощущений, обратных связей для психического и личностного развития, для формирования «физического Я» человека. На психическую жизнь человека можно воздействовать через тело. Тело — это орудие обитающего в нем сознания.


Человеку объективно необходимо чувство принадлежности, включенности в социальные отношения, необходимо быть признанным другими людьми. Социальные отношения — это источник формирования «социального Я», набора социальных привычек. У. Джемс много говорил о привычках. Привычка отличается от инстинкта тем, что она создается, может быть изменена или устранена сознательным управлением. «Привычка уменьшает сознательное внимание, с которым исполняются наши действия. Фактически наши добродетели являются нашими привычками, как и наши пороки. Вся жизнь есть лишь сумма привычек, неотвратимо влекущих нас к нашей судьбе, какова бы она ни была» (здесь уже намечаются идеи бихевиоризма: совокупность привычных реакций характеризует человека).


Эмоциональный взрыв — одно из средств разрушения укоренившихся привычек, он освобождает человека, дает ему возможность попробовать вести себя по другому. Препятствием для личностного роста У. Джемс считал дурные привычки, которые делают незаметными для человека его глупости, и неотреагированные эмоции.


Джемс выдвинул понятие о психологической слепоте — неспособности понять другого человека. Эта слепота не позволяет осознавать интенсивность настоящего момента, человек теряет со-знавание, контакт с природой. (Здесь уже можно узнать принципы гештальтпсихологии — жить «здесь и теперь» и осознавание.)


К другим проявлениям слепоты он относил неспособность выражать чувства, отсутствие чувства меры, попустительство собственным дурным привычкам.


Джемс полагал, что когда человек воспринимает ситуацию, возникает инстинктивная физическая реакция, а затем он уже осознает эмоцию. Эмоция, с точки зрения Джемса, основана на узнавании этого физического чувства, а не исходной ситуации. «Мы чувствуем печаль, потому что плачем. Улыбайтесь, и вам будет весело». С легкой руки Джемса сейчас улыбается вся американская нация.


Он подчеркивал, что хороший характер — это совершенно сформированная воля. Воля — это совокупность тенденций действовать твердо, безотлагательно и определенно во всех важных случаях жизни. Тенденция действовать укореняется пропорционально тому, сколь часто человек безотлагательно совершает действия.


«Используйте первую же возможность реализовать решение, которое вы приняли, пользуйтесь каждым эмоциональным побуждением для обретения привычек, к которым вы стремитесь». Развитая личность уже не сталкивается с трудностями при принятии решений, она чувствует свое единство с миром, и ей уже не надо совершать волевых усилий, чтобы действовать.


Задачи психотерапии: развитие произвольности, воли у человека, т. е. научить человека управлять своим вниманием, волей, эмоциями. Основа для воспитания произвольности — собственная мотивация человека, развитие его мотивов.


Препятствия для развития личности: 1) «телесные привычки» — это действия, которые совершаются без специального осознания, являются неадекватными; 2) ошибка преувеличения — если какие-то черты у человека являются преувеличенно развитыми, они перерастают в свою противоположность, становятся неадекватными; 3) «личная слепота или индивидуальное ограничение» — взгляд человека на самого себя является неполным — «мы можем защищаться тем, что чего-то в себе не замечаем».


7.2. Психоанализ, фрейдизм


Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области наук, связанные с человеком. Названа эта концепция фрейдизмом по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856—1939). Опираясь на идеи З. Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление — психоанализ (к психоаналитическим теориям относятся и теории Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них и вносил свои новые и оригинальные идеи).


Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсо-знание, бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.


Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. Самая глубокая и значимая область человеческой психики — бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного, но именно этот неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека, хотя он этого не осознает. Бессознательные переживания полностью не доступны сознанию человека, но в значительной степени определяют действия людей.


На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех структур, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я» (структурная модель психической жизни). «ОНО» — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических, врожденных инстинктивных влечений (агрессивных и сексуальных). «ОНО» насыщено сексуальной энергией — «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека — постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т. е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Психоаналитическая концепция развития Фрейда отмечает, что всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Эта внутренняя психическая инстанция — «ОНО» — является наследственным фактором развития, а влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и «СВЕРХ-Я».


Уровень «Я» (ЭГО) сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.


«Я» (ЭГО) ответственно за принятие решений, стремится выразить и удовлетворить желания «ОНО». ЭГО в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром, помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, именно ЭГО анализирует, рассуждает, принимает решения.


Становление психики, особенно «СВЕРХ-Я», у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение; мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает эдипов комплекс (к 5—6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.


«СВЕРХ-Я», или СУПЕРЭГО, содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и что безнравственно. Фрейд разделил СУПЕРЭГО на две подсистемы: совесть и ЭГО-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. ЭГО-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. СУПЕРЭГО считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Таким образом, «СВЕРХ-Я», или СУ-ПЕРЭГО, содержит морально-этические нормы, которым следует человек и которые формировались в результате жизни человека в обществе, в процессе родительского воспитания и социализации ребенка.


«СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, сублимация — это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия либидо не находит выхода, то у человека будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска.


С помощью защитных механизмов психики некоторые инстинктивные желания ребенка, не одобряемые в обществе, вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на другие цели (сублимация), сдвигаются с себя на других людей (проекция) — так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества. Организация защитного процесса — это важная и необходимая составная часть развития «Я». Развитие памяти, речи, мышления является необходимым условием для развития личности и социализации ребенка. Так, разумное мышление способствует пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям общества и окружающего мира перестает быть простым подчинением — оно становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и развитие мыслительных процессов — необходимые компоненты социализации ребенка, что открывает путь для новых механизмов социализации (таких как подражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из семьи в школу, из школы в общественную жизнь, когда человек постепенно отказывается от личных преимуществ и учитывает интересы других людей, нормы морали и законы общества. Человек — противоречивое биосоциальное сексуальное существо, внутри которого идет постоянная борьба между его бессознательными сексуальными желаниями, его сознанием и совестью, в результате чего человек сам не знает, как он поступит в следующий момент и почему совершит тот или иной поступок. Человек находится в значительной степени в конфликте с обществом, которое постоянно ограничивает те или иные его желания.


Таким образом, личность, по Фрейду, — это целостная структура соотношения «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я». Но личность не является статическим образованием, ее развитие представлено сменяющими друг друга фазами психосексуального развития, смена которых биологически обусловлена, но их протекание и влияние на развитие личности ребенка зависит от особенностей родительского воспитания и социальной среды.


Развитие личности рассматривается Фрейдом как совпадающее с психосексуальным развитием ребенка. Особенности протекания психосексуальных стадий развития ребенка (оральная, анальная, фаллическая, генитальная стадии) обусловливают ход жизненной судьбы, тип характера и личности, разновидность нарушений психики взрослого человека. Каждый из этапов психосексуального развития характеризуется определенным способом проявления половой энергии либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту. Если либидо удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на этой стадии и у него фиксируются определенные черты личности.


Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности.


По мнению Фрейда, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной — зоной удовольствия (оральная стадия). Рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев, переедания, употребления алкоголя, орального секса и т. п. Все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, соски, рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Если ребенок получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, и если произошла его фиксация на оральной стадии, то у него, по мнению Фрейда, скорее всего сформируется орально-пассивный тип личности — он ожидает от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно ищет поддержки и одобрения, чрезмерно зависим и доверчив. В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза, когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения состояния недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности, как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд. При фиксации на оральной стадии формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, неудовлетворенность всем предлагаемым, стремление получать удовольствие через рот — привычки курения, алкогольной выпивки, гурманства, словесной агрессивности, орального секса и т. п. Уже на оральной стадии, согласно представлениям Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов.


С приучением к туалету основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная стадия), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза). В течение этого периода дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если родители ведут себя негибко, настаивая: «Сейчас же сходи на горшок», — у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, невозможность переносить беспорядок и неопределенность.


Второй результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета, — это анально-вытал-кивающий тип, которому присущи склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистическая жестокость. Если родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и хвалят их за это, то это, по мнению Фрейда, способствует развитию способности ребенка к самоконтролю, воспитывает позитивную самооценку и даже развивает творческие способности ребенка.


Наконец, примерно в возрасте четырех лет, эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5—7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского полоролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется «СВЕРХ-Я» как следствие преодоления эдипова комплекса. В случае чрезмерной любви, опеки мальчика со стороны матери, в случае неполной семьи либо в случае холодности, отчужденности матери мальчик испытывает затруднения в преодолении эдипова комплекса, в результате чего в дальнейшей его взрослой жизни могут проявляться некоторые психологические трудности (синдром «маменькиного сынка», повышенная зависимость мальчика от матери, в результате чего мужчина даже не может создать собственную семью, встретить свою любовь) или даже отклонения (синдром Дон Жуана, склонность к гомосексуализму, склонность к инцесту). Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу, Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.


Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что они настоящие мужчины, через завоевание женщин по типу Дон Жуана (фаллически-нарцис-сический характер). У женщин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, проявлять напористость и самоуверенность. Фаллическая фиксация способна обусловливать формирование истерического типа личности и характера. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции, фригидности, гомосексуальности, склонности к инцесту, который также может толкнуть на поиск партнера, который был бы «заменой» родителей. По мнению Фрейда, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет: именно в это время формируются главные структуры личности (уже сформированы структуры «Я» и «Сверх-Я»). Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, утрирование социальных проявлений поведения, свойственных тому или иному полу.


Латентная стадия (5—12 лет) характеризуется снижением полового интереса, психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «ОНО», энергия человека направлена на школьное обучение, освоение общечеловеческого опыта и культуры, освоение различных форм поведения, свойственных данному полу, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. В этот период ребенок начинает получать удовольствие от достижения успехов в том или ином виде деятельности (учебе, спорте, рисовании и т. п.). Чрезмерная фиксация на этой стадии обусловливает повышенную склонность к честолюбию, достижению успехов любой ценой, к карьеризму, к формированию характера «трудоголика», для которого интересы, успехи в работе, карьере, бизнесе становятся главным содержанием жизни, а любовь, семья, дети, друзья и пр. смещаются на задний, скрытый, малозначимый пласт жизни. Фиксация на латентной стадии способна обусловливать и формирование шизоидного характера.


С наступлением периода полового созревания начинается гени-тальный период сексуального развития, когда сексуальные влечения и интересы усиливаются и концентрируются на определенных представителях противоположного пола. Увлечения в юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда возможны регрессии, возвраты к прежним стадиям развития: усиление агрессивных стремлений «ОНО», возврат эдипова комплекса и стремлений к гомосексуальности, к предпочтительному выбору и общению с лицами своего пола.


При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением психологической зрелости, главными параметрами которой являются:


— способность человека любить другого человека как такового, а не ради удовлетворения собственных сексуальных потребностей;


— стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей.


Но стадии психологической зрелости достигает далеко не каждый человек, многие люди по различным причинам как бы застревают, фиксируются на предыдущих стадиях развития. Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация, к специфическому формированию характера и типа личности, к специфическим проблемам взрослой жизни, т. е. переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фиксация может происходить как в результате фрустрации (когда психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями и не находят оптимального удовлетворения), так и в результате сверхзаботливости со стороны родителей, когда родители не дают ребенку самому управлять собой. В любом случае, по мнению Фрейда, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения», специфического типа личности и специфических отклонений.


Семья, по Фрейду, выступает как модель общества. В семье складываются межиндивидуальные отношения (ребенок — мать, ребенок — отец, ребенок — другой ребенок), которые являются формообразующими для будущих социальных отношений. Выбор друзей, супруга, предпочтение того или иного начальника, образа жизни — все это задается первоначальными семейными отношениями и переживаниями. В социальных отношениях человек продолжает решать те проблемы, которые возникли в семейных связях.


Формирование социальных отношений в обществе зависит, по Фрейду, от отношений ребенка с матерью и отцом. Отношения с матерью составляют модель того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом: мать для ребенка выступает, с одной стороны, как источник всех позитивных эмоций для него, как объект любви, а с другой стороны, мать ограничивает определенные желания ребенка и поэтому может вызывать и враждебные чувства к себе; аналогично и к обществу человек относится амбивалентно: и лояльно, и враждебно.


Отношения ребенка с отцом проецируются в дальнейшем на отношения с лидером, с властью. Люди в трудных ситуациях нуждаются в лидере, как в детстве нуждались в отце, который может и защитить, и руководить, указать, что делать, и наказать. Если в детстве у ребенка преобладали внешне открытые или внутренние конфликтные отношения с родителями, то и во взрослой жизни такой человек будет часто склонен к конфликтным взаимоотношениям с окружающими людьми.


Фрейд полагал, что инстинкт жизни (ЭРОС) и энергия либидо побуждают людей не только к половой любви, но и к любви к родителям, к людям, к сотрудничеству и объединению с людьми, к единству человечества. В случае ослабления либидозной структуры, и как следствие потери эмоциональной привязанности, возникает такое явление, как паника. Но инстинкт смерти (Танатос) порождает агрессивность людей, враждебность между людьми, между группами, народами, в силу этого конфликты и войны неизбежны. Поэтому взаимоотношения между людьми включают как элементы сотрудничества, объединения, так и элементы враждебности, агрессивности, но важно не допустить перевеса инстинкта агрессивности, ибо это угрожает существованию человечества.


Все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются мощным бессознательным инстинктивным силам, в особенности сексуальным и агрессивным инстинктам. Поведение человека больше подчинено не сознанию, а бессознательным мотивам и силам, сути которых человек никогда не может полностью узнать.


В рамках психоанализа личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой. Тип личности определяется исходя из того, на какой стадии психосексуального развития происходит фиксация, приостанавливается развитие человека. Структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.


Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты. Защитное поведение позволяет человеку избежать тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится мало предсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т. е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдопроблемами». Фрейд описывает важнейший позитивный защитный механизм — сублимацию, т. е. это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Таким образом, сублимацией можно назвать такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты. В процессе сублимации рождаются те или иные виды художественного творчества, интеллектуальная деятельность. Сублимация рассматривается как «хорошая защита», благодаря которой можно находить креативные, здоровые, социально приемлемые или конструктивные решения внутренних конфликтов между примитивными стремлениями и запрещающими силами. Так, Фрейд указывал, что дантист может сублимировать садизм, художник — эксгибиционизм, адвокат — желание уничтожать врагов. Данная защита расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей человека.


Между тремя системами психической структуры: «ОНО», «СВЕРХ-Я», «Я» хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если «Я» будет неспособно восстановить между ними равновесие. Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном «Я», которое может не только определить требования «ОНО», но и преодолеть давление со стороны «СВЕРХ-Я». Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям «ОНО», т. е. к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями — раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают «Я» снимать напряжение с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым можно отнести и выявленные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты.


Фрейд выделял следующие защитные механизмы:


1) вытеснение желаний — непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики «ОНО»; подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может не хватать для поддержания деятельности и здоровья человека, в результате вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности. Выделяют полное подавление — когда болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает, не помнит, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Вытеснение — это частичное подавление, человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытесненные переживания «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;


2) отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» — человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;


3) рационализация — бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний, причем эти оправдания и объяснения, как правило, не соответствуют истинной причине совершенного поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться.


Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение начинает выглядеть вполне разумным и оправданным в глазах окружающих. Рационализация может принимать много форм. Рационализирует человек, говорящий, что работа, откуда его уволили, и так давно ему неинтересна; студент, заваливший экзамен, объясняет своим родителям, что причиной «двойки» являются каверзные вопросы «вредного преподавателя», хотя фактически сам студент плохо готовился к экзамену; отвергнутый поклонник решил, что его девушка не так уж привлекательна (феномен «зеленого винограда»). Ту же роль может играть феномен «сладкого лимона»: человек, вынужденный оставаться в неприятных для него обстоятельствах, с помощью рационализации начинает находить их вполне сносными или желательными;


4) инверсия или противодействие — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);


5) проекция — бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств — т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые евреи — обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь другому своих негативных личностных характеристик;


6) замещение — проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собачка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;


7) изоляция — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделеннос-ти, раздвоенности личности, к неполному «Я»;


8) регрессия — возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника; человек не развивается психически, порой возвращаются его детские привычки (грызть ногти и т. п.). В тяжелых случаях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь на более ранний и безопасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних периодах жизни. Более «мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство («надуться и не разговаривать с другими»), противодействие авторитетам, детское упрямство, езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.


Все люди в какой-то степени используют защитные механизмы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину потребностей, страхов, стремлений человека. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:


• действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;


• искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.


Тревога или чувство надвигающейся опасности может быть следующих типов:


• реалистическая тревога — эмоциональный ответ на угрозу реальных опасностей внешнего мира, помогает обеспечить самосохранение;


• невротическая тревога — эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными: это боязнь, что ЭГО окажется неспособным контролировать сексуальные или агрессивные желания и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;


• моральная тревога — когда ЭГО испытывает угрозу наказания со стороны «СВЕРХ-Я», когда «ОНО» стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и «СВЕРХ-Я» отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения;


• социальная тревога возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлемых действий. Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из «СВЕРХ-Я», в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание возмездия за прошлые или настоящие грехи в загробной жизни.


Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо, является средством предупреждения человека о надвигающейся опасности. При угрозе организму возникает тревога. При настоящей тревоге угроза исходит от конкретного внешнего источника, при невротической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмерного возбуждения инстинктов — позднее она появляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Тревожный сигнал мобилизует меры защиты, механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымышленной внешней угрозы, или психологическую защиту, нейтрализующую повышенное возбуждение инстинктов. Инстинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психиатрическим заболеваниям (например, шизофрения), для которых свойственна значительная деформация ЭГО и восприятия реальности.


Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества.


Психоанализ по мере своего развития обогащался новыми идеями и подходами, возникали следующие психоаналитические концепции:


1) социокультурная теория К. Хорни;


2) концепция Райха;


3) индивидуальная психология А. Адлера;


4) теория Э. Фромма;


5) аналитическая психология К. Юнга.


7.3. Социокультурная концепция К. Хорни


Карен Хорни (1885—1952) подчеркивала, что социокультурные условия оказывают сильное влияние на развитие и функционирование человека.


Решающим фактором в развитии ребенка являются социальные отношения между ребенком и родителями. Для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности — желание быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности и, вероятнее всего, сформируется здоровая личность. Если многие моменты в поведении родителей травмируют потребность ребенка в безопасности (неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам ребенка), то весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным результатом такого дурного обращения родителей с ребенком является развитие у него базальной враждебности. В этом случае ребенок и зависит от родителей, и испытывает к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такой защитный механизм, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой — подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить. Эти подавленные чувства враждебности проявляются невольно во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка проявляется базальная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Причиной невротического поведения будут нарушенные отношения между ребенком и родителями. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.


В случае сформированности базальной тревоги человек следует одной из трех стратегий поведения, призванных ослабить чувство тревоги, и соответственно выделяются три типа личности:


1) уступчивый тип — ориентируется на людей, проявляет зависимость, нерешительность, беспомощность, думает: «Если я уступлю, меня не тронут»;


2) обособленный тип — ориентируется от людей, думает: «Если я отстранюсь, со мной все будет в порядке», — говорит: «Мне все равно», — ничем и никем не увлекается;


3) враждебный тип — ориентируется против людей, для него характерно доминирование, враждебность, эксплуатация, он думает: «У меня есть власть, меня никто не тронет», — следует бороться против всех и любую ситуацию оценить с позиции: «Что я буду иметь с этого?» Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими, на удовлетворение личных желаний и амбиций.


Все эти стратегии находятся между собой в состоянии конфликта и у здоровой, и у невротичной личности, однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик использует только одну из трех стратегий, независимо от того, годится она в данном случае или нет. Если побеждает тенденция «к людям», то формируется мазохистическая установка (склонность к подчинению, готовность жертвовать собственными интересами), при доминировании тенденции «против людей» человек становится садистом (стремление к неограниченной власти, к подавлению людей), при победе тенденции «от людей» развивается либо склонность к отшельничеству, выбору занятий, связанных с уединением, либо развивается человеконенавистничество.


К. Хорни показала, что современные социально-культурные системы характеризуются мужским доминированием, в результате жизнь большинства женщин основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин, женщины не имеют равных прав с мужчинами, поэтому ряд женщин стремятся стать более маскулинными как следствие проявления желания обладать «мужскими» привилегиями: власть, независимость, успех, сексуальная свобода и т. п. Ролевой контраст между традиционной ролью жены, матери и новой ролью «деловой, преуспевающей женщины, делающей карьеру» могут обусловливать определенные невротические отклонения в поведении деловых женщин.


7.4. Теория В. Райха: характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности


Вильгейм Райх (1897—1957) был первым клиническим ассистентом у Фрейда с 1922 по 1927 г., а затем у него возникли теоретические расхождения с Фрейдом, ибо Райх считал, что каждый невроз основан на отсутствии сексуального удовлетворения.


Райх считал, что подлинная личность, ее истинное развитие — в возможности правильного понимания собственных состояний, в уравновешенности самовыражения своих эмоций, желаний и самоконтроля, в установлении искренних гармоничных отношений с другими людьми. Воля — это осознание человеком естественно присущих ему стремлений и желаний, т. е. тех, которые уже есть и представлены в теле человека. Здоровая личность, здоровый дух — в здоровом теле. Воля как самоконтроль — важный фактор развития личности.


Райх разработал интересную концепцию о характере человека, согласно которой характер человека включает постоянный, привычный набор, паттерн защит. Вначале Райх описывал этот паттерн в психологических терминах: «Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр.». Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении страха наказания. Первая защита против этого страха — подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того как «эгозащиты» становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в черты характера или характерный панцирь. Характерные черты не являются невротическими симптомами. Различие, по Райху, состоит в том, что невротические симптомы (такие как иррациональные страхи и фобии) переживаются человеком как чужие элементы в его душе, в то время как характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности.


Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности. «Ригидность мускулатуры — соматическая сторона процесса подавления и основа его продолжающегося существования». Человеку полезно проанализировать в деталях свою позу и физические привычки (поэтому Райх часто имитировал характерные позы или жесты пациентов, просил самих людей повторить или преувеличить привычный штамп поведения, например нервную улыбку), усилить определенный зажим в мышцах, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана с этой частью тела. Лишь после того как подавляемая эмоция находит свое выражение, человек может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима. Райх пишет: «Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они учились подавлять свою ненависть, тревожность или нелюбовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (как сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т. п.). Можно поражаться, как освобождение ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но, кроме того, приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления». Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь — одно и то же. «В любом случае функция панциря — защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию». Эти мышечные зажимы приводят к искажению и разрушению естественных чувств, к потере энергии и радости в жизни, к подавлению сексуальных чувств, мешают полному и полноценному оргазму. Отсутствие сексуального удовлетворения, застой сексуальной энергии, по мнению Райха, — основная причина неврозов. «Снятие мышечных зажимов, ликвидация застоя сексуальной энергии позволяет устранить любые невротические симптомы».


При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц вызывает особые ощущения — чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения биологической энергии, которую назвал «оргон». Ор-гоническая энергия обладает следующими свойствами:


1) свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;


2) присутствует всюду, хотя и в различной концентрации;


3) является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;


4) находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях.


Оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу, параллельно позвоночнику. Кольца мышечного панциря формируются под прямым углом к этим потокам и препятствуют им. Мышечные зажимы служат ограничению как свободного потока энергии, так и свободного выражения эмоций у человека. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой.


Психологический, личностный рост, самосовершенствование человека Райх определяет как процесс рассасывания психологического и мышечного панциря, постепенного становления более свободным, искренним и открытым человеком, более энергичным и счастливым, обретения способности наслаждаться полным и удовлетворяющим оргазмом.


Три типа средств используются в распускании панциря: 1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания (позднее переросло в психотехнику «ребефинга»); 2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (посредством давления, защипывания и т. п.), чтобы расслабить их; 3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.


Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных зажимов, блоков для чувств — лишь один аспект психологического роста личности. Самоконтроль и целенаправленное поведение — второй существенный фактор роста; научиться уравновешивать, соотносить самоконтроль и свободное выражение — необходимая часть продолжающегося процесса роста личности. Райхом были разработаны специальные приемы по расслаблению «мышечного панциря», которые сейчас применяются психологами для оказания помощи людям, поскольку «зажатый своим» защитным панцирем человек не способен распустить его сам.


Лечение Райх рассматривал как распускание мышечного панциря, который имеет семь защитных сегментов: в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.


Райх считал, что в области глаз удерживается плач; зажим в области рта проявляется как слишком сжатая или неественно расслабленная нижняя челюсть в результате подавления плача, крика, гнева; сегмент шеи удерживает гнев, крик и плач; сегмент груди, плеч, рук удерживает смех, гнев, печаль и страстность; в сегменте диафрагмы удерживается сильный гнев (зажим в этом сегменте проявляется в том, что когда человек лежит на спине, то между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток); напряжение мышц спины свидетельствует о страхе нападения, а сегмент мышц живота удерживает злость и неприязнь; зажим в сегменте таза проявляется в напряженности и болезненности ягодичных мышц, этот сегмент подавляет ощущение сексуального возбуждения и сексуального удовлетворения, а также гнев. Пережить сексуальное удовольствие невозможно, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Если у человека блокировано удовольствие, это ведет к гневу и ярости. С точки зрения Райха, пережить положительные чувства невозможно, пока не произошла разрядка отрицательных эмоций.


7.5. Индивидуальная психология А. Адлера: от «комплекса неполноценности» к личному росту


Альфред Адлер (1870—1937) в своей концепции индивидуальной психологии во многом противостоял теории Фрейда. Адлер рассматривал человека как единое целостное, самосогласующееся существо, т. е. индивидуум представляет собой неделимое целое в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, между сознательным и бессознательным, имеет единство в мышлении, чувствах, действиях, в каждом проявлении личности. Адлер дал название своей теории «индивидуальная психология», поскольку в латыни «индивидуум» означает «неделимый», т. е. означает «сущность, которую нельзя разделить».


Но индивидуум не может существовать изолированно от общества, от других людей, поэтому все поведение человека происходит в социальном контексте, социальные детерминанты определяют поведение и жизнь человека, в результате у людей формируется социальный интерес — стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества с людьми.


Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. Только в движении по направлению к личностно значимым жизненным целям, в стремлении к совершенству индивидуум может выступать как единая и самосогласующаяся целостность, которая может распоряжаться своей жизнью, проявлять творческую силу и свободу выбора. Стиль жизни определяется стремлением личности преодолеть чувство неполноценности. Адлер полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности, или «комплекс неполноценности», может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Адлер писал, что «стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что это часть жизни, стремление, без которого жизнь была бы немыслимой». Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, то развивается в конструктивном и здоровом направлении (принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного способа жизни). Однако некоторые люди пытаются достичь превосходства посредством господства над другими, а не становясь более полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) — это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Социальный интерес отражает степень заинтересованности человека во взаимодействии с людьми, в общественной солидарности. Для развития социального интереса необходима включенность в отношения с другими людьми. Особенно большое влияние на развитие социального интереса оказывают члены семьи и прежде всего мать. Задача матери состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений. Социальный интерес выступает основным критерием психического здоровья человека. Душевно здоровые люди стремятся не только к личному благополучию, но и к благополучию других людей.


Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценные вклады в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни. Адлер полагал: «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они — неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру».


Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели, — амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это «вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека».


Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще.


Порядок рождения детей в семье способен влиять на формирование стиля жизни. Например, первенец получает повышенную любовь и заботу родителей, но когда появляется второй ребенок, первенец чувствует себя в положении «монарха, лишенного трона», пытается вернуть свое верховенство в семье, но неминуемо терпит поражение, поэтому приучает себя к изоляции, осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении, стремится к власти и лидерству, становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Положение единственного ребенка в семье обусловливает то, что он слишком много получает заботы от родителей, привыкает ожидать такой же заботы от других людей, и стиль его жизни характеризуется эгоцентризмом и зависимостью, наличием трудностей во взаимоотношениях со сверстниками. Положение второго (среднего) ребенка в семье обусловливает непроизвольное его соперничество со старшим братом или сестрой, поэтому часто его стилем жизни становится соперничество, честолюбие, стремление доказать свое превосходство, ориентация на достижения. Положение младшего (последнего) ребенка обусловливает то, что он, с одной стороны, часто становится «баловнем» семьи, окруженным заботой родителей и старших братьев, сестер, но, с другой стороны, у старших детей больше привилегий, чем у младшего, поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, которое может детерминировать либо стремление к борьбе, достижению превосходства («борющийся младший ребенок», возможный будущий революционер), либо нарастание комплекса неполноценности, склонность к депрессии, алкоголизму и т. п. Позиция ребенка в семье обусловливает возникновение определенных проблем, которые могут все-таки по-разному восприниматься ребенком, и поэтому описанная выше тенденция формирования жизненного стиля нежестко проявляется в каждом случае: дети, находящиеся в любой позиции, могут вырабатывать любые стили жизни в зависимости от субъективного восприятия и решения ими жизненных проблем.




Основы психологии. Учебное пособие

Написанное преподавателем с многолетним стажем, автором более 40 книг по психологии, пособие содержит необходимую информацию о развитии психики, структуре личности, познавательных процессах и особенностях взаимодействия людей в группах, дает представление о современных психологических концепциях. В нем увлекательно, живо и образно, с множеством примеров раскрываются все основные вопросы, включаемые в экзаменационные билеты по курсу «Психология».<br /> Написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и предназначено для студентов, аспирантов вузов, для педагогов и психологов, а также всех интересующихся вопросами психологии.

209
Психология Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие

Психология Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие

Психология Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие

Написанное преподавателем с многолетним стажем, автором более 40 книг по психологии, пособие содержит необходимую информацию о развитии психики, структуре личности, познавательных процессах и особенностях взаимодействия людей в группах, дает представление о современных психологических концепциях. В нем увлекательно, живо и образно, с множеством примеров раскрываются все основные вопросы, включаемые в экзаменационные билеты по курсу «Психология».<br /> Написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и предназначено для студентов, аспирантов вузов, для педагогов и психологов, а также всех интересующихся вопросами психологии.

Внимание! Авторские права на книгу "Основы психологии. Учебное пособие" (Столяренко Л.Д.) охраняются законодательством!