Психология Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие

Основы психологии. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Психология
Издательство: Проспект
Дата размещения: 05.09.2014
ISBN: 9785392030422
Язык:
Объем текста: 464 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Лекция 1 Предмет, отрасли и методы психологии

Лекция 2 Психика: сущность и этапы развития

Лекция 3 Развитие психики человека в онтогенезе

Лекция 4 Психические познавательные процессы

Лекция 5 Мышление и интеллект

Лекция 6 Проблема личности в психологии

Лекция 7 Современные психологические теории и подходы к пониманию личности

Лекция 8 Личность и индивидуальность

Лекция 9 Взаимодействие в группе



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




Лекция 6 Проблема личности в психологии



План


6.1. Человек, индивид, личность, индивидуальность


6.2. Психологическое понимание личности


6.3. Деятельностная теория личности


6.4. Проблемы личности с позиций психологии отношений


6.5. Структурно-динамический подход в психологии личности


6.6. Исследование формирования личности в отечественной психологии


6.7. Свобода личности как родовая главная характеристика человека. Сила воли как основа сознания и личности


6.1. Человек, индивид, личность, индивидуальность


Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.


Следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».


Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру. Если бы в результате катастрофы погибло взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы, история человечества была бы прервана. Машины, книги и прочая культура продолжали бы физически существовать, но некому было бы раскрыть для детей их назначение; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и прочее не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие индивид — как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие личность — как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).


Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной группы, как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.


В психологию понятие «субъект» было введено Рубинштейном («главный вопрос психологии — вопрос о субъекте»). В деятельности есть внешние и внутренние условия, тогда внешние условия — это природные и социальные воздействия, а внутренние условия — это субъект. Внешние условия действуют только через внутренние. А внутренние условия действуют через внешние и этим субъект сам себя изменяет, т. е. субъект активен, сам является продуктом своего действия, способен изменить внешние воздействия.


Поскольку человек живет в трех сферах мира: природа — общество — культура, то можно выделить три типа субъектов:


1) природный субъект — это человек как биологическое существо, который гибко приспосабливается к гибко изменяющимся условиям природной среды;


2) социальный субъект — человек как носитель присвоенных социальных норм, правил, принятых в данном обществе;


3) субъект культуры — субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на основе общечеловеческих нравственных и культурных принципов.


Понятие «личность» (в широком смысле) включает все три типа субъектов. Личность выступает как субъект деятельности, как внутреннее условие деятельности, когда любая способность субъекта может повлиять на особенности его деятельности и поведения.


Существует более узкое понимание личности как совокупности общественных отношений, когда подчеркивается, что личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, а возникает в результате культурного и социального развития. Личность формируется в совместной деятельности и общении, испытывает на себе влияние культуры и общества в целом.


Однако нельзя рассматривать личность как слепок той культуры и того общества, к которому принадлежит человек. Происходит «наложение» социальных факторов (принадлежность к социальному классу, к определенной социальной группе), с одной стороны, и индивидуально — психологических и биологических особенностей человека — с другой. Асмолов отмечает, что в личности можно выделить две субстанции: социально-типическую субстанцию и индивидуально-уникальную субстанцию (где уникальность достигается за счет собственной активности, своих мыслей, поступков, личной ответственности).


Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Личность — это то, что формируется и наблюдаемо самим человеком. Это его внутренний мир. Взорам окружающих личностный мир недоступен. Личность — совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества.


Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек. Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Личность (в узком смысле) — это субъект решения проблем, выбора, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы, это субъект культуры. Личность может проявиться там, где человек сталкивается с проблемами, конфликтами. Человек еще не личность, если не способен самостоятельно решать жизненные проблемы и нести за свои решения и поступки ответственность.


Понятие «личность» возникло в истории человечества в процессе долгих попыток понять, что такое человек и чем он отличается от иных живых существ.


Греческая философия явилась первой попыткой понять сущность человека, его отличие от природы, выделить главный отличительный видовой признак человека — его разум (логос). Способность к мышлению, речь, общественная жизнь человека и присутствие в человеке высшего, духовного и бессмертного компонента, этика самообладания и самовоспитания — вот те базовые признаки человека, которые были выделены греческими философами.


Греческий философ Платон рассматривает человека прежде всего как бессмертную божественную душу, которая временно соединена с телом вследствие грехопадения и должна управлять телом, направлять человека к развитию от низшего к высшему, чтобы там в вышине человеческая душа обрела счастье в созерцании истины и в любви ко Благу. В земной жизни задача человека состоит в том, чтобы приготовиться к окончательному освобождению своей вечной и божественной души и достигнуть созерцания идей в иной жизни. Если человек уклоняется от выполнения этой задачи, его душа перевоплощается в другое тело, утрачивая свою цель. Душа имеет три части и три разные функции: разумную, гневливую и вожделеющую. Душа качественно отличается от тела и соединена с телом так, как кормчий связан с кораблем. Тело человека принадлежит призрачному миру материи, а его душа — вечному миру сущностей.


Великий философ Аристотель написал трактат «О душе», заложил основы психологии — науки, изучающей душу человека. Аристотель полагает, что человек представляет собой единую реальность, единую природу, в которой тело — это материя, а душа — форма. Душа и тело субстанционально соединяются в одну природу как материя и форма. Душа есть форма тела, есть тот сущностный принцип, который сообщает материи бытие в качестве живого человеческого тела. Аристотель дает душе классическое определение: «Душа есть то первое, посредством чего мы живем, ощущаем и мыслим». Только благодаря душе тело становится живым человеческим телом, наделенным способностью двигаться, ощущать, действовать, мыслить. Следовательно, человек представляет собой не составное сущее, образованное телом и душой как двумя разными сущностями, а материальное тело, формой или определяющим началом которого выступает душа. Человеческая душа есть начало духовной и телесной жизни. Аристотель определяет человека как


разумное живое существо, и видовым отличительным признаком человека выступает его мышление, его способность к познанию. Аристотель анализировал духовность, нравственность человека, а также связь человека и политики («человек есть от природы политическое животное»), обосновал, что человек по своей природе является общественным существом, и только социальное общение гарантирует человеку такой образ жизни, при котором он может удовлетворять свои потребности. В «Политике» Аристотель заявляет, что «жить в изоляции могли бы только неразумные животные или боги». В процессе воспитания человек формирует свои способности согласно телеологическим нормам, основанным на космическом и социальном порядке. Средством воспитания и самоосуществления человека является полис, социальная жизнь в обществе.


Древнегреческое слово «просопон» и латинское слово «персона» означали первоначально «маску» актера, который в древнегреческом и древнеримском театре выходил на сцену в маске, на которой крупными мазками наносились черты того или иного характера — злодея, пророка, героя, причем раскраска маски указывала набор нравственных меток человека, игравшего ту или иную роль, выполнявшего социальную функцию. Постепенно слово «персона» стало обозначать социальный аспект индивида, то, чем он является для других, а позднее стало обозначать самого человека как индивидуальное целое, как отдельного индивида. Римский гражданин определяется как юридическая и религиозная персона, обладатель предков, имени и собственности. Слова «лицо», «персона» в Древнем мире означали не личность в современном понимании, а больше личину, маску, т. е. внешнее, социальное. Человек обучается в обществе вести себя в соответствии с социальными ожиданиями, носит определенную маску, лицо, а «потерять свое лицо» — значит утратить свое место и статус в социальной иерархии. Античный мир дал человечеству понятия «человек» и «индивид», но не обозначил их духовную особенность, еще не выработал понятия личности, т. е. личности с ее неповторимой судьбой еще не признавали. Ее место занимает душа. Мыслители античности использовали понятие «душа».


Философия Средневековья сформулировала религиозно-философский взгляд на человека как творение Бога, как вторичного и зависимого от Бога. Все человеческое существо (и тело, и душа) — творение Бога, образ и подобие Божье. Бог объясняет человеку, что есть добро и зло, помогает ему, чтит его свободу и достоинство: будучи свободен в своих решениях, человек полностью ответствен за свои поступки, не подвластен никакому року, живет на земле только раз и на протяжении этой жизни создает собственную окончательную судьбу, определяет как свою земную участь, так и участь вечную. Личность — совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества, способного осуществлять выборы и держать ответ за них перед собой, Богом и обществом, в котором живешь. Источник личностного существования человека — Любовь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим»; «Возлюби ближнего твоего как самого себя» — на сих двух заповедях утверждается весь закон (Августин). Душа человека сотворена Богом и вложена в тело как неполная субстанция, а вместе с телом душа образует единую полную субстанцию. Но личностью является только человек, а не душа сама по себе, хотя она и может существовать независимо от тела, не умирает вместе с телом, способна в полноте принимать Бога (Фома Аквинский). Человеческий интеллект представляет собой потенциал человеческой сущности, восходящей к Богу. Человеческая душа и личность человека — это самое благородное во всей разумной природе.


Таким образом, в Средние века понятие «личность» стало означать не только внешний,, поверхностный социальный образ, когда человек выполняет социальные и жизненные роли, не только общественное лицо, обращенное к окружающим, но и внутреннюю способность человека придерживаться духовных добродетелей.


Философы эпохи Просвещения Вольтер, Монтескье, Руссо, Гельвеций рассматривали человека как высшую ценность общества, а разум человека, его достоинство и свободу — главными в сущности человека. Личность — это разумный, нравственный, справедливый человек, создающий свой мир, свое общество, свою историю. Человек — сын Природы и сын Истории.


Немецкий философ Кант рассматривает человека в трех измерениях: «эмпирическое Я» — чувственный опыт человека о самом себе; «трансцендентальное Я» — единство самосознания; «метафизическое Я» — духовная субстанция души, которую нельзя познать. Нравственное сознание человека базируется на категорическом императиве: «Действуй таким образом, чтобы одинаково относиться к человечеству как в своем лице, так и в лице других: всегда как к цели и никогда просто как к средству». Кант постулирует высочайшее уважение к человеческой личности, исключая любые манипуляции ею, возносит достоинство человеческой личности и ее свободу. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.




Основы психологии. Учебное пособие

Написанное преподавателем с многолетним стажем, автором более 40 книг по психологии, пособие содержит необходимую информацию о развитии психики, структуре личности, познавательных процессах и особенностях взаимодействия людей в группах, дает представление о современных психологических концепциях. В нем увлекательно, живо и образно, с множеством примеров раскрываются все основные вопросы, включаемые в экзаменационные билеты по курсу «Психология».<br /> Написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и предназначено для студентов, аспирантов вузов, для педагогов и психологов, а также всех интересующихся вопросами психологии.

209
Психология Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие

Психология Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие

Психология Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие

Написанное преподавателем с многолетним стажем, автором более 40 книг по психологии, пособие содержит необходимую информацию о развитии психики, структуре личности, познавательных процессах и особенностях взаимодействия людей в группах, дает представление о современных психологических концепциях. В нем увлекательно, живо и образно, с множеством примеров раскрываются все основные вопросы, включаемые в экзаменационные билеты по курсу «Психология».<br /> Написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и предназначено для студентов, аспирантов вузов, для педагогов и психологов, а также всех интересующихся вопросами психологии.

Внимание! Авторские права на книгу "Основы психологии. Учебное пособие" (Столяренко Л.Д.) охраняются законодательством!