Наука Моисеев Е.Г. Обществознание. 2-е издание. Учебное пособие

Обществознание. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.09.2016
ISBN: 9785392229741
Язык:
Объем текста: 288 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Общество и человек

Глава 2. Сущность и многообразие деятельности человека

Глава 3. Духовная жизнь общества

Глава 4. Экономическая жизнь общества

Глава 5. Социальные отношения

Глава 6. Политическая жизнь общества

Глава 7. Право и правовые отношения

Заключение

Приложение 1. Программа вступительного экзамена по обществознанию в Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина

Приложение 2. Примерный список рекомендованной литературы

Приложение 3. Примерная тематика экзаменационных вопросов

Приложение 4. Примерные варианты экзаменационных билетов



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Духовная жизнь общества


3.1. Понятие духовной жизни общества


Под духовной жизнью общества обычно понимают ту сферу бытия, в которой объективная реальность преобразовалась в реальность индивидуальную, субъективную, связанную с внутренним миром человека.


Традиция изучения духа была заложена еще Платоном, который и саму философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у Платона первичным, а материальное — несовершенным подобием идеального. Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона, шагнула далеко вперед, и сейчас актуальными для нее являются другие проблемы духовной жизни общества.


Духовная жизнь включает:


1) духовную потребность,


2) духовный интерес,


3) духовную деятельность,


4) духовные блага.


Духовная деятельность порождает духовные отношения — нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т. д.


Для сферы жизни, о которой идет речь, принципиальными являются следующие аспекты.


1. Духовная жизнь носит всеобъемлющий характер. Она очень многогранна, включает в себя как рациональные, так и эмоциональные, и другие стороны внутреннего мира человека.


2. Духовная жизнь по своей сути идеальна. Идеальность в целом характеризуется тем, что содержание любых явлений мира представляется человеком в чистом виде. Оно освобождается от объективных, материально-предметных или пространственно-временных характеристик бытия. Человеческая духовность есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными формами.


3. Духовность существует как внутренняя жизнь — она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в его идеальном пространстве и времени. Духовность целиком и полностью субъективна, представляя собой «Я» человека, она выступает как бытие, особенность этого «Я». Таким образом, духовность — субъективно-индивидуальна по своей сущности.


Поскольку духовная жизнь общества порождается жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа с последней: духовные потребности, духовное производство и созданные в результате него духовные блага становятся ценностями.


3.2. Духовные потребности


Первое звено в цепочке духовной деятельности — духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.


В отличие от материальных духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер — пределов роста для них не существует. Единственными ограничителями здесь являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.


3.3. Духовное производство


Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под ним обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое особыми группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Целью такого производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:


1) идеи, теории, образы и духовные ценности;


2) духовные общественные связи индивидов;


3) сам человек как духовное существо.


Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.


Производство, о котором идет речь, направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.


Духовную деятельность можно подразделить на духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическое направление деятельности связано с созданием и формулированием новых мыслей, идей, образов в форме научных и художественных произведений в науке, литературе, искусстве — музыке, архитектуре, живописи и т. д.


Духовно-практическая направление деятельности связано с сохранением и освоением имеющихся духовных ценностей. Конечный результат этого состоит в изменении сознания людей.


3.4. Сохранение и освоение духовных ценностей


Главную роль в сохранении и освоении духовных ценностей играют музеи, библиотеки, архивы, школа, средства массовой информации.


С развитием музеев, которых в мире насчитывается свыше 12 000, они стали не только собранием ценностей, но — благодаря своим экспозициям и экскурсиям — и серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей. Музеи разнообразны по профилю — выделяют исторические (в том числе археологические, этнографические), художественные, литературные, естественноисторические (ботанические, геологические и т. д.), технические музеи. В России и других странах много самодеятельных — созданных на общественных началах — музеев, в том числе школьных, университетских, музеев воинских частей и предприятий.


В сохранение и распространение духовных ценностей огромную роль играют библиотеки. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания — в середине VII в. до н. э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека из глиняных книг.


С развитием книгопечатания роль учреждений постоянно возрастала — они серьезно содействовали тому, чтобы все большее количество людей овладевало научными, литературными и другими ценностями. Сеть библиотек сейчас поистине громадна, она включает в себя различные учреждения от самых небольших — личных, школьных, городских — до крупнейших столичных книгохранилищ! Расположенная в Москве Российская государственная библиотека насчитывает более 41 млн. единиц хранения на 247 языках мира.


Одна из наиболее известных библиотек — Библиотека Конгресса США в Вашингтоне. Обширны и разнообразны по содержанию ее фонды, насчитывающие около 115 млн. единиц хранения. Это самая большая библиотека в мире!


Трудно переоценить роль архивов. Архивы (от лат. «письмо, хранилище»), как и библиотеки, известны издавна. Это место хранения документов — как очень древних, так и относящихся к современному периоду. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Хранилища непрерывно пополняются, ибо каждодневно накапливаются новые сведения о деятельности отдельных людей, организаций и государственных учреждений.


Государственный архив Российской Федерации хранит 1 млн. дел, связанных с историей Российской империи и историей нашей страны периода Временного правительства, около 3 млн. дел по истории Советского Союза, свыше 1,5 млн. дел по истории РСФСР, около 33 тыс. дел, имеющих отношение к истории Российской Федерации, а также документы белого движения и русской эмиграции.


Наибольший — по охвату людей и по общенародной значимости — вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Учитель — это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им сформировать свои взгляды, искать и находить жизненный путь.


Именно учитель является для детей и юношества живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен. Он передает новым поколениям самое ценное из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы развивающегося научного знания о природе, человеке и обществе. Но, чтобы дать ученикам искорку знаний, писал известный педагог В. А. Сухомлинский, учителю надо впитать целое море света!


Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, — это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, то есть те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ). Несомненным народным достоянием стали классические театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народов России и зарубежных стран.


Таким образом, архивы, библиотеки, музеи — не просто хранилища, древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Это достояние народа, которое должно быть доступно для всех. Результативность духовно-практической деятельности здесь во многом зависит от «лоцмана» — экскурсовода, библиотекаря, архивариуса, прокладывающих для посетителя и читателя наилучший путь к познанию.


Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер потребления. Надо сказать, что в отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающих, потому они в принципе доступны всем без исключения.


Обычно выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые авторы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не его профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Данный вопрос до сих пор остается дискуссионным.


3.5. Тенденции духовной жизни современной России


Цель духовного развития человека — формирование способности к творчеству, восприимчивость к самым высоким достижениям культуры. Поэтому необходимо учитывать не только то, что создано в духовной сфере, но и то, как этими достижениями пользуются люди. Вот почему важным критерием культурного прогресса становятся реальные возможности людей в приобщении к ценностям культуры.


Характер духовной жизни нашей страны оценивается по-разному. С одной стороны, Россия усилиями предшествующих поколений и современников накопила огромный духовный потенциал. С другой стороны, последние десятилетия показали, что этот потенциал часто не используется нашими соотечественниками. Налицо упадок морали, ожесточенность в обществе, рост преступности и насилия. Эти негативные явления возникли на почве бездуховности значительной части населения страны.


Под угрозой разрушения оказалось то, что столетиями создавали наши предшественники: интеллект, дух, талант нации. Разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные ремесленные традиции. Опасность для страны представляет бедственное положение науки и образования. По международным стандартам интеллектуализации молодежи, выработанным по инициативе ЮНЕСКО, СССР в 1950-е гг. занимал 3-е место в мире после США и Канады, в 1985 г. — 42-е место, в 1990 г. — 50-е. В настоящее время наша страна еще более отодвинулась в этом списке.


Тяжелое состояние отечественной культуры связано с кризисным состоянием экономики страны в целом и материально-технического обеспечения культуры в частности. Сегодня на эту сферу расходуется мизерная часть государственного бюджета. Многие учреждения — театры, картинные галереи, клубы, дома и дворцы культуры, киноконцертные залы, студии детского и юношеского творчества — закрываются, не имея возможности справиться с финансовыми трудностями. Большинство из оставшихся, чтобы не угаснуть совсем, вместо того чтобы нести людям высокое и светлое искусство, дарить радость творчества, вынуждены заниматься коммерцией. А коммерциализация культуры, как показывает опыт многих стран, значительно снижает ее уровень, а вместе с ним — духовный уровень народа, замедляет или вовсе прекращает культурный прогресс общества.


Задача состоит в том, чтобы в последующие годы обратить особое внимание на все составляющие духовной сферы нашего общества, включая науку, образование, культуру.


3.6. Культура: понятие, структура, функции


Духовную сферу жизни общества чаще всего связывают с культурой, точнее, с одним из ее видов — духовной культурой. Культура является одним из самых сложных явлений социальной жизни, что обусловлено многогранностью ее проявлений. Эта сфера социальной действительности является объектом изучения многих наук, в числе которых философия, социология, культурология, политология, история, этнография и др.


В настоящее время термин «культура» — один из самых многозначных в обществознании. Насчитывается несколько сотен его определений! Слово «культура» (от лат. cultura — возделывание, обрабатывание, уход) первоначально обозначал возделывание почвы, но уже в античные времена оно приобрело иное значение — воспитанность, просвещенность. Позднее термин получил более обобщенное содержание и им стали обозначать так называемую вторую природу, то есть все созданное человеком.


В широком смысле слова культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в ходе исторического процесса, а также сама эта преобразовательная деятельность.


Структура культуры многогранна. Как видно из определения, она включает в себя как материальные, так и духовные ценности, поэтому выделяют культуру материальную и духовную. Критериями деления здесь становится результат производства и его цель.


Материальная культура — результат материального производства. Речь идет о технике и других материальных ценностях, служащих удовлетворению материальных потребностей людей в обществе. Этот вид культуры выступает основой существования и развития человеческого общества, его духовной культуры. Духовная культура связана с производством духовных ценностей — идей, теорий, социальных норм, эстетических ценностей — и удовлетворяет духовные потребности.


Основными формами существования духовной культуры являются:


1) философия, которая играет роль мировоззренческой основы культуры;


2) наука, выражающая уровень и степень овладения человеком закономерностями развития природы и человеческого общества, а также умение применять эти законы в интересах развития общества;


3) мораль, ориентирующая людей на идеалы добра и справедливости;


4) право как важнейший регулятор общественных отношений, опирающийся на меры государственного принуждения;


5) религия, помогающая человеку в его духовных исканиях;


6) искусство, доставляющее человеку эстетическое наслаждение.


Следует отметить, что деление культуры на материальную и духовную носит условный характер, поскольку материальная культура всегда является воплощением идей и знаний человека и ее использование невозможно без участия сознания. Духовная культура, в свою очередь, воплощается в материальных предметах — книгах, картинах, скульптурах и т. д.


Духовная культура включает в себя: 1) творческий процесс; 2) способы производства духовных ценностей — методологии научных исследований, способы и техники создания художественных произведений и т. п.; 3) результаты духовной деятельности — научные знания, идеи и открытия, моральные, правовые, религиозные нормы и ценности, продукты художественного творчества.


Понятие культуры может относиться к различным сферам человеческой жизнедеятельности. В этом смысле можно говорить о таких видах культуры, как производственная, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, экологическая и др., а также о культуре труда, досуга, общения, о культуре физической, культуре медицинского обслуживания и др.


Носителем культуры может быть как общество в целом, так и отдельный человек. Поэтому выделяют культуру общества и культуру личности.


Культура в жизни человека и общества занимает исключительное место, выполняя многообразные функции. Нижеперечисленные аспекты относятся к числу основных функций культуры.


1. Функция накопления и хранения социальных достижений — материальных носителей культуры, научных знаний, традиций, исторической и народной памяти, религиозных ценностей, нравственных устоев, образцов художественной культуры.


Функция реализуется в двух взаимосвязанных направлениях:


а) создание все новых ценностей, каждая из которых обладает самостоятельным значением и сохраняет или даже приумножает это значение с течением времени. Например, полотнами Рембрандта уже несколько веков наслаждаются многие поколения людей, непреходящий интерес вызывают египетские пирамиды;


б) развитие достижений человека и человечества — накопление научных знаний приводит к тому, что часть прежних знаний входит в качестве составных в новые достижения, часть сведений уточняется, часть оказывается неточной и отвергается.


2. Функция передачи (трансляции) материальных и духовных ценностей из поколения в поколение. Каждый человек, каждое поколение в течение жизни не только впитывают в себя культурные достижения человечества, обогащаются ими, но и сами являются их творцами. Накопленный культурный опыт через систему обучения и воспитания передается новым поколениям людей.


3. Функция познания и преобразования мира. Создавая культурные ценности и используя их, люди познают мир во всем его многообразии. Всякое творение культуры является преобразованной человеком частью окружающей нас действительности.


4. Коммуникативная функция. Культура — та область общественной жизни, в сфере которой и с помощью которой люди, имеющие порой противоположные экономические, социальные или политические интересы, могут найти общий язык. Именно культура помогает им устанавливать тесные контакты, решать возникающие противоречия. Поэтому налаживание диалога культур — одно из важнейших условий сохранения мира и спокойствия на Земле, прогрессивного развития человечества.


5. Воспитательная (ценностно-ориентирующая) функция. Человек становится личностью, когда овладевает системой культурных ценностей. С раннего детства его вводят в мир культуры, сопровождающий человека до конца его жизни. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что сфера культуры — та среда, в которой живут люди, а с другой — тем, что культура представляет собой систему ценностей, ориентирующих человека в окружающем мире, позволяющих ему осваивать этот мир, строить нормальные отношения с другими людьми.


6. Эстетическая функция. Эта функция реализуется не только через искусство — вся культура в целом обладает эстетической значимостью. Эстетическое наслаждение человеку доставляют как творения писателей, художников, артистов, так и результаты творческой деятельности инженеров и рабочих, ученых и архитекторов, строителей, дизайнеров и программистов. Не все созданное человеком — прекрасно, но в конечном счете люди стремятся к гармонии в отношениях с природой и друг с другом. Достижение этой гармонии — главное, что характеризует культуру.




Обществознание. 2-е издание. Учебное пособие

Обществознание является гуманитарной наукой, в которой содержатся основные знания по философии, социологии, экономике, культурологии, политологии, юриспруденции. Всестороннее знание общества, в котором мы живем, необходимо каждому человеку, особенно молодым людям, вступающим во взрослую жизнь.<br /> В пособии содержатся материалы по следующим темам: общество и человек, сущность и многообразие человеческой деятельности, духовная жизнь общества, экономическая жизнь общества, социальные отношения, политическая жизнь общества, право и правовые отношения.<br /> Пособие составлено на основе программы для вступительных экзаменов по обществознанию в Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина. Программа представлена на сайте университета <a class="txttohtmllink" href="http://www.msal.ru">http://www.msal.ru</a> в 2015 году, а также в Приложении 1 в конце данного пособия. Книга также включает примерный список рекомендованной литературы, примерную тематику экзаменационных вопросов, примерные варианты экзаменационных вопросов.<br /> Для абитуриентов, поступающих в юридические и другие гуманитарные вузы страны, для сдающих ЕГЭ по обществознанию в средней школе, а также для всех интересующихся дисциплиной «Обществознание».

209
 Моисеев Е.Г. Обществознание. 2-е издание. Учебное пособие

Моисеев Е.Г. Обществознание. 2-е издание. Учебное пособие

Моисеев Е.Г. Обществознание. 2-е издание. Учебное пособие

Обществознание является гуманитарной наукой, в которой содержатся основные знания по философии, социологии, экономике, культурологии, политологии, юриспруденции. Всестороннее знание общества, в котором мы живем, необходимо каждому человеку, особенно молодым людям, вступающим во взрослую жизнь.<br /> В пособии содержатся материалы по следующим темам: общество и человек, сущность и многообразие человеческой деятельности, духовная жизнь общества, экономическая жизнь общества, социальные отношения, политическая жизнь общества, право и правовые отношения.<br /> Пособие составлено на основе программы для вступительных экзаменов по обществознанию в Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина. Программа представлена на сайте университета <a class="txttohtmllink" href="http://www.msal.ru">http://www.msal.ru</a> в 2015 году, а также в Приложении 1 в конце данного пособия. Книга также включает примерный список рекомендованной литературы, примерную тематику экзаменационных вопросов, примерные варианты экзаменационных вопросов.<br /> Для абитуриентов, поступающих в юридические и другие гуманитарные вузы страны, для сдающих ЕГЭ по обществознанию в средней школе, а также для всех интересующихся дисциплиной «Обществознание».

Внимание! Авторские права на книгу "Обществознание. 2-е издание. Учебное пособие" (Моисеев Е.Г.) охраняются законодательством!