Юридическая Моисеев Е.Г. Обществознание

Обществознание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.06.2013
ISBN: 9785392114733
Язык:
Объем текста: 294 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Общество и человек

Глава 2. Сущность и многообразие деятельности человека

Глава 3. Духовная жизнь общества

Глава 4. Экономическая жизнь общества

Глава 5. Социальные отношения

Глава 6. Политическая жизнь общества

Глава 7. Право и правовые отношения

Заключение

Приложение 1. Программа вступительного экзамена в МГЮА им. О. Е. Кутафина

Приложение 2. Примерный список рекомендованной литературы

Приложение 3. Примерная тематика экзаменационных вопросов

Приложение 4. Примерные варианты экзаменационных билетов



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 3. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА


3.1. Понятие духовной жизни общества


Под духовной жизнью общества обычно понимают ту сферу бытия, в которой объективная реальность преобразуется в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.


Традиция изучения «духа» человека была заложена еще Платоном, который и саму философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у Платона первичным, а материальное — несовершенное подобие идеального. Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона, шагнула далеко вперед и сейчас для нее актуальными являются многие другие проблемы духовной жизни общества.


Духовная жизнь включает:


1) духовную потребность;


2) духовный интерес;


3) духовную деятельность;


4) духовные блага.


Духовная деятельность порождает духовные отношения — нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д.


Для духовной жизни общества принципиальными являются следующие аспекты:


1. Духовная жизнь носит всеобъемлющий характер. Духовная жизнь человека очень многогранна. Она включает в себя как рациональные, так и эмоциональные и другие стороны внутреннего мира человека.


2. Духовная жизнь человека по своей сути является идеальной. Идеальность в целом характеризуется тем, что содержание любых явлений мира представляется человеком в чистом виде. Оно освобождается от объективных, материально-предметных или пространственно-временных характеристик бытия. Человеческая духовность есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными формами.


3. Духовность существует как внутренняя жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в его идеальном пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное «Я» человека, выступает как бытие, особенность этого «Я». Таким образом, духовность — субъективно-индивидуальна по своей сущности.


Поскольку духовная жизнь общества порождается жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа с последней: духовные потребности, духовное производство и созданные в результате такой деятельности духовные блага — ценности.


3.2. Духовные потребности


Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.


В отличие от материальных духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер, пределов роста для них не существует. Единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.


3.3. Духовное производство


Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:


1) идеи, теории, образы и духовные ценности;


2) духовные общественные связи индивидов;


3) сам человек как существо духовное.


Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.


Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.


Духовное производство можно подразделить на духовно-теоретическое и духовно-практическое. Духовно-теоретическое направление деятельности направлено на создание и формулирование новых мыслей, идей, образов в форме научных и художественных произведений в науке, литературе, искусстве: музыке, архитектуре, живописи и т. д.


Духовно-практическое направление деятельности связано с сохранением и освоением имеющихся духовных ценностей. Конечный результат этой стороны духовной деятельности состоит в изменении сознания людей.


3.4. Сохранение и освоение духовных ценностей


Главную роль в сохранении и освоении духовных ценностей играют музеи, библиотеки, архивы, школы, средства массовой информации (СМИ).


С развитием музеев, которых в мире насчитывается свыше 12 тыс., они стали не только собранием ценностей, но благодаря экспозициям, выставкам, экскурсиям, и серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей. Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т. д.), художественные, литературные, естественноисторические (ботанические, геологические и т. д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев, в том числе школьных: это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.


В сохранении и распространении духовных ценностей огромную роль играют библиотеки. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н. э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека из «глиняных книг».


С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все большее количество людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек поистине громадна: от небольших — личных, школьных, городских до крупнейших книгохранилищ. Расположенная в Москве Российская государственная библиотека насчитывает более 41 млн единиц хранения на 247 языках мира.


Одна из наиболее известных библиотек в мире — Библиотека Конгресса США в Вашингтоне. Обширны и разнообразны по содержанию ее фонды, в которых насчитывается около 115 млн единиц хранения. Это самая большая библиотека в мире!


Трудно переоценить роль архивов в сохранении и распространении духовных ценностей. Архивы (лат. «письмо», «хранилище»), как и библиотеки, известны издавна. Архивы — это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждодневно накапливаются новые сведения о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений.


Государственный архив Российской Федерации хранит 1 млн дел по истории Российской империи и истории России периода Временного правительства, около 3 млн дел по истории Советского Союза, свыше 1,5 млн дел по истории РСФСР, около 33 тыс. дел по истории Российской Федерации, документы по истории белого движения и русской эмиграции.


Наибольший — по охвату людей и общенародной значимости — вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Учитель — это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь.


Именно учитель является для детей и юношества живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен. Он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы развивающегося научного знания о мире, человеке, об обществе. Но, чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из известных педагогов В.А. Сухомлинский, учителю надо впитать целое море света.


Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, — это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, т. е. те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ). Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новое поколение с искусством народов России и зарубежных стран.


Таким образом, архивы, библиотеки, музеи — это не только хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки — достояние народа, они должны быть доступны для всех. Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от «лоцмана», прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти «лоцманы» — экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.


Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.


Обычно выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые авторы склонны еще добавлять к ним мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.


3.5. Тенденции духовной жизни современной России


Цель духовного развития человека — формировать его способность к творчеству, восприимчивость к самым высоким достижениям культуры. Поэтому необходимо учитывать не только то, что создано в духовной сфере, но и то, как этими достижениями пользуются люди. Вот почему важным критерием культурного прогресса общества являются реальные возможности людей в приобщении их к ценностям культуры.


Положение в духовной жизни нашей страны оценивается по-разному. С одной стороны, Россия усилиями предшествующих поколений и наших современников накопила огромный духовный потенциал, с другой — последние десятилетия показали, что накопленный духовный потенциал во многом не используется нашими соотечественниками. Налицо упадок морали, ожесточенность в обществе, рост преступности и насилия. Эти негативные явления возникли на почве бездуховности значительной части населения страны.


Под угрозой разрушения оказалось то, что столетиями создавали наши предшественники — интеллект, дух, талант нации. Разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для страны представляет бедственное положение науки и образования. По международным стандартам интеллектуализации молодежи, выработанным по инициативе ЮНЕСКО, СССР в 50-х годах занимал 3-е место в мире после США и Канады, в 1985 г. - 42-е, в 1990 г. — 50-е место. В настоящее время наша страна отодвинулась еще дальше в этом списке.


Тяжелое состояние отечественной культуры связано с кризисным состоянием экономики страны в целом и материальнотехнического обеспечения культуры в частности. Сегодня на культуру расходуется мизерная часть государственного бюджета. Многие учреждения культуры — театры, картинные галереи, клубы, дома и дворцы культуры, киноконцертные залы, студии детского и юношеского творчества и т. д. — закрываются, не имея возможности справиться с финансовыми трудностями.


Большинство оставшихся, чтобы не угаснуть совсем, вместо того чтобы нести людям высокое и светлое искусство, дарить им радость творчества, вынуждены заниматься коммерцией. Коммерциализация культуры, как показывает опыт многих стран мира, значительно снижает ее уровень и вместе с ней духовный уровень народа, замедляет или вовсе прекращает культурный прогресс общества.


Задача состоит в том, чтобы в последующие годы обратить особое внимание на все составляющие духовной сферы нашего общества, включая науку, образование, культуру.


3.6. Культура: понятие, структура, функции


Духовную сферу жизни общества чаще всего связывают с культурой, точнее с одним из ее видов — духовной культурой. Культура является одним из самых сложных явлений социальной жизни, что обусловлено многогранностью ее проявления. Эта сфера социальной действительности является объектом изучения многих наук, в числе которых философия, социология, культурология, политология, история, этнография и др.


В настоящее время термин «культура» — один из самых разноречивых в обществознании. Насчитывается несколько сотен определений культуры. Термин «культура» (от лат. cultura — возделывание, обрабатывание, уход) первоначально обозначал возделывание почвы, но уже в античные времена он приобрел иное значение — воспитанность, просвещенность. Позднее этот термин получил более обобщенное содержание, и им стали обозначать так называемую вторую природу, т. е. все созданное человеком.


В широком смысле слова культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в ходе исторического процесса, а также сама эта преобразовательная деятельность.


Структура культуры многогранна. Она включает в себя как материальные, так и духовные ценности, поэтому выделяют культуру материальную и духовную. Критериями деления культуры на материальную и духовную являются результат производства и его цель.


Материальная культура является результатом материального производства — техника, материальные ценности — и служит удовлетворению материальных потребностей человека и общества. Материальная культура выступает основой существования и развития человеческого общества, его духовной культуры. Духовная культура связана с производством духовных ценностей — идей, теорий, социальных норм, эстетических ценностей — и удовлетворяет духовные потребности.


Основными формами существования духовной культуры являются:


1) философия, которая играет роль мировоззренческой основы культуры;


2) наука, выражающая уровень и степень овладения человеком закономерностей развития природы и человеческого общества, а также умение применять эти законы в интересах развития общества;


3) мораль, ориентирующая людей на идеалы добра и справедливости;


4) право как важнейший регулятор общественных отношений, опирающийся на меры государственного принуждения;


5) религия, помогающая человеку в его духовных исканиях;


6) искусство, доставляющее человеку эстетическое наслаждение.


Следует отметить, что деление культуры на материальную и духовную носит условный характер, поскольку материальная культура всегда является воплощением идей и знаний человека, а ее использование невозможно без сознания человека. Духовная культура, в свою очередь, воплощается в материальных вещах — книгах, картинах, скульптурах.


Духовная культура состоит: 1) из творческого процесса; 2) способов производства духовных ценностей — методологии научных исследований, способов и техники создания художественных произведений и т. п.; 3) результатов духовной деятельности — научных знаний, идей и открытий, моральных, правовых, религиозных норм и ценностей, продуктов художественного творчества.


Понятие культуры может относиться к различным сферам человеческой жизнедеятельности. В этом смысле можно говорить о таких видах культуры, как производственная, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, экологическая и др., а также о культуре труда, культуре досуга, культуре общения, культуре физической, культуре медицинского обслуживания и др.


Носителями культуры могут быть как общество в целом, так и отдельный человек. Поэтому выделяют культуру общества и культуру личности.


Культура в жизни каждого человека и общества в целом занимает исключительное место, выполняет многообразные функции. К числу основных функций культуры относятся:


1. Функция накопления и хранения социальных достижений: материальных носителей культуры, научных знаний, традиций, исторической и народной памяти, религиозных ценностей, нравственных устоев, образцов художественной культуры.


Эта функция реализуется в двух взаимосвязанных направлениях:


а) создание все новых ценностей, каждая из которых обладает самостоятельным значением и сохраняет или даже приумножает это значение с течением времени. Например, полотнами Рембрандта вот уже несколько веков наслаждаются многие поколения людей. Непреходящей ценностью продолжают оставаться египетские пирамиды;


б) развитие достижений человека и человечества. Так, накопление научных знаний приводит к тому, что часть прежних знаний входит в качестве составных в новые знания, часть знаний уточняется, часть оказывается неточной и отвергается.


2. Функция передачи (трансляции) материальных и духовных ценностей из поколения в поколение. Каждый человек, каждое поколение в течение всей своей жизни не только впитывают в себя культурные достижения человечества, обогащаются ими, но и сами являются их творцами. Накопленный культурный опыт через систему обучения и воспитания передается новым поколениям людей.


3. Функция познания и преобразования мира. Создавая культурные ценности и используя их, люди познают мир во всем его многообразии. Всякое творение культуры является преобразованной человеком частью окружающей нас действительности.


4. Коммуникативная функция. Культура — это та область общественной жизни, в сфере которой и с помощью которой люди, имеющие порой противоположные экономические, социальные или политические интересы, могут найти общий язык. Именно культура помогает людям устанавливать тесные контакты, решать возникающие между ними противоречия. Поэтому налаживание диалога различных культур — одно из важнейших условий сохранения мира и спокойствия на Земле, прогрессивного развития человечества.


5. Воспитательная (ценностно-ориентирующая) функция. Человек становится личностью, когда овладевает системой культурных ценностей. С раннего детства человека вводят в мир культуры, который сопровождает его до конца жизни. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что сфера культуры — это та среда, в которой люди живут, а с другой — тем, что культура представляет собой систему ценностей, ориентирующих человека в окружающем мире, позволяющих ему осваивать этот мир, строить нормальные отношения с другими людьми.


6. Эстетическая функция. Эта функция культуры реализуется не только через искусство как важнейшую часть духовной культуры. Эстетической значимостью обладает и вся культура в целом. Эстетическое наслаждение человеку доставляют как творения писателей, художников, артистов, так и результаты творческой деятельности инженеров и рабочих, ученых и практиков, архитекторов и строителей, дизайнеров и программистов. Естественно, не все созданное человеком является прекрасным, но в конечном счете он стремится к гармонии в отношениях с природой и друг с другом. Достижение этой гармонии — то главное, что характеризует культуру.




Обществознание

Ряд вузов страны проводит вступительные экзамены для абитуриентов по профильным предметам, в том числе по обществознанию. Программы для подготовки по профильным дисциплинам размещены на сайтах соответствующих вузов. Данное учебное пособие составлено в соответствии с программой по обществознанию, размещенной на сайте МГЮА им. О. Е. Кутафина. Книга призвана оказать помощь абитуриентам при подготовке к сдаче вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, которые осуществляют прием абитуриентов при обязательной сдаче вступительных экзаменов по обществознанию. Пособие будет полезно также при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена по обществознанию по окончании средней общеобразовательной школы.

319
 Моисеев Е.Г. Обществознание

Моисеев Е.Г. Обществознание

Моисеев Е.Г. Обществознание

Ряд вузов страны проводит вступительные экзамены для абитуриентов по профильным предметам, в том числе по обществознанию. Программы для подготовки по профильным дисциплинам размещены на сайтах соответствующих вузов. Данное учебное пособие составлено в соответствии с программой по обществознанию, размещенной на сайте МГЮА им. О. Е. Кутафина. Книга призвана оказать помощь абитуриентам при подготовке к сдаче вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, которые осуществляют прием абитуриентов при обязательной сдаче вступительных экзаменов по обществознанию. Пособие будет полезно также при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена по обществознанию по окончании средней общеобразовательной школы.

Внимание! Авторские права на книгу "Обществознание" (Моисеев Е.Г.) охраняются законодательством!