Юридическая Моисеев Е.Г. Обществознание

Обществознание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.06.2013
ISBN: 9785392114733
Язык:
Объем текста: 294 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Общество и человек

Глава 2. Сущность и многообразие деятельности человека

Глава 3. Духовная жизнь общества

Глава 4. Экономическая жизнь общества

Глава 5. Социальные отношения

Глава 6. Политическая жизнь общества

Глава 7. Право и правовые отношения

Заключение

Приложение 1. Программа вступительного экзамена в МГЮА им. О. Е. Кутафина

Приложение 2. Примерный список рекомендованной литературы

Приложение 3. Примерная тематика экзаменационных вопросов

Приложение 4. Примерные варианты экзаменационных билетов



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК


1.1. Понятие «общество»


Понятие «общество» имеет много значений. Прежде всего это объединение отдельных людей, их союз, сотрудничество. Социологи считают, что общество — это определенная группа людей, объединенная общими интересами, общей целью (например, общество охотников или рыболовов). Историки выделяют конкретные этапы в историческом развитии какого-либо народа или всего человечества (например, первобытное общество, средневековое общество). Этнографы в понятии «общество» выделяют этнические особенности и культурные традиции определенной совокупности людей (например, общество американских индейцев).


Общество можно определить и как большую, устойчивую группу людей, занимающую определенную территорию, имеющую общую культуру, испытывающую чувство единства и рассматривающую себя как вполне самостоятельное образование (например, российское общество, европейское общество, латиноамериканское общество).


Итак, общество: 1) состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием; 2) занятых совместной деятельностью; 3) имеющих общие интересы и цели.


Можно дать определение общества с философской точки зрения. Общество — это форма организации индивидуумов, которая возникла в природе, выделилась из нее и живет по своим собственным объективным законам.


1.2. Общество и природа


Общество и природа — это часть реального мира. Природа стала основой, на которой возникло и развивается общество. Если под природой понимать весь мир в целом, то общество выступает ее частью. Если же словом «природа» обозначать естественную среду обитания людей, то в этом случае «общество» можно рассматривать как обособившуюся от природы часть реального мира. Однако общество и природа не потеряли своей взаимосвязи, которая существовала всегда, но изменялась на протяжении веков.


В первобытные времена люди полностью зависели от явлений природы. Пытаясь защититься от негативного воздействия природы, люди создали культуру как совокупность всех материальных и духовных ценностей общества, имеющих искусственное (неприродное) происхождение. Например, изготовление первых орудий труда, навыки получения огня — это первые культурные достижения человечества. Появление земледелия и скотоводства — это тоже плоды культуры (само слово «культура» происходит от лат. «обработка почвы», «возделывание»). З. Фрейд писал: «Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру, призванную, между прочим, сделать возможной нашу общественную жизнь. В конце концов, главная задача культуры, подлинное обоснование — защита нас от природы».


По мере своего развития общество все меньше и меньше зависело от природы. При этом общество не только и не столько приспосабливалось к природе, сколько активно изменяло окружающую среду, преобразуя ее в своих интересах. Это изменение природы привело как к положительным, так и отрицательным последствиям.


К положительным последствиям следует отнести появление тысяч видов окультуренных растений, новых видов животных, осушенные болота и цветущие пустыни. К отрицательным последствиям воздействия общества на природную среду относятся исчезновение многих видов растений и животных, вырубка большей части лесов в Западной Европе. Особенно негативное воздействие общества на природу стало ощущаться в ХХ в., а уже сейчас в XXI в. речь идет об экологической катастрофе, которая может привести к уничтожению природы и общества. Поэтому глобальной стала проблема сохранения природы, предотвращения ее окончательной гибели.


1.3. Общество как целостная динамическая система


Системой называется совокупность взаимосвязанных элементов. Например, камни, сваленные в груду, нельзя назвать системой, а построенный из них дом — это система, где каждый камень занимает свое место, взаимосвязан с другими элементами, имеет свое функциональное значение и служит общей цели — существованию прочного красивого дома. Однако дом — это пример статичной системы. Он сам по себе не может совершенствоваться, развиваться, может лишь разрушиться, если будут нарушены функциональные связи между его элементами — камнями.


Примером динамической саморазвивающейся системы можно назвать живой организм. Уже в зародыше любого живого организма заложены основные признаки, которые под влиянием окружающей среды определяют существенные стороны изменения организма на протяжении всей жизни.


Так и общество — это целостная динамическая система, которая может существовать, только постоянно изменяясь, однако сохраняя при этом основные черты и качественную определенность.


1.4. Взаимосвязь основных сфер в общественной жизни


Общество как система состоит из отдельных сфер. Принято выделять четыре сферы общественной жизни:


экономическую — материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;


социальную — структура общества, состоящая из классов, социальных слоев, наций, взятых в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;


политико-правовую — политика, государство, право, их соотношение и функционирование;


духовно-нравственную — различные формы общественного сознания: религия, наука, нравственные нормы, образование, искусство и т.д.


1.5. Социальные институты


В свою очередь, каждая из этих сфер состоит из более частных элементов, называемых социальными институтами. Слово «институт» происходит от латинского слова «установление». Среди важнейших социальных институтов можно назвать институт производства, составляющий важный элемент экономической сферы общества. В социальной сфере таким институтом будет семья, в политической — институт государства, в духовной — институт религии.


Однако можно задать такой вопрос: а можно ли отнести, например, институт семьи только к социальной сфере общества? Как известно, семья может быть и производственной ячейкой, семья играет важную роль в государстве, в формировании нравственности и духовности. Точно так же и другие общественные институты вряд ли можно отнести только к одной сфере общественной жизни.


Отсюда следует, что в обществе как в целостной динамической системе между всеми отдельными сферами и элементами существуют многообразные причинные и функциональные связи. Нельзя в живом организме полностью разделить кровеносную, дыхательную и нервную систему. Так и в обществе нельзя провести четкие границы между отдельными сферами жизни и социальными институтами. Определенные явления в обществе влекут, как следствие, другие явления (причинные связи), и в то же время отдельные элементы выполняют определенную роль в функционировании всего общества (функциональные связи).


1.6. Общественные отношения


Важную роль в функционировании общества играют общественные отношения. Этим понятием обозначаются многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Общественные отношения подразделяют на материальные, духовные и особую категорию — межличностные отношения.


Материальные общественные отношения складываются в сфере производства, в ходе практической деятельности. В свою очередь, эти отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству.


Духовные отношения складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовнокультурных ценностей. Их подразделяют на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.


Особым видом общественных отношений являются межличностные, т.е. отношения между отдельными индивидами.


1.7. Науки об обществе


В научном знании выделяют естественные и общественные науки.


Естественные науки представляют собой сумму знаний о законах и закономерностях бытия природы в целом, природных явлений в особенности. К ним относятся, в частности, астрономия, физика, химия, биология, математика, география.


К общественным наукам относят философию, социологию, историю, политологию, логику, этику, эстетику, юриспруденцию и др., так как они исследуют закономерности функционирования и развития общества в целом и его отдельных составляющих.


Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.


Социология (от лат. socius — общественный и греч. logos — учение) — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Предмет социологии — социальная специфика развития общества.


История (греч. Iaxopia — исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека — его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д. — в прошлом, знание о котором прежде всего черпается из письменных источников.


Политолoгия, или политическая наука, — наука о политике, т. е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Оформилась как самостоятельная отрасль научного знания в конце 1940-х годов; до того рассматривалась как одно из направлений в философии.


Логика (греч. logike — наука о рассуждении, искусство рассуждения) — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении.


Этика — (греч. ethos — этос, нрав, обычай) — исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и нравственности.


Эстетика (греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный): 1) наука о становлении и развитии человеческой чувственности. Основным предметом изучения является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; 2) философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.


Юриспруденция (лат. juris-prudentia — правоведение, от лат. jus — право и лат. prudentia — предвидение, благоразумность, мудрость)— это совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.


1.8. Этапы становления обществознания


Обществознание как направление познавательной деятельности человека, выраженное в накоплении и систематизации научного знания об обществе в целом и его отдельных сферах, представляет собой социально-гуманитарную отрасль знания, которая выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению к частным общественным наукам и обеспечивает их единство.


Накопление знаний об обществе имеет многовековую историю. С древних времен людей интересовали вопросы, связанные с различными проблемами функционирования и развития общества, местом и ролью человека как члена общества. Однако в течение долгого времени познание общества не носило строго научного характера.


Мысли мудрецов Древнего Востока об организации мироздания, порядке общественной жизни, отношениях между людьми содержатся в древневосточной мифологии, в индийских Ведах, в учении Конфуция, в даосизме.


В высокохудожественных литературных произведениях философов античности (Платона, Аристотеля) делается попытка решения проблемы «правильного» государственного устройства и проблемы соотношения индивида и общества.


К анализу тенденций общественного развития, а также критике негативных сторон государственности обращается в теологическом трактате «О граде божьем» средневековый богослов Августин Блаженный.


Большой вклад в развитие обществознания в эпоху Просвещения вносят теоретики общественного договора — Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. В своих трудах они анализируют процесс перехода человечества из дообщественного состояния в общественное, положение человека в государстве, его гражданские права и обязанности, а также проблему ущемления государственной машиной власти прав и свобод членов общества.


Социалисты-утописты XVIII — начала XIX в. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн строят модели идеального социалистического общества, которое характеризуется социальной гармонией, равноправием и всеобщим благоденствием.


Таким образом, от эпохи к эпохе шло постепенное накопление и усложнение знаний об обществе. К XIX в. обществознание окончательно дифференцируется, определяя ряд направлений в изучении общества, которые представлены современными общественными науками.




Обществознание

Ряд вузов страны проводит вступительные экзамены для абитуриентов по профильным предметам, в том числе по обществознанию. Программы для подготовки по профильным дисциплинам размещены на сайтах соответствующих вузов. Данное учебное пособие составлено в соответствии с программой по обществознанию, размещенной на сайте МГЮА им. О. Е. Кутафина. Книга призвана оказать помощь абитуриентам при подготовке к сдаче вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, которые осуществляют прием абитуриентов при обязательной сдаче вступительных экзаменов по обществознанию. Пособие будет полезно также при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена по обществознанию по окончании средней общеобразовательной школы.

319
 Моисеев Е.Г. Обществознание

Моисеев Е.Г. Обществознание

Моисеев Е.Г. Обществознание

Ряд вузов страны проводит вступительные экзамены для абитуриентов по профильным предметам, в том числе по обществознанию. Программы для подготовки по профильным дисциплинам размещены на сайтах соответствующих вузов. Данное учебное пособие составлено в соответствии с программой по обществознанию, размещенной на сайте МГЮА им. О. Е. Кутафина. Книга призвана оказать помощь абитуриентам при подготовке к сдаче вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, которые осуществляют прием абитуриентов при обязательной сдаче вступительных экзаменов по обществознанию. Пособие будет полезно также при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена по обществознанию по окончании средней общеобразовательной школы.

Внимание! Авторские права на книгу "Обществознание" (Моисеев Е.Г.) охраняются законодательством!