Искусство Никулина А.В. Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография

Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Искусство
Издательство: Проспект
Дата размещения: 06.12.2018
ISBN: 9785392287093
Язык:
Объем текста: 200 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Музыкальные реалии текста: музыкальные тембры, музыкальные инструменты, музыкальные жанры

Глава 2. Драматургия

Глава 3. Музыкальный жанр романа

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Заключение


Рассмотрение музыки романа позволяет сделать некоторые выводы относительно музыкальной концепции «Мастера и Маргариты». Музыка — глубинный информационный уровень, отражающий стилевые черты почерка М. Булгакова в контексте литературных тенденций ХХ века. Сильна в романе Булгакова и традиция романтической литературы — среди имен писателей эпохи романтизма исследователи называют Э. Гофмана и Н. Гоголя. Немаловажным представляется, что именно в творчестве романтиков впервые была поставлена проблема «музыка и литература». Это подтверждается, помимо прочего, литературным наследием композиторов-романтиков.


Отражаются в музыкальной системе романа и специфически музыкальные явления — такие, как, например, музыкальная интонация и некоторые принципы симфонизма ХIХ–ХХ веков, образность и принципы организации материала, типичные для символистских драм Р. Вагнера. Принцип серии (в самом общем смысле) присутствует в романе как на уровне звуковой организации, так и на уровне «полифонии слова». Пространство диалога стилей и эпох в произведении Булгакова — от ХVIII до ХХ века. Сам роман является гипертекстом, объединяющим представленные стилевые тенденции в художественном синтезе.


Наиболее стабильной, неизменной в выстраивании музыкального пространства романа является координата библейской символики. Роман можно назвать «звучащей Библией» ХХ века. Библейские символы, лежащие в основе формирования основных звуковых оппозиций романа, объединяют все стилистические литературные и музыкальные тенденции текста. Подчеркивается при этом и их вечный, вневременной смысл.


Рассмотрим музыку романа в аспекте представленных стилевых литературных и музыкальных ориентиров.


В ранг общестилистического принципа литературы 30-х годов возводится исследователями принцип «остранения». Рассматривает принцип остранения в творчестве писателя В. Химич в книге «Странный реализм Михаила Булгакова». В контексте сна рассматривает странную реальность «Мастера и Маргариты» Д. Спендель де Варда. Черты странного бытия романа — полусна-полуреальности — ярко выражены в характеристике звучащих явлений, что подтверждает важность тезиса о «совмещении пространства сна и театра» из статьи «Сон как элемент внутренней логики в произведениях М. Булгакова» с точки зрения анализа музыкальной координаты текста. Так, слова Маргариты «Неужели снаружи не было слышно музыки и вообще всего грохота этого бала?» метафорически выражают идею неприменимости обычных критериев восприятия и звучания музыки к нормам романного бытия.


Подобное «остранение» музыкального пространства связано с одной из генеральных тенденций романа — оформления звучащего пространства как «музыки сознания». Музыка представлена на страницах романа «Мастер и Маргарита» не в своей самодостаточной ценности, а преломлена сквозь призму сознания персонажей. Иными словами, музыка в произведении Булгакова концентрирует значения прежде всего образно-звуковых (цветовых) представлений об окружающей действительности. Так, подмена реального звукового результата кажущимся, вымышленным остраняет звуковое пространство романа. Отмечалась нами и роль образно-метафорических понятий в описании характера звучания.


Большая роль фактора восприятия звучащих явлений выражена и в лейтмотивном значении метафорических «образов сознания». К таким образам относятся в романе голова, ухо, а также многократно повторяемая метафора «слышимого» и «зримого». Так, слышит звучание толпы Понтий Пилат, при этом в тексте подчеркивается, что «Пилат на мгновение закрывает глаза», сам прокуратор страдает от головной боли. Говорит и кот на балу Маргарите: «Молчу, молчу […] только оставьте ухо», слышит «музыку, как море» и сама Маргарита. «И слушай меня» — приказывает Понтий Пилат Иешуа во второй главе романа.


Оформление звучащего пространства романа как «музыки сознания» сказывается не только в его общей концепции, но и в трактовке предметно-звуковых реалий текста. Реалии окружающей действительности наделяются чертами инобытия — сна, иллюзорности, трансформируются в метафорические образы, выражающие «звучание сознания» персонажей. Так, трансформируется в значениях реального-нереального, действительного и кажущегося колокол — музыкальная эмблема образа Маргариты. Приведем некоторые примеры. Достаточно вспомнить звон пожарного колокола на улицах Москвы — символ окружающей действительности — реальности 30-х годов. В другом значении представлен колокол в главе 23 — звучание голоса Маргариты, уподобляемое колоколу, выражает черты нереальной картины бала, принадлежащей другой системе координат. «Колокол, гудящий в голове» у Степы Лиходеева — метафора «звучащего сознания» персонажа. Подобные значения представлены и в отношении труб. «Рев тигров и медведей» в баре, чуть не доведший до мигрени Воланда, ассоциируется с «ревом труб» — лейтмотивным сочетанием в романе, одновременно — звуковой эмблемой князя тьмы. Также частым является словосочетание «стук туфель». Стук в романе — звуковая категория, объединяющая явления мира души (как, например, «стук сердца»), сознания персонажей со звучанием предметных реалий окружающей действительности (в данном случае — туфли).


Граница реального и нереального, таким образом, оказывается зыбкой, размытой, что выражено в музыкальной координате текста. Можно заключить, что к «чрезвычайным методам организации» (выражение Д. Спендель де Варда), сосредоточенным в «свободной зоне сна и театра», относится и музыка. Отмечаемая исследователем особая роль романтизма в наделении психологическим и художественно-смысловым подтекстом феномена сна вскрывает один из стилевых ориентиров романа «Мастер и Маргарита».


Романтизм очень ярко преломляется в произведении Булгакова в контексте индивидуальных авторских стилей. Романтическая традиция описания сна, наделение музыкальных явлений чертами чуда — категории, приобретающей важное значение и в системе координат художественного стиля М. Булгакова — приводит к произведениям Э. Гофмана. «Созвучно» некоторым произведениям писателя эпохи романтизма и описание звуковых явлений в романе Булгакова. Так, прообраз бессмысленной хриплой песенки Гестаса видится в нижеприводимом примере из новеллы Э. Гофмана «Советник Креспель»: «[…] советник же резким хриплым голосом затянул веселую песню, и невыразимо жутко было смотреть, как он в такт песне приплясывал на одной ноге […]» [16, с. 542]. «Приплясывание» также трансформируется в звучание танцевальных жанров на балу (а также в московской действительности 30-х годов). Танец становится метафорически жанровым выражением свиты Воланда. Интересно, что дьявольское начало в произведениях Гофмана получает следующие звуковые характеристики — «завыл», «заныл», «заскрипел» и т. д. «Завывает» в романе Булгакова кот Бегемот, Гелла, «шипение» Маргариты, «рычание» Азазелло — проявления недифференцированной звуковысотности, одновременно звуковая характеристика свиты черного князя. Дополняют классификацию звучаний негативного эмоционально-смыслового спектра «хриплый вой полонеза», а также «завывание тоненького голоса» в джазе. Действительность как иерусалимских, так и московских глав наделяется чертами дьявольского, безумного бытия.




Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография

М. А. Булгаков был не только гениальным писателем, но и универсально эрудированным человеком. Не одно поколение пытливых литературоведческих умов пытается проникнуть в суть авторского замысла и отыскать все «пасхалки», которыми наполнен текст знаменитого романа «Мастер и Маргарита».<br /> В этой книге-исследовании мы проанализировали роман с точки зрения специфических закономерностей музыкального искусства. Прочитав ее, вы узнаете, почему одни герои говорят баритоном, а другие – сопрано, как музыкальный план повествования связан с литературно-философской основой романа и что общего у «Мастера и Маргариты» и позднего барокко.<br /> Книга адресована музыковедам, филологам, культурологам, и всем тем, кто интересуется творчеством М. Булгакова.

149
 Никулина А.В. Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография

Никулина А.В. Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография

Никулина А.В. Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография

М. А. Булгаков был не только гениальным писателем, но и универсально эрудированным человеком. Не одно поколение пытливых литературоведческих умов пытается проникнуть в суть авторского замысла и отыскать все «пасхалки», которыми наполнен текст знаменитого романа «Мастер и Маргарита».<br /> В этой книге-исследовании мы проанализировали роман с точки зрения специфических закономерностей музыкального искусства. Прочитав ее, вы узнаете, почему одни герои говорят баритоном, а другие – сопрано, как музыкальный план повествования связан с литературно-философской основой романа и что общего у «Мастера и Маргариты» и позднего барокко.<br /> Книга адресована музыковедам, филологам, культурологам, и всем тем, кто интересуется творчеством М. Булгакова.

Внимание! Авторские права на книгу "Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография" ( Никулина А.В. ) охраняются законодательством!