|
ОглавлениеГлава 1. Музыкальные реалии текста: музыкальные тембры, музыкальные инструменты, музыкальные жанры Глава 3. Музыкальный жанр романа Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуВведениеТема настоящего исследования — музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». О музыкальности литературных произведений писателя говорят авторы множества литературоведческих и музыковедческих работ. Музыка являлась неотъемлемой частью жизни самого Булгакова, что подтверждают и биографические свидетельства: знакомство с композиторами и исполнителями того времени, работа в качестве либреттиста Большого театра с 1936 года. Напрашиваются параллели между творчеством двух крупнейших русских художников ХХ века — Д. Шостаковича и М. Булгакова. Неслучайным представляется обращение Д. Шостаковича к произведению Н. Гоголя в качестве литературной основы своей оперы «Нос». Известно, что и М. Булгаков боготворил Н. Гоголя. Несомненно его влияние на стиль произведений писателя. Импровизирует Булгаков и набросок польки к «Мастеру и Маргарите», создавая таким образом предпосылки раскрытия сюжета своего произведения языком музыки. Трагедийный симфонизм Д. Шостаковича 30-х годов соседствует с остросатирическими произведениями. И в творчестве Булгакова фельетонная сатира на современность сочетается с подлинной трагической глубиной. Можно сказать, что оба художника ХХ столетия «услышали эпоху» в своем творчестве, «трагический балаган» запечатлен в их творчестве как на уровне образности, так и на уровне языка. Острая сатира на окружающую действительность, высокая трагедийность — все это черты неповторимого стиля Д. Шостаковича в музыке, М. Булгакова — в литературе. Особое же место в наследии Булгакова занимает его последнее произведение — роман «Мастер и Маргарита». Трагедия и сатира, являющиеся доминантами творческого почерка писателя, позволяют рассматривать роман с позиций воплощения в нем теории гротеска М. Бахтина. Такая точка зрения изложена в послесловии к изданию первой редакции романа, а также в статье А. Кораблева «Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова» [29]. Образно-эмоциональная доминанта в романе Булгакова, музыкальность слога, являющаяся приметой своеобразия стиля писателя, обусловили постановку проблемы «Булгаков и музыка». Музыка романа «Мастер и Маргарита» становится специальной темой музыковедческих исследований. Остановимся более подробно на некоторых из этих работ, чтобы обозначить специфику нашего исследования и очертить круг вопросов, отличный от тематики приведенных статей. Рассмотрение «музыкальных» фамилий романа стало темой статьи В. Руденко [51] «Доктор Булгаков и профессор Стравинский». Исследователь анализирует множество музыкальных прообразов, скрытых за упоминанием фамилий композиторов. Наряду с «Фантастической симфонией» Г. Берлиоза говорит он об опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. Прообразом И. Стравинского видится исследователю фигура Б. Асафьева (что приобретает особый смысл в контексте написанного Булгаковым либретто для его оперы «Минин и Пожарский»). В работах музыковедов представлены и аллюзии с музыкальными жанрами. Так, статья В. Сахарова [54] символически называется «Симфонии Михаила Булгакова». Дается в работе и название одной из ремарок к пьесе Булгакова «Бег» «Странная симфония» («странное созвучие» присутствует во всех произведениях писателя, приобретая значение черты творческого стиля). Внимание! Авторские права на книгу "Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография" ( Никулина А.В. ) охраняются законодательством! |