Искусство Никулина А.В. Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография

Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Искусство
Издательство: Проспект
Дата размещения: 06.12.2018
ISBN: 9785392287093
Язык:
Объем текста: 200 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Музыкальные реалии текста: музыкальные тембры, музыкальные инструменты, музыкальные жанры

Глава 2. Драматургия

Глава 3. Музыкальный жанр романа

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Музыкальный жанр романа


Роман можно рассматривать и с позиций воплощения в нем определенного музыкального жанра (на уровне всего произведения). Воплощение в романе музыкально-церковных жанров обусловлено прежде всего библейской тематикой произведения — «Мастера и Маргариту» называют «Библией ХХ века». «Роман-пассион» — такое определение дает Б. Гаспаров иерусалимским главам (роман мастера), ссылаясь, в частности, на пассионы И. С. Баха [14]. В данной главе текст анализируется с точки зрения закономерностей жанра пассионов, а также мессы.


3.1. Пассионы


Музыкальная доминанта текста в контексте представленных музыкальных реалий произведения позволяет рассматривать роман в целом как отражение не только церковной тематики пассионов, но и их специфически музыкальной стороны (интонационность в наличии звуковых сфер, закрепленных за различными действующими лицами, особенности формы).


В следующем разделе рассматриваются как черты «народных страстей» (театрализованного народного представления) в романе, так и музыкальные особенности «церковных пассионов».


3.1.1. Жанр театральных представлений — пассионов


В романе ярко представлен тип народных страстей — повествования о страдальческой казни Христа в духе традиций народного театра представления. Воплощение черт народных пассионов, возможно, связано с яркой театральностью языка романа, аффектированностью эмоций и острой характеристичностью представленных звучаний. Так, символическое значение приобретает крик в романе, о чем неоднократно говорилось выше. Р. Джулиани [18] упоминает о том, что в романе «постоянно кричат», а также «свистят» (что в народном театре представления означало начало спектакля). Особое значение в русле рассмотренных тенденций оформления музыкального пространства как отражения библейских символов приобретает замечание М. Друскина о том, что в «народных пассионах» часто имитировался крик петуха как символ предательства Иуды [21].


С позиций воплощения жанров русского народного театра рассматривает Р. Джулиани и весь текст «Мастера и Маргариты». По мнению исследовательницы, мистерия, разыгрываемая в «двух ярусах» романа, — евангельское повествование иерусалимских глав, и московские главы — воплощение структуры народного театра представления.


Важно отметить, что М. Друскин, рассматривая тип так называемых народных пассионов в книге «Пассионы и мессы И. С. Баха», говорит о том, что этот тип «страстей» строился на приеме отражения тематики церковных пассионов в духе народного театра представления. Подобное отражение ярко выражено в зеркальных соответствиях московских и иерусалимских глав. При этом отражение в московских главах «странной реальности» романа мастера поднимает, на наш взгляд, вопрос о приеме пародирования, возведенном до уровня художественно-стилистического принципа «Мастера и Маргариты». О принципе пародирования говорится и в статье О. Кушлиной, Ю. Смирнова: «Пародии и пародированию отводится в романе особая роль. По пародийным моделям строятся многие ситуации […] » [30, с. 299].


Принцип пародирования становится ведущим в романе. Достаточно вспомнить лейтмотивное значение джаза «Аллилуйя!» — «мессы наоборот», или «черной мессы» как пародии на церковную мессу. Пародийное звучание марша в снятии типичной для жанра торжественности (а также и искаженно-гротесковое воплощение торжественных церковных славословий), гипертрофированная виртуозность, доведенная до степени безумной в звучании «сумасшедшего вальса», — черты оформления музыкального пространства произведения. Образно-эмоциональный модус пародии руководит и звучанием музыки романа в «странной», искаженной системе координат «Мастера и Маргариты». Музыкальные жанры московских глав переносят в реальность 30-х годов ХХ века образно-звуковое пространство иерусалимской действительности.


Принцип пародии в романе связан не только с музыкальной координатой текста, но и с сюжетно-ситуационным контекстом. Уже говорилось выше о том, что «наоборотность» в романе определяет черты не только черного мага, но и шутовской пары из свиты Воланда — Коровьева и Бегемота. Так, кот Бегемот представляет собой гротесково-сниженное воплощение образа Христа. Подтверждение тому — и рассказ о странствованиях в пустыне. Бегемот говорит о том, что «питался только мясом убитого тигра» (с. 282), в чем видится пародия на странствования Христа в пустыне. Пародийный смысл его слов подчеркивается и общим «хоровым» восклицанием «Вранье!» (с. 282). Образ убийства невиновного Христа воплощен в словах кота Бегемота «не шалю, никого не трогаю, починяю примус» (с. 346) в духе реалий московской действительности 30-х годов. Подобные ассоциативно-образные параллели подчеркивают вневременной, вечный, актуальный во все времена характер библейского повествования.




Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография

М. А. Булгаков был не только гениальным писателем, но и универсально эрудированным человеком. Не одно поколение пытливых литературоведческих умов пытается проникнуть в суть авторского замысла и отыскать все «пасхалки», которыми наполнен текст знаменитого романа «Мастер и Маргарита».<br /> В этой книге-исследовании мы проанализировали роман с точки зрения специфических закономерностей музыкального искусства. Прочитав ее, вы узнаете, почему одни герои говорят баритоном, а другие – сопрано, как музыкальный план повествования связан с литературно-философской основой романа и что общего у «Мастера и Маргариты» и позднего барокко.<br /> Книга адресована музыковедам, филологам, культурологам, и всем тем, кто интересуется творчеством М. Булгакова.

149
 Никулина А.В. Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография

Никулина А.В. Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография

Никулина А.В. Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография

М. А. Булгаков был не только гениальным писателем, но и универсально эрудированным человеком. Не одно поколение пытливых литературоведческих умов пытается проникнуть в суть авторского замысла и отыскать все «пасхалки», которыми наполнен текст знаменитого романа «Мастер и Маргарита».<br /> В этой книге-исследовании мы проанализировали роман с точки зрения специфических закономерностей музыкального искусства. Прочитав ее, вы узнаете, почему одни герои говорят баритоном, а другие – сопрано, как музыкальный план повествования связан с литературно-философской основой романа и что общего у «Мастера и Маргариты» и позднего барокко.<br /> Книга адресована музыковедам, филологам, культурологам, и всем тем, кто интересуется творчеством М. Булгакова.

Внимание! Авторские права на книгу "Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Монография" ( Никулина А.В. ) охраняются законодательством!