|
ОглавлениеГлава 1. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны Глава 2. Восточные славяне. Образование Древнерусского государства Глава 3. Государство Русь (IX — начало XII в.) Глава 5. Культура Руси до монгольского нашествия Глава 6. Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII в. Глава 9. Российское государство в XVI в. Иван Грозный Глава 10. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время Глава 11. Социально-экономическое развитие в XVII в. Россия после Смуты Глава 12. Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. «Бунташный» век Глава 13. Русская культура XIII—XVII вв. Глава 14. Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в. Петровские преобразования Глава 15. Дворянская империя во второй четверти — середине XVIII в. Дворцовые перевороты Глава 16. Россия во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой Глава 17. Русская культура XVIII в. Глава 18. Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в. Глава 19. Внутренняя политика в России в первой половине XIX в. Глава 20. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Глава 21. Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в. Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в. Глава 23. Внутренняя политика в России во второй половине XIX в. Глава 24. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Глава 25. Экономическое и социальное развитие России во второй половине XIX в. Глава 26. Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в. Глава 27. Экономическое развитие России в начале ХХ в. Глава 28. Внутриполитическое положение и общественное движение в России в начале ХХ в. Глава 29. Внешняя политика России в начале ХХ в. Глава 30. Русская культура во второй половине XIX — начале XX в. Глава 31. Революция 1917 г. в России Глава 32. Советская Россия в 1917—1920 гг. Глава 33. Советское государство в первой половине 20-х годов ХХ в. Глава 34. СССР во второй половине 20-х — 30-е годы ХХ в. Глава 35. Внешняя политика Советского государства в 20—30-е годы ХХ в. Глава 36. Советская культура в 1917—1940 гг. Глава 37. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945) Глава 38. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945—1952) Глава 39. Развитие СССР в 1953—1964 гг. Глава 40. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965—1984 гг. Глава 41. Последние годы существования СССР (1985—1991) Глава 42. Россия в 90-е годы ХХ в. и в первые годы XXI столетия Глава 43. Отечественная культура во второй половине ХХ — начале XXI в. Приложение 1. Руководящие деятели государства (март 1917 — 2004 г.) Приложение 2. Хронологическая таблица Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 36. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В 1917—1940 гг.Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества. Культура в первое после Октябрьское десятилетиеКультура в период Гражданской войны. Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А. В. Луначарский — видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры. С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. Был создан Государственный совет по заведованию музеями и дворцами республики. В его обязанность входил контроль над деятельностью музеев, которых в стране насчитывалось свыше 150. К работе совета были привлечены многие известные деятели искусства, в частности художники А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов и В. Д. Поленов, архитекторы Р. И. Клейн и В. А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство (1919 г.), осуществлявшее публикацию учебной литературы, сочинений русских классиков и т. д. Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имажинисты призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представлял собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествовавшей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы издавали свои журналы — «Гудки», «Пролетарская культура» и др. Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А. К. Гастева «Поэзия рабочего удара» и В. Т. Кириллова «Зори грядущего». В 1920 г. в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек. Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 1917—1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой находились М. М. Пришвин, Н. А. Клюев, С. А. Есенин. Осмыслить происшедшие события пытались в своем творчестве поэты А. А. Блок (поэма «Двенадцать») и В. В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К. С. Пет-ров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде») и К. Ф. Юон («Новая планета»). Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н. А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С. Д. Меркуров (памятники К. А. Тимирязеву и Ф. М. Достоевскому), Л. В. Шервуд (памятник А. Н. Радищеву). Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И. А. Бунин и Д. С. Мережковский, авиаконструктор И. И. Сикорский и академик Петербургской академии наук химик П. И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К. А. Тимирязев, поэты В. В. Маяковский и В. Я. Брюсов). Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти. Внимание! Авторские права на книгу "История России. Учебник. 4-е издание" (Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.) охраняются законодательством! |