Экономика Чеглов В.П. Интеграция торговли в России: теория и практика. Монография

Интеграция торговли в России: теория и практика. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Экономика
Издательство: Проспект
Дата размещения: 01.07.2016
ISBN: 9785392215348
Язык:
Объем текста: 231 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы интеграции торговли

Глава 2. Трансформация торговли в условиях инвестиционной парадигмы развития экономики

Глава 3. Методология формирования и развития интегрированных экономических систем в торговле

Глава 4. Концепция развития интегрированных торговых систем в России

Глава 5. Управление процессами интеграции торговли России

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
Управление процессами интеграции торговли России


5.1. Направления развития интеграционных процессов в торговле России


Теперь обратимся к вопросам управления интеграцией в масштабах отрасли. Прежде всего здесь интересно понять, насколько общемировые тренды трансформации торговли применимы сегодня в России. Обратимся к реализуемой государством стратегии развития торговли в РФ на 2011–2015 гг. и на период до 2020 г. Можно констатировать, что определенный прогресс достигнут, пожалуй, только в развитии инфраструктуры отрасли и внедрении прогрессивных форм и методов торговли. За счет частного капитала на большей части страны представлены торговые объекты современных форматов. Успешно заимствованы за рубежом прогрессивные технологии организации торговли и логистики, формируется альтернативная инфраструктура товародвижения в розничном звене торговли, которая, по нашему мнению, постепенно начинает подменять традиционную систему оптовой торговли. Созданные российскими предпринимателями торговые системы смогли составить конкуренцию транснациональным торговым корпорациям.


Однако целый ряд декларированных программой принципов развития отрасли не реализуется — прежде всего в части регулирования пропорций внутренней торговли, поддержки малого бизнеса, сбалансированного развития торговли в регионах. Мы ожидаем усиления процессов вытеснения малых торговых предприятий интегрированной торговлей, активизации процессов проникновения на отечественный потребительский рынок транснациональных ИТС и инвестиционного капитала, что создает угрозу потери национальной идентичности в отрасли, углубления территориальной дифференциации в развитии современной торговой и логистической инфраструктуры, сохранения своеобразного «застоя» в развитии кооперативных форм торговли, испытывающих снижение спроса, недостаток собственных оборотных средств и проблемы привлечения инвестиций.


Не реализуются установки по развитию справедливой конкуренции, поддержке малого бизнеса. Государством постоянно пересматриваются преференции малому бизнесу в части социальных платежей, происходит давление городских властей на мобильные формы торговли, реализуются стратегии принудительного «облагораживания» рыночной торговли, расширяется спектр отраслевых ограничений. В комплексе эти меры отражают политику негласной поддержки консолидации капитала в отрасли и интеграции торговли и товаропроводящей инфраструктуры.


В ближайшем будущем интеграция торговли в России будет происходить на фоне общеэкономического тренда консолидации частной собственности, прежде всего в промышленной и банковской сферах, затяжной рецессии отечественного производства, принятого страной курса на импортозамещение. И здесь мы столкнемся с негативным влиянием следующих императивов: непрозрачность и волатильность законодательства, наличие противоречий в нем и правоприменении, сохранение высокой турбулентности и криминогенности экономики, волатильность обменного курса, административный ресурс, избирательная государственная поддержка.


На этом фоне мы ожидаем ускорения интеграционных процессов в отрасли, дальнейшей дифференциации торговых организаций по масштабам деятельности, ужесточения конкуренции на рынке, усиления давления на рынок транснациональных и федеральных компаний, сокращения числа участников. Прогнозируем, что в регионах России с хорошей транспортной инфраструктурой останется пять — семь федеральных компаний, сопоставимых по оборотам, развитие которых будет иметь скорее инвестиционный характер. Развитие отечественных ИТС пойдет по пути «размывания» собственности, привлечения так называемых стратегических инвесторов или финансовых спекулянтов. Только в отношении региональных и местных ИТС сохранится применение «блокхолдерской» модели владения собственностью, для которой характерно наличие контролирующего акционера, как правило непосредственно участвующего в управлении.


Интеграция отрасли будет сопровождаться усилением текучести кадров, усугублением кадрового дефицита в торговле, падением уровня профессиональной подготовки, сокращением количества рабочих мест в новых форматах, усилением эксплуатации труда. Так, по сети супермаркетов «Перекресток» коэффициент текучести кадров в 2013 г. достиг 60% по сравнению с 42% годом ранее. В дискаунтерах аналогичный показатель превышает 40%, а на отдельных торговых объектах за год обновляется весь персонал — 100%. Проблема охватывает и менеджерское звено ИТС, которое за год обновляется минимум на 10%.


Формализация торговых и логистических процессов позволяет ИТС заменить квалифицированный труд неквалифицированным, причем и в менеджерском звене. Мы видим снижение уровня образования торгового персонала. Так, в сети магазинов «Перекресток» доля сотрудников с высшим образованием за период 2011–2013 гг. снизилась на 5,3%, хотя и остается еще достаточно высокой (23,2% от числа собственного персонала). Сегодня в российских ИТС становится практикой принимать на менеджерские должности в операционном звене управления преимущественно людей со средним специальным образованием, в большинстве случаев непрофильным. Исключение составляют должности руководителей магазинов формата «супермаркет» и «гипермаркет». Возникающая социальная проблема будет обостряться за счет замещения резидентного персонала аутсорсинговым, преимущественно трудовыми мигрантами (в компании Atak, например, удельный вес мигрантов в структуре операционного персонала превысил 50%), что приводит к падению производительности труда, управляемости и качества обслуживания.


Уже в среднесрочной перспективе мы предполагаем повышение уровня интеграции до 75% и выше в продовольственной торговле, торговле электротехникой и электроникой, товарами для обустройства дома, до уровня 50% и выше — в сегменте торговли обувью и одеждой, фармацией. По мере интеграции темпы роста ИТС будут замедляться с 30 и более процентов до 10–15% в год, активизируются механизмы вертикальной интеграции. К сожалению, маловероятным представляется развитие в нашей стране крупного семейного торгового бизнеса, для чего нет предпосылок и условий, скорее следует ожидать скупки отечественных ИТС зарубежными инвестиционными фондами и транснациональными корпорациями.


Следует предполагать сохранение территориальных диспропорций в интеграции торговли в России. Наиболее активно процессы интеграции будут проходить в регионах с уровнем потребления выше среднего по стране, где планка проникновения будет снижена до городских и сельских муниципальных образований. Однако стратегически развитие ИТС будет направлено в регионы Сибири и Дальнего Востока, Возможности передела собственности здесь обеспечит строительство собственной логистико-распределительной инфраструктуры в регионах Сибири. В отдельных регионах страны рынок будет поделен между несколькими ИТС федерального значения. В условиях формирования олигополии на потребительском рынке России рост эффективности и устойчивости ИТС обеспечат мультиформатность развития, дифференциация используемых концептов и оптимизация действующей торговой инфраструктуры, развитие профиля девелопмента и управления недвижимостью. ИТС вынуждены будут отказаться от искусственного наращивания капитализации за счет открытия магазинов в малоприспособленных помещениях, плохих локациях и перейти к стратегии «взвешенного подхода», с пообъектным бюджетированием, закрытием или перемещением убыточных магазинов, инвестициями в выкуп арендованных торговых площадей.


Средние и малые ИТС будут вынуждены работать со специализированными логистическими компаниями либо формировать коллективные логистические каналы в форме торгово-закупочных кооперативов, объединение в которые будет сдерживать их невысокая эффективность в условиях отсутствия договорной культуры, реальной поддержки государства. Альтернативой будет вхождение малого бизнеса в интегрированные «клубные» торговые системы на правах младших партнеров, дистрибьюторов или франчайзи.


На региональном уровне у ИТС будет возникать интерес к инструментам фондового рынка, привлечению стратегических инвестиций. Возрастет роль зарубежных компаний второго эшелона, которые от практики распространения франшизы, экспорта управленческих кадров будут переходить к прямой экспансии через организацию филиалов, поглощение наиболее выигрышных объектов, портфельные инвестиции. Этому будет способствовать продолжение государством политики преобразования открытых рынков в крытые торговые центры, ведущей к развитию «прозрачных» арендных отношений между мелкими предпринимателями и собственниками торговых площадей, росту стоимости торгового места. В рамках ужесточения конкуренции следует ожидать формирования интегрированными торговыми организациями интернет-профилей — как самостоятельного бизнес-направления на основе действующей ассортиментной матрицы, с некоторой дифференциацией цен. Упущенная выгода будет компенсироваться сокращением оттока клиентов, ростом логистических сборов и расширением товарного предложения за рамки специализации. Можно ожидать, что онлайн-торговля потеряет в операционной эффективности за счет повышения прозрачности бизнеса, вынужденного формирования инфраструктуры выдачи товаров и будет трансформирована в формы технологически схожие с ИТС офлайн-сегмента.


Организационную синергию будут обеспечивать процессы взвешенного инкорпорирования бизнес-структур: отказ от чрезмерной унификации ассортиментной матрицы в погоне за синергией закупок, устранение ассортиментных пересечений различных профилей, устранение внутрисистемной конкуренции. Закупочные отношения будут выстраиваться в направлении развития партнерских отношений с поставщиками и потребителями, формирования цепочек товародвижения, структурированных вокруг торговых систем, с дальнейшим инкорпорированием контрагентов в бизнес. Альтернативой станет «врастание» торговых систем в крупные промышленно-финансовые холдинги. В более отдаленной перспективе развитие информационных технологий обмена данными позволит интегрировать бизнес-процессы и сформировать виртуальные цепи поставок.


Направлением повышения эффективности отечественной ИТС станет стабилизация цен во времени и форматном коридоре, приведение ее в русло цивилизованной конкурентной борьбы, отказ от излишней волатильности, обеспечение соотношения «цена — качество». Трендом развития станет оптимизация численности операционного персонала в зависимости от стандарта обслуживания взамен существующего подхода «направленной» интенсификации труда, автоматизация распределительно-логистических процессов.


Изменится концепция потребительской кооперации. Потребительские кооперативы превратятся в крупных рантье и на этой основе войдут в сферу интересов федеральных ИТС (пилотный проект — размещение концепта «Пятерочка» в Подмосковье). Более эффективным направлением мы определяем их трансформацию по англосаксонской модели, описанной нами выше, возможно с сохранением бюджетного дотирования социальных функций (содержание торговых объектов в удаленных районах, промышленная заготовка и переработка сельскохозяйственного сырья).


Можно ожидать преобразования блокхолдерской модели ведения бизнеса в публичную модель, постепенного движения участников в сторону «открытой» концепции ведения бизнеса, снижения уровня информационной закрытости, выхода торговых организаций из теневого сектора экономики. Интеграция торговли будет идти по пути не только реструктуризации бизнеса, но также удлинения горизонта принятия решений, постепенного отказа от управления прибылью и контроля бизнеса через офшорные структуры, увеличения социальной значимости ИТС на потребительском рынке, их использования государством в целях манипулирования общественным сознанием и управления обществом. Крупная диверсифицированная торговая компания станет доминирующей формой организации в отрасли. Произойдет смена экономической парадигмы: переход от ориентации на малые автономные предприятия как основу инфраструктуры торговли в пользу высокоинтегрированных сетевых торговых холдингов, формирования вертикально-интегрированных межотраслевых систем. Альтернативной формой вертикальной интеграции станет включение в торговые системы собственных банковских структур или привлечение стратегического инвестора. Мы предполагаем, что олигополизацию потребительского рынка поддержит государственная политика выделения стабилизационных кредитов федеральным ИТС, ограничений в отношении малого бизнеса при декларировании ограничений процессов отраслевой консолидации собственности.


В стремлении максимизировать богатство владельцы ИТС будут форсировать их развитие. Общество столкнется с тем, что отраслевые «крупные корпорации выходят из-под контроля со стороны общества, а текущие формы корпоративного управления не учитывают интересы наемного персонала, а также внешних заинтересованных лиц».


Интеграция розничной торговли, ее переход на прямые закупки, в том числе по импорту, кардинально изменит роль и конфигурацию оптовой инфраструктуры отечественного рынка, сузит ее функционал до обслуживания региональных и местных розничных торговых организаций, потребительской кооперации, удаленных территорий, хранения целевых и гарантийных запасов, контроля качества. С функции формирования и распределения товарных потоков оптовая торговля переключается на консолидацию промышленных стоков, их хранение и логистику, отчасти — производство. Оптовая торговля сохранит обслуживание федеральных ИТС в новых регионах присутствия, а в перспективе сможет обеспечивать консолидацию заказов региональных и местных розничных торговых компаний, прежде всего на импорт товаров. Выделим следующие организационные изменения в оптовой торговле в России:


1. Интеграция оптовых торговых организаций, образование компаний, сопоставимых по масштабам деятельности с федеральными ИТС, с перепрофилированием на дистрибуцию и логистику, покрывающую территорию страны сетью хозяйственно самостоятельных многофункциональных предприятий.


2. Привлечение для развития стратегических инвесторов, встраивание в глобальные логистические системы (FM Logistik, например). Создание интегрированных оптово-розничных торговых систем на базе формируемой федеральными розничными компаниями логистической инфраструктуры, развитие оптово-розничной составляющей крупными производственными холдингами.


3. Специализация на дистрибутивном и агентском обслуживании, предпродажной подготовке товаров для розничного звена (промышленная упаковка, размещение собственного производства розничных торговых компаний), развитие функции логистического провайдера (мультимодальные и проектные перемещения товаров, терминальные, информационно-технологические, экспедиторские, экспортно-импортные, финансовые, страховые и сервисные услуги).


4. Оказание финансовых услуг в части приема платежей в интересах интернет-торговли, организации расчетов.


5. Организация обмена информацией, формирование собственного контейнерного парка, комбинированного и рефрижераторного складских комплексов, создание в узловых городах страны крупных транспортно-распределительных центров. Создание транспортных коридоров, подключение к ним региональных логистических подсистем, средних и малых торговых организаций.



Интеграция торговли в России: теория и практика. Монография

В монографии исследуются практика трансформации и интеграции торговли России в мировом контексте и с учетом национальных особенностей, вопросы создания и развития в нашей стране розничных, сбытовых и франчайзинговых торговых сетей, отраслевых и межотраслевых торговых объединений, образования на этой основе интегрированных торговых систем. Делаются теоретические обобщения, отражающие практику консолидации капиталов и интеграции торговой инфраструктуры.<br /> Прописана методология системообразования в отрасли, механизмы инкорпорирования торговых объектов, формирования системных конкурентных преимуществ. Приводится авторская концепция развития интегрированных торговых систем в России, формулируются предложения по совершенствованию корпоративного управления. Рассматриваются проблемы углубления дифференциации торговли, балансирования интересов интегрированных торговых систем, малого бизнеса и общества, защиты рынка от трансграничной экспансии, государственного регулирования интеграционных процессов.

139
Экономика Чеглов В.П. Интеграция торговли в России: теория и практика. Монография

Экономика Чеглов В.П. Интеграция торговли в России: теория и практика. Монография

Экономика Чеглов В.П. Интеграция торговли в России: теория и практика. Монография

В монографии исследуются практика трансформации и интеграции торговли России в мировом контексте и с учетом национальных особенностей, вопросы создания и развития в нашей стране розничных, сбытовых и франчайзинговых торговых сетей, отраслевых и межотраслевых торговых объединений, образования на этой основе интегрированных торговых систем. Делаются теоретические обобщения, отражающие практику консолидации капиталов и интеграции торговой инфраструктуры.<br /> Прописана методология системообразования в отрасли, механизмы инкорпорирования торговых объектов, формирования системных конкурентных преимуществ. Приводится авторская концепция развития интегрированных торговых систем в России, формулируются предложения по совершенствованию корпоративного управления. Рассматриваются проблемы углубления дифференциации торговли, балансирования интересов интегрированных торговых систем, малого бизнеса и общества, защиты рынка от трансграничной экспансии, государственного регулирования интеграционных процессов.