|
ОглавлениеГлава 1. Проблема взаимодействия искусств в культуре романтизма Глава 2. Оперная реформа и ее осмысление в теоретических работах Р. Вагнера Глава 3. Идея синтеза искусств во второй половине XIX в. Глава 4. Идея синтеза искусств в культуре XX в. Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуЗаключениеЕвропейский мир XIX в. сложен и противоречив. Вера в прогресс постепенно переходит в критику позитивизма и научной рациональности. Идеи общеевропейской революции 1848 г., идеал «естественного» человека, психологизм и историзм составляют основу картины мира в эту эпоху. При этом многие представители творческого процесса и теоретики отмечали, что современный человек утратил свою цельность и органичность. Не только виды искусства оказались отделены друг от друга, но и человек потерял свою изначальную связь с искусством. Наиболее ярко эти моменты были выражены в работе Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) и в теоретических трудах Р. Вагнера («Произведение искусства будущего» (1850), «Опера и драма» (1851)). Начиная с йенских романтиков (бр. Шлегели, Новалис, Тик, Шеллинг и др.), активно формируется идея синтеза искусств как попытка разрешения возникших противоречий. Опыты по достижению такого синтеза в XIX в. многообразны. На основании проделанной работы можно попытаться выделить основные характерные черты этого процесса. 1. Мифологизация как метод и способ мышления. От ранних романтиков и вплоть до рубежа XIX–XX в. наблюдается тенденция к мифологизации мышления и способов культурного действия. Формируется особое понимание мифа. Миф постепенно становится новым инструментом познания действительности, соединившим в себе прошлое и будущее; индивидуальное, психологическое — и мир бессознательного (архетипы К. Г. Юнга). Миф — это вторжение в искусство серьезного, ритуального и сакрального. Мифологизация преображает реальность, позволяя угадать и воспроизвести в целостности ее основную конструкцию в качестве Gesamtkunstwerk. Подобное движение в фольклористике и литературоведении, возникшее в контексте немецкого романтизма, было названо «мифологическая школа». Отсюда становятся понятными причины, по которым Р. Вагнер использует мифы как основу своих музыкальных драм, а искусство модерна столь часто обращается к мифологическим сюжетам и мотивам. 2. Стремление выйти за пределы чисто художественной образности. Предпринимается попытка освободить творческие силы и выйти в трансцендентный мир — в мир таинственных смыслов, преимущественно посредством символов. Происходит также обращение искусства к категориям, лежащим вне его границ. Именно в этот период наблюдается процесс онтологизации искусства, когда оно сближается с философией, а эстетическое восприятие, художественная интуиция поднимаются на уровень ведущих средств познания и проникают во все сферы жизни. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Тэн, А. Бергсон, художники-импрессионисты, французские писатели и поэты стремятся преодолеть границы между внутренними процессами жизни чувств и их внешним восприятием. Художественные приемы, творческая интуиция становятся важной частью философии, а философские идеи органично входят в ткань произведений искусства. На основе общего культурного основания формируется новое понимание искусства и его роли в человеческой жизни. Поэтому музыкальная драма Вагнера направлена в первую очередь на создание образа измененного, нового человека. Этим можно объяснить веру искусства модерна в преображение мира посредством художественного творчества. 3. Субъективизация восприятия времени и пространства. Романтики выдвигают музыку в качестве одного из главных искусств. «Музыка стиха» выражается в интонациях и ритмах, разрушающих традиционную статичность. «Бесконечная мелодия» Р. Вагнера стремится отразить непрерывность жизненных процессов, о которых в дальнейшем будет развернуто говорить А. Бергсон. Французские писатели и поэты (бр. Гонкуры, Ги де Мопассан, Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо, М. Пруст) стремятся схватить дыхание жизни, передать ее временность, длительность, мимолетность момента. Этой же цели хотят достигнуть художники — импрессионисты и постимпрессионисты. Запечатление жизни и передача движения становятся главными темами искусства. При этом цельность мира достигается посредством творческой интуиции, деятельности человеческого сознания. Художники начинают творить свои собственные миры и выражать их через свои произведения. Внимание! Авторские права на книгу "Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX веков. Монография" (Никифорова А.С.) охраняются законодательством! |