Искусство Никифорова А.С. Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX веков. Монография

Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX веков. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Искусство
Издательство: Проспект
Дата размещения: 02.03.2018
ISBN: 9785392274826
Язык:
Объем текста: 148 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие. Введение

Глава 1. Проблема взаимодействия искусств в культуре романтизма

Глава 2. Оперная реформа и ее осмысление в теоретических работах Р. Вагнера

Глава 3. Идея синтеза искусств во второй половине XIX в.

Глава 4. Идея синтеза искусств в культуре XX в.

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1.
Проблема взаимодействия искусств в культуре романтизма


Романтизм зарождается в Германии в 1798–1801 гг. в рамках йенского кружка (бр. Шлегели, Новалис, Тик, Шеллинг и др.). Он прошел ряд существенных этапов, получив к 20–30 гг. XIX в. широкое распространение в европейской культуре. Известный исследователь романтизма Н. Я. Берковский писал: «Романтизм складывался как целая культура, многообразно разработанная, и именно в этом был подобен своим предшественникам — Ренессансу, классицизму, Просвещенью». Представлявший изначально литературное явление, романтизм в итоге составил целую культурную эпоху, со своим мировоззрением и эстетикой.


Романтическая эпоха была временем активного развития и расцвета литературы, живописи, музыки и театра. Ее начало совпадает с крупными изменениями в мире. Событием огромного значения для современников стала Великая французская революция 1789–1794 гг. Ее воздействие ощущалось не только во Франции, но и за ее пределами. Мир пришел в движение. Затем промышленный переворот в Англии, наполеоновские войны, восстание декабристов — все это можно рассматривать как важные признаки времени. Быстрая смена событий дарила вдохновение, давала надежду на скорые перемены, рождала мечты, но также нередко приводила в отчаяние. Настроение романтиков постоянно колеблется между радостью и печалью, воодушевлением и разочарованием, энтузиазмом и «мировой скорбью». Дисгармоническая сущность времени была отмечена всеми. И все, так или иначе, пытались осмыслить происходящие в мире изменения.


«Романтизм — отмечают авторы современного учебного пособия по культурологии — это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (что характерно для эпохи Просвещения) ставит высшей культурной инстанцией художественное творчество индивидуума — последнее становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности».


Романтики редко облекают свои высказывания в форму научных трактатов. Чаще концепции подобного рода входят в ткань их художественных созданий отдельными и разрозненными фрагментами. Несмотря на отсутствие систематического изложения теоретических принципов, их эстетические воззрения в целом представляют собой определенное единство.


Поскольку романтизм интересует нас в первую очередь как культурная основа, на которой развивались идеи синтеза искусств, мы в этой главе, рассмотрев характерные особенности культуры романтизма, подробнее остановимся на новом понимании мифа как характерного для архаических эпох органического в своем единстве, универсального способа осмысления мира и человека, и на особенностях его функционировании в художественном сознании рубежа XVIII–XIX вв. Этот анализ, как представляется, может служить закономерной предпосылкой к рассмотрению проблемы синтетического объединения искусств и поиску универсальной формы творчества в культуре романтизма.


§ 1. Основные идеи романтического искусства


Каждый из деятелей романтизма имел свой, характерный именно для его творчества круг выразительных средств и приемов, который использовал для построения художественного образа. Например, у Мюссе редко можно найти яркие антитезы и резкие гиперболы, которые были характерны для Гюго. Эйхендорфу совершенно не свойственен гофмановский гротеск. Если говорить о музыке, то песенная мелодика инструментальных пьес Шуберта существенно отличается от патетических речитативов, которые появляются позднее у Шопена и Листа. Насыщенные по колориту, бурные по динамике полотна Жерико и Делакруа имеют мало общего со сдержанной, меланхоличной, полной романтического «томления» и затаенного трагизма живописью Фридриха.


Если попытаться сравнить стилевые черты и приемы художественного творчества у различных авторов, то мы, как справедливо замечает исследователь культуры романтизма В. Ванслов в книге «Эстетика романтизма», «не сможем вывести понятие романтизма как некоего «среднеарифметического» этих черт и приемов». Однако каждая особенность, характерная для того или иного художника, служит важной составляющей для формирования общей характеристики творческого облика романтической эпохи. А. В. Михайлов пишет: «Романтизм есть сложнейшая конфигурация индивидуальных поэтических миров, индивидуальных стилистических воплощений, при значительной доле участия усредненных, вторичных, отраженных, подражательных литературных явлений».


Если говорить об истории термина «романтизм», то впервые он встречается уже в английской критике XVIII в. Однако в широкое употребление он входит только после того, как выдвигается братьями Шлегелями на рубеже XVIII–XIX в. и появляется на страницах издававшегося ими с 1798 г. журнала «Атенеум». Во Францию его вскоре переносит Ж. де Сталь, после чего он получает распространение и в других странах. Сначала так стали называть себя немецкие, а потом уже французские и русские романтики. Английские романтики в отношении самих себя не использовали этот термин, а были названы так уже впоследствии.


Рассматривая романтическое искусство, Ф. Шлегель отмечал в нем такие важнейшие, с его точки зрения, черты, как стремление к правде («зеркало всего окружающего мира, картина эпохи»), творческая свобода, универсальность в охвате жизни. А. Шлегель рассматривает романтическое искусство в первую очередь через сопоставление с античным. Подобное понимание в дальнейшем получит широкое распространение, в качестве основы для такого противопоставления будут избираться следующие признаки: чувственность античного искусства — и духовность средневекового, пластичность античного — и живописность романтического.


Следует отметить, что учение о «духе народа» впервые появляется в работах немецкого мыслителя И. Г. Гердера. Уже в ранних своих сочинениях (например, в трактате «О происхождении языка», 1772) он разрабатывает проблемы эстетики и языкознания, создавая одну из первых моделей естественного становления языка в ходе исторического развития. Большое влияние на романтиков оказали и взгляды философа, изложенные им в своей главной работе «Идеи к философии истории человечества» (опубликована в 1784–1791 гг.). На страницах этого обширного труда Гердер рассматривает эволюцию природы как естественный процесс, берущий начало в недрах неорганической материи и вплоть до высших форм человеческой культуры. Рассматривая становление общества, основной силой, сплачивающей его, Гердер считает именно культуру, внутренней сущностью которой является язык. Благодаря «Идеям» Гердера совокупные знания о культуре уже могли претендовать на статус науки.




Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX веков. Монография

В монографии исследована проблема идеи синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX вв. Интерпретация художественных процессов указанного периода дана в их отношении к идее синтеза искусств, сформировавшейся в культуре немецкого романтизма. Проанализированы ключевые философские концепции, а также сами произведения изобразительного, музыкального и театрального искусства исследуемого периода.<br /> Материалы монографии могут быть использованы в курсах по философии культуры, истории философии, эстетики.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей, на тех, кому интересна идея синтеза искусств, вопросы о природе современного искусства, соотнесение художественных процессов и философской мысли.

139
 Никифорова А.С. Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX веков. Монография

Никифорова А.С. Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX веков. Монография

Никифорова А.С. Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX веков. Монография

В монографии исследована проблема идеи синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX вв. Интерпретация художественных процессов указанного периода дана в их отношении к идее синтеза искусств, сформировавшейся в культуре немецкого романтизма. Проанализированы ключевые философские концепции, а также сами произведения изобразительного, музыкального и театрального искусства исследуемого периода.<br /> Материалы монографии могут быть использованы в курсах по философии культуры, истории философии, эстетики.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей, на тех, кому интересна идея синтеза искусств, вопросы о природе современного искусства, соотнесение художественных процессов и философской мысли.

Внимание! Авторские права на книгу "Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX веков. Монография" (Никифорова А.С.) охраняются законодательством!