Юридическая Под ред. Долинской В.В., Слесарева В.Л. Гражданское право: общие положения об обязательствах. Учебное пособие для бакалавров

Гражданское право: общие положения об обязательствах. Учебное пособие для бакалавров

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 07.08.2017
ISBN: 9785392250448
Язык:
Объем текста: 161 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Понятие и виды обязательств

Глава 2. Прекращение обязательств

Глава 3. Исполнение обязательств

Глава 4. Обеспечение исполнения обязательств

Глава 5. Перемена лиц в обязательстве

Глава 6. Ответственность за нарушение обязательств

Образцы казусов (задач)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
Обеспечение исполнения обязательств


§ 1. Общие положения об обеспечении исполнения обязательств


Одним из первых в отечественной науке сущность и значение конструкции обеспечения исполнения обязательств описал известный цивилист Д. И. Мейер: «Обязательственные права, по сравнению с вещными правами, не отличаются прочностью, поскольку договор устанавливает право лица на чужое действие, а совершение такого действия зависит от воли обязанного лица», поэтому «юридический быт создает искусственные приемы для доставления обязательственному праву той твердости, которой недостает ему по его существу».


В современном гражданском обороте способы обеспечения исполнения обязательств используются в целях минимизации экономических рисков при вступлении в договорные отношения с различными контрагентами.


Нормы об обеспечении исполнения обязательств закреплены в гл. 23 ГК и в других федеральных законах.


В Своде законов Российской Империи (кн. 4-я «Об обязательствах по договорам», т. X) содержался раздел «Об обеспечении договоров и обязательств вообще». Статья 1554 устанавливала, что «договоры и обязательства по обоюдному согласию могут быть укрепляемы и обеспечиваемы: 1) поручительством; 2) условием неустойки; 3) залогом имуществ недвижимых; 4) закладом имуществ движимых».


В ГК РСФСР 1922 г. нормы о способах обеспечения исполнения обязательств были рассредоточены. Залогу имущества был посвящен подразд. III разд. I «Вещное право» (ст. 85–105), поручительству — подразд. VIII разд. III «Обязательственное право» (ст. 236–250) наряду с отдельными видами обязательств, неустойке и задатку — отдельные статьи в подразд. II «Обязательства, возникающие из договоров» разд. III «Обязательственное право» (ст. 141–142 и 143 соответственно).


В ГК РСФСР 1964 г. в разд. 3 «Обязательственное право» была включена гл. 17 «Обеспечение исполнения обязательств» с нормами о неустойке, залоге поручительстве, задатке и гарантии (ст. 186).


В гражданских кодексах ряда европейских стран (например, Швейцарии, Италии, Нидерландов) отсутствует раздел о способах обеспечения исполнения обязательств. Залог обычно рассматривается в рамках вещного права (§ 1113–1191 ГГУ; ст. 793–915 Швейцарского ГК; ст. 227–275 кн. 3 ГК Нидерландов), а поручительство — среди отдельных видов обязательств (§ 765–778 ГГУ; ст. 492–512 Швейцарского обязательственного закона (кн. 5 ГК); ст. 1936–1957 ГК Италии; ст. 850–870 кн. 7 ГК Нидерландов). В кн. 1 ГГУ («Общая часть») содержится разд. 7 «Предоставление обеспечения» § 232 ГГУ. В 2006 г. во Французский ГК была включена новая кн. 4 «Об обеспечениях». В Единообразном торговом кодексе США есть разд. 9 «Обеспечение сделок».


Легального определения понятия обеспечения исполнения обязательств и способов обеспечения исполнения обязательств в законе не закреплено.


В соответствии с концепцией О. С. Иоффе о двух группах мер принудительного характера применительно к охране обязательств (общих и дополнительных обеспечительных) понятие «обеспечение обязательств» раскрывается в рамках второй группы и способами обеспечения обязательств именуются отдельные специальные обеспечительные меры.


В современной научной литературе выработаны следующие основные подходы к пониманию способов обеспечения исполнения обязательств: 1) функциональный; 2) концепция «внешнего источника исполнения»; 3) концепция субъективного права.


Согласно первому подходу при определении способов обеспечения исполнения обязательств решающая роль отводится функциями, которые выполняет соответствующая правовая конструкция:


а) стимулирующей (стимулирование должника к надлежащему исполнения обязательства);


б) защитной (защита имущественного интереса кредитора в случае нарушения обязательства должником).


Они свидетельствует об исключительно имущественном характере рассматриваемых мер. Стимулирующую функцию выполняют неустойка и задаток, защитную — поручительство и независимая гарантия, обе функции — залог, удержание и обеспечительный платеж.


С точки зрения данного подхода, способы обеспечения исполнения обязательств могут быть определены как установленные законом или договором специальные (дополнительные) меры имущественного характера, которые либо стимулируют должника к надлежащему исполнению обязательства, либо гарантируют защиту имущественного интереса кредитора в случае нарушения обязательства должником, либо выполняют обе эти функции.


Представители второго подхода, рассуждая с позиций желаемого законодательного регулирования (de lege ferenda), приходят к выводу, что к способам обеспечения исполнения обязательств следует относить только те правовые конструкции, которые выполняют защитную функцию за счет создания внешнего по отношению к обеспечиваемому обязательству источника удовлетворения интересов кредитора.


Так, Н. Ю. Рассказова определяет обеспечительное обязательство как гражданско-правовую меру имущественного характера, создающую для кредитора в основном обязательстве дополнительный, внешний по отношению к этому обязательству источник его исполнения.


При этом из сферы внимания «выпадают» выполняющие стимулирующую функцию неустойка и задаток.


Согласно третьему подходу, способы обеспечения исполнения обязательств могут определяться через понятие особого субъективного права, которым кредитор может воспользоваться при нарушении должником основного обязательства.


Так, Х. Вебер характеризует способы обеспечения исполнения обязательств как «такие договорные конструкции, когда обеспечение требований кредитора (займодавца) к должнику возникает в виде некоторого права (Sicherungsrecht), которое кредитор сможет реализовать в случае, если его требование не будет исполнено» и определяет обеспечение как право, возникающее из обязательственного или вещного договора, которое кредитор может реализовать в случае, если обеспеченное таким правом требование к должнику или третьему лицу оказывается неисполненным или исполненным не в полном объеме.


Основной недостаток этого верного по сути подхода — то, что с его позиций невозможно разграничить понятия обеспечения исполнения обязательств и мер ответственности.


К числу общих свойств, присущих как способам обеспечения, так и иным правовым конструкциям, относятся имущественный характер и связь с нарушением обязательства (также характерно для мер гражданско-правовой ответственности).


Конструкция обеспечения исполнения обязательства предполагает наличие как минимум двух правовых отношений, одно из которых является основным (главным, обеспечиваемым) обязательством, а другое правоотношение, в котором и выражается соответствующий способ обеспечения обязательства, является дополнительным (обеспечительным). Для большинства способов обеспечения исполнения обязательств характерно свойство акцессорности (от лат. accessio — прибавление, придаток, принадлежность) — наличия юридической зависимости дополнительного обязательства от основного, которая, в частности, проявляется в следующем:


1) исходя из этого свойства решается вопрос о возникновении обеспечительного обязательства, которое не может существовать в отсутствие основного.


Так, если обеспечиваемое залогом обязательство, возникнет в будущем после заключения договора залога, залог возникает не ранее возникновения этого обязательства (п. 3 ст. 341 ГК);


2) свойство акцессорности определяет общие правила в отношении объема обязанности должника по дополнительному обязательству, который не может превышать объем обязанности основного должника.


Например, в силу абз. 2 п. 3 ст. 334 ГК, если сумма, вырученная в результате обращения взыскания на заложенное имущество, превышает размер обеспеченного залогом требования, разница возвращается залогодателю, а соглашение об отказе залогодателя от права на получение указанной разницы ничтожно. В соответствии с п. 1 ст. 363 ГК поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, если иное не предусмотрено договором поручительства;


3) прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства (п. 4 ст. 329 ГК);


4) с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог и т. п.), даже если они возникли после истечения срока исковой давности по главному требованию.


Также срок исковой давности по дополнительным требованиям считается истекшим в случае пропуска срока предъявления к исполнению исполнительного документа по главному требованию (п. 1, 2 ст. 207 ГК);


5) при переходе прав кредитора по основному обязательству, права, обеспечивающие исполнение обязательства, переходят к новому кредитору, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 384 ГК).


Классическим проявлением акцессорности традиционно со времен римского права признавалось то, что недействительность основного обязательства влекла недействительность дополнительного. Но с 1 июня 2015 г., в силу п. 3 ст. 329 ГК при недействительности соглашения, из которого возникло основное обязательство, обеспеченными считаются связанные с последствиями такой недействительности обязанности по возврату имущества, полученного по основному обязательству (т. е. обеспечение сохраняется и распространяется на реституционные отношения).


В то же время недействительность соглашения об обеспечении исполнения обязательства не влечет недействительности соглашения, из которого возникло основное обязательство (п. 2 ст. 329 ГК).


На основе свойства акцессорности могут решаться и другие вопросы (например, о соотношении прав частично исполнившего обязательство поручителя и кредитора, исходя из необходимости установления приоритета для последнего — п. 4 ст. 364 ГК).


Но акцессорность не является универсальным свойством — она присуща не всем способам обеспечения исполнения обязательств. Не являются акцессорным обязательство из независимой гарантии (ст. 370 ГК), обязательство авалиста (вексельного поручителя).


В зависимости от наличия или отсутствия свойства акцессорности выделяют:


— акцессорные и


— неакцессорные способы обеспечения исполнения обязательств.


В зависимости от вида источника удовлетворения имущественных интересов кредитора выделяют:


— личные (поручительство и независимая гарантия) и


— вещные (реальные) способы обеспечения (залог, удержание и обеспечительный платеж).


К первым относятся те, где к обеспечению обязательства привлекается лицо, не совпадающее с должником по основному обязательству, а ко вторым — те, где объектом удовлетворения интересов кредитора выступает определенное имущество.


Эта классификация рассчитана только на способы обеспечения исполнения обязательств, выполняющие защитную функцию.


Традиционно выделяются способы обеспечения исполнения обязательства:


— являющиеся одновременно мерами ответственности (неустойка и задаток) и


— не являющиеся таковыми (все остальные).


Существует деление способов обеспечения исполнения обязательств в зависимости от того, связаны они с предварительным выделением имущества или нет. В первую группу входят задаток, залог и обеспечительный платеж, во вторую — остальные.


По источникам права выделяем способы:


— поименованные в гл. 23 ГК и


— иные.


Последняя группа делится на способы:


— предусмотренные законом (иными нормами ГК и другими законами) и


— договорные.


Из поименованных в гл. 23 ГК особую группу составляют способы обеспечения исполнения обязательств, определяемые как денежные суммы (неустойка, задаток, обеспечительный платеж).


Из иных предусмотренных законом способов назовем обеспечительный факторинг (гл. 43 ГК), государственную или муниципальную гарантию (ст. 115–1152 БК), вексельный и чековый аваль (ст. 881, 884, 885 ГК, ст. 30–32, 45–47, 55, 67, 68, 77 Положения о переводном и простом векселе), договор репо (ст. 513 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).


К договорным способам, в частности, относятся «товарная неустойка» (ее предметом выступает другое имущество, определяемое родовыми признаками), сумма компенсации, которая должна быть выплачена одной из сторон при немотивированном одностороннем отказе от исполнения договора.


К числу непоименованных способов обеспечения исполнения обязательств также можно отнести условную продажу — куплю-продажу имущества, служащего предметом обеспечения, которая заключается под отлагательным условием (ст. 157 ГК). Таким условием является неисполнение (ненадлежащее исполнение) должником обеспеченного обязательства. При наступлении этого условия право собственности переходит к кредитору (покупателю по договору), а требование по платежам, причитающимся с такого покупателя, погашается зачетом с требованием по основному обязательству.


В нормах о сохранении права собственности за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств (ст. 491, 223 ГК) закреплен аналог известной за рубежом оговорки о сохранении права собственности.


§ 2. Неустойка, задаток и обеспечительный платеж


Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК).


Неустойка относится также к мерам гражданско-правовой ответственности, что следует из п. 2 ст. 330 ГК: кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.


Обязательство по уплате неустойки является акцессорным по отношению к обеспечиваемому обязательству. Несмотря на изменение общего правила п. 3 ст. 329 ГК, Верховный Суд РФ в отношении неустойки отметил, что «недействительность соглашения, из которого возникло основное обязательство, по общему правилу, влечет недействительность соглашений о мерах гражданско-правовой ответственности за нарушение этого обязательства, в т. ч. о неустойке».


Помимо договорных обязательств, в случаях, предусмотренных соглашением сторон, неустойка может обеспечивать исполнение реституционных обязанностей (т. е. обязанностей по возврату имущества, полученного по недействительной сделке, — п. 2 ст. 167 ГК) (абз. 2 и 3 п. 60 Постановления № 7).


По критерию основания возникновения выделяются:


— договорная и


— законная неустойка.


Договорная неустойка возникает в случаях, предусмотренных соглашением сторон. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме (п. 2, 3 ст. 434 ГК) независимо от формы основного обязательства, несоблюдение письменной формы соглашения о неустойке влечет недействительность в виде ничтожности (ст. 331, п. 2 ст. 162, п. 2 ст. 168 ГК — п. 63 Постановления № 7).


Соглашение о неустойке может быть включено в текст основного договора или оформлено отдельно.


В случае законной неустойки кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.


Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает (п. 2 ст. 332 ГК). Исходя из позиции Верховного Суда РФ, стороны не вправе уменьшать размер законной неустойки по заранее заключенному соглашению (п. 61 Постановления № 7), т. е. они вправе это сделать после наступления основания для взыскания неустойки.




Гражданское право: общие положения об обязательствах. Учебное пособие для бакалавров

В учебном пособии в соответствии с ФГОС на основе действующих правовых актов и научных исследований со ссылками на правоприменительную, в первую очередь, судебную практику рассмотрены общие положения об обязательствах.<br /> Освещены понятие и виды обязательств, основания возникновения и прекращения обязательств, обеспечение исполнения обязательств, перемена лиц в обязательстве, ответственность за нарушение обязательств.<br /> В издании представлены образцы задач и вопросов по теме.<br /> Законодательство приводится по состоянию на март 2017 г.<br /> Предназначено для бакалавров, магистров, аспирантов, обучающихся по программам юридических специальностей, преподавателей вузов, а также всех интересующихся правом.

179
 Под ред. Долинской В.В., Слесарева В.Л. Гражданское право: общие положения об обязательствах. Учебное пособие для бакалавров

Под ред. Долинской В.В., Слесарева В.Л. Гражданское право: общие положения об обязательствах. Учебное пособие для бакалавров

Под ред. Долинской В.В., Слесарева В.Л. Гражданское право: общие положения об обязательствах. Учебное пособие для бакалавров

В учебном пособии в соответствии с ФГОС на основе действующих правовых актов и научных исследований со ссылками на правоприменительную, в первую очередь, судебную практику рассмотрены общие положения об обязательствах.<br /> Освещены понятие и виды обязательств, основания возникновения и прекращения обязательств, обеспечение исполнения обязательств, перемена лиц в обязательстве, ответственность за нарушение обязательств.<br /> В издании представлены образцы задач и вопросов по теме.<br /> Законодательство приводится по состоянию на март 2017 г.<br /> Предназначено для бакалавров, магистров, аспирантов, обучающихся по программам юридических специальностей, преподавателей вузов, а также всех интересующихся правом.

Внимание! Авторские права на книгу "Гражданское право: общие положения об обязательствах. Учебное пособие для бакалавров" (Под ред. Долинской В.В., Слесарева В.Л.) охраняются законодательством!