Юридическая Корнев А.В., Борисов А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.05.2013
ISBN: 9785392107568
Язык:
Объем текста: 319 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Политико-правовая мысль средневековой Руси XI — начала XVII в.

I. Политико-правовая мысль Киевской Руси (XI — XIII вв.)

II. Политико-правовые идеи в русском централизованном государстве (XIV — начало XVII в.)

Глава II. Политико-правовая мысль начала XVII — XVIII в.

Глава III. Правовые идеи во второй половине XIX — начале XX в.

Глава IV. Юридическое образование в дореволюционной России. 1. Становление юридического образования в дореформенной России (XVII — первая половина XIX в.)

2. Развитие юридического образования в пореформенной России (вторая половина XIX — начало XX в.)

Приложение. Краткие сведения об ученых, государственных и общественных деятелях России, упоминаемых в тексте

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава IV. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ


1. Становление юридического образования
в дореформенной России
(XVII — первая половина XIX в.)


Один из замечательных русских юристов, профессор Московского университета середины XIX в. Ф. Л. Морошкин, обращаясь к истории развития правовой мысли и юридического образования в России, отмечал, что уже с изданием Соборного уложения 1649 г., являвшегося по существу кодексом русских законов, «...открывается период практической юриспруденции», имея в виду, что возникает потребность в людях, знающих и умеющих толковать нормы права.


Действительно, говоря о становлении юридического образования в России начала XVIII в., надо вспомнить, что укрепление и развитие российской государственности в XVII в., после потрясений Смутного времени, включали в себя и развитие права как регулятора общественных отношений, и необходимого условия эффективного функционирования разраставшегося и усложнявшегося центрального и местного аппаратов государственного управления.


История государства и права, правовой мысли, педагогики допетровской Руси богата и своеобразна. Она включала в себя вопросы подготовки людей, в чьи профессиональные обязанности входило знание законов, других нормативных актов и их практическое применение. Но только с начала XVIII в., с создания системы научно-педагогических учреждений, основания Академии наук, университетов и других учебных заведений, что было вызвано возрастающими потребностями общества и государства в специалистах, можно говорить о регулярной, организованной подготовке правоведов в России.


Петровские реформы, в том числе и в государственно-правовой сфере, в организации науки, образования, были подготовлены развитием культуры России XVII в. К достижениям ее следует отнести такой памятник права, как «Соборное уложение» 1649 г. отца Петра I — царя Алексея Михайловича. Оно было отпечатано типографским способом и разослано во все государственные учреждения. Много лет спустя М. М. Сперанский, крупнейший государственный деятель и правовед России XIX столетия, составляя Полное собрание законов Российской империи, включил в него и Соборное уложение 1649 г.


Благоприятствовал российским реформам начала XVIII в. и тот факт, что во главе государства стояла неординарная личность самодержца, понявшего значение России в системе европейских государств и то, что надо сделать для ее величия в будущем. Он сознавал, что Россия в силу ряда исторических особенностей отставала от стран Европы в формировании юридического образования, что западные государства имели значительно больший опыт в правоведении. Поэтому Петр I активно использовал их идеи в своих реформах.


Труды знаменитых западноевропейских юристов Г. Гроция, С. Пуффендорфа и других ученых благодаря Петру I, увлекавшемуся ими, стали известны в России, вошли в культурный обиход, способствовали развитию отечественной правовой мысли, потому что нашли в России достаточно подготовленную почву, способную их воспринять.


История юридического образования в Западной Европе непосредственно связана с возникновением в XII—XIII вв. университетов. Это было время бурного развития городов, увеличения городского населения, занятого ремеслом, торговлей, ростовщичеством.


Развитие торговли, банковского дела, нуждавшихся в правовых гарантиях, рождает потребность в профессии юриста, способного обосновать законность интересов своего клиента, разрешить спор, прибегая не к мечу, а к праву. Споры, в которых участвовали торговцы, банкиры, ремесленники, должны были решаться не так, как споры между рыцарями.


Окончание времени рыцарства с его нормами морали и этики, неписаными представлениями о долге и чести означало наступление времени буржуазии, решающей проблемы, опираясь на нормы писаного права. Вместо клятвы приходит расписка, заверенная нотариусом, договор, составленный профессиональным, подготовленным в университете юристом. «В Европе XIII веке университетский преподаватель возникает вместе с купцом... Европа интеллектуального труда рождалась бок о бок с Европой труда торгового».


В интеллектуальном ресурсе нуждалась и католическая церковь, не отказавшаяся от создания единого христианского государства.


Западноевропейские университеты имели три факультета: богословский, юридический, медицинский. Для поступления на них надо было окончить подготовительный факультет. На нем изучались так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Для поступления на богословский и медицинский факультеты часто было достаточно изучить три первых предмета, что называлось «тривиум». Для того чтобы быть зачисленным на юридический факультет, надо было изучить все семь предметов, преподаваемых на подготовительном факультете. Богословские факультеты должны были способствовать выработке единой христианско-католической доктрины, помогать церкви бороться с ересями, а юридические факультеты должны были формировать единое европейское право. Это облегчалось тем, что преподавание велось на латыни, а студенты могли свободно странствовать по Западной Европе, обучаясь в разных университетах. Юридические факультеты университетов сыграли огромную роль в возрождении, рецепции римского права. Лекции первого преподавателя римского права старейшего европейского университета Болоньи доктора Ирнерия получили общеевропейскую известность. Римское право, преподаваемое им и его последователями, рассматривалось как универсальное, применимое всегда и везде.


Болонские юристы обслуживают интересы императоров Священной Римской империи в их притязаниях на власть над народом Западной Европы.


Преподаватели университетов пользовались авторитетом и при королевских дворах. Французский король Филипп IV Красивый (1268—1314 гг.) назначает на высшие должности не только представителей знати, но и выпускников юридических факультетов университетов, получивших название легистов-законников. С их помощью король инициирует обвинения против Папы Римского, против евреев-банкиров, начинает судебное преследование и добивается ликвидации знаменитого рыцарского монашеского ордена тамплиеров.


Профессия юриста становится популярной, массовой, прибыльной. Оформление сделок, займов, завещаний, брачных контрактов — все это в странах Западной Европы требовало участия юриста.


Эразм Роттердамский, показывая в «Похвале глупости» (1511 г.) уходящий социальный мир Средневековья, писал: «Между учеными юристы притязают на первое место и отличаются наивысшим самодовольством... единым духом цитируют сотни законов... громоздят толкование на толкование».


Когда началась Реформация и существовавший порядок был признан несправедливым ее сторонниками, за это пришлось ответить не только феодалам и католическим священникам, но и многочисленному корпусу юристов, доказывавших, что существующий порядок законен и правилен.


Стремясь восстановить справедливость, восставшие крестьяне, горожане уничтожали документы, подтверждавшие право собственности на землю католической церкви, феодалов, а заодно и тех, кто подобные документы составлял. Из среды юристов не вышло известных представителей западноевропейского гуманизма, видных деятелей Реформации, и в годы Крестьянской войны в Германии «диплом доктора юриспруденции сделался лучшим аттестатом для виселицы».


Сам «отец Реформации» Мартин Лютер сравнивал юристов с «кровососами-ростовщиками», называл «канцелярскими убийцами», «обезьянами», не предполагая, что «протестантская этика», вытекающая из его учения расширяет поле деятельности для предпринимательства, ростовщичества и необходимых для этого юристов.


К концу XVII в. юристы, часто называемые судейским сословием, были заметным явлением жизни западноевропейских городов, особенно столиц. Жан Лабрюйер в знаменитой книге «Характеры или нравы нынешнего века» писал о многочисленном судейском сословии и его претензиях на место в высшем обществе Парижа конца XVII в. В Лондоне целые кварталы занимали конторы адвокатов. Доктора права Сорбонны, Кембриджа, Геттингена и других европейских университетов пользовались почетом и уважением. В Пруссии доктор права возводился в дворянское достоинство.


Посетивший Западную Европу Петр I многое из существовавшего там мечтал перенести в Россию. Для этого нужны были новые, по-европейски образованные люди. Петр I планировал создать Академию наук, университеты, в которых в соответствии с западноевропейской традицией должны были быть юридические факультеты.


Социально-экономическая жизнь российского общества начала XVIII в., отечественные традиции регулирования отношений между людьми в отличие от западноевропейского общества не нуждались в большом количестве юристов. Но Петр I считал, что они нужны государству. Разделяя идеи Просвещения, он был убежден, что настал «век разума», когда государство, принимая «разумные законы», может достичь «общего блага», построить новое, совершенное общество так же, как на основе чертежей инженер строит здание или корабль. Открывать, формировать эти законы, воплощать их в жизнь должны просвещенные люди — философы, юристы. Они должны были и заменить дьяков, подьячих в аппарате нового «регулярного» государства.


Петровские реформы ломали одни и развивали другие традиции, имевшиеся в культуре страны предшествовавшего периода. Знаменательным и характерным явлением для истории России начала XVIII в. было введение обязательного (практически принудительного) обучения для дворянства (Указ Петра I от 20 января 1720 г.), бывшего тем социальным слоем, опираясь на который Петр I осуществлял задуманные им реформы. Не прошедшим обучение и не сдавшим экзамен запрещалось жениться.


Дворянские и боярские дети учились и до Петра I. Хорошо и разносторонне образованный человек не был редкостью на Руси. Но при Петре I организация образования становится важной функцией государства, заинтересованного в воспитании и подготовке людей, обладающих определенной суммой знаний, навыками и умениями, которые государство могло бы использовать в своих интересах и в интересах общества. Как писал В. О. Ключевски, «...разнообразные стимулы были приведены в действие, чтобы двинуть все сословие на службу государству: школьная палка, виселица, инстинкт, привязанность к соседке-невесте, честолюбие, патриотизм, сословная честь».


Создавая новый государственный аппарат, Петр I столкнулся с проблемой наполнения его подготовленными служащими. В России возникает новый социальный слой — чиновничество. Вполне естественно, что та его часть, которая служила в центральных учреждениях и занимала ответственные должности, формировалась из дворян. Дворяне же испытывали традиционное предубеждение против службы в канцеляриях, конторах, считая ее уделом дьяков и подьячих.


Понимая, что судьба реформ, новых учреждений будет зависеть от того, какие люди придут в них на службу, Петр I принимает меры по подготовке служащих государственных учреждений. В феврале 1720 г. он издает указ, обязывающий дворянских детей поступать на службу в гражданские ведомства, начиная ее с низших должностей и даже без определенной должности, для того чтобы овладеть навыками и знаниями, необходимыми для чиновника. В указе отмечалось, чтобы «это в укоризну знатным фамилиям не ставить: ибо кроме сего пути никто в высший градус и до министерского чина произведен быть не может». К числу знаний, которыми должен был овладеть молодой служащий, относилось и «законоведение», понимаемое как знакомство с указами, инструкциями, «регламентами», определяющими порядок деятельности, функции, компетенцию различных государственных учреждений.


В Табели о рангах, изданной в 1722 г., предусматривался чин коллегии-юнкера, присваиваемый молодому человеку, проходящему своеобразную стажировку в государственном учреждении. В 1740 г. для коллегии-юнкеров при Сенате была открыта специальная школа, которую они должны были посещать наряду со службой. Среди предметов, преподаваемых в школе, было законоведение. От успехов, проявленных на службе и в школе, во многом зависела дальнейшая чиновничья карьера коллегии-юнкера.




Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Настоящее учебное пособие является третьим изданием, дополненным и переработанным. Авторы внесли в текст значительные изменения. В настоящем виде он отражает последние достижения историко-правовой науки. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Юриспруденция". Окажет существенную помощь при изучении курсов: "Теория государства и права", "История политических и правовых учений", "История отечественного государства и права", "История и методология юридической науки". <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/gosudarstvenno_pravovaya_mysl_i_yuridicheskoe_obrazovanie_v_dorevolyutsionnoy_rossii_3_e_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

219
 Корнев А.В., Борисов А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Корнев А.В., Борисов А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Корнев А.В., Борисов А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Настоящее учебное пособие является третьим изданием, дополненным и переработанным. Авторы внесли в текст значительные изменения. В настоящем виде он отражает последние достижения историко-правовой науки. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Юриспруденция". Окажет существенную помощь при изучении курсов: "Теория государства и права", "История политических и правовых учений", "История отечественного государства и права", "История и методология юридической науки". <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/gosudarstvenno_pravovaya_mysl_i_yuridicheskoe_obrazovanie_v_dorevolyutsionnoy_rossii_3_e_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание" (Корнев А.В., Борисов А.В.) охраняются законодательством!