Юридическая Корнев А.В., Борисов А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.05.2013
ISBN: 9785392107568
Язык:
Объем текста: 319 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Политико-правовая мысль средневековой Руси XI — начала XVII в.

I. Политико-правовая мысль Киевской Руси (XI — XIII вв.)

II. Политико-правовые идеи в русском централизованном государстве (XIV — начало XVII в.)

Глава II. Политико-правовая мысль начала XVII — XVIII в.

Глава III. Правовые идеи во второй половине XIX — начале XX в.

Глава IV. Юридическое образование в дореволюционной России. 1. Становление юридического образования в дореформенной России (XVII — первая половина XIX в.)

2. Развитие юридического образования в пореформенной России (вторая половина XIX — начало XX в.)

Приложение. Краткие сведения об ученых, государственных и общественных деятелях России, упоминаемых в тексте

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



I. Политико-правовая мысль Киевской Руси (XI — XIII вв.)


Становление отечественной политико-правовой мысли во многом было обусловлено необходимостью молодого русского государства, принявшего христианство и вошедшего в международную систему государств, определить свое место, роль, цели в мировой политике, обосновать принципы организации и пределы государственной власти и ее отношение с церковью.


Отстояв свою независимость в длительной борьбе с Хазарским каганатом, Древнерусское государство находилось под политическим, культурным влиянием Византийской империи. Это влияние способствовало укреплению русской государственности. Как отмечал В. О. Ключевский, из Византии «вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не для внешней только защиты, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка».


Античное наследие, пришедшее на Русь через Византию, укрепляло связь с западноевропейской культурой, формировавшейся на основе восприятия античности. Но то, что Русь воспринимала культурнополитический опыт Византии, а не формировала государственность на культурно-политическом пространстве бывшей Западной Римской империи, как страны Западной Европы, во многом определило отличие их политико-правовой культуры от российской.


Византия рассматривала Киевское государство если не как часть своей империи, то как младшего союзника. Опираясь на многовековой имперский опыт, она стремилась использовать молодое государство в своих целях. Даже периодические военные столкновения с Киевской Русью Византия старалась представить не более чем очередным возмущением находившегося в сфере ее влияния государства.


Важным проводником влияния Византии на Русь была церковь. С 1037 г. в Киев с согласия византийского императора константинопольский патриарх назначал митрополита, который руководил русской церковью. Киев становится не только центром административного, но, что не менее важно в период Средневековья, и центром церковного управления.


Митрополиты, назначавшиеся, как правило, из греков, являлись, по существу, представителями византийского императора и патриарха, участвовали в государственном управлении, выработке принципов внешней и внутренней политики.


В 1051 г. великий князь киевский Ярослав Мудрый без согласия византийского императора и патриарха добивается назначения митрополитом русского священника Илариона. Это было важнейшим событием в истории Древнерусского государства, произведшим большое впечатление на современников, так как киевский князь, по существу, присвоил себе полномочия византийского императора и патриарха.


Иларион, близкий к Ярославу Мудрому человек, — первый отечественный политический мыслитель, еще до вступления на митрополичью кафедру разрабатывал политико-идеологическую доктрину Древнерусского государства. Она носит теологический характер, т. е. рассматривает события истории и современности как проявление божественной воли, но в то же время учитывает политические реалии момента, настоящие и будущие интересы Киевского государства. Многие положения этой доктрины получили свое развитие в более поздние времена, оказали большое влияние на развитие отечественной политикоправовой мысли. Изложены они были в публично произнесенной в 1049 г. и дошедшей до нас проповеди «О Законе Моисеем данном и о Благодати и истине Христа повесть сия есть». Впоследствии это произведение получило название «Слово о Законе и Благодати».


В соответствии с раннесредневековой христианской традицией Иларион сравнивает «Закон Моисеем данный», т. е. «Ветхий Завет» — священную книгу иудеев и «Новый Завет», т. е. Евангелие как основу христианства. Это сравнение, естественно, проведенное в пользу Евангелия, носит не только религиозно-этический, но и политический характер, актуальный для Руси того времени.


Одержав в конце IX в. военную победу над могучим Хазарским каганатом — тюркским государством, в котором политически, идеологически господствовали иудейские общины, Русь не избавилась от опасности «торгово-финансовой, экономической и идеологической агрессии с их стороны».


Иларион осуждает иудаизм как религию избранных, оправдывающую господство одних народов над другими и тем самым приводящую к крушению некогда могущественных государств.


До появления христианства господство «Ветхого Завета» (Закона) было исторически оправданно. Он устрашает, повелевает поступать определенным образом, грозя суровыми карами за нарушение установлений. Христиане же должны исполнять свои обязанности по отношению к другим людям и власти из чувства взаимной христианской любви и божественного происхождения власти. Но и власть в лице государя должна соответствовать идеалам христианства — заботиться о подданных, быть милосердной, прибегая к строгости «закона» только в случае необходимости, для пользы государства и подданных.


Постановка морального начала выше правового, явно выраженная в произведении Илариона, становится характерной, господствующей чертой отечественной общественно-политической мысли.


Принятие христианства от Византии сопровождалось и принятием существующей в ней политической традиции самодержавия. Иларион также утверждает, что князь должен быть «единодержец земли своей». Он должен обладать морально-этическими качествами, характерными для христианского государя. Помимо доброты, милосердия князь должен обладать и «грозой», вызывая страх перед своей властью. Но «гроза» князя, по Илариону, должна быть обращена к внешним врагам государства, которым в случае необходимости он обязан «отгрозити». Впоследствии в древнерусской литературе слово «гроза» часто употребляется как необходимое качество княжеской власти, но уже для устрашения не только внешних врагов, но и своих подданных.


Вопрос о возможности правления князя, не обладающего необходимыми качествами, и об осуждении его церковью, а тем более сопротивлении его власти, Иларионом не ставился. Князь отвечает за все происходящее в его государстве, но не отвечает ни перед кем, кроме Бога. Праведный государь пользуется покровительством Бога. За прегрешения князя может быть наказан не только он, но и его народ. Тем самым подчеркивается особая значимость личных качеств князя для судьбы его страны и народа.


Персонификация истории страны, зависимость ее успехов и неудач от личных, прежде всего морально-этических, качеств ее руководителя, характерная для средневекового мышления и впервые в отечественной литературе высказанная Иларионом, повторяется затем многими авторами, становится элементом национальной политической, правовой культуры.


Примером истинно христианского государя для Илариона является великий князь Владимир Святой, крестивший Русь. Образ князя Владимира занимает центральное место в произведении Илариона (Н. М. Карамзин называл это произведение «Похвальное слово князю Владимиру»).


Одной из причин того, что в «Слове о Законе и Благодати» так много внимания уделяется восхвалению Владимира Святого, было то, что Ярослав Мудрый добивался его канонизации. Иметь предшественником на княжеском престоле святого Ярославу было необходимо для того, чтобы утвердить авторитет своей власти, упрочить государственный суверенитет Руси, чему противился Константинополь. Иларион подчеркивает, что решение о принятии христианства, крещении Руси князь Владимир принял абсолютно самостоятельно, без чьего-либо влияния, «только благим смыслом и острым умом уразумев». Иларион подчеркивает, что Владимир проводит христианизацию страны, будучи «единодержавцем». Поэтому «кто и не с любовью, то со страхом перед повелевшим крестились, ведь было благоверие его со властью сопряжено». Здесь видна особая роль власти, «единодержавия» в приобщении народа к Благодати. Принятие христианства на Руси по воле великого князя можно считать первой в среде многочисленных «реформ сверху» в нашей стране. Почти через 800 лет после Илариона, продолжая заложенную им традицию прославления «единодержавства», Н. М. Карамзин доказывал, что «самодержавие есть палладиум (залог благополучия, процветания у древних греков) России; целость его необходима для ее счастья...»




Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Настоящее учебное пособие является третьим изданием, дополненным и переработанным. Авторы внесли в текст значительные изменения. В настоящем виде он отражает последние достижения историко-правовой науки. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Юриспруденция". Окажет существенную помощь при изучении курсов: "Теория государства и права", "История политических и правовых учений", "История отечественного государства и права", "История и методология юридической науки". <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/gosudarstvenno_pravovaya_mysl_i_yuridicheskoe_obrazovanie_v_dorevolyutsionnoy_rossii_3_e_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

219
 Корнев А.В., Борисов А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Корнев А.В., Борисов А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Корнев А.В., Борисов А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Настоящее учебное пособие является третьим изданием, дополненным и переработанным. Авторы внесли в текст значительные изменения. В настоящем виде он отражает последние достижения историко-правовой науки. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Юриспруденция". Окажет существенную помощь при изучении курсов: "Теория государства и права", "История политических и правовых учений", "История отечественного государства и права", "История и методология юридической науки". <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/gosudarstvenno_pravovaya_mysl_i_yuridicheskoe_obrazovanie_v_dorevolyutsionnoy_rossii_3_e_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание" (Корнев А.В., Борисов А.В.) охраняются законодательством!