Юридическая Корнев А.В., Борисов А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.05.2013
ISBN: 9785392107568
Язык:
Объем текста: 319 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Политико-правовая мысль средневековой Руси XI — начала XVII в.

I. Политико-правовая мысль Киевской Руси (XI — XIII вв.)

II. Политико-правовые идеи в русском централизованном государстве (XIV — начало XVII в.)

Глава II. Политико-правовая мысль начала XVII — XVIII в.

Глава III. Правовые идеи во второй половине XIX — начале XX в.

Глава IV. Юридическое образование в дореволюционной России. 1. Становление юридического образования в дореформенной России (XVII — первая половина XIX в.)

2. Развитие юридического образования в пореформенной России (вторая половина XIX — начало XX в.)

Приложение. Краткие сведения об ученых, государственных и общественных деятелях России, упоминаемых в тексте

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



II. Политико-правовые идеи в Русском централизованном государстве (XIV — начало XVII в.)


Большую роль в объединении Руси, в борьбе с Ордой сыграла церковь. Возрастание политической активности церкви в конце XV в. было в определенной мере связано с религиозным противостоянием Орде — языческой в XII — начале XIV в. и мусульманской в позднейшее время.


В обладавшей большим авторитетом и материальным богатством церкви появляются тенденции поставить церковную власть выше светской, превратить русское государство, добившееся независимости, в теократическую монархию.


Проблема отношения церкви и государства становится очень важной и сложной в период завершения процесса централизации русского государства. Она во многом определялась процессами, происходившими за пределами Руси, — в Византийской империи и Западной Европе. История русского государства, политикоправовой мысли, идеологии становится теснее связанной с мировой историей.


В 1439 г. византийский император и некоторые представители православной церкви, надеясь на помощь Западной Европы в борьбе с Османской империей, подписали так называемую Флорентийскую унию, признав первенство Папы Римского в христианском мире. Эту унию подписал и московский митрополит грек Исидор.


Иерархи русской православной церкви находились в определенной растерянности, не решаясь поддержать или выступить против унии, подписанной императором Византии, иерархами византийской церкви и главой русской церкви — московским митрополитом. Решение вопроса об отношении к Флорентийской унии и, следовательно, к Византии и Западной Европе берет на себя государство.


Великий князь московский Василий II не признает Флорентийскую унию, удаляет принявшего ее грека-митрополита и вместо него, по существу, назначает нового, своего митрополита. С 1448 г. русская православная церковь становится независимой от константинопольского патриарха. Следствием этого стало «постепенное и все большее подчинение Московской церкви государю и государству». Василий II «нашел способ лишить Церковь независимости от великого князя через представление ей независимости от константинопольского патриарха».


В новых условиях в централизованном независимом государстве церковь должна была определить свое место и роль в обществе, отношения со светской властью. В Русской православной церкви в конце XV — начале XVI в. возникают два идейно-политических течения — нестяжатели и иосифляне. Поводом для их возникновения был вопрос об отношении к церковной земельной собственности, церковным богатствам, во многом основанным на использовании труда зависимых крестьян.


Иван III, присоединяя к Москве земли других княжеств, покоренного Новгорода, часто забирал в свое владение и церковные земли, находившиеся на их территории. Это вызывало недовольство у многих представителей церкви. Они видели в этом унижение церкви, покушение на ее традиционные права, сокращение возможности активного участия в социально-экономической, политической жизни страны. Но были и те, кто считал лишение церкви земельных и иных богатств необходимым, так как она, по их мнению, много внимания уделяла материальным «мирским» делам и мало — духовным. Их называли нестяжателями.


Идейным вдохновителем этого течения религиозно-политической мысли был Нил Сорский. Он основал маленькое поселение монахов на реке Сорка (отсюда прозвище Сорский), где монахи жили только своим трудом. Нил совершил паломничество в Константинополь и в святые места Палестины, где жил в древнем русском монастыре на Афоне. В это время в Афонском монастыре развивалось учение так называемых исихастов (в переводе с греческого — покой), проповедующее отрешение от земных помыслов, самоуглубление, безмолвие, истинное равенство всех перед Богом, обязательный личный труд как условие жизни церковнослужителя. Единственным источником знания для них было Священное Писание. На основе этих принципов Нил Сорский собирался изменить церковную жизнь на Руси, что имело бы большие последствия для общества и государства.


Принципы равенства, самоотречения, личного труда были заложены еще Сергием Радонежским при основании им знаменитого Троицкого монастыря. Но со временем внутри церковного мира развивались иерархия, имущественное расслоение, монастыри овладели большими богатствами, использовали труд зависимых крестьян.


Осуждая все это, Нил Сорский и его последователи выступили против богатства церкви и церковной иерархии.


Идеи Нила Сорского были близки учению западноевропейского религиозного протестантизма — спасению через труд, принципам индивидуализма, идеалу «молись и работай», т. е. тем идеям, воплощение которых заложило основы «духа капитализма» в Западной Европе. Если бы Нилу Сорскому удалось реформировать Русскую православную церковь, изменив, в частности, ее отношения с государством, он мог бы «стать русским Лютером».


Нил Сорский проповедовал идею свободы выбора человека. Он считал возможным и даже необходимым терпимо относиться к тем, кто в поисках истинной веры мог отступить от церковных канонов и догматов. Таких людей надо было увещевать, объясняя их неправоту. Вмешательство государства в дела веры, а тем более репрессии светских властей по отношению к инакомыслящим он считал неправильными. Уважение к личности человека было важным моментом в учении Нила Сорского.


Одним из известных церковных деятелей, разделявших идеи нестяжателей, был Максим Грек — в миру Михаил Треволис (1470—1556 гг.). Получивший образование в Венецианской и Флорентийской республиках, переходивший из православия в католичество и обратно, он был приглашен на Русь для переписки и исправления богослужебных книг.


Максим Грек не признавал правильным избрание московского митрополита без согласия константинопольского патриарха, выступал против вмешательства великого князя в дела церкви. Великий князь, принимая государственные решения, по его мнению, должен был учитывать мнение боярской верхушки, высших церковных иерархов. Он один из первых стал открыто осуждать непорядки в государственном, церковном управлении, за что неоднократно подвергался суровым наказаниям и, несмотря на многочисленные просьбы, не был отпущен из русского государства. Максим Грек канонизирован Русской православной церковью в 1988 г.


Один из современных авторов полагает, что «нестяжательство можно считать истинно православной политической доктриной». (Ранее некоторые авторы провозглашали Нила Сорского родоначальником русского либерализма.)


Но на церковном Соборе 1503 г. церковные иерархи и великий князь московский Иван III признали правильной другую точку зрения на роль церкви в обществе, государстве, которую отстаивали противники нестяжателей, возглавляемые игуменом Волоцкого монастыря Иосифом, — иосифляне.


Идеи и практическая деятельность Иосифа Волоцкого (1439—1515 гг.) во многом определили политическую мысль, идеологию Русского государства с конца XV в.


Если Нил Сорский видел путь спасения души в свободном личном выборе человека своего поведения, пример которого должны были показывать небольшие монашеские общины во главе со старцами, то Иосиф Волоцкий доказывал необходимость богатой, иерархично устроенной церкви, активно участвующей в жизни общества, государства.


Получаемые от эксплуатации крестьян средства церковь должна использовать на строительство храмов, производство и закупку дорогой утвари, необходимой для пышного и впечатляющего богослужения. Церковь должна заниматься благотворительностью, просвещением, выполнять судебные функции. Строящиеся на окраинах государства монастыри способствовали освоению новых земель и привлечению под власть московского великого князя других народов.


Рассматривая соотношение духовной и светской власти, Иосиф Волоцкий исходит из церковного постулата «нет власти кроме как от Бога». Божественное происхождение власти он распространяет только на великого московского князя, но ни на других русских князей. Это было важно для укрепления централизованного государства, выработки идеологии самодержавия. Законы, издаваемые государством, должны были, по убеждению Иосифа Волоцкого, соответствовать Священному Писанию, что, естественно, подразумевало участие церкви в их подготовке и реализации.


Иосиф Волоцкий выступал за укрепление церковной иерархии, во главе которой был митрополит, понимая, что он не может действовать без участия великого князя. Церковная власть не существовала без власти светской. Сам Волоцкий перед смертью просил великого князя Василия III назначить ему преемника в деле руководства монастырем, «как тебе, государь, Бог на сердце положит».


Иосиф Волоцкий традиционно для древнерусской литературы много внимания уделял образу идеального государя. Великий князь всегда должен помнить, что, получив власть от Бога, он остается человеком, подверженным греху не меньше, а то и больше своих подданных. Чтобы не впасть в грех, исполняя свои обязанности, он всегда должен действовать вместе с церковью. Так формируется политическая доктрина «симфонии», созвучия — постоянного взаимодействия государства и церкви. Если в Западной Европе Папа Римский стремился быть выше государственной власти, а в Византии патриарх был зависим от императора, то в Русском государстве они должны были взаимодействовать в гармоническом единстве.


Иосиф Волоцкий допускает, что на троне может оказаться государь, не отвечающий необходимым требованиям. Но все равно подданные должны полностью подчиняться ему «телом, но не душой». Это была проповедь покорности державной власти. Недаром книга И. Волоцкого «Просветитель» была одной из любимых книг Ивана Грозного, а фрагменты ее были использованы при составлении обряда его «венчания на царство».


Поддерживая государственную власть своим авторитетом, церковь, по мнению иосифлян, имела право на ее помощь в борьбе с еретиками, отступившими от догматов православной церкви.


Проблема отношения церкви, государства к религиозному инакомыслию была актуальной для периода завершения процесса централизации Русского государства.


Важным фактором создания единого государства было единство церкви и ее усилия по укреплению центральной власти.


Деятели русской православной церкви, прежде всего иосифляне, формировали политическую доктрину Российского государства как суверенного православного царства. При этом акцент делался на вероисповедном компоненте. Единство официального вероисповедания во многом обеспечивало единство государства.




Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Настоящее учебное пособие является третьим изданием, дополненным и переработанным. Авторы внесли в текст значительные изменения. В настоящем виде он отражает последние достижения историко-правовой науки. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Юриспруденция". Окажет существенную помощь при изучении курсов: "Теория государства и права", "История политических и правовых учений", "История отечественного государства и права", "История и методология юридической науки". <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/gosudarstvenno_pravovaya_mysl_i_yuridicheskoe_obrazovanie_v_dorevolyutsionnoy_rossii_3_e_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

219
 Корнев А.В., Борисов А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Корнев А.В., Борисов А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Корнев А.В., Борисов А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание

Настоящее учебное пособие является третьим изданием, дополненным и переработанным. Авторы внесли в текст значительные изменения. В настоящем виде он отражает последние достижения историко-правовой науки. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Юриспруденция". Окажет существенную помощь при изучении курсов: "Теория государства и права", "История политических и правовых учений", "История отечественного государства и права", "История и методология юридической науки". <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/gosudarstvenno_pravovaya_mysl_i_yuridicheskoe_obrazovanie_v_dorevolyutsionnoy_rossii_3_e_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. 3-е издание" (Корнев А.В., Борисов А.В.) охраняются законодательством!