Наука Смирнов Г.Н., Дмитриева И.А., Дмитриев В.Е., Бумагина Е.Л. Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие

Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.07.2016
ISBN: 9785392215249
Язык:
Объем текста: 281 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Теоретические основы геополитики

Раздел II. Зарубежные концепции геополитики

Раздел III. Антология российской геополитики (российские геополитические концепции)

Раздел IV. Геополитические эпохи (история геополитических проектов)

Раздел V. Место и роль России в геополитике XXI в.

Раздел VI. Геополитический глоссарий

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел IV.
Геополитические эпохи (история геополитических проектов)


Геополитика рассматривает историю человечества как последовательную смену геополитических эпох или силовых полей. В ходе мирового исторического процесса с изменением расстановки сил на мировой арене геополитическая структура международных отношений менялась, и каждая эпоха представлена своим балансом сил, зонами влияния и границами. Теоретико-методологические аспекты анализа геополитической структуры международных отношений основываются на системном подходе, в основе которого лежит исследование логики, движущих сил важнейших событий мировой политики в их не всегда очевидной и часто непрямой взаимосвязи между собой.


Международные отношения, характеризующие геополитические эпохи, представляют собой специфическую форму общественных отношений, которые возникают в процессе взаимодействия государств, общественно-политических организаций и народов и проявляются в их внешней деятельности, в международных событиях и процессах. В рамках системного подхода международные отношения не рассматриваются в виде суммы отдельных компонентов (политических процессов, внешней и внутренней политики отдельных государств и т. п.), а исследуются как сложный единый организм, свойства которого не сводимы лишь к сумме свойств его частей.


Межгосударственные отношения образуют определенную систему с присущими ей внутренними законами развития, которые во многом определяют политику входящих в нее государств. Поэтому внешнюю политику любого государства невозможно понять вне контекста всей системы международных отношений. Таким образом, международные отношения представляют собой самостоятельную реальность, имеющую собственную логику движения и развития.


Система международных отношений — это форма их политической организации, закрепленная в договорах, соглашениях и основанная на соотношении сил входящих в систему государств. Каждой системе международных отношений присущи временные и пространственные характеристики. Исторически международные отношения развивались в рамках региональных систем, каждая из которых обладает специфическими чертами — особенностями политико-экономического и культурного развития того или иного региона. Классический пример — европейские региональные системы: Вестфальская и Венская системы международных отношений, положившие начало Вестфальской и Венской геополитическим эпохам. На определенном этапе истории европейские страны стали опережать в своем политико-экономическом развитии государства других частей света. Эта тенденция предопределила их доминирующую роль в международных отношениях и центральное место европейской системы относительно других региональных систем, которые превратились в периферийные по отношению к ней.


По мере создания обширных колониальных империй, складывания мирового рынка, нарастания интеграционных тенденций мирового развития происходит постепенное формирование глобальной системы международных отношений, примерами которой стали Версальско-Вашингтонская и Ялтинско-Потсдамская геополитические эпохи.


Региональные системы являются автономными составляющими единой сложной структуры глобальной системы международных отношений, при этом они подчиняются внутренней логике ее развития.


Исторически субъектами международных отношений являются государства. Их положение внутри системы зависит от удельного веса и влияния. Свобода действий каждого государства ограничивается рамками системы международных отношений, частью которой она является. Ведущее место в системе международных отношений принадлежит великим державам. Статус великой державы на каждом историческом этапе определяется рядом факторов: территориальным, экономическим, военным потенциалом государства, уровнем его политического, культурного развития, которые являются не только залогом внутренней стабильности, но и влияют на тенденции и направление общемирового развития. Интересы великой державы, как правило, выходят за региональные рамки и приобретают мировой характер. Так, в начале XX века классическими мировыми державами были Великобритания и Франция. Статус великой державы не является постоянной величиной: государства в разные периоды своего существования приобретают и утрачивают этот статус. Так, в середине XIX в. Османская империя утратила свой великодержавный статус, а объединившаяся в 1871 г. Германия его приобрела. После Первой мировой войны прекратила свое существования Австро-Венгрия, бывшая великой европейской державой на протяжении нескольких веков, а США выдвинулись в число мировых держав.


Основой любой геополитической конструкции является баланс сил, который представляет собой конкретно-историческое соотношение удельного веса и влияния входящих в систему государств, и в первую очередь великих держав. Великие державы представляют собой основной системообразующий элемент, а соотношение сил между ними предопределяет общий баланс сил в каждой конкретной системе международных отношений. При этом средние и малые государства также влияют на общий баланс сил в международных отношениях. Система международных отношений существует так долго, сколько закрепленный в ней баланс сил соответствует реалиям процесса исторического развития государств и народов. Каждая система международных отношений характеризуется определенной устойчивостью, которая зависит от степени ее равновесности. Равновесие — это частный случай баланса сил, который соответствует как минимум балансу главных интересов великих держав. Cистема чутко реагирует на действия той или иной державы или группы стран, направленные на нарушение равновесия, и стремится их блокировать — так проявляется закон равновесия системы, который равнозначен понятию международная безопасность.


Национальная безопасность отдельной страны представляет собой производную величину от международной безопасности. Взаимоотношения государств внутри системы международных отношений определяются их отношением к существующему балансу сил. Некоторые стремятся его закрепить, другие — трансформировать, третьи — разрушить. В зависимости от этого государства строят свои отношения друг с другом как союзники, партнеры или противники. Страны, которые стремятся к поддержанию равновесности системы, являются государствами-балансирами.


Эффективность внешней политики каждого государства напрямую зависит от того, насколько она учитывает как тенденции мирового развития, так и законы функционирования системы международных отношений. Важную роль во внешней политике государств играет идеология. Она может быть как конструктивным, так и деструктивным фактором международной политики в зависимости от того, как она соотносится с законами функционирования системы международных отношений, историческими реалиями и тенденциями мирового развития. Стремление к региональной и мировой гегемонии в результате прихода к власти тоталитарных сил, в программу которых заложена внешняя экспансия, способно подорвать международную безопасность, и в конечном итоге национальную безопасность самой страны. Поскольку мировая ситуация не стоит на месте — государства развиваются неравномерно, новые явления исторического процесса входят в противоречие со сложившейся системой международных отношений; появляются новые массовые идеологии; подъем национальных движений вызывает крушение многонациональных империй; колониальные системы распадаются; появляется оружие массового поражения и т. д. — все это разрушает устоявшийся баланс сил и интересов.


Закон эволюции системы определяет взаимодействие новых исторических реалий и системы международных отношений. В результате этого взаимодействия интересы одной или нескольких стран начинают выходить за рамки сложившегося баланса сил, в результате стабильность системы нарушается. Если государствам не удается модифицировать систему и прийти к новому консенсусу, система разрушается. Переход от одной системы международных отношений к другой, как правило, сопровождается военными вооруженными конфликтами и войнами, победа в которых увеличивает мощь тех или иных государств и закрепляет новый баланс сил.


Вестфальская геополитическая эпоха


XVII в., на рубеже Средневековья и раннего периода Нового времени принято считать эпохой Великих географических открытий и колониальных захватов. Открытие Нового Света, нового морского пути в Индию и в земли Юго-Восточной Азии, первые кругосветные путешествия сформировали новые представления европейцев о мире в целом и привели к изменению геополитических интересов европейских держав. С одной стороны, началось формирование единой Европы в качестве региональной идентичности: осознание общности судьбы и необходимости солидарности перед лицом мусульманской угрозы (европейцы стали называться «людьми Европы»), с другой же — расширение экономических связей, межконтинентальные торговые контакты. Все это порождало непримиримые конфликты между европейскими государствами за колониальные территории. Объем колониальных богатств и, как их следствие, рост финансового благосостояния стали определять место государства в европейской политике.


В связи с колониальными приобретениями XVI в. был веком Португалии и Испании в истории Европы. Вслед за ними в Западной Европе постепенно формируются централизованные государства на национальной основе, по преимуществу в форме абсолютной монархии — Англия, Франция, Испания, Португалия, Дания, Швеция, а также Республика Соединенных Провинций, которая возникнет в результате освободительной войны в Нидерландах против Испании.


Накопление капитала способствовало большей свободе и независимости европейских стран, происходит рост национального самосознания. В связи с этим возникают новые идеологические концепции.


В Европе наступает эпоха Возрождения (XV–XVI вв.), которую связывают с переворотом в культуре и общественной мысли, отвергающей средневековый теоцентризм и проповедующей самоутверждение человеческой личности. Уже в ранней гуманистической мысли Италии — у Данте Алигьери звучали идеи о необходимости отделения церковной власти от светской и разграничения сфер разума и веры, философии и религии. Выдающийся представитель Северного Возрождения Эразм Роттердамский предпринимает попытку ценностной переориентации христианского вероучения, указывает на то, что важно воспитание души, а не конструирование учения о Боге, и тем самым подготавливает вопрос сторонников реформы церкви: «А необходима ли власть римского папы?»


На протяжении всего Средневековья Церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, используя крепостной труд подобно феодалам светским. Одновременно она формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Монархи Европы, в свою очередь, шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на свое господство.


Однако уже в XIV–XV вв. появляются элементы будущего преодоления и разрушения идеологической монополии церкви. Главное содержание стадии позднего феодализма составляет процесс разложения феодальной формации и зарождения в ее недрах капиталистического способа производства. Развитие городов и городского ремесла, торговли и ростовщичества способствовало накоплению крупных капиталов в руках верхушки бюргерства и разорению части ремесленников. Сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV в. и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Буржуазия стремилась приспособить христианскую идеологию к требованиям нового порядка. Новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевой церковной организацией: буржуазии требовались средства не для строительства величавых соборов и не для пышных церковных служб — она вкладывала деньги в производство для того, чтобы создавать и приумножать свои разраставшиеся предприятия. Поэтому становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви и церковное землевладение. Таким образом, экономический фактор подготовил широкое по социальному составу религиозно-политическое движение Реформации в странах Западной и Центральной Европы первой половины XVI в., повсеместно сопровождавшееся секуляризацией церковного имущества.


Реформация обладала следующими отличительными чертами: разрыв с центральной организацией Католической церкви — папством, обусловленный возникновением централизованных государств и ростом национального самосознания; отрицание догматики и культа католицизма на основе новых интерпретаций Священного Писания; отделение церкви от государства, создание новых церковных институтов на новых конфессиональных принципах. В реформационном движении выделяется три основных направления: умеренное (лютеранство, цвинглианство, кальвинизм), радикальное (анабаптисты, антитринитарии) и консервативное (англиканство). В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), Католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и Римская курия могла управлять территориями как своей вотчиной, Католическая церковь с ее финансовыми требованиями вызывала всеобщую ненависть.


Таким образом, религиозный фактор сыграл важную роль в мировой политике довестфальской эпохи, однако Реформация привела к отпадению от католического мира значительной части земель Германии, Швейцарии, Англии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов. Формирование национальных государств и постепенное утверждение их суверенитета также находилось в явном противоречии со средневековым принципом универсальной христианской империи и власти императора как светского главы католического мира, на что продолжала претендовать династия Габсбургов. В политике появляется принцип государственного интереса, и само государство перестает восприниматься как собственность монарха.


Основным узлом напряжения становится распад некогда мощной державы — Священной Римской Империи. В XV в. (с 1438 г.) австрийско-германская династия Габсбургов овладела императорской короной Священной Римской Империи. В европейской истории Габсбурги выступали как оплот Германии в ее борьбе против Франции, были щитом Европы против турок и опорой католицизма в ходе Контрреформации (1521–1648).


Император Карл V (1500–1558) был самым выдающимся государем эпохи, сосредоточившим под своей властью Германию, Нидерланды, часть Италии и Испанию с ее американскими колониями. Тем не менее еще при жизни Карла эта огромная держава была разделена, а после его смерти окончательно распалась. Брат Карла Фердинанд I стал родоначальником австрийской ветви династии, а от его сына Филиппа II (1527–1598) происходила испанская ветвь Габсбургов. Австрийская ветвь властвовала в Германии и Центральной Европе, в то время как испанская — в Испании, Италии, Южных Нидерландах и Новом Свете. Интересы этих двух ветвей не всегда совпадали, но они поддерживали друг друга в ходе Контрреформации.


В результате одним из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувших в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии и Турции, стала Тридцатилетняя война (1618–1648). Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе. С одной стороны выступал габсбургский блок (австрийские и испанские Габсбурги, католические князья Германии, папство), а с другой — антигабсбургская коалиция (протестантские князья Германии, Дания, Швеция, Голландия и Франция). Многолетняя война стала ведущим фактором в определении внешнеполитических интересов и приоритетов практически всех европейских государств.


Эти факторы, способствовавшие неустойчивости системы международных отношений, обостряли основные узлы противоречий. Наибольшее число противоречий накопилось в Германии, которая, в дополнение к традиционной борьбе между императором и местными немецкими князьями, была расколота по религиозному принципу. Франция также стремилась оспорить гегемонию Габсбургов, что вылилось во франко-габсбургское противостояние, а Англия и Италия в свою очередь боролись за колониальное господство. Также активизировалась борьба за преобладание на Северных морских путях. На Северном и Балтийском море оппонентами выступали Швеция, Дания, северогерманские города, Нидерланды, Польша и Московское государство.


Причиной войны стала великодержавная политика Габсбургов и стремление папства и католических кругов реставрировать власть Римской церкви в той части Германии, где в первой половине XVI в. победила Реформация. Началу войны предшествовала внутренняя борьба в Германии. В 1608–1609 гг. там возникают два военно-политических союза немецких князей на конфессиональной основе — Евангелическая уния протестантских князей, которую поддержал французский король (Генрих IV) и Католическая лига, поддержанная империей. Таким образом, любой военный конфликт в Германии в условиях обострившихся отношений между странами мог превратиться в международный, что и произошло, а Тридцатилетняя война превратила Германию в театр военных действий.


Традиционно эту войну делят на четыре периода. Первый период — Чешский (1618–1625), который завершился победой католического лагеря. Второй период — Датский (1625–1629), связан с попыткой Габсбургов утвердиться в Вестфалии и Нижней Саксонии и провести там католическую реставрацию, что угрожало интересам протестантских государств Северной Европы — Дании и Швеции. Весной 1625 г. Кристиан IV Датский, поддержанный Англией и Голландией, начал военные действия против императора, что выразилось в подписании Любекского мирного договора. Третий период — Шведский (1630–1635) был связан с тем, что рост могущества Габсбургов в Германии вызвал серьезную тревогу у Франции и Швеции. Заключив в 1629 г. при посредстве французской дипломатии шестилетнее перемирие с Речью Посполитой в Альтмарке, шведский король Густав II Адольф вступил в войну, провозгласив себя защитником немецких протестантов. Период завершился легализацией кальвинизма. Наконец, четвертый период — Франко-шведский (1635–1648), начавшийся с объявления Францией войны Испании. Важно констатировать, что с вмешательством Франции конфликт окончательно потерял религиозную окраску, так как французы были католиками. Таким образом, в первых трех периодах перевес оказался на стороне габсбургского блока, и последний привел к поражению империи и ее союзников.


Мир, вошедший в историю как Вестфальский, был заключен 24 октября 1648 г. на территории исторической области Вестфалия — одновременно в католическом епископстве Мюнстер и протестантском епископстве Оснабрюк. В целях конфессионального паритета обсуждение условий мира между императором Священной Римской империи с протестантскими государствами и Швецией велось в Оснабрюке, а с католическими государствами и Францией — в Мюнстере. Целью мирного конгресса, закончившегося подписанием Вестфальского мира, было установление мира, урегулирование международного, конфессионального, внутриимперского уровней. Каждая страна — участник конгресса преследовала свои цели: Франция — разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов, Швеция — добиться гегемонии на Балтике, Священная Римская империя и Испания — добиться меньших территориальных уступок.


Вестфальский мир ознаменовал собой завершение эпохи преобладания Габсбургов в Европе. Ведущая роль в европейской политике перешла к Франции, которая значительно усилила свое политическое могущество. В частности, Франция получила территорию Эльзаса. Война Испании с Францией завершилась уже в 1559 г. Пиренейским соглашением, закрепленным браком Людовика XIV с испанской инфантой Марией Терезией, который позволил Франции впоследствии предъявить претензии на испанское наследство.


В число великих держав вошла Швеция, получив важнейшие гавани на побережье Северного и Балтийского морей. Международное признание государственного суверенитета получил Швейцарский Союз, официально выведенный из состава Империи, и Республика Соединенных провинций.


Вместе с тем Вестфальский мир закрепил политическую раздробленность Германии (внутри нее возросло значение Саксонии, Бранденбурга и Баварии), фактически обеспечив суверенитет немецких князей. Кальвинизм стал официальной признанной конфессией, наравне с католицизмом и лютеранством в Германии.


Таким образом, Вестфальский мир не только зафиксировал конкретные территориальные и политико-правовые договоренности и подвел итог столетнего конфессионального противостояния в Европе, но и привел к новой расстановке сил на континенте. Если до Вестфаля конфессиональный принцип находился в основе формирования межгосударственных союзов, то на завершающем этапе Тридцатилетней войны этот принцип больше не соблюдался. Для новой системы характерна деидеологизация — устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики. Межгосударственные союзы в новых условиях становились более гибкими и ситуативными. Смена партнера по коалиции стала не таким уж редким явлением. Суть ее сводилась к тому, чтобы политическим или дипломатическим маневром не позволить какому-либо одному европейскому государству или коалиции государств аккумулировать силы, значительно превосходящие мощь их вероятных соперников.


Этой системе присуща идея баланса сил. Ключевым фактором Вестфальской геополитической эпохи стало признание принципа национального государственного суверенитета, в соответствии с которым каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Все большую роль в международных отношениях начинает играть дипломатия, происходит зарождение, становление и совершенствование дипломатической службы. Создается система постоянных посольств при иностранных дворах, устанавливается дипломатическая иерархия, разрабатывается дипломатический протокол. В Международном праве развивается учение о дипломатической неприкосновенности.


Таким образом, среди основных принципов Вестфальской эпохи следует выделить:


• принцип баланса сил;


• приоритет национального суверенитета и национального интереса;


• приоритет государств-наций;


• принцип действия международного права.


Принцип государственного суверенитета, предполагающий право требовать невмешательства в свои дела, а также равенство прав европейских государств и обязательство выполнять подписанные договоры формируют необходимые «правила игры», в соответствии с которыми формируется стабильность новой системы. В международных отношениях применяется дипломатия. Международное право и регулярная дипломатическая практика становятся неотъемлемым атрибутом отношений между государствами.


Подписание Вестфальского мира 1648 г. стало важнейшей в историческом развитии вехой, которая ознаменовала формулирование новой политической системы. В основу была положена идея национального государства. Эта модель политического устройства распространилась потом и на другие континенты, став подлинно мировой.


Вестфальский мир и созданная им государственно-центристская система мира, с монополией на право применять силу на своей территории, положила конец междуусобице внутри государства, вместе с тем это обусловило и множество межгосударственных конфликтов в последующие периоды, в том числе и мировые войны в XX в.


C политологической точки зрения система Вестфальского мира (как система баланса сил суверенных государств) существует и поныне, хотя подвергается определенной эрозии, поскольку центрами силы на сегодняшний день могут выступать различные сетевые структуры, включая внесистемных акторов международных отношений.


Вестфальский мир (1648 г.) — это то, что сегодня называют европейской системой равновесия сил. Это крах средневековых надежд на универсальность концепции мирового порядка (до XVII в. — сплав Римской империи и католической церкви). Мир как зеркальное отражение небес: один Господь правит на небесах, один император правил бы светским миром, а один папа — универсальной церковью.


В первой половине XVI в. император Карл V возродил императорскую власть до такой степени, что возникли перспективы появления центральноевропейской империи, состоящей из того, что сегодня является Германией, Австрией, Италией, Чехией, Словакией, Венгрией, Восточной Францией, Бельгией, Нидерландами и др. Эта могущественная группировка исключала появление чего-либо похожего на европейское равновесие сил. И в этот самый момент Реформация отрицательно повлияла на перспективы появления европейской империи-гегемона. Тогда и рухнула концепция единства, и нарождающиеся государства стали нуждаться в каком-либо принципе, оправдывающем их стремление обеспечить национальные интересы.


Принцип равновесия сил и raison d'État. Одно зависело от другого


Главным проводником такого рода политики был Глава Католической церкви, первый министр Франции с 1624 по 1642 г. Арман Жан дю Плесси, кардинал де Ришелье. Он провозгласил новый принцип и на практике воплощал концепцию равновесия сил во благо своей страны. Религиозный в частной жизни, он свои обязанности министра воспринимал с сугубо мирской точки зрения: «Человек бессмертен, спасение души ждет его впереди, Государство же бессмертием не обладает, оно может спастись либо теперь, либо никогда».


Будучи первым министром короля, он подчинил как религию, так и мораль высшим интересам государства.


C политологической точки зрения система Вестфальского мира (как система баланса сил суверенных государств) существует и поныне, хотя подвергается определенной эрозии, поскольку центрами силы на сегодняшний день могут выступать различные сетевые структуры, включая внесистемных акторов международных отношений.


Геополитические системы XVIII–XIX вв.


В течение столетия, последовавшего за Вестфальским миром, завершившим Тридцатилетнюю войну, доктрина высших интересов государства превратилась в ведущий принцип европейской дипломатии. В мире, порожденном Ришелье, государства более не сдерживали себя видимостью соблюдения моральных норм. Если наивысшей ценностью было благо государства, долгом правителя являлось расширение его территории и возвеличение его славы. Сильный стремился отнять то, что слабые пытались удержать, формируя коалиции, чтобы тем самым увеличить мощь каждого из государств-членов. Если коалиция была достаточно сильна, чтобы поставить барьер агрессору, возникало равновесие сил; если нет, то какая-то страна добивалась гегемонии.


Новый, XVIII век Просвещения начался под грохот пушек двух крупных войн в Европе: двусторонней — Северная война между Россией и Швецией (1700–1721), и война за испанское наследство (1701–1714) между Испанией и европейской коалицией, возглавляемой Англией. Обе войны, окончившиеся военным поражением и дипломатической капитуляцией, навсегда вывели Швецию и Испанию из числа великих европейских держав и очень сильно ослабили Францию.


Окончательно разрушила Вестфальскую систему война за «австрийское наследство» (1740–1748). Этой войне предшествовала короткая война за «польское наследство» (1733–1735), а за войной «наследств» последовала Семилетняя война (1756–1763), которая похоронила Вестфальскую систему окончательно. По сути, все эти три войны лишь фиксировали новый геополитический баланс сил в Европе и мире (колонии), который фактически сложился к середине XVIII в. Прежние «вестфальские игроки» — Швеция, Франция, Речь Посполитая, Голландия и др. — отошли на второй план. И на смену вышли новые геополитические участники — Англия, Пруссия и особенно Россия, впервые наиболее полно заявившая о себе в Европе в семилетнюю войну.


Таким образом, с середины XVIII в. начинает складываться новая геополитическая обстановка, которую дипломаты «вестфальской школы» не смогли решить мирным путем. Потребовался катаклизм Великой Французской революции и наполеоновских войн, чтобы Европа на Венском конгрессе 1814–1815 гг. зафиксировала этот новый геополитический баланс сил — Венскую систему (1814–1914).


Решения Венского конгресса (1814–1815)


Победители в наполеоновских войнах собрались в Вене, чтобы выработать планы послевоенного устройства мира (сентябрь 1814).


Австрию представлял князь Меттерних, за спиной которого непременно находился австрийский император; Король Пруссии направил князя Гарденберга; Францию представлял Талейран. Россию лично представлял Император Александр I. Англия уполномочила министра иностранных дел лорда Кэслри.


Была поставлена цель, чтобы после Венского конгресса в Европе наступил продолжительный период мира за всю ее историю. В течение сорока лет не было ни единой войны с участием великих держав, а после Крымской войны войн всеобщего характера не было еще шестьдесят лет.


Создать общий баланс сил оказалось сравнительно просто, так как участников Конгресса меньше всего интересовало выкраивание этнически гомогенных государств из территорий, отбитых у Наполеона. Австрия усилила свои позиции в Италии, а Пруссия — в Германии. Голландия получила то, что сегодня именуется Бельгией. Франция вернулась в старые границы, существовавшие до революции.


По окончании Венского конгресса были разработаны два основополагающих документа:


• образование Четырехстороннего альянса (Великобритания, Австрия, Пруссия и Россия) для того, чтобы в зародыше удушить любые агрессивные французские тенденции;


• Акт о создании Священного союза трех императоров (Пруссия, Австрия и Россия), предложенный лично Александром I (14 сентября 1815 г.), где религиозный императив трактовался как обязательство сохранять статус-кво в Европе. В истории Европы это было осуществлено впервые. Священный союз объединил усилия консервативных монархов в борьбе с революциями. Так называемый «европейский концерт» предполагал, что нации, сопоставимые по могуществу, будут решать вопросы, касающиеся всеобщей стабильности, путем консенсуса.


Во второй четверти XIX в. на мировой арене произошли крупные социально-экономические и политические события, которые определили расстановку политических сил и характер дипломатической борьбы держав. Это была ломка феодально-абсолютистских учреждений, рост национально-освободительного движения, охватившего все европейские страны, в том числе и Россию.


В сфере внешней политики перед царизмом стояли в этот период две основные задачи: борьба с революционной опасностью и восточный вопрос. Обе эти проблемы особую остроту приобрели во второй четверти XIX в.


В оценке результатов Венского конгресса в мировой историографии сложились две противоположные точки зрения. Одна, как правило, французская, исходила из концепции «прав наций» и «естественных границ». Оценки этих историков обычно суровы: «труды Венского конгресса заслуживают строгого осуждения». Наоборот, консервативные историки Австро-Венгрии и дореволюционной России превозносили Венский конгресс как первую реальную политику установить геополитическую стабильность в Европе и мире на основе союза монархов и народов (Священный союз), особенно поддерживая роль австрийского канцлера К. Миттерниха и русского царя Александра I.


На деле оказались правы и неправы и те, и другие — все зависело от субъективного угла зрения на историю и международной конъюнктуры, и времени написания их трудов, как правило, относящегося к рубежу XIX–XX вв. Но при этом оба течения отбрасывали бонапартистскую версию «чистого листа»: якобы после войн Французской революции и Наполеона Европа начала жить сначала, ибо «старый порядок» и все его «системы» (прежде всего, Вестфальская) были до основания разрушены как якобинцами, так и «Робеспьером на коне» — Наполеоном Бонапартом.


На самом деле все обстояло по-иному. Фактически на Венском конгрессе столкнулись два геополитических принципа — «народа» и «нации», являвшиеся идеологически-религиозным отражением борьбы между буржуазией и дворянством в борьбе за власть в своих странах. Первыми жупел «нации» выдвинули североамериканские колонисты во время войны за независимость (первой американской революции) 1775–1782 гг., но расцвела эта концепция в Европе в 1789–1814 гг. в период Великой Французской революции и наполеоновских войн. Опасность принципа «нации» для старых феодальных империй (Австрии, России, Турции) состояла в конечной цели этих национальных движений: «одна нация — одно государство». Это означало развал многонациональных образований на конгломерат маленьких мононациональных стран (так и случится в 1919 г. в период создания Версальской системы, о чем речь пойдет ниже). Всемирно известный русский ученый В. И. Вернадский в своем «Дневнике» так определял позднее различие двух принципов: «Народ — это только заготовка к нации».


Наоборот, победители Наполеона отстаивали другой принцип — «народа». А «народ», согласно давней традиции, идентифицировался не по крови, культуре или языку, а по вероисповеданию. Такой подход много столетий спасал австрийскую, российскую и османскую империи от развала, а также сдерживал национально-освободительную борьбу, особенно в России (она не знала крупных национально-освободительных движений даже в XIX в.).


Поскольку в стане победителей правили монархические династии, на Венском конгрессе большое внимание было уделено принципу легитимизма (законности) занятия места верховного правителя страны, поскольку Наполеон самовольно провозгласил себя в 1804 г. «императором французов».


Территориальные вопросы были решены на основе сочетания принципов преемственности с Вестфальским миром и компромисса с учетом кардинальных изменений в Европе после затяжных и кровопролитных 25-летних войн.


Преемственность состояла в том, что, во-первых, ряду стран-победительниц на основе «статус-кво» по окончанию войны были возвращены территории, отвоеванные наполеоновской Францией. Так, Австрия вернула свои владения в Северной Италии (кроме неаполитанского королевства на юге), была восстановлена независимость рейнских княжеств в Германии; и, во-вторых, в Германии и Италии творцы Венской системы вернулись к принципу их раздробленности, хотя часть победителей (Пруссия, Россия) получили «премию» из германского (земли по Рейну) и польского (2/3 Польши с Варшавой на сто лет отошли к России) «наследства». Добычей Англии стали бывшие французские колонии.




Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие

Изложены основные темы геополитики как самостоятельной научной и учебной дисциплины, изучены теоретические основы зарубежных и отечественных геополитических концепций, рассмотрены проекты и утопии как различных исторических эпох, так и складывающейся новой мировой политической системы. Проанализирован процесс формирования геополитики как науки и как учебной дисциплины.<br> Обстоятельно рассмотрены место и роль России в геополитике XXI в. Приведен геополитический глоссарий.<br> Пособие рассчитано на студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей, а также на каждого, кто интересуется геополитикой. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/geopolitika_teoriya_i_praktika_voprosy_i_otvety_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

199
 Смирнов Г.Н., Дмитриева И.А., Дмитриев В.Е., Бумагина Е.Л. Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие

Смирнов Г.Н., Дмитриева И.А., Дмитриев В.Е., Бумагина Е.Л. Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие

Смирнов Г.Н., Дмитриева И.А., Дмитриев В.Е., Бумагина Е.Л. Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие

Изложены основные темы геополитики как самостоятельной научной и учебной дисциплины, изучены теоретические основы зарубежных и отечественных геополитических концепций, рассмотрены проекты и утопии как различных исторических эпох, так и складывающейся новой мировой политической системы. Проанализирован процесс формирования геополитики как науки и как учебной дисциплины.<br> Обстоятельно рассмотрены место и роль России в геополитике XXI в. Приведен геополитический глоссарий.<br> Пособие рассчитано на студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей, а также на каждого, кто интересуется геополитикой. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/geopolitika_teoriya_i_praktika_voprosy_i_otvety_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие" (Смирнов Г.Н., Дмитриева И.А., Дмитриев В.Е., Бумагина Е.Л.) охраняются законодательством!