Наука Смирнов Г.Н., Дмитриева И.А., Дмитриев В.Е., Бумагина Е.Л. Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие

Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.07.2016
ISBN: 9785392215249
Язык:
Объем текста: 281 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Теоретические основы геополитики

Раздел II. Зарубежные концепции геополитики

Раздел III. Антология российской геополитики (российские геополитические концепции)

Раздел IV. Геополитические эпохи (история геополитических проектов)

Раздел V. Место и роль России в геополитике XXI в.

Раздел VI. Геополитический глоссарий

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел II.
Зарубежные концепции геополитики


Предпосылки возникновения геополитики


Истоки формирования геополитических концепций можно найти в глубокой древности. Уже в период античности осмысление проблемы военных столкновений между государствами вело к осознанию философами неразрывной взаимосвязи географии и политики. Это стало началом формирования концепций, в которых прослеживается влияние природной среды на политическую историю и нашло свое отражение а работах Аристотеля, Гиппократа, Парменида, Полибия и других менее известных античных авторов. Во многом их теоретические построения — результат обобщения событий политической истории того времени, но некоторые идеи, несомненно, являются интеллектуальными изысканиями самих авторов, носят печать их индивидуальной прогностической интуиции и обладают эвристическим потенциалом, востребованным и в наши дни. Античные мыслители остро чувствовали значение среды обитания — пространства для формирования социокультурной и политической идентичности человека.


Впервые теорию влияния среды излагает известная школа Гиппократа в V в. до н. э. в его трактате «О воздухах, водах и местностях». Позднее в европейской геополитике эти идеи получили широкое распространение. Философ Парменид (около 540–450 до н. э.) выдвинул идею о пяти температурных зонах, или поясах, земли: два холодных, два умеренных и один жаркий (в центре), каждый из которых обладает своими политическими особенностями.


Эту точку зрения разделял и Аристотель (384–322 до н. э.), который писал о политическом превосходстве промежуточной зоны, населенной греками. Жители южных стран получают от самой природы пищу и одежду почти в готовом виде, удовлетворяя насущные потребности легко и свободно, поэтому они не имеют внутреннего стремления к развитию (в том числе и территориальному) своих государств. Жители севера, напротив, слишком много энергии должны затрачивать на поддержание жизни на своих территориях, поэтому у них не хватает сил для развития; и только в умеренном климате можно найти идеальный природный баланс, способствующий расцвету государств. Все древние государства располагались на границах между 20-м и 45-м градусами северной широты, поэтому античные авторы были убеждены: политическая энергия генерируется в умеренных климатических зонах, и исторические центры притяжения сдвигаются в направлении с юга на север (в пределах этой зоны).


Интересно, что в наши дни теория климатических поясов в геополитике вновь достаточно популярна. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой история создавалась в пространстве между 20-м и 60-м градусами северной широты, где расположены основные современные политические центры Европы, а также Россия, Китай, США и Япония.


О влиянии географической среды на политическую деятельность людей, свойства их политического темперамента, обычаи, нравы и даже общественный строй указывали в своих сочинениях Платон, Полибий, Цицерон. Согласно распространенному в то время убеждению, жаркий климат расслабляющее действует на характер, и люди легко попадают в рабство, тогда как северный климат, напротив, закаляет, и это способствует развитию демократических форм правления. Внимание к географической среде у античных философов и политиков было обусловлено не только умозрительным интересом. Вместе с ростом городов-государств (полисов) возникали и серьезные геополитические проблемы: как расширить жизненное пространство наиболее удобным и легкодоступным способом, провести колонизацию свободных территорий, защитить свои владения от нашествия врагов.


Аристотель в своей фундаментальной работе «Политика» впервые в истории политической мысли разработал концепцию «самодовления государства», которая и сегодня широко используется в геополитических исследованиях. Концепция у Аристотеля складывается из двух основных факторов: самодавления территории и самодавления населения.


Территориальная политика государства должна быть направлена на то, чтобы в конечном счете «собирание земель» обеспечило жителей государства всем необходимым, «так как самодавление [территории] и заключается в том, чтобы ни в чем не было недостатка». Величину и значение государства следует измерять не количеством населения, а государственными возможностями: у государства есть свои задачи, а потому величайшим государством следует признать такое, которое в состоянии выполнить эти задачи наилучшим образом.


Пропорции населения и размер территории Аристотель определяет исходя из логических соображений, «ведь закон есть некий порядок; благозаконие, несомненно, есть хороший порядок; а чрезмерно большое количество [законов] не допускает порядка». По его мнению, государство с крайне малочисленным населением на большой территории не может обладать самодовлением, государству же с чрезмерно большим населением трудно иметь правильное политическое устройство. Поэтому в идеале государство «должно заключать в себе такое количество населения, какое было бы, прежде всего, самодовлеющим для устройства благой жизни на началах политического общения».


Общий характер территории государства Аристотель определяет прямо исходя из стратегических соображений: она должна быть труднодоступна для вторжения по границам, но иметь удобные выходы. При этом территории с военной точки зрения надлежит быть «легко обозримой» — по Аристотелю означает, «что ее легко можно будет защищать». Главный город (столица) должен быть возможно теснее связан с материком и морем, а равно и со всей территорией государства. Он представляет собой «среди всего окружающего пространства центральный пункт, из которого было бы возможно выслать помощь во все стороны». На случай военных действий необходимо иметь удобный тайный выход для жителей, для неприятеля же город должен быть труднодоступным по географическим условиям. Внутри города важно устроить хорошее водоснабжение, чтобы можно было выдерживать длительные осады врагов. «Другое условие — чтобы в город легко было доставлять получаемые продукты; далее чтобы был удобный подвоз к нему разных стратегических материалов и сырья для обработки, имеющихся в стране». «Города, обращенные к востоку и в сторону восточных ветров, являются более здоровыми; за ними следуют города, защищенные от северных ветров, — в них зимы мягче», и этот фактор также играет важную стратегическую роль.


Интересны рассуждения Аристотеля о стратегическом значении близости к морям, «морской силе» и необходимых морских гаванях. Близость к морю не только дает геополитические преимущества государству, но может содержать дополнительные опасности, которые, впрочем, можно преодолеть правильной стратегией. «Во многих странах и городах существуют порты и гавани, которые прекрасно расположены по отношению к городу, не составляют с ним одно целое, но и не слишком далеко от него отстоят и над которыми город господствует благодаря своим стенам и иным такого же рода укреплениям». Близость к гаваням обеспечит экономические блага для главного города; если же возникнет какая-то опасность, ее легко предупредить изданием соответствующих законов, которые точно бы обозначили, кому дозволено и кому запрещено прибывать в порты. Далее Аристотель предупреждает правителей морских государств по поводу прибытия в порты большого количества иноземцев, «воспитанных в иных законах», что способно пошатнуть право и мораль в государстве, «а это обстоятельство состоит в большом противоречии с хорошим управлением» и небезопасно.


Аристотель дал меткую стратегическую оценку многих географических центров античного мира, вполне логично объясняя их политическое возвышение или, напротив, угасание. Так, геополитическое превосходство Крита он видел в том, что этот остров «как бы предназначен природой к господству над Грецией, и географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны, он находится на небольшом расстоянии от Пелопоннеса, с другой — от Азии… Вот почему Минос и утвердил свою власть над морем, а из островов — одни подчинил своей власти, другие населил…».


Среди геополитических учений средневековья, унаследовавших античную традицию, можно выделить европейское и арабское направления. Геополитические идеи и концепции излагались в работах ряда арабских ученых, среди которых выделяются Аль-Фараби и Ибн-Хальдун.


Аль-Фараби (870–950). Своими трудами он заслужил в арабском мире прозвище «второй учитель» (т. е. второй Аристотель). Мусульмане считают его также отцом арабской политической мысли. Как политический и социальный мыслитель Аль-Фараби прославился получившими широкую известность в арабском мире и за его пределами работами «Гражданская политика», «О достижении счастья», «Афоризмы государственного деятеля». Политические идеи Аль-Фараби имели явно выраженный геополитический подтекст. Он, как и Аристотель, объяснял политические явления и процессы естественными, природными причинами, постоянно связывая политику и географию. Человеческое общество, например, в его представлении — это «соединение многих людей в одном месте проживания», т. е. результат совокупного воздействия географических и социальных факторов. При этом человеческое общество, как и всю цивилизацию в целом, Аль-Фараби подразделял на отдельные народы, которые отличаются один от другого «тремя естественными вещами: естественным нравом, естественными чертами (характера) и третьей, основанной на характере (людей), которая также имеет касательство к естественным вещам, это язык, т. е. речь, являющаяся средством выражения (мысли) ».


Таким образом, Аль-Фараби положил в основу этногенеза природные (естественные) причины: нрав, характер и язык народов, которые, по его мнению, формируются географическими факторами. Размышляя над проблемами формирования и жизнедеятельности общества и государства, вольно или невольно арабский мыслитель освещал геополитические аспекты данной проблематики. Аль-Фараби подразделял все общества (государства) на великие, средние и малые. «Великое общество — это совокупность многих народов, которые объединяются и помогают друг другу. Среднее — это один народ. Малое — это (общество), представленное одним городом». В его великих, средних и малых обществах узнаются империи, однонациональные страны и полисы. Причем каждое общество из них может быть вполне автономным, политически независимым, представляя при этом максимальные возможности для совершенствования людей в делах и мыслях («совершенные общества»).


Аспекты геополитики встречаются и в творческом наследии Ибн Хальдуна Абд-ар-Рахмана Абу Зейда (1332–1406). Наиболее известным историческим и политическим произведением этого автора считается «Большая история, или Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, овладевших властью великих размеров» (1367), а также «Пролегомены», т. е. «Вступление» (араб. — «Муккадима») к нему. «Пролегомены» — энциклопедическое произведение, имеющее заметную геополитическую основу. Оно содержит сведения о Земле, ее климатических зонах, населяющих планету народах, их истории и культуре, о связи человека и природы. Первая пролегомена — «Об освоении человеком мира» — завершается выводом о том, что «смысл освоения человеком мира» заключается в сотрудничестве людей, которое дает им «пищу для пропитания и оружие для защиты». При этом сотрудничество, т. е. объединение и взаимопомощь людей в процессе освоения ими мира, непрерывно совершенствуется. Это есть путь развития человечества от примитивности к цивилизации, он естествен и необходим. Объединение людей в общества и государства, по мнению Ибн Хальдуна, происходит на основании асабийи — особого вида социальных отношений, вытекающих из первоначального родства, симпатии к близким, стремления уберечь их от несправедливости и беды. Позднее, с развитием цивилизации и, очевидно, усложнением социальных связей, асабийа переносится на всех членов общества. На основе асабийи, понимаемой уже как «защита, оборона и завоевание и всякое дело, для которого объединяются», образуются и государства, на ней же держится и власть в них. На этой же основе образуются внутри государства политические группировки, которые ведут борьбу за власть. Однако государства могут образовываться и без асабийи. Это положение справедливо, по Ибн Хальдуну, в случае победы и значительного преобладания одной из борющихся за власть клик; она может единолично осуществлять власть, опираясь на помощь чужаков. Создание империи (халифата), т. е. объединение многих этносов в едином, но разнородном государственном образовании, ведет к разрушению асабийи — этнонационального единства и побуждает победившего в борьбе за власть правителя опираться и на чуждый этнонациональный элемент, что в свою очередь чревато крушением всей империи. Он также предложил идею исторических циклов, суть которых сводилась к миграции кочевых народов и захвату ими стран с оседлым населением. Исторический цикл завершается, когда создавшие на захваченных территориях империю кочевники утрачивают свои физические и моральные преимущества и окончательно «оседают» на одном месте.


Взгляды античных и арабских авторов восприняла христианская Европа. Теория древнегреческих ученых о тесной связи условий жизни с географической широтой местообитания была глубоко усвоена средневековыми книжниками. Географические представления европейцев получили свое дальнейшее развитие под воздействием восьми крестовых походов, состоявшихся между 1096 и 1270 г. Географические воззрения оказали существенное влияние на понимание европейцами значимости территории для расширения торговли и политического (в форме религии) влияния. При этом географическое пространство оказалось не только полигоном реализации высших истин. Средневековым человеком империя осознавалась как проекция высших сакральных истин на пространство геополитической реальности, он воспринимал ее как отображение Бога в земной топологии.


В Средние века (V–XV вв.) иерархи католической церкви развивали провиденциальный взгляд на проблему пространственных отношений между государствами. Согласно этому учению, геополитический миропорядок, как все сущее, основан на догмате о божественном происхождении.


Один из создателей христианской политической теории Аврелий Августин Блаженный (354–430) в трактате «О граде Божием» всю историю человечества представлял как развитие двух противоположных государств: земного — греховного и града Божьего, состоящего из избранников Бога. Поскольку государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог, то все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку.


Всеобщий характер верований и ценностей, характерный для Средневековья, нивелировал значение территории. Вопросы территориального устройства были подчинены идейным устремлениям. Однако в XII–XIII вв. в Европе постепенно набирала силу тенденция становления национальной государственности.


Первые попытки систематизировать межгосударственные отношения европейских христианских государств связаны с именами двух выдающихся итальянцев — Данте Алигьери (1265–1321), великого поэта европейского средневековья, и Никколо Макиавелли (1469–1527), одного из первых политических мыслителей Европы Нового времени.


Оба теоретика геополитики отталкивались от духовного наследия Древнего Рима, но пришли к разным выводам. В трактате «Монархия» Данте выступил с утопической теорией о необходимости создания надгосударственной «вселенской монархии (империи) в Европе, но не на религиозной основе католицизма, как настаивали его современники — папские нунции, а на светской. Для этого времени это являлось не только прогрессивным, но и опасным, так как поэт рисковал стать еретиком и быть подвергнутым суду инквизиции, у которого для таких «инакомыслящих» был один приговор — сожжение на костре.


Инструментом сохранения этой «вселенской империи» Данте считал христианскую мораль, или этику — науку о совершенном поведении, законности идеальной международной организации. Как известно, этот идеал не был достигнут человечеством не только при жизни гениального поэта, но и спустя девять столетий после его смерти.


Иную концепцию европейской геополитики предложил Н. Макиавелли.


В целой серии своих трактатов, из которых главным стал его «Государь» (1513) Макиавелли как правовед разработал целостную теорию геополитики, основанную на факторе силы. В свою очередь сила (война) может быть эффективной только тогда, когда она подкреплена сильным государством (позднее на базе этих идей прорастет концепция европейского государственного суверенитета). Как и Данте, Макиавелли отталкивался от римского права, спроецированного на внешнюю политику: «Римляне, завоевывая страну, соблюдали все названные правила: учреждали колонии, покровительствовали слабым, не давая им, однако, войти в силу; обуздывали сильных и принимали меры к тому, чтобы в страну не проникало влияние могущественных чужеземцев».


В сущности, это была одна из первых попыток сформулировать концепцию баланса сил и установить некие «правила игры» в международных отношениях.


Эпоха Великих географических открытий


В это же время происходит расширение знаний европейцев о мире, что стало следствием развития мореплавания, картографии, а также процесса, получившего наименование эпохи Великих географических открытий. В итоге формировалось целое направление, которое сосредоточивало свои интересы на вопросах воздействия природы Земли на человека, историю людей, общества, государства.


Развитие капитализма и нового класса — буржуазии востребовало светскую политическую доктрину, в которой выдвигалась идея централизованного государства, не зависящего от церкви и проводящего активную внешнюю политику.


В эволюции геополитических идей, последовавшей вслед за открытием мира европейцами, заметное место занимает термин «Атлантика» как целостное понятие, обозначающее не только направление экспансии, но и геополитическую парадигму «моря». Становление государственности в Европе неизбежно поднимало вопрос о территории страны.


Первую попытку дать строго рациональное теоретическое обоснование национального государства и связанного с ним территориального суверенитета предпринял французский политик и философ Жан Боден (1530–1596). Свою позицию он изложил в работе «Шесть книг о республике» (1576). Боден для объяснения политического поведения и формирования политических позиций народов и государств сформулировал свою теорию климата. После периода политической раздробленности он заново переосмыслил влияние географического фактора на процесс складывания централизованных национальных государств в Европе. Он разделял древнегреческую концепцию влияния климатических зон на поведение людей и считал, что жители умеренных районов более других предназначены для развития цивилизации под сенью закона. Но закон и общество могут развиваться только в государстве, едином географически. В государстве, по Бодену, ключевым элементом являются кровнородственные семьи-хозяйства. Именно географическая среда определяет пути и способы взаимодействия таких семейных союзов между собой, а также более сложных политических систем. Среда и природа в целом не знают развития, а лишь циклически воспроизводятся. В отличие от них политические образования проходят целенаправленный путь развития.


В работе «Шесть книг о республике» Ж. Боден был одним из первых, кто обосновал зависимость форм государства от влияния географических факторов: размера и характера территории, климата, плодородия почв и т. д. При этом он не отрицал значения в выборе форм правления, их устойчивости и целесообразности исторического опыта, в том числе культуры, религии, нравов, обычаев, традиций и т. д. Так, по мнению Бодена, на севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско; напротив, у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки, философия, юриспруденция. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе — разум и справедливость, на юге — религия. Храбрые жители севера и горцы создали демократию либо выборную монархию; изнеженные обитатели юга равнин легко подчиняются монархии. В связи с этим он полагал, что западные страны ближе к северным народам, а восточные тяготеют к южным.


Согласно Бодену, государство само по себе является абсолютной и самовоспроизводящей властью, обладающей высшей силой и величием, соединенными в суверенитете. Государству принадлежит исключительное право на принятие любых решений, объединяющих всю нацию на определенной территории. Боден был убежден, что именно географическая среда, природа определяют развитие государства. Суверенитет государства объединяет в себе не только высшую власть, но и разум, здравый смысл, расчет. Рациональность поведения государства вела к дальнейшему умозаключению: «Ничто не предосудительно, если связано с безопасностью государства».




Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие

Изложены основные темы геополитики как самостоятельной научной и учебной дисциплины, изучены теоретические основы зарубежных и отечественных геополитических концепций, рассмотрены проекты и утопии как различных исторических эпох, так и складывающейся новой мировой политической системы. Проанализирован процесс формирования геополитики как науки и как учебной дисциплины.<br> Обстоятельно рассмотрены место и роль России в геополитике XXI в. Приведен геополитический глоссарий.<br> Пособие рассчитано на студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей, а также на каждого, кто интересуется геополитикой. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/geopolitika_teoriya_i_praktika_voprosy_i_otvety_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

199
 Смирнов Г.Н., Дмитриева И.А., Дмитриев В.Е., Бумагина Е.Л. Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие

Смирнов Г.Н., Дмитриева И.А., Дмитриев В.Е., Бумагина Е.Л. Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие

Смирнов Г.Н., Дмитриева И.А., Дмитриев В.Е., Бумагина Е.Л. Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие

Изложены основные темы геополитики как самостоятельной научной и учебной дисциплины, изучены теоретические основы зарубежных и отечественных геополитических концепций, рассмотрены проекты и утопии как различных исторических эпох, так и складывающейся новой мировой политической системы. Проанализирован процесс формирования геополитики как науки и как учебной дисциплины.<br> Обстоятельно рассмотрены место и роль России в геополитике XXI в. Приведен геополитический глоссарий.<br> Пособие рассчитано на студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей, а также на каждого, кто интересуется геополитикой. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/geopolitika_teoriya_i_praktika_voprosy_i_otvety_uchebnoe_posobie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Геополитика: теория и практика. Вопросы и ответы. Учебное пособие" (Смирнов Г.Н., Дмитриева И.А., Дмитриев В.Е., Бумагина Е.Л.) охраняются законодательством!