Экономика Воронов В.С. Финансовая инженерия в экономике интеллектуальной собственности. Монография

Финансовая инженерия в экономике интеллектуальной собственности. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Экономика
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.03.2017
ISBN: 9785392243549
Язык:
Объем текста: 206 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Интеллектуальная собственность финансовой индустрии

Глава 2. Финансовые инструменты рынка интеллектуальной собственности

Глава 3. Финансовые институты рынка интеллектуальной собственности

Глава 4. Финансовая инженерия и активы авторского права

Глава 5. Формирование подходов к теории портфеля интеллектуальных активов

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
Формирование подходов к теории портфеля интеллектуальных активов


5.1. Понятие портфеля интеллектуальных активов


Портфели активов интеллектуальной собственности могут быть также разнообразны, как и сами виды интеллектуальных активов. Теоретически вполне допустимо, что в таком инвестиционном портфеле могли бы одновременно учитываться права на патенты, товарные знаки, авторские права, а также лицензионные контракты на использование объектов и прав интеллектуальной собственности, и даже финансовые инструменты на базе интеллектуальных активов. Тем не менее, учитывая сложность таких активов и почти полное отсутствие теоретических подходов к формированию и управлению такими портфелями, в данной главе мы будем рассматривать портфели по видам активов.


Формирование портфеля интеллектуальных активов может быть обусловлено различными, не только инвестиционными, целями и задачами участников рынка. Например, корпоративные патентовладельцы создавали исторически первые патентные портфели в прошлом веке в первую очередь с целью получения государственной защиты своих монопольных прав на использование изобретений. Затем, расширяя свою деятельность, они начинали продавать лицензии на использование этих изобретений другим компаниям, тем самым формируя экономический оборот своих интеллектуальных прав, в котором уже могли участвовать, по сути, любые заинтересованные инвесторы.


В принципе, в этой простой двухэтапной схеме можно увидеть, по аналогии с обычным инвестиционным портфелем ценных бумаг, признаки стратегического и портфельного инвестирования. С одной стороны, в лице стратегических инвесторов выступают крупные технологические компании, для которых портфель технологических патентов зачастую является единственной гарантией сохранения конкурентных позиций на рынке. Формирование и поддержание в силе такого портфеля требует значительных средств и организационных усилий в сфере НИОКР. С другой стороны, очевидными аналогами портфельных инвесторов являются, например, инвестиционные фонды изобретений, а в более простой форме — патентные агрегаторы, преследующие либо исключительно цель получения дохода (агрессивные агрегаторы), либо другие индивидуальные цели (оборонительные и другие агрегаторы, см. выше главу 3). Заметим, что, как и подобает классическим портфельным инвесторам, патентные агрегаторы обычно не располагают средствами производства.


Классификация портфелей интеллектуальных активов не является простой задачей. Это объясняется большим разнообразием видов и свойств активов, наличием или отсутствием установленной для них законодательством защиты, а также различными сроками существования. Поэтому, ни в коей мере не претендуя на полноту классификации, далее будем рассматривать портфели по принадлежности к следующим группам:


• Портфели активов промышленной собственности;


• Портфели активов авторского права и смежных прав;


• Портфели финансовых инструментов на базе интеллектуальных ак­тивов.


Срок существования очень важен с точки зрения инвестиционного горизонта и управления рисками таких портфелей. Дело в том, что в отличие, например, от обычных ценных бумаг, законодательством по интеллектуальной собственности установлены фиксированные сроки действия соответствующих охранных документов. Например, в России Гражданским кодексом установлены следующие сроки действия:


• Патент на изобретение — 20 лет;


• Свидетельство о регистрации базы данных — 15 лет с возможностью обновления;


• Свидетельство о регистрации товарного знака — 10 лет с возможностью продления неограниченное число раз;


• Свидетельство о регистрации наименования мест происхождения товаров — 10 лет с возможностью продления;


• Патент на селекционное достижение — от 30 до 35 лет для разных видов объектов;


• другие виды, всего около 10.


Кроме того, как уже отмечалось выше, все документарные титулы интеллектуальной собственности требуют поддержания в силе, т.е. своевременной уплаты соответствующих государственных патентных и иных пошлин. Поэтому при формировании и реструктуризации портфелей, включающих такие активы, необходимо предусматривать строгий текущий контроль поддержания в силе и окончания срока действия каждого актива. Этот дополнительный фактор риска является настолько существенным, что, например, в развитых странах сформировалась отдельная сфера услуг патентного и лицензионного менеджмента для владельцев крупных корпоративных патентных портфелей. Помимо контроля поддержания в силе и сроков действия патентов и товарных знаков специализированные инвестиционные банки и финансовые компании, которые оказывают такие услуги, следят за строгим соблюдением условий лицензионных контрактов, своевременным поступлением лицензионных платежей от контрагентов.


Активы авторского права имеют несколько иной механизм защиты и имеют более длительные сроки существования, не ограниченные фиксированным числом лет. Объекты авторских прав чрезвычайно разнообразны как в жанровом отношении, так и в отношении способов управления.


5.2. Патентный портфель. Портфели активов промышленной собственности


Единые теоретические подходы к анализу патентных портфелей пока не выработаны. Одной из причин этого является большое разнообразие видов и принципиально разные свойства патентных активов. В частности, например, патенты на изобретения могут быть дополняющими (Complementary Patents). В этом случае несколько технологий, защищенных патентами, используется для обеспечения полного цикла производства конкретного продукта или услуги, в том числе, например, в рамках одного отраслевого стандарта. Такие патенты не являются конкурирующими или взаимоисключающими, и их наличие обеспечивает компаниям операционную свободу и возможность продолжать исследования и разработки.


В отличие от дополняющих, замещаемые или конкурирующие патенты (Substitutable Patents, или Competing Patents) имеют отношение к конкурирующим, а иногда к взаимоисключающим технологиям. С помощью конкурирующих технологий возможно производство продуктов и услуг, обладающих сходными характеристиками, но эти характеристики достигаются использованием разных физических эффектов или принципиально разных стандартов.


Как правило, сделки с замещаемыми патентами исследователи относят к разряду сделок, имеющих негативные последствия для конкуренции, что объясняется возможностью их использования (1) в тайных договоренностях компаний об использовании замещаемых технологий и (2) в блокировании инновационной активности потенциальных конкурентов.


Тем не менее замещаемые патенты могут использоваться и для других целей, например, связанных с обеспечением оптимального управления портфелями интеллектуальной собственности в процессе слияний и поглощений. Таким образом, однозначного ответа о влиянии состава патентного портфеля на процессы конкуренции и инновации в настоящее время нет.


Особенно сложным вопросом является оценка качества и стоимости патентов, входящих в портфель. Современные стандарты патентования в разных странах допускают возможность получения фирмами десятков, а иногда сотен патентов, защищающих, по сути, единственный сложный высокотехнологичный продукт. Этот процесс приводит к формированию сверхбольших патентных портфелей, которые используются фирмами в стратегических целях для укрепления позиций на переговорах с конкурентами. Такой массив патентов получил в экономической литературе специальное название «патентный лес» (Patent Thicket).


В портфельной теории Г. Марковиц исходил из того, что дисперсию доходности портфеля в целом нельзя найти как простую средневзвешенную величину дисперсий доходности входящих в портфель ценных бумаг. Он объяснял это тем, что дисперсия доходности портфеля зависит не только от дисперсии доходности входящих в портфель ценных бумаг, но также в немалой степени от риска взаимного влияния ценных бумаг в портфеле друг на друга. Это влияние выражается в риске воздействия изменений наблюдаемых доходностей акций одного эмитента на изменение доходностей акций других эмитентов в портфеле инвестора.


Однако у Г. Марковица идет речь только о таких портфелях акций, в которых риск взаимного влияния непредсказуем. Отличие портфелей интеллектуальных активов, в частности патентов, заключается в том, что их можно разделить на две группы, в которых риск взаимного влияния можно заранее оценить. В частности, речь может идти о технологическом портфеле, в котором патенты относятся к одному классу изобретений и покрывают одну технологию или конкурирующие, но близкие технологии. В таком случае можно утверждать, что взаимное влияние пар активов в таком портфеле будет оцениваться коэффициентами корреляции, близкими к +1. На практике такие портфели характерны, во-первых, для компаний-разработчиков конкретной технологии, во-вторых, для так называемых патентных пулов — специализированных организаций, агрегирующих ключевые стандартообразующие патенты в рамках конкретной технологии.


Портфели уже упомянутых патентных агрегаторов принципиально отличаются по составу и свойствам активов. Если речь идет о портфеле патентного агрегатора в целом, то его главной целью является минимизация риска совокупного портфеля. В свою очередь, совокупный портфель агрегатора состоит из набора технологических портфелей. Примеры из практики показывают, что наиболее успешные агрегаторы обеспечивают снижение рисков не просто путем количественного расширения портфеля, но также путем его технологической диверсификации.


В таком случае совокупный портфель агрегатора можно рассматривать не как набор отдельных патентов, а как набор сгруппированных активов, каждый из которых является в свою очередь самостоятельным технологическим портфелем. Причем в идеальном случае такие сгруппированные технологические портфели не должны быть связаны в отраслевом разрезе. Примерами могут быть портфели, в которых патенты относятся только к соответствующим классам изобретений в области фармацевтики, информационных технологий, финансовых услуг и т.д. Теоретически корреляция доходности таких портфелей между собой может быть незначительной или отсутствовать совсем.


Дополнительно отметим, что, в отличие от портфелей акций, патентные портфели имеют еще несколько специфических особенностей, присущих только интеллектуальным активам:


во-первых, даже в случае перспективной технологии патент, который уже имеет юридическую силу, но еще ни разу не был продан (т.е. не было продано ни одной лицензии на его использование или не были проданы полные права), не имеет оценочной стоимости. Вне зависимости от затрат на исследования и разработки в отношении такого патента имеются сведения лишь о сравнительно невысоких затратах на оформление заявки в патентное ведомство, уплату государственных пошлин за выдачу и поддержание в силе. В отличие от этого, акция, выпущенная на рынок, обязательно имеет рыночную котировку текущей стоимости и динамический (исторический) ряд таких котировок.


Во-вторых, независимо от того, был ли продан патент или он используется в собственном производстве владельца, конкуренты могут оспорить его действительность через суд. В случае получения положительного решения суда конкуренты, таким образом, могут добиться прекращения действия оспоренного патента (портфеля) в произвольном периоде времени. В отношении акций такое событие может произойти лишь в случае форс-мажорных обстоятельств.


В-третьих, как уже отмечено выше, патенты на изобретения имеют в принципе ограниченный срок действия 20 лет. Акции формально не имеют срока окончания обращения.


Таким образом, если патенты уже были проданы (куплены), их совокупную доходность и риск можно анализировать в рамках портфельной теории, учитывая горизонт инвестирования, связанный с периодом времени, оставшимся до окончания срока действия патентов. Для анализа доходности таких патентных активов можно рассматривать, во-первых, денежный поток лицензионных платежей роялти, или единовременных платежей (в том числе при полной уступке прав). Во-вторых, по аналогии с акциями доход может быть получен при перепродаже интеллектуального актива, ранее приобретенного по более низкой цене. Например, патентные агрегаторы с этой целью приобретают патенты на специальных торгах по распродаже имущества компаний, потерпевших банкротство.


Свойства таких патентных активов имеют явную аналогию с другими доходными активами. Действительно, поток лицензионных платежей можно в некотором приближении сравнить с потоком дивидендов по акции, а доход от перепродажи имеет полную аналогию с курсовой разницей. Неслучайно поэтому ранее в литературе уже делались попытки анализировать свойства патентов с точки зрения их аналогии с ценными бумагами.


Однако если в портфеле имеются патенты, которые еще ни разу не были проданы или куплены, то их невозможно рассматривать в рамках портфельной теории Г. Марковица, так как статистические методы, использованные им, не могут быть применены к активам, не имеющим подтвержденной доходности (следовательно, и дисперсии последней). К таким патентам необходимо применять методы относительной оценки. Известные методы анализа в этом случае не всегда применимы, так как чаще всего необходимо достаточно точно и с разумными затратами установить зависимость финансовых показателей компании от состава и качества патентного портфеля, включающего несколько сотен (иногда тысяч) единиц патентов и заявок на изобретения. Часто такую же задачу необходимо решать и в отношении портфелей, принадлежащих конкурентам, т.е. таких портфелей, полной информации о которых в свободном доступе нет.


В связи с острой актуальностью этих задач в США и Европе ведутся интенсивные разработки аналитических алгоритмов и программных комплексов, в которых формулируются новые подходы, основанные на исследованиях различных групп опосредованных факторов стоимости, в том числе информационных индикаторов, связанных с характеристиками патентов и выработанных практикой патентных систем. С помощью таких индикаторов разработчики пытаются вводить в расчеты, во-первых, наиболее явные факторы, имеющие связь с доходами или расходами компании. Как правило, их удается соотнести со стоимостью лицензионных роялти и других денежных потоков, генерируемых патентами. Во-вторых, используются некоторые не вполне очевидные и неявные факторы стоимости. Это направление исследований является более сложным и одновременно многообещающим.


В США на базе таких исследований созданы успешно действующие промышленные системы. В частности, одна из них создана старейшим патентным аналитическим и исследовательским институтом The Patent Board. С 1968 г. этот институт осуществляет независимые исследования характеристик патентов компаний и инвестиций в интеллектуальную собственность, а также разрабатывает инструменты и метрики для их оценки. Институт является официальным партнером The Wall Street Journal (WSJ), который еженедельно публикует колонку «Patent Scorecard» в разделе WSJ Market Data Center. Издание Intellectual Property Today ежемесячно публикует аналитические патентные обзоры института, а Национальный научный фонд США (National Science Foundation) использует его данные для анализа результатов НИОКР, проводимых федеральными научными центрами.


Методологической базой исследований является анализ прямых и обратных ссылок в патентной и научной литературе. На основе этих данных рассчитываются количественные индикаторы, характеризующие патентные портфели компаний в разрезе 17 отраслей промышленности.



Финансовая инженерия в экономике интеллектуальной собственности. Монография

Монография посвящена формированию нового раздела финансовой инженерии, связанного с конструированием и введением в финансовый оборот инструментов, базовым активом которых является интеллектуальная собственность. Впервые системная область физических средств, процессов и стратегий финансовой инженерии рассматривается исключительно с точки зрения управления специфическими рисками различных классов интеллектуальных активов. Значительное внимание уделено систематизации представлений об институциональной структуре рынка интеллектуальной собственности, имеющей большое значение для формирования устойчивого экономического оборота интеллектуальных активов.<br /> Для научных работников и специалистов в области финансовой инженерии, экономики интеллектуальной собственности, инвестиций, а также для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей вузов.

179
Экономика Воронов В.С. Финансовая инженерия в экономике интеллектуальной собственности. Монография

Экономика Воронов В.С. Финансовая инженерия в экономике интеллектуальной собственности. Монография

Экономика Воронов В.С. Финансовая инженерия в экономике интеллектуальной собственности. Монография

Монография посвящена формированию нового раздела финансовой инженерии, связанного с конструированием и введением в финансовый оборот инструментов, базовым активом которых является интеллектуальная собственность. Впервые системная область физических средств, процессов и стратегий финансовой инженерии рассматривается исключительно с точки зрения управления специфическими рисками различных классов интеллектуальных активов. Значительное внимание уделено систематизации представлений об институциональной структуре рынка интеллектуальной собственности, имеющей большое значение для формирования устойчивого экономического оборота интеллектуальных активов.<br /> Для научных работников и специалистов в области финансовой инженерии, экономики интеллектуальной собственности, инвестиций, а также для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей вузов.