Экономика Воронов В.С. Финансовая инженерия в экономике интеллектуальной собственности. Монография

Финансовая инженерия в экономике интеллектуальной собственности. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Экономика
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.03.2017
ISBN: 9785392243549
Язык:
Объем текста: 206 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Интеллектуальная собственность финансовой индустрии

Глава 2. Финансовые инструменты рынка интеллектуальной собственности

Глава 3. Финансовые институты рынка интеллектуальной собственности

Глава 4. Финансовая инженерия и активы авторского права

Глава 5. Формирование подходов к теории портфеля интеллектуальных активов

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
Финансовая инженерия и активы авторского права


4.1. Экономика культуры — источник новых классов активов для финансовой инженерии


Как было показано в предыдущей главе, в сфере управления рисками патентных активов финансовой инженерией уже накоплен значительный опыт, и на корпоративном уровне сформировалось устойчивое понятие «патентный агрегатор». Повышенное внимание к патентным активам объясняется тем, что они представляют основной интерес для крупных технологических компаний. Не случайно само понятие «Экономика интеллектуальной собственности» в научной литературе в большей степени ассоциируется именно с экономическим оборотом патентных активов.


Тем не менее, развитие новых методов ведения бизнеса, особенно в бурно развивающейся среде электронной коммерции позволило значительно увеличить экономический оборот других, не только патентных интеллектуальных активов. В реалиях последнего десятилетия это было связано еще и с тем, что в периоды кризисов инвесторы начинают обращать более пристальное внимание на защитные активы, менее подверженные воздействию финансовых рынков. Как известно, множество разновидностей таких активов, привлекательных для инвестирования, генерирует экономика культуры, но при этом почти каждая разновидность обладает индивидуальными (в том числе жанровыми) особенностями, требующими от инвесторов существенных дополнительных знаний. По этой причине коммерческий оборот объектов культуры всегда являлся обширной, но «непрозрачной» сферой деятельности для рядовых инвесторов.


В этой сфере в конце 2000-х гг. тоже произошел своего рода инвестиционный прорыв, который пока недостаточно осмыслен и освещен в экономической литературе. В результате этого прорыва в конкретных, четко обозначенных сегментах электронной коммерции сформировались совершенно новые институциональные группы финансовых посредников, оперирующих интеллектуальными активами авторского права.


В частности, большой интерес представляют финансовые модели молодых посреднических компаний, предлагающих потребителям широкий спектр услуг на рынках готовых изображений и видеозаписей (Stock Imagery); готовых звукозаписей и звуковых эффектов (Stock Audio). Сходную, но имеющую некоторые отличия модель создали агрегаторы авторских текстов и подобных им литературных произведений (Article Writing Services). Еще одна инновационная модель позиционирует себя как электронная S-коммерция (т.е. сервисная коммерция). Однако анализ ее деятельности также позволяет отнести ее к агрегаторам заказов (проектов), включающих как охраняемые, так и неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности, т.е., в конечном итоге — к агрегаторам сложных интеллектуальных активов. Из этого краткого перечня уже понятно, что в совокупности активы, о которых идет речь, составляют основную массу контента современного Интернета.


Отталкиваясь от свойств активов, можно отметить в деятельности таких компаний явное сходство с патентными агрегаторами, которое заключается как минимум в общем подходе к формированию сверхбольших портфелей интеллектуальных активов. Это сходство отнюдь не случайно, так как в экономической теории еще в начале 2000-х гг. были сделаны выводы о подобии экономических функций авторского права и патентов. В свою очередь, эти выводы опирались на более ранние исследования экономических свойств авторского права, или, в терминологии тех лет, «культурной интеллектуальной собственности».


В экономической и отраслевой литературе уже присутствует понятие агрегаторов продуктов и услуг, по большей части связанное с получением преимуществ (aggregation benefits) от концентрации различных видов продуктов и услуг «в одном окне». Это понятие обычно не связывают исключительно с продуктами интеллектуальной деятельности. Часто приводятся примеры таких посредников, работающих на рынках туристических, гостиничных, транспортных услуг, а также связанных с ними страховых, информационных и финансовых услуг.


В литературе, посвященной электронной коммерции, также известно понятие «агрегатор контента» (content aggregator). Так называют компьютерные приложения или сайты, использующие такие приложения для систематического сбора новостей или других тематически структурированных данных (погода, спорт, реклама и т. д.) с разных сайтов и публикации их на собственном сайте. По нашему мнению, это понятие является обобщенным, не учитывает многих отличительных особенностей конкретных категорий интеллектуальных активов и принципиально не указывает на их наличие.


Таким образом, более близкая по смыслу аналогия с патентными агрегаторами позволяет нам уверенно называть новых посредников агрегаторами интеллектуальных активов. Как будет показано ниже, объем портфеля одной компании такого типа сегодня может составлять десятки миллионов единиц активов. Тем не менее, имеются и существенные отличия таких компаний от патентных агрегаторов:


Во-первых, активы авторского права, особенно относящиеся к категории сток-арта, не имеют документарного титула интеллектуальной собственности в виде охранного документа, зарегистрированного, например, в государственном реестре патентного ведомства. В связи с этим юристы относят такие активы к группе нерегистрируемых объектов интеллектуальной собственности. Комплекс интеллектуальных прав автора на такой объект, безусловно, является менее определенным по сравнению с комплексом прав патенто­владельца.


Во-вторых, контроль соблюдения прав автора и прав копирования произведения (копирайта) в коммерческом обороте имеет сегодня более слабую законодательную поддержку, чем, например, контроль и исполнение патентных прав, зафиксированных патентными законами большинства стран мира.


Наконец, продажа прав (лицензий) на использование активов авторского права имеет другой рыночный механизм.


В данной главе мы попытаемся проанализировать сходства и различия бизнес-моделей новых киберпосредников. Попутно обратим внимание на то, что наиболее успешные из них уже вышли на финансовый рынок, т.е. из категории старт-апов перешли в корпоративный сектор экономики. В частности, в 2012 г. американская компания «Shutterstock» — крупнейший агрегатор изображений, провела успешное IPO на New York Stock Exchange (см. NYSE: SSTK), а английская «blur Group» (агрегатор проектов) провела IPO в сегменте альтернативных инвестиций Лондонской фондовой биржи (см. BLUR: LSE AIM). Как обычно, обратим особое внимание на риски, имеющие большое значение для инвесторов с точки зрения особенностей рассматриваемых базовых активов и быстро меняющихся тенденций развития малобюджетных рынков электронной коммерции. Этот вопрос особенно интересен в связи с упомянутыми успешными IPO молодых компаний — агрегаторов интеллектуальных активов.


4.2. Агрегаторы изображений и звуков


Попытка комплексного исследования рынка коммерческих цифровых изображений была впервые предпринята «Исследовательской группой по глобальному рынку стоковых изображений» (GSIM — Global Stock Image Market Research Group) Гейдельбергского университета (Германия, г. Гейдельберг). Результатом работы группы под руководством профессора Й. Глюклера (J. Glückler) стал фундаментальный обзор рынка в трех частях. Однако это исследование было направлено в первую очередь на выявление обобщенных характеристик отрасли, поэтому авторы не классифицировали компании, продающие изображения, в разрезе их моделей бизнеса. Кроме того, авторы были вынуждены отметить, что многие крупные микростоковые агентства (представляющие для нас наибольший интерес) не предоставили информацию, и эта проблема далее была отражена в разделе «Продажи» первой части отчета. Наконец, в силу отмеченной специфики авторы не касаются структурных особенностей организации оборота интеллектуальных активов этого класса и принципов управления рисками таких активов.


Еще одно релевантное исследование было выполнено почти синхронно в 2012 г. английской консалтинговой компанией LEK Consulting, LLC (http://www.lek.com) по заказу крупнейшего американского агрегатора изображений — компании Shutterstock, Inc.. В этом исследовании рынок цифровых коммерческих изображений более четко разделен на рынок заказной профессиональной фотографии (Custom Imagery Market), и рынок готовых изображений (Stock Imagery Market), а последний, в свою очередь, представлен основными моделями современных фотостоковых агентств. По оценкам LEK, совокупный объем мирового рынка коммерческих цифровых изображений в 2011 г. составил $11 млрд и к 2016 г. может достичь уровня $13 млрд. В этом объеме продажи микрофотостоков и остальных видов готовых изображений растут ежегодно на 15–20% и могут достичь к 2016 г. уровня $3,5 млрд.


Наконец, еще одним неформальным, но весьма интересным источником информации являются ежегодные опросы читателей профессионального журнала дизайнеров GDUSA (Graphic Design USA). Читатели журнала относятся к категории профессиональных покупателей цифровых изображений, поэтому их мнение дает хорошее представление о восприятии рынка потребителями. В частности, опросы за последние годы неизменно подтверждают, что дизайнеры предпочитают приобретать готовые изображения именно в микрофотостоковых агентствах (более 90% опрошенных), используя при этом модель «по подписке» (более 70%), причем более 30% из них приобретают 100 и более изображений в год.


Для того чтобы оценить положение агрегаторов изображений на финансовом рынке, рассмотрим основные принципы организации коммерческого оборота и модели лицензирования изображений, применяемые в отрасли.


Коммерческий оборот и модели лицензирования изображений


По законодательству большинства стран мира фотоизображения относятся к охраняемым объектам авторских прав. Стоит напомнить, что к авторским правам в целом относятся права интеллектуальной собственности на произведения науки, литературы и искусства. Особенности реализации авторских прав на территории каждого государства определяются конкретными пунктами законодательных актов и международных соглашений в области интеллектуальной собственности.


В частности, в России ст. 1259 четвертой части Гражданского кодекса РФ (ГКРФ) устанавливает, что независимо от достоинств и назначения, а также от способа выражения, фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, относятся к объектам авторских прав. Это означает, что в соответствии со статьей 1225 ГКРФ такие произведения, так же как изобретения и другая интеллектуальная собственность, относятся к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности. Однако в отличие от изобретений, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения в государственном реестре или соблюдение иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГКРФ).


Кроме того, в отношении изображений весьма существенным является то, что к объектам авторских прав также относятся:


• производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения;


• составные произведения, т.е. произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов (п. 2 ст. 1259; ст. 1260 ГКРФ).


Типичными примерами производных произведений являются фотомонтажи и фотоколлажи, изготовленные с помощью современных компьютерных графических программ. Составными произведениями являются, например, тематические фотоальбомы.


Отметим, что аналогичный подход к охране авторских прав на изображения закреплен в гражданском законодательстве США и Германии. Некоторые различия имеются лишь в трактовке особенностей изображений, непосредственно полученных с помощью фотографических методов, и изображений, синтезированных с помощью компьютера.


В международной и российской практике давно сформировались способы продажи (уступки) прав на готовые авторские изображения на основе договора с автором или правообладателем, а именно: (1) исключительного или неисключительного лицензионного договора на право использования изображения, или (2) договора об отчуждении исключительного права на изображение в полном объеме. Если заказчику требуются новые изображения, то они обычно создаются на основе договора авторского заказа.


На международном рынке преимущественно практикуют два основных вида лицензий на использование готовых фотоизображений. Сокращенно их называют лицензиями типа RF (Royalty Free — без отчислений роялти) и RM (Right Managed — с управлением правами на изображение).


Лицензии типа RF обычно приобретаются небольшими рекламными агентствами для использования изображений в проектах с невысоким бюджетом или в качестве иллюстраций в корпоративных буклетах, брошюрах, журналах, отчетах и на страницах веб-сайтов. Согласно данной модели лицензирования, покупатель, сделав единовременное авторское отчисление, может использовать изображение на протяжении неограниченного времени неограниченное количество раз. На практике количественные ограничения все же устанавливаются, но лимиты обычно бывают достаточно большими, например, 250 или 500 тыс. раз. Покупатель не получает авторские права на изображение по такой лицензии.


Лицензия типа RM является более дорогостоящей и предоставляет покупателю ограниченные или исключительные права на использование изображения, например, в течение определенного срока, на фиксированный тираж, на определенных видах продукции. Преимуществом изображения RM является возможность его эксклюзивного приобретения. Традиционные агентства и фотобанки (см. ниже), продающие такие лицензии, сохраняют информацию обо всех предыдущих покупках, что позволяет отследить, когда, кем и где данное изображение было использовано.


Формы договоров, а также виды, содержание и границы применимости лицензий на использование изображений не являются жестко фиксированными. Эти параметры сформировались в процессе долгой истории рыночных отношений в отрасли, и юридической практики, которая является предметом постоянного внимания профессиональных объединений. В Европе одной из таких организаций является Центр фотоиндустрии (CEPIC — Centre of Picture Industry), в США — Американское общество медиа-фотографов (ASMP — American Society of Media Photographers) и другие союзы.


Коммерческий оборот цифровых изображений, включающих не только фотографии, но и синтезированные растровые и векторные изображения (иллюстрации), созданные с помощью различных компьютерных программных средств, занимает существенную долю современного рынка интеллектуальной собственности. В соответствии с упомянутой выше договорной практикой рынок коммерческих изображений в целом делят на (1) рынок заказной профессиональной фотографии (Custom Imagery Market), и (2) рынок готовых изображений (Stock Imagery Market). В свою очередь, рынок готовых изображений делят на три сегмента, характеристики которых приведены в таблице 4.2.1.


Таблица 4.2.1


Характеристика сегментов рынка готовых изображений (Stock Imagery)


Сегменты рынка готовых изображений

Характеристика сегмента

1

Традиционные фотостоковые агентства

Отлаженные связи авторов с потребителями, договорные цены. Группы профессиональных авторов, работающие эксклюзивно для одного агентства, часто на штатной основе

2

Микрофотостоковые агентства

Самостоятельный доступ покупателей к базам изображений по сетям электронной коммерции. Фиксированные цены, простой и недорогой процесс лицензирования, большое количество поставщиков (авторов) со всего света

3

Поставщики остальных видов готовых изображений

Растровые и векторные иллюстрации, создаваемые графическими дизайнерами, а также видеоклипы


Источник: составлено автором по материалам LEK и Shutterstock.


Готовые растровые, векторные иллюстрации и видеоклипы чаще всего являются частью коллекций микрофотостоков. Кроме того, многие фотостоки агрегируют в свои коллекции также и портфели готовых звуковых файлов. Это объясняется близким подобием основных свойств и принципов коммерческого оборота готовых цифровых файлов изображений и звуков (в отличие, например, от текстовых файлов).


Еще раз подчеркнем, что в данном разделе мы рассматриваем именно второй сегмент рынка готовых коммерческих изображений.


Роль микростоков в развитии RF-лицензирования


До начала «цифровой эры» (т.е. до 90-х гг. ХХ столетия) хранение и распространение обычных (аналоговых) высококачественных фотографий на негативах и бумажных носителях было сопряжено с большими материальными затратами. Посредничество в этом бизнесе в основном брали на себя подразделения крупных издательских компаний, которые постепенно сформировали первый сегмент — рынок традиционных фотостоковых агентств, также называемых «классическими» фотобанками.


В начале 90-х гг. прошлого столетия фотостоки выпустили в свободную продажу первые поколения компакт-дисков (CD) с библиотеками изображений, записанных в цифровых форматах. Библиотеки пользовались хорошим спросом, и этот бизнес стал быстро расширяться. Почти одновременно развивался Интернет, и к началу 2000-х гг. его возможности уже позволяли пересылать оцифрованные изображения по электронной почте. С каждым годом максимальный размер пересылаемых файлов увеличивался, что позволило, наконец, перейти к онлайн-продаже изображений. Издержки ведения такого фотобизнеса значительно уменьшились в связи с тем, что:


1. Изображения более не требовалось отсылать покупателям на негативах и CD-дисках, так как стало возможным мгновенно передавать их через Интернет;


2. Печатные каталоги стали ненужными и перестали выпускаться, что позволило ограничить затраты на их издание и пересылку (доставку) клиентам;


3. Развитие цифровых фотокамер устранило необходимость сканирования и оцифровки изображений, получаемых на физических носителях — фотопластинках и фотопленке;


4. Фотоагентства прекратили делать цветовую и тоновую коррекцию, и потребовали от фотографов предоставлять полностью готовые к продаже изображения, отказывая в противном случае в их приемке. То же относится и к атрибутированию изображения, т.е. к составлению описания и списка ключевых слов, необходимых для быстрого поиска изображения в электронных базах данных;


5. Затраты на хранение и передачу цифровых данных также существенно снизились.


Развитие Интернета значительно расширило поле деятельности всех видов фотоагентств, являющихся, по нашей классификации, агрегаторами готовых авторских изображений. Расширились и возможности фотобизнеса в целом, так как одновременное широкое распространение цифровой и компьютерной техники позволило быстро генерировать огромное количество цифровых изображений. Появилось множество фотосайтов, сетевых фотоклубов, фотообменных (файлообменных) сервисов.


Именно такой сайт стал прообразом современных моделей фотостоковых агентств второго сегмента — «микрофотостоков» (см. рис. 4.2.1). Пионером отрасли считается онлайн-сообщество Istockphoto, образованное в 2000 г. сначала для бесплатного обмена цифровыми фотографиями ВЕБ-дизайнеров со своими коллегами. Однако база собственных изображений компании выросла так быстро, что вскоре потребовались существенные финансовые затраты на оплату хостинга сайта и организацию хорошего поискового сервиса. Для компенсации этих затрат Б. Ливингстон (B. Livingstone), бывший сотрудник компании Image Club Graphics и основатель сообщества, одним из первых установил небольшую символическую плату за возможность копирования («скачивания») изображений.


В современном понимании это и была плата за RF-лицензию на использование изображений. Сервис был организован так, что при оплате покупателем загрузки каждого изображения часть суммы поступала автору, а часть — в пользу сообщества Istockphoto. Первая важнейшая особенность этой модели заключалась в том, что любое изображение могло копироваться по такой схеме неограниченное количество раз.


Вторая особенность заключается в том, что стоимость RF-лицензии на использование одного изображения была и остается до настоящего времени очень низкой. В частности, например, информация на сайтах: http://www.shutterstock.com/Subscribe; http://www.dreamstime.com/credits; http://www.fotolia.com/info/Subscription и др., говорит о том, что у ведущих микрофотостоков (особенно при продаже по подписке) она составляет для конечного покупателя $1–2.


При этом автор изображения получает от каждой продажи совсем небольшую сумму, обычно равную $0,25–0,4. Именно поэтому агрегаторов подобного типа называют микростоками, а также микропейментовыми компаниями (от английского Micropayment — микроплатеж). Однако практика показала, что в случае коммерческого успеха конкретного изображения количество проданных лицензий (оплаченных копий) может достичь десятков и сотен тысяч раз, и авторам становится выгодным такое сотрудничество с агрегатором.



Рис. 4.2.1. Принципиальная схема работы микростоковой компании — агрегатора авторских изображений


Коммерческий успех проекта Istockphoto был настолько быстрым и наглядным, что подобные компании стали создаваться по всему миру по нескольку десятков в год. Вслед за универсальными микростоками появились специализированные, формирующие базы изображений по более узкой тематике, связанной с конкретными странами, областями техники (например, морские суда, автомобили, авиация, железные дороги), видами изобразительных искусств.


Причиной успеха, с одной стороны, была острая потребность множества новых пользователей Интернета в дешевых изображениях. Дело в том, что для оформления Интернет-сайтов, презентаций, или рекламных баннеров не нужны фотографии (изображения) с высоким физическим разрешением, которые могут стоить сотни долларов в традиционных фотоагентствах. Поэтому основными покупателями на микростоках стали ВЕБ-дизайнеры, рекламные и маркетинговые компании, изготовители ВЕБ-контента, которым изображения чаще требуются лишь как исходные заготовки для собственных проектов (например, для изготовления производных и составных произведений). Как правило, бюджеты таких проектов невысоки и не позволяют проводить заказную натурную или студийную фотосъемку, а тем более покупать RM-лицензии на дорогостоящие высокохудожественные изображения.


С другой стороны, многочисленные профессиональные фотографы, фотолюбители и графические дизайнеры, овладевшие цифровой техникой, получили хорошую возможность зарабатывать на рынке изображений. Кроме того, в конце 2000-х гг. многие ведущие микростоковые компании приступили также к продаже «футажей» (Footage) — коротких видеосюжетов продолжительностью начиная всего от нескольких секунд. Это направление также стремительно набирает обороты, поскольку видеоматериал становится все более востребованным в Интернете. Принцип ценообразования и продажи при этом остался таким же, как и для обычных изображений. С профессиональной точки зрения этот процесс привлек к фотостокам еще одну творческую категорию авторов — видеографов.



Финансовая инженерия в экономике интеллектуальной собственности. Монография

Монография посвящена формированию нового раздела финансовой инженерии, связанного с конструированием и введением в финансовый оборот инструментов, базовым активом которых является интеллектуальная собственность. Впервые системная область физических средств, процессов и стратегий финансовой инженерии рассматривается исключительно с точки зрения управления специфическими рисками различных классов интеллектуальных активов. Значительное внимание уделено систематизации представлений об институциональной структуре рынка интеллектуальной собственности, имеющей большое значение для формирования устойчивого экономического оборота интеллектуальных активов.<br /> Для научных работников и специалистов в области финансовой инженерии, экономики интеллектуальной собственности, инвестиций, а также для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей вузов.

179
Экономика Воронов В.С. Финансовая инженерия в экономике интеллектуальной собственности. Монография

Экономика Воронов В.С. Финансовая инженерия в экономике интеллектуальной собственности. Монография

Экономика Воронов В.С. Финансовая инженерия в экономике интеллектуальной собственности. Монография

Монография посвящена формированию нового раздела финансовой инженерии, связанного с конструированием и введением в финансовый оборот инструментов, базовым активом которых является интеллектуальная собственность. Впервые системная область физических средств, процессов и стратегий финансовой инженерии рассматривается исключительно с точки зрения управления специфическими рисками различных классов интеллектуальных активов. Значительное внимание уделено систематизации представлений об институциональной структуре рынка интеллектуальной собственности, имеющей большое значение для формирования устойчивого экономического оборота интеллектуальных активов.<br /> Для научных работников и специалистов в области финансовой инженерии, экономики интеллектуальной собственности, инвестиций, а также для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей вузов.