Философия Ивин А.А. Философское исследование науки

Философское исследование науки

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 15.08.2015
ISBN: 9785392189748
Язык:
Объем текста: 603 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава I. Наука, паранаука и псевдонаука

Глава II. Научный метод

Глава III. Научные категории

Глава IV. Идеалы науки

Глава V. Нормы науки

Глава VI. Научное обоснование

Глава VII. Контекстуальное обоснование

Глава VIII. Научная критика

Глава IX. Многообразие ценностей

Глава X. Ценности в науке

Глава XI. Объяснение, предсказание, понимание

Глава XII. Проблемные ситуации

Глава XIII. Наука и общество

Глава XIV. Типы социальных теорий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава IX.
МНОГООБРАЗИЕ ЦЕННОСТЕЙ


§ 1. О понятии ценности


Тема ценностей в научном познании уже затрагивалась при обсуждении научного метода, идеалов и норм науки. Теперь проблема внешних и внутренних ценностей научных теорий и прежде всего – наук о культуре будет рассмотрена более подробно. Предварительно необходимо остановиться на самом понятии ценности и на тех многообразных формах, в которых они входят в науку.


Существуют два противоположных отношения мысли и действительности: истинностное и ценностное. При первом отношении (его можно отнести к пассивным употреблениям языка) за исходное принимается действительность и мысль должна быть приведена в соответствие с нею. В случае ценностного отношения, которое относится к активным употреблениям, исходным пунктом является уже не действительность, а мысль, и в случае их расхождения действительность следует привести в соответствие с мыслью.


То, что пассивное и активное отношение между мыслью и действительностью является противоположностью, означает, что смысл понятия истины не может быть раскрыт без противопоставления истине (позитивной) ценности. И, соответственно, понимание смысла (позитивной) ценности требует знания смысла понятия истины. Пытаться определить истину, не противопоставляя ее ценности, все равно, что надеяться понять, чем является гладкое, не представляя, что такое шероховатое, или понять, что такое вареное, не зная, что существует также сырое.


Центральный момент всякого рассуждения о ценностях – это определение самого понятия ценности. Как раз этот момент чаще всего остается в тени, и разговор ведется так, как если бы каждому было заранее известно, что представляют собой ценности и чем суждение ценности отличается от описания. Такой разговор неизбежно оказывается до крайности аморфным и бездоказательным.


С отсутствием строгого определения ценности связано и нередко чрезмерно расширительное истолкование ценностных суждений, в частности отождествление результата любого акта суждений с ценностным суждением. Это имеет место тогда, когда ценность трактуется чисто количественно или в качестве оценочного рассматривают суждение о любом свойстве, например суждение о цвете. Трудности, связанные с определением и обоснованием ценностных суждений, являются обычным предлогом для того, чтобы объявить их ненадежными и нестрогими и усомниться в правомерности их употребления в науке.


Категория ценности столь же универсальна, как и категория истины. Ценности – необходимый элемент любой деятельности, а значит и всей человеческой жизни, в каких бы формах она ни протекала. Всякая деятельность неразрывно связана с постановкой целей, следованием нормам и правилам, систематизацией и иерархизацией рассматриваемых и преобразуемых объектов, подведением их под образцы, отделением важного и фундаментального от менее существенного и второстепенного и т. д. Все эти понятия – «цель», «норма», «правило», «система», «иерархия», «образец», «фундаментальное», «второстепенное» и т. п. – являются ценностными или имеют важное оценочное содержание.


Вопрос о соотношении истины и ценности является одним из аспектов более общей проблемы взаимосвязи созерцания и действия, теории и практики. Истинностный и ценностный подходы взаимно дополняют друг друга, и один из них не может быть сведен к другому или замещен им.


Три основных значения понятия «ценность». Как уже отмечалось, для понятия «ценность» характерна явно выраженная многозначность. Ценностью может называться любой из тех трех элементов, из которых обычно складывается ситуация оценивания: оцениваемый предмет; образец, нередко лежащий в основе оценки; отношение соответствия оцениваемого объекта к утверждению о том, каким он должен быть. Например, если человек отказывается от участия в выборах, ценностью может считаться или само действие неучастия в выборах, или тот идеал, который требует в определенных условиях отказываться от своего права избирать, или, наконец, соответствие ситуации подразумеваемому или формулируемому явно принципу, что участие в выборах ничего не дает и им следует пренебречь.


Первое значение ценности характерно для обычного употребления языка. Большинство определений ценности ориентируется именно на это значение: ценностью объявляется предмет некоторого желания, стремления или, короче, объект, значимый для человека или группы лиц. Второе значение ценности чаще всего используется в философской теории ценностей (аксиологии), в социологии и вообще в теоретических рассуждениях о ценностях. В этом смысле говорят об «этических ценностях», «эстетических ценностях», «ценностях культуры» (гуманизм, демократия, автономия и суверенитет индивида и т. д.). Ценность, как говорят, например социологи, – это приобретенное, усвоенное из опыта обобщенное и стабильное понятие о том, что является желательным; это – тенденция и критерий постановки целей и результатов действия. Каждое общество имеет четко определенные главные ценности, с которыми члены этого общества в целом согласны.


Вместе с тем при истолковании ценностей нужно учитывать, что большинство реальных оценок не опираются на какие-либо образцы, или идеалы. Для многих объектов устоявшиеся образцы просто отсутствуют. Что такое «хорошая планета» или «хорошая элементарная частица»? Для планет и элементарных частиц нет стандартов, говорящих о том, какими должны эти объекты.


Ценности не существуют вне ситуации оценивания (реального или потенциального), так же как истинность невозможна вне описания реальности. Далее, в каждой новой ситуации человек не только оценивает, но и уточняет, конкретизирует или пересматривает тот образец, на основе которого принято выносить оценочное суждение о рассматриваемых объектах. Сами образцы, имеющие обычно социальный характер, формируются в процессе оценивания и являются всего лишь своеобразным экстрактом из него. Если бы это было не так, невозможно было бы понять, откуда появляются образцы и почему они изменяются со временем. Рассуждения об особом «мире ценностей», о критическом исследовании неких «общеобязательных ценностей», по-разному проявляющихся в разных обществах и в разные эпохи – результат отрыва ценностей от реальных процессов оценивания, в ходе которых ценности формируются и изменяются. Можно говорить об особом «мире образцов», но лишь предполагая, что он является всего лишь надстройкой над человеческой деятельностью и тем реальным оцениванием, без которого невозможна последняя.


Проблема истинности оценок. Из противопоставления истины и ценности следует важный вывод: оценки (а значит и нормы) не имеют истинностного значения, они не могут быть истинными или ложными. Истина и ценность – две полярные и вместе с тем взаимодополняющие категории. Истина характеризует отношение между описательным высказыванием и действительностью. Оценки не являются дескриптивными. Они употребляются для целей, отличных от описания, и описывают постольку, поскольку это необходимо для выполнения основной функции – оценивания.


Приписывание оценкам истинностного значения связано с подменой их некоторыми иными выражениями, способными быть истинными или ложными. Чаще всего оценки неосознанно подменяются утверждениями об их общепринятости, существовании, эффективности и т. п. Например, оценка «Хорошо, если научная теория соответствует всем фактам» может рассматриваться как истинная только потому, что по распространенному убеждению согласие теории со всеми относящимися к описываемой ею области явлений фактами действительно является позитивно ценным.


Утверждения, описывающие те или иные особенности оценок или их употребления, являются, конечно, истинными или ложными. Но из этого вовсе не следует, что истинностное значение присуще и самим обсуждаемым оценкам.


Инструментальная (утилитарная) оценка приписывает предмету ценность, принимая во внимание его связи с другими вещами. Такого рода оценки нередко относят к истинным, если они действительно способствуют достижению ценного самого по себе (внутренне ценного) состояния. Утилитарная оценка слагается из утверждения об эмпирическом законе и собственно оценки. Первое является, конечно, истинным или ложным. Подмена им всей утилитарной оценки способна внушить ошибочное представление, будто инструментальная оценка, взятая как целое, способна быть истинной или ложной.


Вопрос о том, приложимы к оценкам термины «истинно» и «ложно» или нет, был и остается предметом оживленных споров. Во многом они связаны с тем, что значительное число выражений языка имеет отчетливо выраженный двойственный, описательно-оценочный характер.


§ 2. Виды оценок


Оценочное высказывание – высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта исходя из определенной точки зрения. Все оценочные высказывания делятся на абсолютные и сравнительные. Первые формулируются с использованием терминов «хорошо», «плохо», «(оценочно) безразлично» или их аналогов; во вторых употребляются термины «лучше», «хуже», «равноценно» и т. п. Примеры абсолютных оценок: «Хорошо, что существует прогресс научного знания», «Плохо, когда что содержание углекислого газа в атмосфере постоянно растет», «Безразлично, какой язык используется в научном сообщении». Примеры сравнительных оценок, называемых также предпочтениями: «Лучше использовать в качестве горючего для двигателей внутреннего сгорания водород, чем бензин»», «Несвободная экономика хуже по своим результатам, чем свободная», «Давать невыполнимые обещания равносильно тому, что вообще ничего не обещать».


Способы выражения оценок в языке чрезвычайно разнообразны. В оценках часто используются не только указанные оценочные понятия, но также понятия «позитивно ценно», «негативно ценно», «добро», «зло», «предпочтительнее», «должно быть»: «Ученый должен быть критичным»; «Опытный исследователь предпочтительнее неопытного» и т. п.


К выражениям оценочного характера относятся, кроме явных, или прямых, оценок, также всякого рода стандарты, правила, образцы, идеалы, утверждения о целях, конвекции, аналитические высказывания, номинальные определения и т. п. Очевиден оценочный характер традиций, советов, пожеланий, методологических и иных требований, предостережений, просьб, обещаний и т. п.


Вопросы, имеющие характер требований или рекомендаций предоставить определенную информацию, также содержат неявно оценку. Оценки входят неявно и в утилитарные (или инструментальные) оценки, устанавливающие цели и указывающие средства для их достижения.


Говоря о формах, в которых воплощается ценностное отношение, нужно отметить, что многие понятия как обычного языка, так и языка науки, имеют явную оценочную окраску. Их иногда называют оценочными, или хвалебными, круг их широк и не имеет четких границ. В числе таких понятий «наука» как противоположность мистике и иррационализму, «значение» как противоположность слепой вере, «теория», «труд», «рациональность», «факт» и т. д. Сами понятия «истина» и «ценность» имеют в большинстве своих употреблений явный оценочный оттенок. Введение оценочных понятий редко обходится без одновременного привнесения неявных оценок.


Но ценности входят в рассуждение не только с особыми «оценочными» словами. Любое слово, сопряженное с каким-то устоявшимся стандартом – а таких слов в языке большинство – вводит при своем употреблении неявную оценку. «…Слова суть этикетки. Поэтому, ища их, обретаешь и вещи». Таким образом, не только «оценочные», но и, казалось бы, оценочно нейтральные слова способны выражать ценностное отношение. Это делает грань между описательной и оценочной функциями языковых выражений особенно зыбкой и неустойчивой. Вне контекста употребления выражения, как правило, невозможно установить, описывает ли оно или оценивает или же делает и то и другое сразу.


Чистые оценки и чистые нормы не так часты, как это обычно представляется. Гораздо более употребительны двойственные, описательно-оценочные (дескриптивно-прескриптивные) выражения. В зависимости от ситуации своего использования они или описывают, или оценивают, но нередко даже знание ситуации не позволяет с уверенностью сказать, какую из этих двух функций выполняет рассматриваемое высказывание.




Философское исследование науки

В книге обсуждаются основные идеи и проблемы современной философии науки. Особое внимание уделяется развитию науки, анализу научного метода, описанию научных категорий, идеалов и норм науки, научному обоснованию и научной критике, ценностям в научном познании, операциям объяснения, предсказания и понимания. На материале наук о природе и наук о культуре анализируются такие понятия, как наука, паранаука и псевдонаука, научная теория, научный закон, причинность, истина, объективность и др. Подробно рассматриваются проблемы философии гуманитарных и социальных наук.<br /> Книга рассчитана на философов, ученых и всех тех, кто интересуется развитием науки, основными особенностями научного познания и ролью науки в современном обществе.

249
Философия Ивин А.А. Философское исследование науки

Философия Ивин А.А. Философское исследование науки

Философия Ивин А.А. Философское исследование науки

В книге обсуждаются основные идеи и проблемы современной философии науки. Особое внимание уделяется развитию науки, анализу научного метода, описанию научных категорий, идеалов и норм науки, научному обоснованию и научной критике, ценностям в научном познании, операциям объяснения, предсказания и понимания. На материале наук о природе и наук о культуре анализируются такие понятия, как наука, паранаука и псевдонаука, научная теория, научный закон, причинность, истина, объективность и др. Подробно рассматриваются проблемы философии гуманитарных и социальных наук.<br /> Книга рассчитана на философов, ученых и всех тех, кто интересуется развитием науки, основными особенностями научного познания и ролью науки в современном обществе.

Внимание! Авторские права на книгу "Философское исследование науки" (Ивин А.А.) охраняются законодательством!