Философия Ивин А.А., Никитина И.П. Философия науки. Учебное пособие

Философия науки. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392197644
Язык:
Объем текста: 408 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Современная наука

Глава 2. Категории науки

Глава 3. Научный метод

Глава 4. Нормы и идеалы науки

Глава 5. Операции объяснения и понимания

Глава 6. Научные проблемы

Глава 7. Научная критика

Глава 8. Научное обоснование

Глава 9. Требования к языку науки

Глава 10. Эволюция научных теорий

Глава 11. Философия экономической науки

Глава 12. Философия права

Глава 13. Философия наук об искусстве

Глава 14. Наука и общество



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 12.
Философия права


1. Задачи философии права


Право представляет собой систему норм и отношений, охраняемых силой государства. Право обусловлено экономическим строем общества, его социально-экономической структурой. Можно сказать, что оно является социально детерминированным. В системе обусловливающих право и воздействующих на него факторов государственная власть играет особую, конститутивную роль, так как без нее социальные нормы и отношения не могут приобрести общеобязательного характера.


Философия права — раздел философии, исследующий наиболее общие теоретико-мировоззренческие проблемы правоведения и государствоведения.


Философия права длительное время существовала как составная часть философских систем. Уже в античности активно обсуждались такие проблемы философии права, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. (Сократ, Платон, Аристотель и др.). В период Просвещения сложилась концепция естественного права, согласно которой право заложено в самой сущности человека, так что во всех людях действует один и тот же мировой разум. Естественное право одинаково для всех, независимо от времени и места (Г. Гроций, Т. Гоббс, Г. В. Лейбниц и др.). В ХIХ в. такое понимание права отступило на второй план в результате соперничества с исторической школой права, признававшей только право, установленное законами и в законах осуществляющееся («позитивное право»).


В дальнейшем рассматриваются отдельные важные проблемы философии права: соотношение права и справедливости, права и власти, структура норм права и их связь с другими нормами, связи правовых норм, как и норм вообще, с оценками и фактами, двойственный, описательно-оценочный характер норм права.


2. Государство и власть


Власть — это способность того, кто ею обладает (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства), навязывать свою волю другим людям, распоряжаться ими и управлять их действиями, используя при этом насильственные или ненасильственные средства и методы. Власть нельзя свести всецело к функции насилия, поскольку имеются различные формы ее проявления и функционирования: насилие и принуждение, наказание и поощрение, контроль и управление, соперничество и сотрудничество.


В марксистской социальной философии власть рассматривается как структурное социальное отношение, существующее независимо от воли индивидов. Она сконцентрирована в пределах правящего класса и не может быть отделена от экономических и классовых отношений.


При более широком подходе к власти, характерном в особенности для американской социологии, власть не обязательно предполагает конфликт и принуждение, а понимается как особого рода влияние, т. е. способность одного индивида изменять поведение другого, как позитивная социальная устремленность к достижению целей сообщества. Власть, говорит Т. Парсонс, занимает в анализе политических систем место, во многом сходное с тем, какое занимают деньги в экономических системах, и выступает как обобщенная способность обеспечивать достижение общей цели социальной системы. Власть выполняет функции по регулированию групповых конфликтов и осуществлению коммуникации внутри социальной системы. Будучи одним из «платежных средств» в политике, власть применяется там, где не срабатывают другие формы влияния или оказывается неосуществимым добровольное согласование действий. Сложность феномена власти объясняется в первую очередь тем, что она оказывается одновременно интенциональной, что вызвано направленностью сторон властных отношений на взаимодействие, и структурной, в силу закрепленности позиции этих сторон в определенной системе власти. Власть является чем-то, открывающим возможности и вместе с тем принудительным.


Государство как власть — это не только насилие или угроза применения насилия, наказание и конфликт, но и сотрудничество, обмен, вознаграждения, обещания и т. д. Хотя государственную власть нельзя свести полностью к функции насилия, насилие — необходимое средство государства.


Государство неразделимо с насилием. Еще Т. Гоббс, продолжая традицию Н. Макиавелли, считал главным признаком государства монополию на принуждение и насилие. В дальнейшем это положение детально развил М. Вебер. Он полагал, что государство нельзя определить путем указания его целей или ссылки на то, что оно делает. Государства чересчур разнообразны для того, чтобы удалось показать, что какая-то конкретная задача или функция специфична для них. Отличительную особенность государства нужно искать в тех средствах, которые оно использует. Такой особенностью является, по Веберу, принадлежащая государству «монополия легитимного физического насилия». Государство — единственный источник права на насилие; другие организации и отдельные лица получают такое право лишь в той мере, в какой это допускается государством. Исходя из этого, Вебер рассматривает государство как отношение господства людей над людьми, опирающегося на легитимное, считающееся законным насилие как средство.


3. Справедливость и право


Понятие справедливости — одно из центральных в социальной жизни. Современный французский философ П. Рикёр определяет человека как существо, стремящееся к справедливости. Главное достоинство мышления — истина, главное достоинство социальных установлений — справедливость. Как связаны между собой философские концепции справедливости с теоретической юриспруденцией? Это — одна из самых старых и сложных проблем данных наук.


Еще Сократ высказывал убеждение, что ничего нельзя ставить выше справедливости — ни детей, ни жизнь, ни что-либо еще. Но уже Аристотель замечал, что все люди высоко ценят справедливость, но каждый понимает ее по-своему. Сократ говорил, что право должно быть справедливым. Аристотель не раз обращался к определению справедливости и к уяснению роли этого понятия в теории права. Он различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Однако этим он не ограничивался, утверждая, что государственным благом является справедливость, т. е. то, что служит общей пользе. Для Аристотеля важнейший аспект справедливости — общее благо. Наряду с этим он подчеркивал связь справедливости с равенством: справедливость есть некоторого рода равенство — равные должны иметь равное. Позднее в христианстве это положение было выражено в виде требования «воздаяния каждому в соответствии с тем, что ему надлежит», или «равным — равное». Аристотель настаивал, что справедливость может быть и неравной: равенство справедливо для равных, а неравенство — для неравных. Безусловно, справедливым может быть только равенство по достоинству, представляющее собой вариант распределяющей справедливости. Последняя должна доминировать в сфере политики. Политика, по Аристотелю, — одна из важнейших сфер осуществления справедливости. К связи справедливого и политического он обращается постоянно. Устойчивым государственным строем, говорит он, бывает единственно такой, при котором осуществляется равенство в соответствии с достоинством и при котором каждый пользуется тем, что ему принадлежит. Этим Аристотель не ограничивается: государственным благом, — говорит он, — является справедливость, т. е. то, что служит общей пользе. Равномерно правильное имеет в виду выгоду для всего государства и общее благо всех граждан.


Итак, для Аристотеля важнейший аспект справедливости — общее благо. Можно сказать, что Аристотелем были заложены основы понимания справедливости: чрезмерный эгоизм несправедлив; справедлива забота о чужом и общем благе. Аристотель нe отождествляет справедливость с определенной формой государства, но он формулирует принцип хорошего, т. е. справедливого, государственного порядка: наилучшее существование как для каждого гражданина в отдельности, так и вообще для государств есть то, при котором добродетель настолько обеспечена внешними благами, что вследствие этого оказывается возможным поступать в своей деятельности согласно требованиям добродетели.


Гораздо позднее, уже в ХIХ в. английский философ И. Бентам назвал этот принцип «совпадением интересов»: добродетель в государстве должна быть выгодной и гражданам, и должностным лицам; учреждения должны быть устроены так, чтобы, стремясь к собственному благу, правители не могли бы в то же время не служить общему благу (по Бентаму: наибольшему счастью наибольшего числа людей).


Понятие справедливости играет существенную роль в морали, праве, экономике, политике, идеологии и т. д. В отечественной литературе не так давно доминировали две точки зрения. Одна из них отождествляла справедливость и право, другая — сводила все виды справедливости к моральной справедливости. На наш взгляд, обе эти позиции являются чрезмерно узкими и искажают смысл понятия справедливости.


Например, В. С. Нерсесянц отождествляет право и справедливость. Понимание права как равенства (как общего масштаба и равной меры свободы людей), говорит он, включает в себя и справедливость. В контексте различения права и закона это означает, что справедливость входит в понятие права, что право, по определению, справедливо, а справедливость — внутреннее свойство и качество права. Оно — категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т. д.). Поэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости закона — это по существу вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву. Право (уже по понятию) всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире. Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости — значит действовать правомерно. Справедливость — это самооценка права и потому правовая оценка всего остального, неправового.


Эта странная точка зрения провозглашает право высшей ценностью, низводя справедливость до уровня одного из его свойств. В дальнейшем оказывается, что не только справедливость, но и равенство и свобода считаются невозможными без права. Право оказывается, таким образом, первоосновой социального мира.


Понятно, что такая позиция не согласуется с реальным положением вещей. В современном мире существует более двухсот государств. Каждое из них имеет свою систему права. Означает ли это, что каждая система права отвечает требованиям справедливости? Нет, конечно. Если бы это было так, в самом понятии справедливости не было бы нужды. Более того, с тех пор как стали возникать государства, формировались самые разные правовые системы. Значит ли это, что все, когда-либо существовавшие общества являлись справедливыми? Если бы это было так, в представлении о справедливости тем более не было бы никакого смысла.


М. Н. Марченко пишет о попытках определить право как «нормативно закрепленную справедливость», что ссылки на моральные категории справедливости, добра и зла важны при определении морали, но не самого права. Справедливость, добро, зло не имеют какого-либо отношения к праву и правовой теории. Ранее Г. Кельзен постоянно повторял, что моральные ценности, в том числе справедливость, при всей своей необходимости представляют собой иррациональный идеал. Для права же характерна антиидеологическая направленность. Справедливость — требование морали, но не права.


Обе эти позиции несостоятельны. Гораздо ближе к истине были античные философы, утверждавшие, что право должно быть справедливым, точно так же как справедливой должна быть мораль.


Справедливость и общее благо


Мысль о совпадении справедливости и общего блага прошла сквозь тысячелетия. Ее использует Дж. Ролз, выпустивший в 1972 г. книгу «Теория справедливости». Его интересует справедливость прежде всего как политическая и социальная категория, а не как формально-правовая. Теория справедливости зависит, говорит Ролз, от теории общества. Надлежащее распределение тягот и выгод общества — это и есть социальная справедливость, важнейший аспект справедливости вообще. Ролз формулирует два принципа справедливости: (1) все лица обладают равными основными свободами, совместимыми с аналогичной свободой других лиц; (2) социальное и экономическое неравенства должны быть организованы так, чтобы они служили благу всех (и особенно наименее благополучных людей) и были связаны с положением и должностями, доступными всем. Первый принцип является политическим, второй — нет. Очевидно, что он имеет определенное юридическое содержание.




Философия науки. Учебное пособие

В учебном пособии рассматриваются основные проблемы современной философии науки. В их числе: определение науки, научный метод, основные научные категории, нормы и идеалы науки, роль ценностей в социальных науках, научная критика, типы научных проблем и др. Также рассматриваются философия экономики и философия права. Включена глава о философии наук об искусстве, рассчитанная на занимающихся такими науками.<br /> Книга соответствует стандартным требованиям к учебным пособиям такого рода.

209
Философия Ивин А.А., Никитина И.П. Философия науки. Учебное пособие

Философия Ивин А.А., Никитина И.П. Философия науки. Учебное пособие

Философия Ивин А.А., Никитина И.П. Философия науки. Учебное пособие

В учебном пособии рассматриваются основные проблемы современной философии науки. В их числе: определение науки, научный метод, основные научные категории, нормы и идеалы науки, роль ценностей в социальных науках, научная критика, типы научных проблем и др. Также рассматриваются философия экономики и философия права. Включена глава о философии наук об искусстве, рассчитанная на занимающихся такими науками.<br /> Книга соответствует стандартным требованиям к учебным пособиям такого рода.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия науки. Учебное пособие" (Ивин А.А., Никитина И.П.) охраняются законодательством!