Философия Ивин А.А., Никитина И.П. Философия науки. Учебное пособие

Философия науки. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392197644
Язык:
Объем текста: 408 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Современная наука

Глава 2. Категории науки

Глава 3. Научный метод

Глава 4. Нормы и идеалы науки

Глава 5. Операции объяснения и понимания

Глава 6. Научные проблемы

Глава 7. Научная критика

Глава 8. Научное обоснование

Глава 9. Требования к языку науки

Глава 10. Эволюция научных теорий

Глава 11. Философия экономической науки

Глава 12. Философия права

Глава 13. Философия наук об искусстве

Глава 14. Наука и общество



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 10.
Эволюция научных теорий


1. Внутренние и внешние факторы развития научных теорий


Постоянное развитие — одна из наиболее фундаментальных характеристик не только человеческого общества, но и науки. Рассматривать науку вне истории, отвлекаясь от ее непрерывного изменения, — все равно, что рассуждать о жизни отдельного человека, абстрагируясь от того, что он в определенный момент рождается, затем взрослеет, старится и умирает.


Всякая научная дисциплина является результатом предшествующей истории, точкой пересечения разнородных, а зачастую и противоречивых тенденций, идущих из прошлого через настоящее в будущее. Философия науки, не принимающая во внимание развитие науки и исторически конкретное время ее существования, ее прошлое и ее будущее, является не просто абстрактной и малополезной, а пустой и вредной.


Из многих тысячелетий человеческой истории более или менее точно известны только последние шесть тысяч лет. Истоки человечества покрыты глубоким мраком, и о них можно только догадываться. Будущее человечества неопределенно. Трудно сказать, что будет даже спустя сто лет, когда окажутся исчерпанными запасы нефти, газа, угля и т. п., а численность человечества удвоится или утроится. Неопределенным является и будущее науки.


В этой ситуации темноты прошлого и неясности будущего изучение настоящего, представляющего собой только подвижную границу между прошлым и будущим, является непростым делом. И тем не менее известная нам часть истории науки должна быть использована сполна, чтобы яснее понять существующую науку и представить хотя бы в общих чертах то, что ожидает ее в будущем.


Интернализм и экстернализм


В философии науки прошлого века противостояли друг другу два представления о движущих силах развития науки — интернализм и экстернализм. Они по-разному объясняли возникновение и развитие научных идей и теорий.


Согласно интернализму, представителями которого были А. Койре, А. Р. Холл, П. Росси и др., наука развивается только благодаря внутренним факторам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, благодаря эволюции научных традиций, вследствие внутренней потребности самой науки проводить эксперименты, создавать новые понятия и теории и т. п.


Экстернализм, сторонниками которого являлись Б. Гессен, Д. Бернал, Дж. Холдейн, Д. Нидам и др., развитие науки объяснял главным образом социально-экономическими, вненаучными факторами. При изучении науки основной задачей считалось описание тех социально-культурных условий, в которых возникают и развиваются конкретные научные теории.


Например, научную революцию ХVI — ХVII вв., приведшую к возникновению современной науки, интерналисты объясняли отказом от античного понятия упорядоченного Космоса и заменой его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Экстерналисты, напротив, представляли эту революцию следствием развития машинного производства и формирования капиталистических отношений.


Согласно интернализму, социально-экономические, культурные, личностные факторы, оказывающие воздействие на развитие науки, способны только затормозить или ускорить имманентное развитие научного познания. По мнению экстернализма, наука развивается, реагируя на воздействие внешней, социально-культурной среды, в которой протекает процесс научного исследования.


И интернализм, и экстернализм являются крайними и в основе своей ошибочными позициями. В науке, несомненно, существует преемственность идей, новые научные теории возникают в результате критики и отвержения прежних теорий. Нельзя каждое научное достижение рассматривать как ответ на назревшую социальную потребность. Вместе с тем наука всегда существует в определенном социальном контексте и испытывает постоянное влияние со стороны культуры того общества, в рамках которого она развивается. Целые научные области и направления могут возникать благодаря новой общественной потребности. Примерами может служить создание все новых видов вооружений, в частности ядерного оружия, вычислительной техники в ответ на ясно выраженные социальные запросы.


История науки при описании развития науки должна соединять влияние культуры на науку с филиацией научных идей, последовательным продолжением того, что говорилось в конкретных областях знания на предшествующих стадиях их развития.


2. Два полюса развития научных теорий


В современной философии науки противопоставляются два полярных отношения к научному методу — методологизм и антиметодологизм. С точки зрения методологизма решающую роль в принятии конкретной научной теории играет соответствие ее научному методу. Антиметодологизм, напротив, утверждает, что научный метод является фикцией и что ученый на каждом этапе своего исследования применяет те правила, которые требуются реальной ситуацией. При этом он может отбросить любое из методологических правил, использовавшихся им ранее, и ввести совершенно новое правило.


С противопоставлением методологизма и антиметодологизма непосредственно связано противопоставление так называемых «нормальной» науки и «анархической» науки. Первая явственно тяготеет к методологизму, вторая доходит до отрицания существования какого-либо особого метода, отличающего научную деятельность от других областей человеческой деятельности.


Термины «нормальная» наука» и «анархическая» наука» не кажутся особенно удачными. Они употребляются, однако, уже относительно давно, и нет смысла заменять их теперь какими-то другими терминами.


«Нормальная» наука и «анархическая» наука являются теми двумя полюсами, между которыми протекает развитие научных теорий. Теории, стоящие между отчетливой «нормальной» наукой и отчетливо выраженной «анархической» наукой составляют в реальном процессе научного познания подавляющее большинство. Однако своеобразие любой из промежуточных теорий не может быть описано без учета того, к какому из двух возможных полюсов она тяготеет.


Противопоставление «нормальной» и «анархической» науки является, как станет ясно из дальнейшего, аналогом противопоставления друг другу закрытого (коллективистического) и открытого (индивидуалистического) устройств общества.


Из этого можно заключить, что наука, несмотря на все ее своеобразие, развивается по тем же общим принципам, по которым развивается само общество.


Закрытые (коллективистические) сообщества


Прежде чем перейти непосредственно к описанию и анализу «нормальной» науки, остановимся вкратце на так называемых «закрытых сообществах». «Нормальная» наука является одним из таких сообществ. Сопоставление ее с другими, хорошо известными закрытыми сообществами, подобными армии или церкви, позволит яснее понять те особенности «нормальной» науки, которые кажутся на первый взгляд парадоксальными.


В каждом обществе, независимо от того, является оно закрытым или открытым, имеются определенные закрытые сообщества. К их числу относятся армия, церковь, тоталитарные религиозные секты, тоталитарные политические партии, предприятия, корпорации, организованная преступность и др. Закрытым по своей сути сообществом является и так называемая «нормальная» наука, впервые возникающая в индустриальном обществе. Характерные коллективистические свойства демонстрирует также человеческая толпа, приобретающая свойство «психологической массы».


«Нормальная» наука как закрытое сообщество. «Нормальная» наука представляет собой сообщество ученых, занимающихся разработкой научной теории, уже добившейся несомненных успехов в объяснении исследуемой области явлений и относительно устоявшейся.


«Нормальная» наука — это не только сообщество ученых, занимающихся ее разработкой. Это и сама научная теория, ставящая перед учеными задачу последовательного развертывания господствующего в ней образца и прослеживания на разнообразном конкретном материале его следствий, зачастую не особенно считаясь с тем, в какой мере они согласуются с отдельными фактами.


Представление о нормальной науке было введено в 60-е гг. прошлого века Т. Куном. Центральным для такой науки является понятие парадигмы — теоретического примера, или образца, для дальнейшей деятельности определенного научного сообщества.


«…Термин «нормальная наука» означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений — достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности». Ученые, опирающиеся в своей деятельности на одну и ту же парадигму, используют одни и те же правила и стандарты научной практики. Общность исходных установок и та согласованность, которую они обеспечивают, представляют собой предпосылки для нормальной науки, т. е. для генезиса и преемственности в традиции того или иного направления исследований.


Достижения, составляющие основу «нормальной» науки, должны удовлетворять двум требованиям: быть достаточно беспрецедентными, чтобы отвратить ученых на долгое время от конкурирующих моделей научных исследований, и в то же время быть настолько открытыми, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида.


«Вводя этот термин, — пишет Кун о понятии парадигмы, — я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований — примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, — все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования. Таковы традиции, которые историки науки описывают под рубриками «астрономия Птолемея (или Коперника)», «аристотелевская (или ньютоновская) динамика», «корпускулярная (или волновая) оптика» и т. д.».


Кун полагает, что развитие научных теорий идет по схеме: «нормальная» наука → научная революция → «нормальная» наука → … Каждая теория проходит этап «нормальной» науки, а последняя является необходимой предпосылкой научной революции. Революция ведет к установлению новой «нормальной» науки и т. д.


Выделим те особенности «нормальной» науки, которые позволяют охарактеризовать сообщество ученых, занимающееся разработкой такой науки, как коллективистическое по своей сути сообщество:


— уменьшение до одной числа тех теорий, которые конкурируют в объяснении исследуемой области явлений;


— твердое убеждение в том, что монопольная теория способна обеспечить решительное продвижение в изучении рассматриваемого круга явлений, что она впервые даст полное и исчерпывающее объяснение всех относящихся к делу фактов и исключит все аномалии;




Философия науки. Учебное пособие

В учебном пособии рассматриваются основные проблемы современной философии науки. В их числе: определение науки, научный метод, основные научные категории, нормы и идеалы науки, роль ценностей в социальных науках, научная критика, типы научных проблем и др. Также рассматриваются философия экономики и философия права. Включена глава о философии наук об искусстве, рассчитанная на занимающихся такими науками.<br /> Книга соответствует стандартным требованиям к учебным пособиям такого рода.

209
Философия Ивин А.А., Никитина И.П. Философия науки. Учебное пособие

Философия Ивин А.А., Никитина И.П. Философия науки. Учебное пособие

Философия Ивин А.А., Никитина И.П. Философия науки. Учебное пособие

В учебном пособии рассматриваются основные проблемы современной философии науки. В их числе: определение науки, научный метод, основные научные категории, нормы и идеалы науки, роль ценностей в социальных науках, научная критика, типы научных проблем и др. Также рассматриваются философия экономики и философия права. Включена глава о философии наук об искусстве, рассчитанная на занимающихся такими науками.<br /> Книга соответствует стандартным требованиям к учебным пособиям такого рода.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия науки. Учебное пособие" (Ивин А.А., Никитина И.П.) охраняются законодательством!