Наука Дорохина Р.В. Этические принципы и ценностные установки студенческих корпораций Европы и Северной Америки. Монография

Этические принципы и ценностные установки студенческих корпораций Европы и Северной Америки. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.01.2015
ISBN: 9785392168811
Язык:
Объем текста: 163 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Студенческие корпорации Европы. § 1.1. Становление европейских студенческих корпораций: ваганты, голиарды

§ 1.2. Цели и ценности закрытых студенческих орденов Европы и немецкого буршеншафта

§ 1.3. Этические принципы и ценности прибалтийских студенческих корпораций

Глава II. Студенческие корпорации Северной Америки. § 2.1. Этические принципы и цели тайных и элитарных студенческих обществ США

§ 2.2. Этические принципы деятельности афроамериканских студенческих братств «Божественной девятки»

§ 2.3. Проблема хейзинга в студенческих братствах

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА II.
Студенческие корпорации Северной Америки


§ 2.1. Этические принципы
и цели тайных и элитарных студенческих
обществ США


Студенческие братства Северной Америки как одна из разновидностей университетских сообществ имеют довольно длинную историю. В Европе студенты создавали корпорации со времен Средневековья, с того момента, когда появились первые университеты. В Америке братства начали появляться с 1770 г. и окончательно оформились к 1840-м гг.


Представитель черной элиты Америки, профессор философии университета Луисвилля Рики Ли Джонс, разделяет этапы развития студенческих братств на три эры: «Эра I захватывает диапазон с 1825 г., когда члены Фи-бета-каппы основали первое Альфа Каппа Общество, до 1859 г. Чтобы понять принцип объединения этих групп, надо рассмотреть пять особенностей. Во-первых, колледж был почти исключительно для мужчин американцев высшего класса, англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания, обучающихся духовной, медицинской и юридической профессии. Во-вторых, все братства были основаны студентами без помощи старших. В-третьих, большинство этих братств было основано как реакция на административное управление студенческой активностью. Поскольку сформировалась одна группа, другие были организованы с целью конкуренции. Студенты хотели сами распоряжаться своей жизнью и создали организации, которые организовали бы их время вне учебных занятий. Жизнь колледжа в то время была чрезвычайно структурирована и подчинялась неизменным правилам и инструкциям. В-четвертых, все эти группы были закрытыми. Факультет чувствовал угрозу с их стороны и был вынужден, по мере возможности, подвергать участников различным наказаниям — включая отчисление. В-пятых, все группы были националистическими». Единственное различие между американским студенческим братством и любой другой формой общественной организации молодежи — это понимание того, что члены общества добровольно связывают себя определенными узами, ведущими к взаимовыгодной научно-образовательной цели, напрямую не связанной с религиозными, коммерческими, политическими или семейными отношениями. Таким образом, именно общность интеллектуальных и социальных интересов является основой формирования неповторимого студенческого этоса.


Американские студенческие братства — это нечто среднее между научным обществом, профсоюзом и тайной организацией, в которой жизнь членов общества тщательно укрыта от любопытных и посторонних глаз. Деятельность братств, особенно в плане научных исследований и социального служения, происходит в масштабах и на виду у всего общества, но при этом внутренние отношения между братьями, иерархия, способы принятия решений являются закрытыми. Вокруг всех братств витает определённый дух таинственности, который делает их ещё более привлекательными. Если же говорить о вполне рациональных целях вступления в них студентов, то среди них можно назвать желание получить университетское образование высокого уровня, принять участие в серьёзной научной работе, воспитать в себе особые моральные устои, акцентировать свою этническую, политическую, религиозную принадлежность, заниматься филантропией, искусством, спортом и даже получить негласное право на девиантное поведение, иногда свойственное студенческой молодёжи.


Как правило, братства, при выборе названия своей организации руководствуются укоренившейся традицией обозначать себя буквами из древнегреческого алфавита. Почему именно греческими буквами? Культурное наследие Древней Греции для американского студенчества было примером добродетельной жизни. Эллинские идеалы, философия, литература, искусство красноречия подвигли студентов сформировать маленькое государство для узкого круга, желающих познавать, учиться и самосовершенствоваться. Называть братство греческим именем было особо престижно, так как это указывало на направление работы в сообществе, на характер мышление его членов и их мировосприятие. Быть братом греческой буквы (в Америке произносят «быть греком») — означало выделиться среди остальных, громко заявить о себе и своих нравственных идеалах.


Студенты стали так называть свои братства не только по причине восхищения греческой историей, а ещё из-за желания овладеть древнегреческим языком, чтобы получить возможность знакомиться с древними литературными памятниками. Овладение языком позволяло причислить себя к интеллектуальной элите; именно это сознание элитарности привело к созданию закрытых кружков, где проходили диспуты на манер греческих, велось серьёзное изучение древнегреческой философской традиции.


Каждое братство имеет свой девиз, гимн, эмблему, высшее руководство с точным распределением полномочий каждой должности. Все братства живут, соблюдая моральные принципы и корпоративные законы, созданные ими самими, и довольно четко соблюдают все предписанные ритуалы и обычаи. Единожды официально провозгласив цели своей деятельности, братства стараются неукоснительно им следовать. К этим целям во всех сообществах относятся: академическая работа, спортивные достижения, помощь братьям, проведение благотворительных акций, поддержка социально значимых проектов, волонтерства и многое другое.


Руководство колледжей и университетов по-разному относится к деятельности братств. В одних вузах оно проводит политику «невмешательства», в других, наоборот, поддерживает студенческие организации не только словом, но и делом.


XIX в. в Америке становится «классическим временем» всякого рода обществ и кружков; во всех слоях общества мы встречаемся со стремлением «действовать совместно и собрать однородные силы» для работы. В период всеобщих исканий создаются всевозможные военные, литературные, филантропические, масонские и политические общества: одни ищут нравственно-общественной деятельности в тайных и полутайных масонских ложах, другие в ученых и литературных кружках». Эти стремления ни для кого не проходят даром. Не находя нравственного стержня в практиках современного образования, студенты его создают самостоятельно, формулируя миссию, принципы и цели собственной корпорации. Все это закрепляется в форме уставов и кодексов, которые могут меняться с течением времени, но при этом служить ориентиром поведения для новых поколений студентов.


Первая разветвлённая система студенческих сообществ и братств появляется в Йельском университете. Самым ранним дискуссионным клубом при университете был Crotonia, учрежденный в 1738 г. Уже после него в 1753 и 1768 гг. возникли два конкурирующих общества Linonia и «Братья в Единстве». Изначально общества строились по принципу социальной элитарности, что еще более способствовало повышению их престижа. В XIX столетии социальная структура Йеля находилась во власти широкой сети студенческих обществ, многие из которых были тайными, доступными только старшекурсникам. Все вместе их называют «старшие общества», но секретные братства старшекурсников также называют «тайными обществами». Подобно братствам старшекурсников возникали и братства на младших курсах. Во всех тайных обществах существуют регулярные еженедельные собрания, где члены братства встречаются, обедают и обсуждают свои проблемы.


Nicholas L. Syrett в своем исследовании об американских студенческих братствах XIX в. отмечает две основные причины, по которым студенты вступали в братство: 1) литературная деятельность; 2) интеллектуальная деятельность или дух товарищества. При вступлении в братство его члены учились жить в большой семье, защищать ее интересы как свои собственные и в то же время знали, что только выдающиеся умственные и моральные качества позволяют сообществу называться братством.


Старшекурсники Йельского университета значительно отличаются от клубов старшекурсников в Гарварде и ещё больше от «обеденных клубов» Принстона. Однако клубы старшекурсников из Гарварда состоят не только из одних студентов старших курсов. Они, как известно, не являются тайными и выполняют более очевидную социальную функцию, традиционно делая основной акцент на семейных связях. Также в Гарвардском университете существует академический клуб вечерних обедов «Клуб неформальных бесед», основанный в начале ХХ в. Р. Пайпс высказал следующее мнение о нём: «Этот клуб собирался раз в месяц, и после вечерней трапезы один из членов делал доклад о своих исследованиях. Единственная проблема, что в клубе в основном были пожилые и ушедшие на пенсию члены». Такая проблема действительно была, но тем и интересен был этот клуб, где преподаватели почтенного возраста могли встретиться в узком, всем хорошо знакомом кругу, поговорить о новостях науки, поделиться новыми открытиями, в комфортной для себя обстановке провести вечер.


На сегодняшний день Йельский университет имеет свою типографию и выпускает множество газет и журналов. Ежедневная студенческая газета Yale Daily News, начавшаяся издаваться с 1878 г., является старейшей газетой колледжа, выпущенной в США. «Даут Хол», независимая муниципальная общественная организация, контролирует работу 2000 йельских студентов более чем в 60 ассоциациях в Нью-Хейвене. Совет Йельского колледжа управляет несколькими агентствами, присматривающими за действиями кампуса и студенческими делами. «В университетские дела все решительнее вмешиваются внеуниверситетские силы (издательства, фонды, СМИ). Например, университетские издательства, в особенности в США, играют важную роль посредника, на которого возложена огромная ответственность, поскольку научные критерии, обеспечиваемые в принципе университетской корпорацией, должны согласовываться с иными конечными целями», — заметил Ж. Деррида в статье «Университет глазами его питомцев».


В 1932 г. Йельский университет открыл 10 кампусов. Это была довольно хорошо продуманная система, позволяющая студентам учиться, жить и работать в одном месте. Таким образом, создавался центр общественной студенческой жизни. В результате такого подхода люмпенизированные братства стали потихоньку исчезать.




Этические принципы и ценностные установки студенческих корпораций Европы и Северной Америки. Монография

В данной работе изложена история возникновения студенческих объединений на базе первых средневековых университетов. Показано формирование из наций, землячеств и гильдий студенческих корпораций и братств с четко поставленными уставами, принципами и целями. В работе рассматриваются принципы деятельности студенческих корпораций Европы и Северной Америки начиная от ордена вагантов и до современных корпоративных устройств, имеющих более чем столетнюю историю. Раскрыты правила приема, обряды инициации и проводимая работа с членами корпораций и братств. Даны названия студенческих корпораций, списки основателей и почетных членов. Проведен сравнительный анализ этических принципов между студенческими корпорациями Европы и братствами Северной Америки. Результаты исследования могут быть использованы в качестве исторических и теоретических материалов для создания студенческих организаций. Работа написана для широкого круга читателей.

179
 Дорохина Р.В. Этические принципы и ценностные установки студенческих корпораций Европы и Северной Америки. Монография

Дорохина Р.В. Этические принципы и ценностные установки студенческих корпораций Европы и Северной Америки. Монография

Дорохина Р.В. Этические принципы и ценностные установки студенческих корпораций Европы и Северной Америки. Монография

В данной работе изложена история возникновения студенческих объединений на базе первых средневековых университетов. Показано формирование из наций, землячеств и гильдий студенческих корпораций и братств с четко поставленными уставами, принципами и целями. В работе рассматриваются принципы деятельности студенческих корпораций Европы и Северной Америки начиная от ордена вагантов и до современных корпоративных устройств, имеющих более чем столетнюю историю. Раскрыты правила приема, обряды инициации и проводимая работа с членами корпораций и братств. Даны названия студенческих корпораций, списки основателей и почетных членов. Проведен сравнительный анализ этических принципов между студенческими корпорациями Европы и братствами Северной Америки. Результаты исследования могут быть использованы в качестве исторических и теоретических материалов для создания студенческих организаций. Работа написана для широкого круга читателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Этические принципы и ценностные установки студенческих корпораций Европы и Северной Америки. Монография" (Дорохина Р.В.) охраняются законодательством!