|
ОглавлениеТема 2. Современные теоретико-методологические программы интерпретации государства Тема 2. Социальное государство как проблема правового анализа Тема 3. Суверенитет государства и права человека: проблемы совместимости Тема 2. Конституция России как программа модернизации российской государственности Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуТема 2. Социальное государство как проблема правового анализаКонкуренция фактически разных индивидов (например, в силу различий в способностях, в том числе интеллектуальных, предпочтениях, готовности рисковать, изначальных материальных возможностях, удачи и др.) в разных социальных ситуациях, проходящая по принципу формального равенства в правах, т. е. абстрагирования от их фактических различий, защищаемого права собственности и ситуации невмешательства государства в процесс конкуренции («ночной сторож»), приводит к фактически неравномерному распределению собственности — имущественному неравенству индивидов. Наличие неимущих, малоимущих и имущих индивидов, или собственников и несобственников, оказывается, таким образом, неизбежным последствием действия принципа формального равенства, защищаемого государством права собственности и конкуренции фактически разных индивидов в разных социальных ситуациях — теоретически описываемого либерального социального порядка, частями которого являются концепции прав человека, правового государстваи гражданского общества. После признания неизбежности имущественного неравенства следуют две разные теоретические позиции. В соответствии с первой позицией имущественное неравенство, наличие бедных (малоимущих, неимущих) и богатых (имущих) — свидетельство несправедливости, нарушения прав неимущих и малоимущих. Для исправления этой ситуации требуется перераспределительная деятельность государства, которая будет направлена на установление социальной справедливости и обеспечение достойной жизни — базовых категорий идеологии социального государства, что влечет появление комплекса социальных прав, причем объявляемых прирожденными и неотчуждаемыми, т. е. естественными. Поскольку перераспределительная деятельность направлена на обеспечение прав (социальных), постольку она носит правомерный характер. Сторонники такой позиции полагают, что социальное государство продолжает принципы правового государства, а соответственно социальные права дополняют права человека, делают доктрину и практику прав человека справедливой. По их мнению, речь идет о единой и непротиворечивой конструкции — социальном правовом государстве (именно такая словесная конструкция — «социальное правовое государство» — используется, например, в абз. 1 ст. 28 Конституции ФРГ). В заочном споре с Б. Н. Чичериным, противником социализма, т. е. перераспределения собственности, не видевшим в нем ничего, кроме «подавления свободы», Б. А. Кистяковский, для которого социалистическое и «социально справедливое государство» — синонимы, задаваясь вопросом, «является ли социалистическое государство по своей природе прямою противоположностью правовому государству», давал отрицательный ответ, поскольку, по его мнению, социалистическое государство не добавляет ни одного принципа, который не был бы неизвестен правовому государству. В таком государстве каждому будет обеспечено достойное человеческое существование не в силу милосердия, а в силу присущих каждой личности прав. Право на достойное существование лишь разовьет выработанные и установленные правовым государством принципы. Необходимо отметить, что критика сторонниками социального государства либерального порядка иногда обосновывается не желанием достижения социальной справедливости и обеспечения достойного уровня жизни малоимущим и неимущим, а целесообразностью (полезностью) перераспределения, которое способствует снятию социальной напряженности (недовольству малоимущих или неимущих) и предотвращению революции как неизбежного последствия такой напряженности, но без утверждения правового характера социального государства. Вот, например, В. С. Нерсесянц характеризует наиболее развитую — скандинавскую — модель социального государства, обозначаемую как «шведский социализм», посредством терминов «платить дань», «ущемление прав собственников»: «Смысл такого "социализма" состоит в том, что развитый и богатый капитализм платит своеобразную дань социалистической идее путем ущемления в пользу несобственников собственников, чтобы упрочить сам строй частной собственности, не доводить дело до настоящего социализма». Иногда отмечается опасность формального равенства для человеческой цивилизации в целом: «Формальное равенство перед законом и судом как один из составных аспектов верховенства права на практике не может сдержать процесс имущественного расслоения людей и даже резкую поляризацию богатства и бедности. А это угрожает основам правопорядка и самой цивилизации. Преодоление издержек формального равенства осуществляется на основе справедливости, распределяющей, позволяющей смягчить крайности бедности и богатства». |