|
ОглавлениеТема 2. Современные теоретико-методологические программы интерпретации государства Тема 2. Социальное государство как проблема правового анализа Тема 3. Суверенитет государства и права человека: проблемы совместимости Тема 2. Конституция России как программа модернизации российской государственности Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуТема 2. Современные теоретико-методологические программы интерпретации государстваВ социальных науках, так или иначе занимающихся вопросами, связанными с изучением государства, можно выделить два основных теоретико-методологических направления интерпретации государства: холистское объяснение феномена государства и объяснение с позиции методологического индивидуализма. Данные теоретико-методологические направления, окончательно оформившиеся в 1950—1960-х гг., конкурируют также в вопросах, касающихся иных «коллективных» феноменов, например общества, и принципиально противоположным образом отвечают на ключевые проблемы, возникающие в процессе теоретического осмысления государства.
Холистская интерпретация государства. Основой холистской методологии является тезис, в соответствии с которым социальные науки изучают «целостности», но не взаимодействие индивидов, поэтому и рассматривают общество или государство не как взаимодействия людей. Предполагается, что «понятие "взаимодействие" не имеет собственного объекта»: «Понятие взаимодействия отнимает у науки об обществе объект благодаря тому, что оно вкладывает всю реальность в составные части». Центральными категориями холистской методологии интерпретации государства являются понятия «целостность», «единство», «организм», «воля». В рамках холистской позиции государство рассматривается как «организация политического единства», «единая и целостная организация», будь то единство власти либо единство «народа» — «оседлых людей», «организованное целое», «коллективная общность, которая обладает. особыми правами на подчинение коллективной воле». Понимая государство как надындивидуальную целостность, не сводящуюся к индивидам, холистская методология исходит также из того, что государство имеет собственную сущность. «Давно уже признано, что ни общество, ни государство не есть простая сумма индивидов». Люди как индивиды, автономии не существуют вне целостности. Права индивидов — эманация прав целостности. Государство имеет собственное бытие, обладает сущностью. Государство реально, «представляет собой разумную, нравственную сущность». В рамках холистского подхода государство обретает самостоятельную и не зависящую от индивидов (объективную) реальность и в качестве юридического лица становится субъектом уголовного, гражданского, конституционного, административного права, обладающим волей («воля государства»). В таком случае принято отмечать: «Суверенитет всякого коллективного целого предполагает, что это коллективное целое имеет собственную личность и волю, отличные от лица и воли составляющих его групп и индивидов». |