Юридическая Кожевникова Е.Н., Аксенова Г.И., Кириллова Т.В. Жизненные стратегии условно осужденных несовершеннолетних. Монография

Жизненные стратегии условно осужденных несовершеннолетних. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 14.11.2017
ISBN: 9785392266098
Язык:
Объем текста: 129 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних

Глава 2. Психологические особенности жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних и возможностиих формирования

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1.
Теоретико-методологические основы формирования жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних


1.1. Проблема формирования жизненных стратегий в научной литературе


Если рассматривать этимологию термина «стратегия», то она восходит к древнегреческим stratus – «войско» и agein – «вести». На протяжении многих тысячелетий термин «стратегия» использовался в военной лексике, где под ним понимали искусство ведения войн. В словарях его значение чаще всего определяется как «искусство планирования руководства, основанного на далеко идущих прогнозах». В организационной деятельности «стратегия» обозначает разработку и претворение в жизнь определенных концепций и решений производственного и социального характера. Можем отметить, что термин «стратегия» используется в различных областях наук и в общем виде обозначает рациональное жизнеосуществление.


В психологическом словаре понятие «жизненная стратегия» определяется как форма целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающая его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации». Понятие «жизненная стратегия» в психологической науке в основном рассматривается в рамках общей теории личности и тесно переплетается с такими понятиями, как «жизненный стиль», «жизненные сценарии», «жизненный путь», «жизненные планы», «временная перспектива», «образ будущего» и другие. На наш взгляд, это связано со сложностью процесса развития личности, включающего способы ведения, описания жизни (уклад, стиль, история жизни), способы обозначения жизненных ситуаций (позиция, линия жизни), конструирование или планирование жизни (сценарии, временные ориентации) и прочее. Однако в отличие от перечисленных понятий жизненная стратегия, по нашему мнению, отличается большей гибкостью и соответствием требованиям современных, меняющихся условий жизни. Жизненная стратегия предполагает не только сознательный способ жизнеосуществления в конкретный момент, но и возможность ее рационального изменения в соответствии с меняющимися планами личности и социокультурными условиями.


Анализ имеющихся публикаций свидетельствует о том, что в историческом аспекте общим моментом в психологических исследованиях жизненных стратегий личности как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке являлись попытки опереться на философские взгляды, которые феномен жизненной стратегии раскрывали в таких категориях, как «смысл жизни», «цель жизни», «предназначение» и прочее.


Так, древнегреческий философ Аристотель определял, что целью всех человеческих поступков в жизни является счастье (eudaimonia), которое состоит в мышлении, познании и способности подчинения тела разуму. Целью человеческих устремлений согласно учению стоиков выступала нравственность, подкрепленная истинным познанием и оторванная от жизненных страстей. Для Эпикура и его последователей смысл жизни заключался в наслаждении ее благами, получении удовольствия, понимаемого как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Для европейцев и индийцев представление о смысле и правилах жизни основывалось на почитании и повторении образа жизни предков или мифических идеалов.


Немецкий философ, представитель иррационализма А. Шопенгауэр определил жизненный смысл человека как постоянную борьбу со смертью, непрестанное страдание. Жизнь человека, по его мнению, неподвластна ему самому, им движет чужая воля, и в поисках смысла он сам создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь терпимой.


Ф. Ницше смыслом человеческого существования видел некую подготовку к появлению сверхчеловека. По мнению Л. Витгенштейна и других логических позитивистов, жизнь имеет смысл и важна лишь в форме событий, случающихся на протяжении этой жизни.


Таким образом, смысл и цель человеческого существования, раскрывающие жизненную стратегию в древних философских воззрениях, не наделялись личностной значимостью и носили больше внешне детерминируемый характер.


Позднее философы-прагматики предложили вместо поисков истины жизни искать полезное понимание жизни. Развитие эмпирического подхода осуществлялось и в учениях Уильяма Джеймса, полагавшего, что лишь опытным путем следует познавать истинный смысл жизни.


Впервые возможность самостоятельного выбора в жизни и сознательного определения жизненных целей рассмотрели философы-экзистенциалисты (Ф. Брентано и Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, С. О. Кьеркегор, М. Хайдеггер). По словам Жана-Поля Сартра, «человек – это его выборы... существование предшествует сущности». Он говорил о том, что люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам, но смысл и выборы в жизни человек делает сам. В своем «Очерке теорий эмоций» ученый начал раскрывать феноменологию эмоциональных проявлений, тем самым создавая основы гуманистического подхода. Сёрен Обю Кьеркегор говорил о необходимости человека создавать собственные ценности и следовать только им. Мартин Хайдеггер утверждал, что индивид, а не культура или другое иное рациональное и объективное основание является первоисточником моральных ценностей.


В контексте исследования проблемы формирования жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних мы опираемся на позиции представителей философии экзистенциализма, отстаивающих самостоятельность, активность и ответственность самой личности за свою жизнь, а также учитываем включенность личности в систему социальных институтов, культуры и прочее, что оказывает некоторое влияние на ее движение к «самости».


В отечественных философских воззрениях проблема формирования жизненных стратегий рассматривается как этико-нравственное и личностно определяемое явление и исследуется в структуре нравственного сознания (В. С. Марков, А. Г. Спиркин, А. П. Ореховский, П. В. Алексеев, А. В. Панин и др.). В связи с этим выбор жизненной стратегии обусловлен уровнем развития общественного сознания, социальными отношениями, существующими социальными институтами.


В данном контексте жизненная стратегия человека отражает современные ему социальные связи и отношения, а определяющим критерием формирования жизненных стратегий выступают ценности общества, ассимилированные субъектом. Подтверждением тому выступает положение А. Г. Спиркина о выборе жизненной стратегии, где он связывает ее с помыслами, самоконтролем, самооценкой и самоуправлением самой личности в обществе.


В целом философские взгляды на проблему формирования и выбора жизненных стратегий определяются сквозь призму познания смысла, ценностей, предназначения жизни человека и являются основополагающими методолого-теоретическими аспектами психологических, социологических, педагогических и иных научных направлений исследований жизненных стратегий.


Проблема жизненных стратегий достаточно широко и многосторонне изучена и в социологии. Свидетельство этому – многочисленные научные публикации отечественных и зарубежных социологов. Истоками исследований жизненных стратегий личности в социологии послужили элементы концепции стратегического поведения М. Вебера, методология Э. Дюркгейма, концепция субъективности и интерсубъективности поведения личности (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), теоретические положения В. Н. Шубкина, В. Т. Лисовского и др. Институциональные связи, закономерности выработки и развития стратегий человека в этих связях, а также выделение типических образцов и форм жизненных стратегий определялись в качестве основных направлений исследований в социологии.


Изучение жизненных стратегий в социологии имеет достаточно длительную историю и рассматривается в основном через их детерминацию социально-экономическими факторами и общественно-политическими настроениями.


Исследование проблемы стратегий жизни в психологии началось относительно недавно, однако психологические аспекты построения жизненных смыслов человека, планирование жизни, жизнеосуществление определялись в работах с давних времен.


В зарубежной психологии проблема построения жизненной стратегии с различных позиций рассматривалась в психоаналитическом, гуманистическом когнитивно-бихевиоральном, индивидуалистическом подходах, а также в теории казуальной атрибуции и трансакционном анализе.


В рамках психоаналитического направления (З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и др.) решающая роль в детерминации выбора жизненной стратегии человека отводится подсознательным силам, берущим свое начало во внутриутробном развитии и детстве. Интересными, на наш взгляд, являются идеи З. Фрейда (работа «Защитные невропсихозы») и А. Фрейд («Я и защитные механизмы»), где защитные механизмы психики рассматриваются как реализация бессознательной жизненной мотивации, основанной на трансформации нереализованных жизненных целей в скрытые энергии установок в форме психологических защит, управляющих поведением человека. «Случайные действия», такие как обмолвки, опечатки, описки, не случайны и указывают на неосознаваемые желания. Истинные желания и намерения имеют субъективную ценность для человека, не забываются и оказывают влияние на выбор индивидуальной стратегии поведения и избирательность в отношении к другим.


Представитель психоаналитического направления А. Адлер придерживался мнения, что именно в детстве формируется интегрированная стратегия приспособления к жизни или стиль жизни. Цели, поставленные в детстве, – это некая компенсация чувства неполноценности и неуверенности, беспомощности и дезадаптации в мире взрослых. Чем сильнее чувство неполноценности, тем нереалистичнее цели, которые впоследствии могут стать невротически преувеличенными. По мнению автора, любовь, дружба и работа являются основными жизненными целями, которые позволяют поддерживать оптимальное развитие личности. Каждый человек выбирает для себя жизненный стиль, который отражает его стремления и приоритеты, где каждый активно выискивает одни переживания и избегает других, преобразуя и интерпретируя личный опыт и создавая индивидуальную схему (апперцепции) отношения к себе и миру. Цели в жизни, по мнению А. Адлера, обеспечивают направление и задачи для деятельности человека, ориентируя его на их реализацию.


Сценарного подхода к изучению жизненного пути и жизненных стратегий личности придерживался Э. Берн. Жизненный сценарий – одна из центральных категорий психоаналитического направления трансакционного анализа и определяется как «постепенно развертывающийся жизненный план, сформированный в раннем детстве под влиянием родителей. Это некий импульс, под воздействием которого человек двигается вперед независимо от его усилий и выбора». Жизненный сценарий, по мнению Э. Берна, является неким планом жизни, на который человек бессознательно опирается и который реализует в своей повседневной жизни. В его работах мы можем встретить такие сценарии, как «никогда», «всегда», «снова и снова» и т. д., встречаемые в типичных повседневных ситуациях и выступающие опорой для человека в реализации собственной жизненной стратегии.


Негативное влияние рыночной экономики на психическое здоровье и развитие личности отмечал в своих исследованиях Э. Фромм, указывая, что существуют две основных жизненных стратегии или два сценария существования человека: «обладание» и «бытие». Человек избирает для себя сценарий «обладать», в том числе и материальными благами, или сценарий «быть», т. е. развивать в себе заложенные природой способности и силы. Нередко в ущерб личностному развитию или под давлением общественных норм человек предпочитает выбирать стратегию «обладания». Интересной, на наш взгляд, является идея основы «обладания», где, по мнению Э. Фромма, лежит тенденция завоевывать, и именно она детерминирует преступное поведение. В то же время Э. Фромм наряду с В. Франклом и К. Хорни придерживался мнения о том, что человек, обладающий осознанным, ответственным отношением и активным творческим подходом в реализации своих жизненных планов, избирает стратегию «бытия» и способен к противостоянию неблагоприятным социальным условиям и факторам.


К. Хорни вслед за Э. Фроммом в своих работах отмечала влияние общественного мнения и социальных шаблонов на выбор личностью жизненной стратегии. По ее мнению, человек в реализации собственных целей и удовлетворении своих потребностей с раннего детства избирает тот или иной тип ориентации в отношении людей. По этому основанию Хорни выделила стратегии, которые определяют достижение любви как главной цели человека, осуществление жизни по типу философии «джунглей» и определение первостепенной потребности человека в независимости и неприкосновенности. На наш взгляд, некоторые положения К. Хорни находят свое отражение в описании жизнеосуществления несовершеннолетними осужденными, которые в своей жизненной стратегии также часто избирают философию «джунглей» с выраженной потребностью в независимости на пути к реализации истинной потребности в безусловном принятии и любви.


Индивидуалистичный подход К. Г. Юнга в исследовании проблемы жизненных стратегий определяет стремление человека к непрерывному овладению новыми знаниями, умениями и навыками, приобретением опыта и достижением главной жизненной цели – «обретением себя», становлением целостного индивида. Эта цель является результатом единства различных устремлений личности. Развитие каждого человека уникально, неповторимо, оно включает процесс, получивший название «индивидуализация», и продолжается на протяжении всей его жизни.


Бихевиоральное направление (Б. Ф. Скиннер, Д. Вольпе, Г. Ю. Айзенк, А. Бандура и др.) в контексте изучения проблемы жизненных стратегий личности претерпело разноплановую методологическую интерпретацию в оперантном бихевиоризме Б. Ф. Скиннера и когнитивно-бихевиоральной теории социального научения А. Бандуры. Так, Б. Ф. Скиннер отрицал свободу воли и автономию личности, возлагая всю ответственность за поведение человека на окружающую среду. Иного мнения придерживался А. Бандура, по мнению которого главным в определении стратегии поведения человека является его способность мыслить и познавать. Он считал, что когнитивные процессы личности действуют между стимулом и реакцией, благодаря которым человек, наблюдая за другими людьми, усваивает модели просоциального поведения. А. Бандура определил, что человек в большей степени будет стремиться к проявлению собственной саморегуляции, если возьмет на себя ответственность за свои неудачные или неправильные действия. Он объяснил это действием двух механизмов саморегуляции – выборочным включением и отключением внутреннего контроля. Это положение дает нам основание предположить возможное наличие у несовершеннолетних условно осужденных второго механизма, который способен уменьшить или вовсе нивелировать ответственность личности в реализации собственной жизненной стратегии в случае, если несовершеннолетние морально оправдывают свои действия или отказываются признавать причинно-следственную связь между действиями и их последствиями.


Исследования П. Кароли в рамках когнитивно-поведенческого направления показали, что цель как психологический конструкт способна занять ведущее место в исследовании жизненных стратегий и личности в целом, а Д. Остин и Д. Ванкувер, продолжая идеи П. Кароли, выделили основные параметры целевых конструктов личности. Проблема целеопределения, влияние целей на стратегическое поведение личности и эффективность ее жизнедеятельности достаточно широко исследовались Ли, Г. Лэтэмом, Л. Первиным. В своих исследованиях Ли и Лэтэм определили, что четкая система целей и высокая субъективная трудность их достижений связаны с большей эффективностью самой деятельности. Расширил представление о цели Л. Первин, определив цель как некий эмоциональный образ, способный направлять активность и обладать наряду с когнитивной аффективной составляющей. Способность к целеполаганию и достижение поставленных целей, на наш взгляд, являются определенными критериями успешности реализуемой жизненной стратегии личности.




Жизненные стратегии условно осужденных несовершеннолетних. Монография

Монография посвящена проблеме изучения жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних. В ней представлены как теоретико-методологические основы исследования жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних, так и разработки по проведению психодиагностической и психокоррекционной работы.<br /> Монография адресована психологам уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России, преподавателям ведомственных образовательных учреждений, психологам и педагогам, интересующимся вопросами жизненных стратегий личности.

139
 Кожевникова Е.Н., Аксенова Г.И., Кириллова Т.В. Жизненные стратегии условно осужденных несовершеннолетних. Монография

Кожевникова Е.Н., Аксенова Г.И., Кириллова Т.В. Жизненные стратегии условно осужденных несовершеннолетних. Монография

Кожевникова Е.Н., Аксенова Г.И., Кириллова Т.В. Жизненные стратегии условно осужденных несовершеннолетних. Монография

Монография посвящена проблеме изучения жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних. В ней представлены как теоретико-методологические основы исследования жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних, так и разработки по проведению психодиагностической и психокоррекционной работы.<br /> Монография адресована психологам уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России, преподавателям ведомственных образовательных учреждений, психологам и педагогам, интересующимся вопросами жизненных стратегий личности.

Внимание! Авторские права на книгу "Жизненные стратегии условно осужденных несовершеннолетних. Монография" (Кожевникова Е.Н., Аксенова Г.И., Кириллова Т.В.) охраняются законодательством!