Юридическая Певцова Е.А., Соколов Н.Я. Законность и правовая культура (теоретико-правовые и сравнительно правовые аспекты). Учебное пособие

Законность и правовая культура (теоретико-правовые и сравнительно правовые аспекты). Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.10.2017
ISBN: 9785392253395
Язык:
Объем текста: 186 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Законность в системе правового регулирования

Глава 2. Правовая культура в современном государстве

Глава 3. Актуальные проблемы формирования правовой культуры молодежи

Глава 4. Профессиональное мнение юристов о состоянии законности и путях ее укрепления

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
Правовая культура в современном государстве


1. Понятие и характеристика правовой культуры


Органичная связь законности и культуры особенно отчетливо проявляется в таком социальном явлении, как правовая культура. Сегодня становится особенно очевидным, что успешное решение экономических, политических и социальных задач невозможно без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении его положений в повседневную жизнь. В этой связи правовую культуру, так же как и законность, можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие формирования правового государства, реализации правовой реформы, усиления борьбы с преступностью.


Основные направления и тенденции развития правовой культуры общества определяются прежде всего глубинными закономерностями взаимодействия экономического строя, культуры и права, результатом чего правовая культура и является. Необходимость правовой культуры обусловливается в первую очередь объективными причинами существования права в обществе. Правовая система тесно взаимодействует с культурой общества, которая понимается обычно как совокупность созданных людьми материальных и духовных ценностей, признаваемых в определенной общности и передаваемых другим общностям и индивидам, а также поколениям. От уровня культуры общества зависит постижение сущности правовых явлений, понимание закономерностей и тенденций их дальнейшего развития. Уровень общей культуры общества, адекватность отражения в ней потребностей общественного развития — необходимые условия правильной постановки цели в праве, успеха в правовом регулировании, направленном на ее достижение.


С другой стороны, само право, правовая культура выступают в качестве необходимой составной части культуры общества. Многие правовые идеи и принципы являются результатом многовекового развития общества, исторического опыта человечества: господство права, верховенство закона, презумпция невиновности, ответственность за вину, неразрывное единство прав и обязанностей, толкование сомнений в пользу обвиняемого и многие другие.


1. Что же понимается под правовой культурой? В юридической литературе, так же как и применительно к законности, имеются самые различные определения и толкования. Это также обусловлено разнообразными познавательными и практическими задачами, научным анализом одного и того же явления под различными углами зрения. Кроме того, правовая культура рассматривается применительно как к обществу в целом, так и к отдельным его социальным группам, а также к личности. Многообразие определений правовой культуры объясняется и тем, что исследователи изначально вкладывают различный смысл в исходные понятия, прежде всего в такие как «право» и «культура». Все это находит свое отражение и в учебной юридической литературе, серьезно осложняя освоение данной темы.


Внимательное изучение проблемы позволяет тем не менее выделить несколько основных подходов к пониманию правовой культуры общества и личности, сложившихся в юридической научной и учебной литературе. Так, нередко в правовую культуру общества в юридической литературе включают: право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правовое поведение. Правовую культуру рассматривают также как деятельность по производству, распределению, потреблению ценностей правового характера. Правовая культура трактуется нередко через понятие уровня развития ее компонентов: в ней выделяются уровни правосознания, законности, совершенства законодательства, совершенства юридической практики. В числе показателей уровня правовой культуры называются также развитость правовых взглядов, широта и гарантированность прав, уровень правоохранительной деятельности, уровень юридического образования и воспитания. Существует и другая тенденция — характеристика правовой культуры в качестве идейно-правового состояния общества, ее определение через категории «правовая жизнь», «правовая организация», «правовой прогресс» и подобные правовые явления.


Вместе с тем нельзя не обратить внимания на слишком большой разброс подходов в понимании правовой культуры, что не позволяет выявить единую сущность этого явления. В результате некоторые подходы к исследованию правовой культуры оказываются противоречивыми, а подчас — просто несовместимыми. В этой связи возникают вопросы, на которые в юридической литературе не находится ответов. Так, в свое время В. И. Каминская и А. Р. Ратинов предложили понимать под правовой культурой систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей. По их мнению, в состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы: а) право как система норм, выражающих государственные веления; б) правоотношения, т. е. система общественных отношений, регулируемых правом; в) правовые учреждения и институты, т. е. система государственных и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; г) правовое поведение — как правомерное, так и противоправное; д) правосознание (правовая психология), т. е. система духовного отражения правовой действительности. Другие авторы в этот перечень дополнительно включают критерии политической оценки права и правового поведения, правотворческую деятельность, а также правовую науку.


Не вызывает сомнения, что приведенные подходы к определению правовой культуры общества в целом верно отражают основное содержание этого понятия. Но, к сожалению, оно чрезвычайно близко примыкает и фактически совпадает с другими. Не спасает положения и предложение некоторых авторов понимать правовую культуру в широком и узком смыслах. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты: законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства, юридическую практику, правовое поведение граждан, правовое сознание. Как правильно отмечается самими авторами, правовая культура в этом случае отождествляется с правовой системой. Думается, что такой подход не только не разрешает, но и, напротив, создает новые трудности в рассмотрении правовых проблем как в сфере исследовательской, так и образовательной. Также остается неясным, каким образом изложенное выше понимание правовой культуры можно перенести на уровень личности, что общего в правовой культуре общества и, предположим, должностных лиц, юристов.


Не дает ответа на поставленный вопрос и обращение к работам авторов, специально исследовавших правовую культуру личности. Так, Е. В. Аграновская под правовой культурой личности понимает систему взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности и необходимости юридических прав и обязанностей, которые опосредуют отношение личности к правовой жизни общества, определяют ее правовое поведение. К сожалению, и в данном случае трудно уяснить связь правовой культуры личности и общества в целом.


2. Представляется, что указанную трудность тем не менее можно преодолеть путем более точного определения сущности правовой культуры, которая находила бы свое проявление в различных ее уровнях, формах, в том числе и в правовой культуре общества, отдельных социальных групп, а также личности. В этой связи мы предлагаем рассматривать в качестве сущности правовой культуры меру освоения правовых ценностей, накопленных обществом, и их использование различными субъектами в правовой сфере. На наш взгляд, такое понимание правовой культуры позволяет, с одной стороны, органически совместить позитивные моменты, имеющиеся в подходах других ученых-юристов к исследованию этого феномена, а с другой — отразить общую природу различных проявлений культуры.


Переходя к раскрытию содержания правовой культуры юристов, необходимо сразу же отметить, что было бы неправильным понимать термин «мера» лишь как определенный показатель. «Мера» как философская категория выражает глубинное диалектическое единство качественных и количественных характеристик того или иного явления. В рамках данной меры количественные характеристики объекта могут меняться за счет степени развития, не изменяя при этом его качество. Мера — это своего рода сфера, зона, область, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя вместе с тем сущностные характеристики. В рамках меры объект сохраняет свое качество, в то время как выход за ее пределы влечет за собой наступление нового состояния, в том числе принципиально отличного от прежнего и даже противоположного ему.


Понимание правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей имеет и другое преимущество: оно не только не лишает ее иных характеристик, которые даются другими учеными-юристами, но и, напротив, органично включает их в себя. Прежде всего, предложенное понимание позволяет подходить к проблеме с самых широких позиций. В этой связи правовая культура выступает как разновидность общей культуры. Правовая культура функционирует в органическом взаимодействии с другими ее областями и сферами: экономической, политической, нравственной (этической), религиозной, эстетической и так далее, испытывая на себе их обратное воздействие, которое нередко является определяющим. С учетом избранного нами аспекта категория правовой культуры может использоваться для характеристики всей правовой системы, всей правовой надстройки.


Это наглядно демонстрирует, что правовая культура — не только многоплановое, многофункциональное явление общественной жизни, но и многоуровневое образование. Оно включает в себя правовую культуру общества, классов и других социальных групп, а также отдельной личности. Каждая из них может явиться предметом специального научного анализа. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает исследование такой разновидности индивидуальной и групповой правовой культуры, какой является профессиональная культура юристов.


3. Правовая культура предполагает наличие правовых ценностей, без которых она невозможна. Под ценностями в литературе обычно принято подразумевать предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и проч.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала.


Важная роль в демократическом обществе отводится правовым ценностям, к которым, прежде всего, принадлежит само право как важнейшее средство регулирования общественных отношений. Невозможно, например, говорить о правовом государстве, если в нем имеет место недооценка роли и значения права, не обеспечивается независимость суда, неэффективна работа правоохранительных органов, ущемляются или хотя бы недостаточно гарантируются права человека. Вместе с тем правовые ценности — это и система правовых знаний, взглядов, правовые установки и ценностные ориентации.


В правовых ценностях сконцентрирован опыт предшествующих поколений, который позволяет человечеству выбрать оптимальные пути своего дальнейшего правового развития. На уровне конкретной личности, независимо от того идет ли речь о рядовом гражданине или же профессиональном юристе, освоение правовых ценностей позволяет принимать правильные решения, действовать, соизмеряя свои права и обязанности с законными интересами общества, государства, а также других граждан.


4. Понимание сущности правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей органически связывает ее с определенным уровнем развития правового сознания и поведения. Правовая культура является обобщающей, интегрирующей характеристикой структурного единства понятий позитивного правосознания и поведения в сфере права. В этом заключается один из принципиальных моментов, позволяющих качественно отграничить правовую культуру как относительно самостоятельное явление от сходных и достаточно близких ему других правовых явлений, предполагающих вместе с тем наличие между ними органической связи.


В этой связи необходимо подчеркнуть, прежде всего, тесную взаимо-связь правовой культуры с правовым сознанием. Главное, что объединяет правосознание и правовую культуру, заключается в том, что и то, и другое связано с познанием сущности правовых явлений. Вместе с тем правовая культура выражает именно уровень познания правовых явлений, достижения и ценности в сфере права. Чем глубже и полнее проникновение человека в сущность правовых явлений, тем больше предпосылок для последующего эффективного правового регулирования общественных отношений. Здесь наиболее отчетливо проявляется органическая связь и зависимость правовой культуры от правосознания.


В то же время правовая культура включает в себя только ту часть правового сознания, которая представляет собой достаточно высокий его уровень и связана с освоением правовых ценностей. Поэтому правовое сознание включается в правовую культуру только в той его части, в какой оно имеет положительное значение и может обозначаться только со знаком плюс. Поэтому трудно, на наш взгляд, в полной мере согласиться с характеристикой правовой культуры как формы правосознания, хотя бы и наиболее высокой и емкой.


Правовая культура, включая в себя познавательную функцию правосознания в снятом виде, делает акцент на ее праксеологической направленности. Вот почему правовая культура не ограничивается сферой познания, а выступает одновременно и мерой практического освоения и использования правовых знаний. Отсюда, на наш взгляд, было бы неверным сводить правовую культуру к уровню знания права членами общества и уважительному отношению к праву, высокому престижу права в обществе.


5. Другое принципиальное отличие правовой культуры, позволяющее отграничить ее от правового сознания, связано с характеристикой первой как мерой использования правовых ценностей. Это предполагает включение в содержание правовой культуры поведения и деятельности в сфере права. Более того, в силу самой сущности правовой культуры она предполагает не просто правомерное, а социально активное поведение. О социально-правовой активности свидетельствует добровольная сознательная деятельность, выражающаяся в интересе к праву, его уважении, признании высокого престижа деятельности правовых учреждений, связанная с поиском наиболее эффективных путей использования своих правомочий и реализации обязанностей.


Это свидетельствует также о том, что в качестве важного признака правовой культуры может рассматриваться творческий характер деятельности, особенно когда речь идет об определенных профессиональных сферах, и прежде всего юридической. Обращая внимание на творческий характер правовой культуры, имеет смысл отметить также, что некоторыми учеными и сама культура понимается как синоним творческой деятельности. Думается, что в современных условиях, когда особенно возрастают требования к работе суда, правоохранительных органов, это обстоятельство необходимо подчеркивать особо, разъяснять его общественному мнению, повышать требовательность к уровню постановки работы в юридических учебных заведениях. Нет необходимости говорить об исключительной актуальности этого сегодня, когда нарастает волна критики со стороны российской общественности в адрес суда, прокуратуры, полиции за непрофессионализм, беспринципность, медлительность в расследовании и привлечении к ответственности лиц, причастных к убийствам известных ученых, журналистов, а также к финансовым махинациям и другим преступлениям.


Рассматриваемая проблема имеет особое значение для анализа стадий правового регулирования, эффективность которого самым неразрывным образом связана с состоянием культуры общества, в том числе правовой. Характерно также и то обстоятельство, что первоначальная стадия правового регулирования называется правотворчеством, т. е. творчеством в сфере права. Ее результативность определяется не только объективными предпосылками, но и состоянием юридической науки, внедрением в практику научных рекомендаций. В современных условиях особое значение приобретает и уровень правовой культуры депутатского корпуса. К сожалению, даже при самом общем рассмотрении уровень правовой подготовки народных представителей вряд ли можно назвать отвечающим потребностям сегодняшнего дня. Незнание элементарных норм права, неумение ориентироваться в действующем законодательстве, а нередко и правовой нигилизм — вот основные показатели правового сознания значительной части депутатов. Между тем их должны отличать уважение к праву, убежденность в справедливости закона, активное участие в законодательной деятельности, стремление максимально способствовать упрочению правопорядка.


Не меньшее значение имеет правовая культура и для стадии реализации права. Объективная потребность общества в реализации субъективных прав и юридических обязанностей подчеркивает роль и значение как индивидуальной, так и массовой правовой культуры. Поэтому решение задач, связанных с этой стадией правового регулирования, предполагает прежде всего повышение уровня обыденного правового сознания, вооружение граждан навыками практического правомерного поведения в сфере права, преодоление нигилистических настроений.


Несколько иначе этот вопрос должен решаться в сфере применения права. Здесь на первый план выступает задача повышения правовой культуры не только граждан, но и должностных лиц. Хотя бы потому, что правовая культура должностных лиц имеет исключительно важное значение для обеспечения прав граждан. Вместе с тем состояние правовой культуры должностных лиц выступает существенной характеристикой государственного управления. Значение правовой культуры должностных лиц особенно возрастает в связи с необходимостью совершенствования государственного аппарата, усложнением управленческих функций, повсеместным внедрением в государственную жизнь правовых начал.


Специального внимания заслуживает исследование и повышение уровня правовой культуры юристов, состояние которой сказывается на всех стадиях правового регулирования. Как отмечается в юридической литературе, профессионально-правовая культура предполагает глубокие, объемные и формализованные знания источников права, правильное понимание принципов, целей и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с требованиями законности, т. е. высокую степень владения правом в предметно-практической деятельности. На формирование профессиональной правовой культуры и нацелено юридическое образование.


6. Качественная и количественная характеристика деятельности личности, социальных групп позволяет оценить ее уровень как соответствующий или не соответствующий критериям правовой культуры. На наш взгляд, совершенно неправильно относить к элементам правовой культуры противоправное поведение, противоправную деятельность. Между тем с совершенно иным подходом можно встретиться в юридической литературе, в том числе учебной. Так, по мнению Л. И. Спиридонова, «институционализируются, а следовательно, и нормируются самые разные виды человеческой деятельности, превращаясь в часть культуры независимо от того, положительную или отрицательную роль они играют в обществе». В учебнике по теории государства и права под редакцией М. М. Рассолова, О. В. Лучина, Б. С. Эбзеева выделяется так называемая негативная правовая культура. Хотя, на наш взгляд, здесь должна вестись речь о правовом бескультурье.




Законность и правовая культура (теоретико-правовые и сравнительно правовые аспекты). Учебное пособие

Настоящее пособие рассчитано прежде всего на студентов высших учебных заведений. Бакалавры, специалисты, магистры могут воспользоваться им при изучении широкого круга вопросов по теории государства и права и другим учебным спецкурсам.<br /> Представленный в книге материал будет полезен при подготовке эссе, написании научных докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, диссертаций.<br /> Законодательство приведено по состоянию на май 2017 г.<br /> Книга адресована также научным сотрудникам, экспертам, управленцам, юристам-практикам, педагогам, интересующимся вопросами правового воспитания, обеспечения законности и повышения правовой культуры.

199
 Певцова Е.А., Соколов Н.Я. Законность и правовая культура (теоретико-правовые и сравнительно правовые аспекты). Учебное пособие

Певцова Е.А., Соколов Н.Я. Законность и правовая культура (теоретико-правовые и сравнительно правовые аспекты). Учебное пособие

Певцова Е.А., Соколов Н.Я. Законность и правовая культура (теоретико-правовые и сравнительно правовые аспекты). Учебное пособие

Настоящее пособие рассчитано прежде всего на студентов высших учебных заведений. Бакалавры, специалисты, магистры могут воспользоваться им при изучении широкого круга вопросов по теории государства и права и другим учебным спецкурсам.<br /> Представленный в книге материал будет полезен при подготовке эссе, написании научных докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, диссертаций.<br /> Законодательство приведено по состоянию на май 2017 г.<br /> Книга адресована также научным сотрудникам, экспертам, управленцам, юристам-практикам, педагогам, интересующимся вопросами правового воспитания, обеспечения законности и повышения правовой культуры.

Внимание! Авторские права на книгу "Законность и правовая культура (теоретико-правовые и сравнительно правовые аспекты). Учебное пособие" (Певцова Е.А., Соколов Н.Я.) охраняются законодательством!