Юридическая Чернышов А.Г. Власть как «вечный» двигатель. Монография

Власть как «вечный» двигатель. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.10.2017
ISBN: 9785392265916
Язык:
Объем текста: 306 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Власть как «Вечная» проблема (вместо введения)

Глава 1. Власть как ценность

Глава 2. Власть элит

Глава 3. Власть государства

Глава 4. Власть стратегий

Глава 5. Власть информационно-цифровая

Глава 6. Власть глобальная

Власть как нравственный императив (вместо заключения)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
Власть элит


§ 2.1. Элита, очарованная властью


Для значительного числа современной правящей элиты милее всего подход итальянского мыслителя и политического деятеля Николло Макиавелли, который в своем известном произведении «Государь», опубликованном в 1532 году, разделил мораль и политику на противоположные составляющие. Мораль — это дело гражданского общества, личной ответственности, политика же — область противоборства групповых интересов, свободная от нравственности. Может именно поэтому такое число граждан во всех странах мира считают политику — грязным делом, недостойным порядочного гражданина? А зачем тогда современное государство, если оно будет защищать интересы не большинства, а меньшинства? Если считать, как это принято из истории, государство — это государь, господин, и у него обязательно должны быть холопы-подданные, хотя и называющиеся по современному гражданами, то согласны ли сами граждане иметь такое государство сегодня? И ведь считая государство особой организацией политической власти общества, можно видеть только его аппарат принуждения, который защищает волю господствующей группы, а ведь нужно попытаться все-таки разглядеть роль государства, как системы защиты интересов большинства. Более того, мы должны помнить, пытаясь постигнуть сегодняшнее состояние общества, что ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство». Государство как атрибут власти и подавления в современных условиях, равно как и односложного администрирования из одного центра уже не может рассматриваться в качестве священной коровы, на которую можно и нужно только безмолвно молиться. Граждане сами могут и должны, нет — просто обязаны осознать новые реалии. И люди в принципе все больше готовы сегодня сами выработать для себя принципы жизнедеятельности, по которым он хотел бы жить в конкретной стране и мире в целом. Такому осмыслению современных реалий могла бы помочь элита. Но правящий класс в такую трактовку развития событий явно не вписывается и всеми способами пытается повернуть вектор развития вспять. Правящий в данный временной отрезок времени, управляющий класс, идентифицирующей себя с элитой.


«Царствуй, лежа на боку!»


Еще раз обратимся к понятию «элита». Под элитой мы традиционно подразумеваем часть общества, тех, кто ведет за собой всех остальных, предлагает обществу стратегические цели, и общество, соглашаясь с этими направлениями движения, методами его осуществления, двигается в выбранном направлении. Таково классическое понимание термина «элита». Об этом писали Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс и другие мыслители. Элиты — лучшие, самые достойные, отборные, ведущие общество вперед.


Сегодня возник удивительный феномен: элита сама отстала от общества и не может предложить ему разумной перспективы. Парадоксальная ситуация: общество само тянет элиту силком, на аркане куда-то, пытается сдвинуть ее с места, а элита упирается всеми правдами и неправдами, и не хочет этого делать. Она что, надеется, как барон Мюнхгаузен, вытащить себя за волосы из болота или эта беспечность построена на строгом расчете, что народ в тяжелую годину свою родную элиту опять спасет и никуда не денется? Или же основная ее часть уже давно свила гнездышко за пределами родного Отечества и ей все нипочем. Последний борт самолета иностранного производства быстро перенесет ее через границы.


Что случилось с элитой? Заболела неведомой болезнью, зазналась, переродилась, «ослепла»? Ее разум сковала жажда больших и скорых денег и иллюзия «вечного» благополучия? Почему она так часто и легко предает интересы того народа, из которого сама же вышла?


Фактически сложилась ситуация, что сегодняшняя элита не правит и не управляет, а царствует. Напоминает знаменитое присловье из сказки Пушкина о золотом петушке — «Царствуй лежа на боку!», пока петушок не свистнет. И пока гром не грянет — мужик не перекрестится. В данном случае получается, что «мужик не перекрестится» — это относится уже к элите, которая не крестится или, может быть, искусственно крестится, но не задумывается о том, что придет беда, или сама своими действиями или бездействиями фактически эту беду кличет.


Более того, даже когда случается кризис, а тем более какая-то чрезвычайная ситуация — даже тогда элита не находит в себе силы, чтобы сдвинуться с места. Она не готова ни к какому-то действию, и не готова к каким-то ситуациям, которые выпадают из реалий сегодняшнего дня. Вот есть черно-белая конструкция, в которой понятно, кто где находится, по каким местам рассажен — и вдруг эта конструкция начинает ломаться! Она начинает изгибаться, как в кривом зеркале! Общество усложняется настолько, что элита должна тоже понимать это и этому процессу соответствовать! А она — не понимает. Не может понять! А значит не может ему соответствовать и выражать.


Такой с позволения сказать элите нужно что бы «попроще» и по понятнее: кабинет, стол, стул, сейф, секретарь, для более «продвинутых» охрана и свита — все понятно, куда текут потоки, над кем я должен властвовать. Вот зрители: без зрителей такая элита существовать не может. Но зрители должны сидеть тихо, не свистеть, а по команде суфлера-режиссера кричать только «браво!», и хлопать в ладоши, а не возмущенно восклицать «долой!»; должны сидеть по квартирам, а не выходить на улицы и что-то требовать…


У этих людей — так называемой политической или бизнес-элиты — появляется стремление куда-то спрятаться, скрыться. За большим забором, за 10 миллионов долларов, в бункере с запасом еды на несколько месяцев вперед или в золотохранилище, где они складируют свои «сбережения» в золоте на «черный день», на яхте в триста миллионов долларов, или на своем частном самолете. Слетать, к примеру, в Швейцарию или Соединенные Штаты, чтобы проверить свои многочисленные финансовые заначки. Цифра в 500 млрд долларов российских денег, якобы лежащая на американских счетах, озвученная Збигневом Бжезинским, никем из российских политиков и экономистов не опровергнута. Люди, живущие или числящиеся еще в России, но капиталы держащие уже вне страны. И что это за такая элита, которая никак не связывает свою судьбу с судьбой страны, где родился и вырос? У них деньги уже там, дети уже там. В Евангелии от Матфея сказано: «Где сокровища ваши, там и сердце ваше» (Мтф. 6.21).


В реальности только непонятно, куда все-таки летит этот самолет? Куда идет эта яхта? Что будет с этим забором, когда к нему подойдут люди и скажут, что нам этот забор мешает, потому что тот человек, который раньше назывался, а точнее называл себя элитой, а теперь за ним спрятался — он нам не нужен, как и этот забор. А простым людям в этом месте нужен парк для всех, а не элитный закрытый городок для избранных отшельников. И что, они будут «жрать» свои слитки и купюры или отмахиваться ими как оружием, когда голодные потребуют свои доли пайка? Сегодня властвующая элита и ее действия оказываются причиной для кризиса государства.


Именно поэтому сегодня граждане разных стран становятся значительно ближе друг к другу по горизонтали — даже несмотря на языковые, религиозные, национальные и прочие различия — нежели к своей собственной правящей элите.


Это еще один из парадоксов и феноменов сегодняшнего дня. Почему так происходит? А потому, что элиты разных стран в меньшей степени надеются и рассчитывают на то, что их поддержат собственные граждане? Они ищут защиту и покровительство у более сильных, как им кажется, элит, у каких-то финансовых и политических кругов за пределами родной страны, в оффшорах, у откровенных бандитов. У своего придворного, рассаженного по ранжиру, рафинированного, но не менее продажного окружения, которое хоть и смотрит в рот начальнику, но сдаст своего патрона при первом удобном случае, чтобы забраться самому на его царствующее ложе.


Элита пытается «объединится» по сословному принципу где-то там, «над облаками», между собой, но поменьше ступать на грешную землю и стыковаться с гражданами. Тем более, что есть глобальный посредник в лице масс-медиа в виртуальном пространстве. Заоблачная демократия получается.


Но так долго продолжаться не может. Значит, те граждане, которые остались на грешной земле, вынуждены будут искать новых лидеров. Они вынуждены будут генерировать в себе тех людей, которые будут делить с ними кусок горя и радости, горбушки хлеба и пуда соли, жить вместе с ними на земле, а не на небесах. Элита должна понять: если случится так, что наступит жесточайший и одномоментный кризис, то те, кто находится на земле — они просто их снесут. И история вновь повторится со всей своей неизбежностью и предсказуемостью? Революция, как это и записано в канонах учебниках, в свою очередь, неизбежно поднимает вверх муть и пыль. Вроде как логично бы правящему классу самому не допустить такого развития событий. Не силой, а мудростью, поиском и предложениями нового курса. Но если элита не поймет серьезности момента, то все кончится по уже заведомо известному в истории сценарию. В лучшем случае — произойдет постепенное выдавливание элиты новыми лидерами, которые родились уже, которым лет двадцать, или которые подрастают, которым сейчас два года, или которые еще не родились. Передавать свои большие и малые «престолонаследия» просто так не удастся. Элита должна чувствовать этот сложный процесс. Если она не чувствует — то грош цена такой элите, такую элиту не жалко. И потом историки опять напишут про нынешнюю элиту. Они сегодня хотели бы, но не могут написать, в силу того, что она пока действует и закрывает всем рот. Но кому тогда это будет интересно?


Важно понять: нет у элиты отдельного от граждан Ноева ковчега. Нет. Она не спасется. И более того: законы, которые действуют сегодня, на которые элита опирается и которыми так умело манипулирует, которые, вывернувшись наизнанку, фактически защищают только права самой элиты, очень маленького верхнего слоя — при наступлении часа Х перестанут действовать одномоментно.


Мои и ваши глобальные ценности, моя свобода, моя личная ценность для общества могут быть подкреплены и защищены только моей страной. И теми, кто эти ценности еще культивирует. Такими же людьми. Я на время могу куда-то спрятаться. Но если страны нет, кто тогда защитит вас, меня, наши ценности? И получается, что нет иного выхода для правящей элиты как в условиях современного глобального политического разлома опереться на свой собственный народ. А если правящая группа не сможет ли сделать такой шаг, так как она долгие годы жила иными интересами? Что произойдет тогда? Возможно, наступит анархия и хаос. Или же граждане будут управлять жизнью вне закона, на основе традиции. На основе веры в конкретное ответственное, наполненное содержанием слово реальных лидеров. Что в итоге реализуется на практике во вполне осязаемой, а не гротескной форме, нам знать неведомо. Но мы можем некоторые вещи предвидеть, просчитать заранее и реализовать намеченное системным образом.


Потерянная элита


Сегодня к большой категории элит нельзя применить классическое определение, которое существует, которое используется в классических учебниках. Это не элита, а исполняющие обязанности элиты. Формальная элита — формальная потому, что она сегодня у власти, а не потому, что она действительно самая лучшая, самая достойная. Элита без рода и племени. «Холопы» у власти, готовые пасть навзничь пред очами очередного сюзерена. Для такой категории — главное отточить до совершенства принцип лояльности и подобострастия. Значит, изначально с рабским сознанием. И от такой «рабской» элиты народ ждет для себя объективной свободы? Во многом без культурного стержня, а значит — бессовестная и во многом бессловесная, — она находит себя в тиши кабинетов и ритуальных собраниях. Граждане же ждут выработки и озвучивания не простого шумного суррогата, а полноценных системных и вполне конкретных программ и действий для общества. О сущности, об и. о. элиты точно написал российский ученый-политолог Геннадий Ашин. А может быть это и не элита вовсе? Используя понятие элиты, тем не менее будем понимать, что на самом деле это временный правящий класс.


Возьмем для примера определенный промежуток времени. Современники: Королев Сергей Павлович, который Россию в космос отправил, и Никита Сергеевич Хрущев, который в ООН «ботинком по трибуне стучал». По многим позициям именно Королева нужно поставить на роль элиты, а не Хрущева. Хрущев до последнего не верил в космос. Он говорил, что России это не надо, зачем нам заниматься освоением космического пространства. Лучше здесь, на Земле, выращивать кукурузу, опираясь на труды Трофима Лысенко — полузабытого ныне псевдоакадемика, который пытался из кукурузы сделать арбузы и вырастить пятиметровую кукурузину… Обласканного в свое время властью за лояльность и подобострастие (Герой Социалистического Труда, лауреат трех Сталинских премий и пр.). Усилиями Лысенко и его сподвижников была загублена отечественная генетика, а заодно и генетики. Среди них — Николай Иванович Вавилов, который умер в тюрьме в 1943-м году, попавший туда на основании сфабрикованных обвинений. Но все это происходило с подачи политической власти. К сожалению, многие процессы по игнорированию научных знаний для применения их в реальной практике государственного управления наблюдаются и сегодня.


Другие примеры также красноречивы. В Великой Отечественной войне сокрушил врага не генералиссимус Сталин — победило умение Жукова и других военачальников, и конечно, самопожертвование рядовых, которые шли защищать Родину и умирали на поле брани. Если взять соотношение и. о. элиты и подлинной элиты в более ранние времена — в Европе ставят памятники Суворову, а не царю, который его туда отправил. Чтобы сказали эти герои, лежащие в неизвестных могилах и на чужих землях, если бы смогли перенестись в наше время? Захотели ли бы они повторить свой подвиг и отдать свои жизни ради ненасытной прорвы, приписавшей самым вероломным образом себе те качества и статусы, которые нести не в состоянии?


Политическое руководство во многих странах мира сейчас правильнее назвать псевдоэлитой. Что касается творческой, научной элиты — их нельзя назвать псевдоэлитами, но они, к сожалению, особого влияния на власть и не оказывают. Хотя и тут надо признать: многие носят звание интеллигенции незаслуженно. Они обладают степенями, званиями, но не стали прослойкой, сцепкой между гражданами и властью, которая должна уметь при необходимости открыто и бесстрашно сказать что-то нелицеприятное для сильных мира сего и сделать шаг навстречу обществу. Во многих случаях это та прокладка, которую при необходимости используют по случаю, а потом выкидывают в отходное место за ненадобностью. И многие с таким своим положением согласны.


Современных политиков можно охарактеризовать так: они замышляют одно, говорят, в силу разных обстоятельств, другое, а делают третье. Правильное и хорошее в речах, в реальности — недостижимое. Управление процессом и организация контроля за ситуацией в конкретном государстве все больше переносится на внешний контур. Формируется внешний штаб. На роль президента подбирают человека-марионетку с разрушенной психикой, которым легко управлять. Такой лидер нуждается в особом внимании окружающих и в их восхищении, чтобы компенсировать комплекс своей неполноценности.


Мы видим некую элиту гламурную, самопровозглашенную, самоназванную, нелегитимную во многом, а значит неумную и мало кому полезную. Оглашенная, то есть бестолковая, но шумная. Отсюда и как бы демократия как бы построенная — тоже шумная. Имитационная демократия. Смешная и суетливая элита. Вся спешка не столько от уверенности в своих силах, сколько от необыкновенной легкости в уме. От отсутствия направления, целей и ориентиров. Можно призывать и лично голосовать за что угодно, если не думать об общественных перспективах, а ставить «на кон» лишь свое в общем-то по большому счету призрачное и временное благополучие. Они как двоечники или с бодуна после глубокого похмелья — плохо помнят про день вчерашний и не беспокоятся о завтрашнем дне. Примитивная, мелкая в прямом и переносном смысле слова, элита. Интеллектуальным и нравственным карликам среди своих же граждан явно неуютно. Масштабы России многим из них явно невозможно прочувствовать и понять.


Такой элите совершенно не приходит в голову банальная мысль, что можно вместе с гражданами управлять страной. По их мнению, граждане должны участвовать в политическом процессе в качестве исключительно восторженных зрителей, исполнителей воли и прихотей «вершителей», не более того. Вот некий скол, обыденный и такой банальный образ современных политиков. Как вернуть элиту своему народу? Пригласить чужеземцев или может быть найти ее среди представителей «пятой колонны»? Как мы понимаем, вырастить ее можно только из своих, преданных стране и ее традициям, людей. Но и так слишком уж долго Россией управляли иноземцы и инородцы. И до сих пор история государства Российского написана во многом по лекалам зарубежных ученых, а не таких ученых мужей Отечества, как Михаил Ломоносов.


Что делать?


Извечный для России вопрос «Что делать?» И чтобы при ответе на него не пытаться еще и восклицать «Кто виноват?», мы должны сами, без чьей-то подсказки, найти пути выхода из сложившегося положения. Для того, чтобы аккумулировать основные идеи граждан в элите сегодня должны быть люди-интеграторы, генераторы, а не калькуляторы. То есть люди, умеющие в гиперусложненном сегодняшнем мире объединять совершенно разные начала: разных людей, разные мнения, разные информационные потоки. Люди, понимающие, что сейчас меняется климат — и на планете, и в системе человеческих отношений — происходят тектонические сдвиги — и в земной коре, и в обществе, а не в тупую насчитывающие себе бонусы за «нелегкую» жизнь, ненормированный рабочий день, а на самом деле лишь пересчитывающие свое растущее «бабло».


Разумеется, это должны быть люди, имеющие определенные нравственные коды, нравственное начало, культуру. Раз таких людей не находится в среде правящей элиты, их должно найти и вырастить само общество. Ждать милости от пришествия очередного «царя-батюшки» не стоит.


Не забудем и о научном обосновании современного политического процесса, коль уж так рьяно, по крайнее мере, говорим об обществе знаний как возможной альтернативе сегодняшнему развитию, как основном тренде развития цивилизации в целом. Ведь раньше обществоведы и мыслители — будь то Карл Маркс или Аристотель, Платон или Кант — отвечали на вопрос «Что делать?», как и в какую сторону миру двигаться дальше. И затем уже политики, иногда правда в извращенной форме, иногда совсем в противоположном направлении от того, какое указали ученые — но тем не менее двигали мироздание. Сейчас же политики самостийно пытаются формировать и настоящее, и будущее. А обществоведы молчат, ученым вообще закрыты рты. Понятно, что кто-то и сам себе закрыл рот и поет в унисон власти… В итоге получается, что политики сегодня действуют по наитию, по своим каким-то совершенно субъективным личным желаниям, в силу непонятных, спонтанных процессов, которые происходят в их головах. Мало отражают реальную действительность. А порой отражают ее и просто неадекватно. А раз так, то таких неадекватных, а по сути больных людей, со сломанной психикой, становится все больше, потому что политик ли, бизнесмен ли тянет вольно или невольно на определенные должности себе подобных. И все, круг, как говорится замкнулся. И каким образом теперь вырваться из такого круговорота событий? Как обезопасить общество от психопатов и людей с комплексами? Как побудить само общество отвечать за свою судьбу?


Многие работы ученых-обществоведов нужно оценивать не количественно, а исходя из наличия в них новых, продуктивных и прорывных идей. Иначе наука так и будет идти исключительно в фарватере власти, в хвосте, будет ее идеологическим придатком. В Советском Союзе бытовала точка зрения, что физика, химия, биология — науки политические. В СССР была не только коммунистическая философия, но и пролетарская селекция. Это приводило к тому, что пытались из кукурузы растить арбузы… Доминанта монопольно навязываемой идеологии явно не шла на пользу обществу. В итоге разрушило и советское государство. Равно как многие представители западной науки в качестве неоспоримой ценности выдвигают пресловутый рынок. Это тоже идеология. Поклонение, культ денег и искренняя вера в то, что финансы вертят шар земной. Такая фетишизация нашей жизни уводит нас далеко от реальных нужд людей.


Особая заскорузлость обществоведческой науки входит в еще большее противоречие с науками техническими и естественными, где изобретения случаются. Более того, уже невооруженным взглядом видно, что разрыв все больше увеличивается: появляются новые компьютеры, новые системы связи, в естественной науке изучают геном человека, делаются открытия в микробиологии, недавно физики «поймали» новую наночастицу — бозон Хиггса, и это открытие может в корне перевернуть науку о веществе… А общественные науки не дают ответа — а зачем это все нужно человеку? Зачем это все нужно обществу? Разрыв нарастает. Ученые вместе с гражданами должны ответить на ряд сущностных вопросов дня. И перекладывать ответственность для принятия решений на плечи власти уже бессмысленно. Пока ученые по большей части лишь ворчат на кухнях, да жалуются друг другу, что власть их не слышит, она действительно их в упор не видит. А раз так, то и управляют страной не люди будущего, и даже не люди настоящего, а люди прошлого, со своими стойкими иллюзиями, стереотипами и комплексами, которые пытаются настойчиво навязать всему обществу. Страна же в это время стоит на месте, а значит, в итоге выпадает из канонов исторического времени. Как мечтал много столетий назад древнегреческий философ Платон — ученик Сократа и учитель Аристотеля, что править обществом будут ученые.




Власть как «вечный» двигатель. Монография

Власть — «вечная» категория. Каменный век, бронзовый, ядерный и информационный... Мир меняется. Только власть остается неизменным самодовлеющим атрибутом. Сможет ли власть стать двигателем реального созидательного прогресса или так и останется в истории «двигателем внутреннего вЫгорания»?<br /> В данной работе предпринята попытка посмотреть на власть через призму времени и пространства, разобраться в сущности и ценностных основаниях современной политической власти применительно к изменяющемуся обществу, вступившему в период глобальных трансформаций и поисков новых смыслов.<br /> <br /> Power — “eternal” category. Stone age, bronze, nuclear and information... the World is changing. Only the power remains the same self-attribute. Whether the power to become the creative engine of real progress and will remain in the history of the “engine burnout”? In this paper we attempt to look at power through the lens of time and space, to understand the nature and value bases of contemporary political power in relation to the changing society entered into a period of global transformations and the search for new meanings.

319
 Чернышов А.Г. Власть как «вечный» двигатель. Монография

Чернышов А.Г. Власть как «вечный» двигатель. Монография

Чернышов А.Г. Власть как «вечный» двигатель. Монография

Власть — «вечная» категория. Каменный век, бронзовый, ядерный и информационный... Мир меняется. Только власть остается неизменным самодовлеющим атрибутом. Сможет ли власть стать двигателем реального созидательного прогресса или так и останется в истории «двигателем внутреннего вЫгорания»?<br /> В данной работе предпринята попытка посмотреть на власть через призму времени и пространства, разобраться в сущности и ценностных основаниях современной политической власти применительно к изменяющемуся обществу, вступившему в период глобальных трансформаций и поисков новых смыслов.<br /> <br /> Power — “eternal” category. Stone age, bronze, nuclear and information... the World is changing. Only the power remains the same self-attribute. Whether the power to become the creative engine of real progress and will remain in the history of the “engine burnout”? In this paper we attempt to look at power through the lens of time and space, to understand the nature and value bases of contemporary political power in relation to the changing society entered into a period of global transformations and the search for new meanings.

Внимание! Авторские права на книгу "Власть как «вечный» двигатель. Монография" (Чернышов А.Г.) охраняются законодательством!