|
Учет инвестиций в человеческий капитал в профессиональных спортивных организациях. Монография
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Экономика |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
28.03.2018 |
ISBN: |
9785392272266 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
146 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование инвестиций в человеческий капитал как экономической и бухгалтерской категории
Глава 2. Современное состояние бухгалтерского учета инвестиций в человеческий капитал в профессиональном спорте и направления его совершенствования
Глава 3. Оценка влияния политики в области учета инвестиций в человеческий капитал на показатели деятельности профессиональных спортивных организаций
Заключение
Приложения
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава 2. Современное состояние бухгалтерского учета инвестиций в человеческий капитал в профессиональном спорте и направления его совершенствования
2.1. Зарубежный опыт учета инвестиций в человеческий капитал в профессиональных футбольных клубах
Исторические корни системы трансферных контрактов профессиональных футболистов уходят в 1885 г., когда впервые в мире футбольная ассоциация Англии (FA) ввела требование, согласно которому спортсмены, желающие выступать за футбольный клуб в официальных турнирах, должны были быть обязательно зарегистрированными в футбольной ассоциации. При этом футбольная ассоциация Англии требовала подписания контракта с игроком, как минимум, на один спортивный сезон с целью предотвращения его свободного перемещения без согласия ассоциации и клуба [142, с. 28].
Причиной, побудившей ввести такое требование, стала необходимость защиты интересов малых футбольных клубов, которые в силу своих ограниченных финансовых возможностей рисковали остаться без ключевых игроков, поскольку крупные и финансово успешные клубы переманивали спортсменов на более выгодных финансовых условиях. Таким способом предполагалось обеспечить равномерное распределение талантливых игроков по клубам с целью достижения конкурентного равновесия в футбольной лиге в целом.
До 1959 года в Англии с профессиональными игроками заключались контракты сроком на один год, в которых содержались условия о минимальных и максимальных суммах заработной платы. По истечения срока договора клуб мог сохранить игрока, предложив ему минимальную зарплату, перевести игрока в другой клуб за согласованную выплату или отказаться от услуг игрока, предоставляя ему, таким образом, возможность стать свободным агентом. Так или иначе, клуб обладал полным контролем над занятостью футболиста [142, c. 29].
Аналогичная система ограничений была введена во Франции в 1925 г. В целях борьбы с недобросовестными сделками по переходу спортсмена из одного клуба в другой футбольная федерация Франции разработала систему А-лицензирования.
Согласно правилам лицензирования каждому профессиональному игроку, желавшему выступать за соответствующий клуб как минимум один год, выдавалась лицензия типа А, которая давала разрешение играть в основном составе клуба. Все остальные игроки, приходившие в клуб по результатам трансферных сделок, автоматически вынуждены были выступать в резервном составе клуба.
18 апреля 1925 г. решением футбольной федерации Франции система А-лицензирования была распространена и на игроков, поступивших в клуб по результатам трансфера [142, c. 30]. Таким образом, игроки, перешедшие в новый клуб, получили возможность выступать в основном составе, но при условии официального согласия бывшего клуба.
На протяжении 1960–1970-х гг. профсоюз футболистов продолжал подвергать сомнению правила перехода спортсмена в другой клуб, носившие ограничительный характер. Несмотря на это, что игроки получили некоторую условную свободу выбора договора, их предыдущие клубы по-прежнему имели право на получение компенсационной платы по трансферному контракту, даже если срок действия контракта с этим футболистом истекал.
В 1963 году Высший суд Англии признал в действовавшей на тот момент системе трансферных контрактов профессиональных игроков наличие признаков необоснованного ограничения свободы торговли [142, c. 29].
Позднее в 1969 г. Франция отменила все формы компенсации в случае, если новый трансферный контракт о переходе игрока заключался в конце его текущего трудового контракта. То же самое имело место в Германии в 1979 году.
В 1995 г. Европейским Судом Правосудия в рамках дела Босмана («C-415/93 Union Royale de Societes de Football v. Jean-Marc Bosman (1995)») было вынесено решение, согласно которому по окончании контракта игрок признавался свободным от любых обязательств перед бывшим клубом, а значит, требование об уплате компенсационных выплат в рамках трансферного контракта признавалось незаконным [142, c. 29]. Вместе с тем сохранялось требование об уплате компенсационной выплаты в случае перехода игрока из одного клуба в другой до истечения трудового контракта с бывшим клубом.
Впоследствии решение Европейского Суда правосудия оказало существенное влияние на правила перехода футболистов, утвержденные ФИФА.
Мировой опыт показывает, что наибольшее развитие получила концепция бухгалтерского учета затрат, связанных с заключением трансферных контрактов по приобретению прав владения или пользования регистрациями профессиональных спортсменов, в то время как вопросы учета инвестиций в человеческий капитал, осуществляемых в сектор молодежного спорта в рамках спортивной школы, не рассматривались и не изучались должным образом.
Как следствие, учетная практика зарубежных футбольных клубов формирует информацию об инвестициях в человеческий капитал, осуществленных исключительно в результате операций приобретения. В связи с этим дальнейшее изучение зарубежного опыта бухгалтерского учета инвестиций в человеческий капитал спортивных организаций в рамках данного параграфа ограничивается рассмотрением вопросов учета затрат на заключение трансферных контрактов, связанных с приобретением прав владения или пользования регистрацией спортсмена.
В Великобритании исторически затраты на приобретение прав владения или пользования регистрациями игроков в рамках трансферных контрактов рассматривались в качестве расходов текущего периода и отражались в отчете о финансовых результатах. Данный подход аргументировался неопределенностью относительно того, дало ли удерживание регистрации игрока клубу достаточный контроль над этим игроком и были ли будущие выгоды от заключения трансферного контракта достаточно бесспорными, учитывая рисковую природу спортивной деятельности [133, c. 9].
Первым английским футбольным клубом, который стал применять альтернативную учетную политику в отношении затрат на приобретение прав владения или пользования регистрациями игроков, стал ФК Tottenham Hotspur (Великобритания). В финансовой отчетности за год, закончившийся 31 мая 1989 г., ФК «Tottenham Hotspur» отразил затраты на приобретение прав владения или пользования регистрациями игроков в составе нематериальных активов клуба [133, c. 9].
К середине 1990-х гг. уже 18 английских клубов применяли учетную политику по капитализации затрат на приобретение прав владения или пользованиями регистрациями игроков в качестве нематериальных активов. Балансовая стоимость таких нематериальных активов формировалась на основе фактических затрат на приобретение за минусом накопленной амортизации, начисляемой в период срока действия трудового контракта, заключенного с футболистом.
В 1995 г. английские футбольные клубы оказались перед сложным выбором. Решение Европейского Суда Правосудия по делу Босмана лишало футбольные клубы гарантированных выплат за передачу регистрации игрока по трансферному контракту, если такая сделка заключалась в конце срока действия трудового контракта с этим футболистом. В результате клубы, которые применяли учетную политику по капитализации затрат на приобретение прав владения или пользования регистрациями игроков, были вынуждены вернуться к списанию понесенных затрат в состав текущих расходов единовременно, в момент приобретения, или частями, на протяжении срока действия заключенного с игроком контракта.
Введение национального бухгалтерского стандарта Великобритании FRS 10 «Нематериальные активы и гудвилл» в декабре 1997 г. существенно изменило дальнейшую учетную практику английских футбольных клубов, требуя от них вновь следовать учетной политике по капитализации затрат на приобретение прав владения или пользования регистрациями игроков в качестве нематериальных активов и их последующей амортизации в течение срока трудового контракта игрока.
Кроме того, FRS 10 «Нематериальные активы и гудвилл» предусматривает возможность проведения тестирования на обесценение такого рода активов с целью выявления убытков от обесценения. Вся капитализированная стоимость прав владения или пользования регистрациями игроков должна проверяться руководством индивидуально каждый год на предмет ее уменьшения. Если сумма, которую можно получить за отдельную регистрацию игрока, меньше, чем ее балансовая стоимость, то балансовая стоимость должна быть скорректирована с учетом возмещаемой суммы, а разница отнесена на убытки от обесценения в отчете о финансовых результатах.
Основы нормативно-правового регулирования деятельности профессиональных спортивных организаций Италии изложены в законе № 91 от 1981 г., затрагивающем основные аспекты бухгалтерского учета, налогообложения и финансовой деятельности. Заинтересованность итальянских футбольных клубов в выходе на мировые фондовые рынки стала одним из ключевых факторов смены вектора развития футбольной индустрии. До 1981 г. профессиональные футбольные клубы были организованы в форме некоммерческих ассоциаций. После принятия закона № 91 от 23 марта 1981 г. профессиональные футбольные клубы обязали сменить организационно-правовую форму на акционерные общества с условием, что вся прибыль будет реинвестирована в спортивную деятельность клубов [99, c. 71].
Позиция итальянских законодателей принципиально не отличалась от общемировой практики. Затраты на приобретение прав владения или пользования регистрациями игроков признавались нематериальными активами, амортизируемыми в течение срока действия контракта футболиста, и отражались в финансовой отчетности в составе активов бухгалтерского баланса.
В конце 2002 г. было издано постановление № 282 от 24 декабря 2002 г., которое впоследствии было оформлено законом № 27 от 21 февраля 2003 г., внесшим поправки в закон № 91 от 23 марта 1981 г. Внесенные изменения содержали меры налогового и бухгалтерского регулирования деятельности профессиональных футбольных клубов [133, c. 14].
С практической точки зрения закон № 27 от 21 февраля 2003 г. разрешал клубам удлинять период, в течение которого можно было амортизировать капитализированные затраты на приобретение прав владения или пользования регистрациями игроков, на период, превышающий срок действия заключенного с игроком контракта, но не более десяти лет. Как следствие, балансовая стоимость нематериальных активов отражала недостоверную оценку экономических выгод, что существенно искажало качество финансовой отчетности итальянских футбольных клубов.
Нормы закона № 27 от 21 февраля 2003 г. вызвали неоднозначную оценку Европейской комиссии, которая усмотрела в них несоответствия четвертой (78/660/EEC) и седьмой (83/349/EEC) директивам Европейского союза [133, c. 15].
В частности, Европейской комиссией было отмечено, что поскольку затраты на приобретение прав владения или пользования регистрациями игроков «квалифицируются в качестве нематериальных активов, они должны учитываться в соответствии с требованиями МСФО 38 «Нематериальные активы» [133, c. 15]. Это означало необходимость списания актива в течение срока действия трудового контракта, заключенного с футболистом.
Впоследствии постановлением № 115 от 30 июня 2005 г. были отменены поправки, внесенные законом № 27 от 21 февраля 2003 г., что привело к установлению единообразия учетной практики в итальянских и других европейских футбольных клубах.
На сегодняшний день анализ зарубежной практики показал, что в большинстве европейских стран затраты по приобретению прав владения или пользования регистрациями игроков в рамках трансферных контрактов капитализируются в качестве актива с последующим отражением в финансовой отчетности в составе нематериальных активов футбольных клубов.
Группировка европейских стран исходя из различий в применяемой клубами учетной политики в отношении учета затрат по заключению трансферных контрактов, связанных с приобретением прав владения или пользования регистрациями спортсменов, представлена в таблице 2.1.1 [135, с. 93].
На австралийском континенте затраты по приобретению прав владения или пользования регистрациями спортсменов признаются в качестве текущих расходов. В качестве подтверждения можно привести финансовую отчетность футбольных клубов Австралии Collingwood, Essendon, Hawthorn, Melbourne, Port Adelaide, подготовленную на основе национальных австралийских стандартов.
Таблица 2.1.1
Метод учета затрат на приобретение прав владения или пользования регистрациями игроков в высших дивизионах Европы
Метод учета |
Страны |
Все клубы капитализируют в качестве нематериальных активов
|
Норвегия, Англия, Франция, Германия, Польша, Литва, Италия, Мальта, Болгария, Испания, Португалия, Нидерланды, Дания, Исландия, Азербайджан
|
Подавляющее большинство клубов капитализируют в качестве нематериальных активов
|
Шотландия, Бельгия, Венгрия, Румыния, Молдавия, Греция, Израиль
|
Большинство клубов капитализируют в качестве нематериальных активов
|
Швеция, Украина, Сербия
|
Большинство клубов признают в составе текущих расходов
|
Россия, Турция, Армения
|
Подавляющее большинство признают в составе текущих расходов
|
Ирландия, Австрия, Хорватия, Казахстан, Латвия
|
Все клубы признают в составе текущих расходов
|
Финляндия, Эстония, Македония, Швейцария
|
Зарубежные стандарты учета считаются более гибкими в плане признания отдельных активов и обязательств. В отношении нематериальных активов показательным будет сопоставление МСФО 38 «Нематериальные активы», национальных стандартов Великобритании FRS 10 «Нематериальные активы и гудвилл» и Австралии AASB 138 «Нематериальные активы».
С концептуальной точки зрения национальные стандарты Великобритании и Австралии по учету нематериальных активов во многом схожи и практически дублируют положения МСФО 38. Однако вместе с тем нормы FRS 10 дают основания для признания затрат на приобретение прав владения или пользования регистрациями игроков в качестве нематериальных активов. В частности, согласно FRS 10, в отношении нематериальных активов контроль может реализовываться как в виде юридических прав (лицензии, франшизы, патенты), так и достигаться путем владения.
В качестве примера в стандарте приведены интеллектуальные способности сотрудников: «Если компания ожидает поступления будущих экономических выгод от использования их навыков и в состоянии предотвратить непреднамеренный уход сотрудника, то она имеет основания для признания сотрудников в качестве нематериального актива» [111]. При этом в стандарте отдельно не раскрываются вопросы оценки первоначальной стоимости такого рода активов.
Как правило, досрочное расторжение срочного трудового контракта, заключенного футболистом с клубом, всегда сопровождается значительными санкциями, как финансового, так и административного характера. Следовательно, футбольный клуб в состоянии обеспечить должный контроль над регистрацией спортсмена.
Так, английские футбольные клубы Arsenal, Manchester City, Manchester United, Chelsea и другие на основании FRS 10 в своей учетной политике прописывают, что все затраты, связанные с приобретением прав владения или пользования регистрациями игроков, капитализируются в качестве нематериальных активов и списываются равномерно в течение срока действия трудового контракта, заключенного с клубом. В случае продления контракта остаточная стоимость актива списывается в течение продленного периода.
В Австралии футбольные клубы руководствуются национальными стандартами, основанными на МСФО. В частности, стандарт AASB 138 «Нематериальные активы» включает в себя МСФО 38, а также поправки, которые отсутствуют в МСФО 38, обозначающиеся префиксом «Aus». Таким образом, фактически коммерческие организации, применяющие AASB 138, одновременно действуют в соответствии с МСФО 38 [95].
Учет инвестиций в человеческий капитал в профессиональных спортивных организациях. Монография
Монография посвящена разработке и обоснованию методических рекомендаций по формированию учетной и отчетной информации об инвестициях в человеческий капитал в профессиональных спортивных организациях. В работе систематизированы взгляды зарубежных и отечественных исследователей на экономическую сущность инвестиций в человеческий капитал как учетную категорию, обоснована необходимость и целесообразность реформирования бухгалтерского учета инвестиций в человеческий капитал для целей отражения его в бухгалтерской отчетности профессиональных спортивных организаций как отдельного актива.<br />
Исследован зарубежный опыт учета инвестиций в человеческий капитал в профессиональных футбольных клубах, основой которого является капитализация затрат на приобретение прав владения или пользования регистрациями игроков, а также возможности его практического применения в российских футбольных клубах. Рассмотрены вопросы раскрытия информации об инвестициях в человеческий капитал в бухгалтерской отчетности профессиональных спортивных организаций. Большое внимание уделено определению влияния политики в области учета инвестиций в человеческий капитал на показатели деятельности спортивных организаций с помощью параметрических и непараметрических методов анализа.<br />
Монография предназначена для научных работников, преподавателей экономических дисциплин, аспирантов, соискателей, магистрантов, студентов, слушателей системы подготовки и повышения квалификации бухгалтеров, аудиторов, работников финансово-экономических служб.
Куликова Л.И., Гошунова А.В. Учет инвестиций в человеческий капитал в профессиональных спортивных организациях. Монография
Куликова Л.И., Гошунова А.В. Учет инвестиций в человеческий капитал в профессиональных спортивных организациях. Монография
Монография посвящена разработке и обоснованию методических рекомендаций по формированию учетной и отчетной информации об инвестициях в человеческий капитал в профессиональных спортивных организациях. В работе систематизированы взгляды зарубежных и отечественных исследователей на экономическую сущность инвестиций в человеческий капитал как учетную категорию, обоснована необходимость и целесообразность реформирования бухгалтерского учета инвестиций в человеческий капитал для целей отражения его в бухгалтерской отчетности профессиональных спортивных организаций как отдельного актива.<br />
Исследован зарубежный опыт учета инвестиций в человеческий капитал в профессиональных футбольных клубах, основой которого является капитализация затрат на приобретение прав владения или пользования регистрациями игроков, а также возможности его практического применения в российских футбольных клубах. Рассмотрены вопросы раскрытия информации об инвестициях в человеческий капитал в бухгалтерской отчетности профессиональных спортивных организаций. Большое внимание уделено определению влияния политики в области учета инвестиций в человеческий капитал на показатели деятельности спортивных организаций с помощью параметрических и непараметрических методов анализа.<br />
Монография предназначена для научных работников, преподавателей экономических дисциплин, аспирантов, соискателей, магистрантов, студентов, слушателей системы подготовки и повышения квалификации бухгалтеров, аудиторов, работников финансово-экономических служб.
Внимание! Авторские права на книгу "Учет инвестиций в человеческий капитал в профессиональных спортивных организациях. Монография" (Куликова Л.И., Гошунова А.В.) охраняются законодательством!
|