Философия Ильин В.В. Теория познания. Герменевтическая методология. Архитектура понимания. Монография

Теория познания. Герменевтическая методология. Архитектура понимания. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.04.2017
ISBN: 9785392244805
Язык:
Объем текста: 242 стр.
Формат:
epub

Оглавление

От автора

Глава I. Понимание «понимания»

Глава II. Пространство смыслозначимости

Глава III. Герменевтическая процедура



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Мы ничего не хотим знать
и все хотим понимать.


А. Эйнштейн


От автора


«Понимание» в линейке когнитивно родственных сопряженных способностей — «постижение», «прояснение», «уяснение», «уразумение» — передает умение умственно означивать, осмысливать, осознавать, усваивать, удостоверять, выстраивать ментальную панораму, налаживать содержательную стереоскопию, воспроизводить существо дела, добиваться предметной ясности, достигать идейного света, обретать мыслительную внятность. С позиций гносеологических рассмотрений познавательная природа понимания конституируется множеством довольно тонких семантических процессов и процедур, эпицентром которых служит «придание смысла», «наделение значением». Говоря строго, понимание «понимания» сводится к езде не вдаль, но вглубь. Вглубь реальных факторов оформления представлений со стороны их отображательной, когнитивной, изъяснительной, референциальной определенности.


Орудие понимания — обозначение, выражение, интерпретация, обслуживающие столь деликатные и принципиальные задачи, как предикация, денотация, моделирование, венчающиеся смыслообразованием, смыслораскрыванием.


Функционально понимание формируется на стыке (1) объяснения — более или менее формально канонического растолкования (доказательство, обоснование, удостоверение, оправдание, демонстрация) неких обстояний дел; и (2) пробуждающейся на базе обозрения (1) интуиции не как когитального «чутья», но как обретения очевидности (эвидентность; непосредственное знание) предъявляемого содержания через пробуждение оригинального чувства приятия, демонстрируемого без специальной его оценки. Блок (1) и (2) возбуждает специфическое духовное состояние уверенности (отсутствие возражений) в правильности (беспристрастности), справедливости наполнений духа посредством вызревания высшей степени ясности.


Структурно понимание складывается в качестве объемного многозначительного кумулирующего резюме процедур отнесения мыслеосваиваемого к


• знакам: лексическое удостоверение; план выражения (семиология);


• предметам: референциальное удостоверение; план содержания (семасиология);


• целям: целевое удостоверение; план устремления (телеология в рациональной редакции);


• ценностям: аксиологическое удостоверение; план квалифицирующего установления (деонтология).


Ментально понимание осознается как комплексная способность преодолевать состояние умственной бесформенности и раздробленности за счет вписания частей в целое, упорядочения элементов в систему последовательного хода и традиции. На данном резоне понимание не сводится к «рассудочному» (что предопределяет критическое отношение к структурализму и постструктурализму, придерживающимся анаморфической трактовки понимания); отображая, говоря словами Маркса, «тотальность человеческого проявления жизни», оно задается многомерной структурой человека как существа символического — погруженного в мир смыслозначимостей и утверждающегося в нем.


Коммуникационно понимание выражается осмысленностью межсубъективного общения, взаимодействия, обмена деятельностью посредством координации и субординации воздействий, влияния агентов на контрагентов и vice versa через поставляемые визуально (чувственные созерцания) и рефлективно — значения, смыслы, цели, мотивы, ценности, оказывающиеся компонентами когнитивных карт, логических систем, категориальных каркасов, базовых социокультурных, выразительных презумпций, пресуппозиций, темпоральных символических консенсусов.


Психологически понимание представлено непредикативной способностью «Я» воссоздавать интимные черты и признаки миропредставления, мироотношения (состояния души — мысли, мотивы, интенции) с использованием недискурсивных механизмов идентификации (уподобление, опознавание, проекция), сопереживания (проникновение — вживание — вчувствование), эмпатии (умение проникаться болью другого), содоверия.




Теория познания. Герменевтическая методология. Архитектура понимания. Монография

Монография посвящена гносеологической природе понимания. Сущность «понимания» развертывается как многоотсечный когнитивный процесс умственного означивания ресурсом герменевтики. Работа представляет шестую книгу издания, задуманного как систематическое положительное изложение философской доктрины познания.<br /> Для специалистов в области философии, психологии, методологии, педагогики, культурологии.

179
 Ильин В.В. Теория познания. Герменевтическая методология. Архитектура понимания. Монография

Ильин В.В. Теория познания. Герменевтическая методология. Архитектура понимания. Монография

Ильин В.В. Теория познания. Герменевтическая методология. Архитектура понимания. Монография

Монография посвящена гносеологической природе понимания. Сущность «понимания» развертывается как многоотсечный когнитивный процесс умственного означивания ресурсом герменевтики. Работа представляет шестую книгу издания, задуманного как систематическое положительное изложение философской доктрины познания.<br /> Для специалистов в области философии, психологии, методологии, педагогики, культурологии.

Внимание! Авторские права на книгу "Теория познания. Герменевтическая методология. Архитектура понимания. Монография" (Ильин В.В.) охраняются законодательством!