|
ОглавлениеТема: место и роль теории государства и права в системе других наук Раздел II. Теория государства. Тема: понятие и основные признаки государства Тема: происхождение государства и права Тема: типология государств и правовых систем Тема: типы и разновидности государств и правовых систем Тема: принцип разделения властей в государственном механизме Тема: сущность государства и его функции Раздел III. Теория права. Тема: понятие и основные признаки права Тема: право в системе других социальных норм Тема: юридическая ответственность Тема: государство, право и политическая система Тема: государство, право и демократия Раздел V. Правовые системы современного мира. Тема: виды правовых систем и критерии их классификации Тема: религиозные правовые системы Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуРАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВАТема: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА19. Определение понятия государстваВопрос о понятии государства является весьма сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), а с другой - неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми (субъективные факторы). Кроме того, как верно подмечал известный австрийский юрист Г. Кельзен, "трудности в определении понятия "государство" усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления". Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно "для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества". Нередко же он применяется и в очень узком смысле - для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например органов управления или же субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны. Неудовлетворительное состояние политической теории, являющейся в основе своей теорией государства, заключает автор, в значительной мере предопределяется тем фактором, что исследователи государства нередко "используют одни и те же термины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления и понятия как идентичные". Как же определялось государство на различных этапах его развития? Один из величайших мыслителей античности, Аристотель (384-322 до н.э.), считал, что государство - "самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее". Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527) определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Крупный французский мыслитель XVI столетия Жан Боден (1530-1596) рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства". Известный английский философ XVI века Томас Гоббс (1588-1679), сторонник абсолютистской власти государства - гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как "единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты". Создатель идейно-политической доктрины либерализма, английский философ-материалист Джон Локк (1632-1704) представлял государство как "общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы", т.е. большинства граждан, "входящих в государство". Он рассматривал государство в виде совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона. По-разному понималось государство и в более поздний период вплоть до настоящего времени. В немецкой литературе, например, оно определялось в одних случаях как "организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью" (Р. Моль); в других - как "союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием" (Н. Аретин); в третьих - как "естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка" (Л. Гумплович). В российской литературе разных периодов тоже можно найти немало определений. Например, государство как "объективный факт нашей планеты" представляется в виде "социального явления кооперативного выполнения" за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни. Государство определяется и как организованное общение людей, связанных между собою духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками. Оно рассматривается и в качестве союза "свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти" и в качестве объединения людей, "властвующих самостоятельно и исключительно в пределах территории". Внимание! Авторские права на книгу "Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е издание" ( Марченко М.Н. ) охраняются законодательством! |