Юридическая Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е издание

Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 12.05.2014
ISBN: 9785392082544
Язык:не указан
Объем текста: 309 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Введение в теорию государства и права. Тема: предмет и методология теории государства и права

Тема: место и роль теории государства и права в системе других наук

Раздел II. Теория государства. Тема: понятие и основные признаки государства

Тема: происхождение государства и права

Тема: типология государств и правовых систем

Тема: типы и разновидности государств и правовых систем

Тема: форма государства

Тема: государственный аппарат

Тема: принцип разделения властей в государственном механизме

Тема: сущность государства и его функции

Раздел III. Теория права. Тема: понятие и основные признаки права

Тема: право в системе других социальных норм

Тема: формы (источники) права

Тема: система права

Тема: нормы права

Тема: правовые отношения

Тема: правотворчество

Тема: реализация права

Тема: толкование права

Тема: правомерное поведение

Тема: юридическая ответственность

Раздел IV. Жизнедеятельность государства и права в экономической и социально-политической среде. Тема: государство, право и экономика

Тема: государство, право и политическая система

Тема: государство, право и демократия

Раздел V. Правовые системы современного мира. Тема: виды правовых систем и критерии их классификации

Тема: светские правовые семьи

Тема: религиозные правовые системы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема: РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ


159. Особенности мусульманского права


В отличие от англосаксонской и романо-германской правовых семей мусульманское право не является самостоятельной отраслью или областью науки. Сложившись в своей основе еще в VII - Х в. в период становления и развития феодальных отношений в Арабском Халифате, оно неизменно выступает лишь как одна из сторон ислама. Эта религия, как отмечается в научных источниках, содержит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что не должен верить. А во-вторых, она содержит предписания верующим, указывающие на то, что они должны делать и что не должны. В исламской религии совокупность таких предписаний именуется шариатом ("путем следования" - в переводе) и составляет собственно то, что называют мусульманским правом.


Согласно догмам ислама, мусульманское право имеет своим происхождением Аллаха, который открыл это право и довел его до всего общества и отдельного взятого человека через своего посланника и пророка Мухаммеда. Личность последнего занимает важное место как в религиозной доктрине ислама в целом, так и в одной из его сторон, составляющей суть и содержание мусульманского права.


Этот человек был избран самим Богом в качестве своего посланника и пророка, говорится в самых ранних и более поздних богословских исследованиях. Признание пророческой миссии Мухаммеда является одним из двух непременных символов мусульманской веры. А именно, веры в то, что "нет никакого божества, кроме Аллаха" и что Мухаммед является пророком и посланников Аллаха.


Незыблемой основой мусульманского права является Коран. Он выступает как главная священная книга мусульман, содержащая в себе собрание различных проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, заклинаний, всякого рода назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду.


Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов его не воспринимает ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положения юридического характера, содержащиеся в Коране, далеко не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации. Более того, многие правовые институты, имеющие огромное значение для формирования и развития мусульманского права, в этой священной книге даже не упоминаются.


В силу этого мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы наиболее авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащими в себе такое толкование.


Коран же как главная священная книга мусульман, как "руководство для богобоязненных" и предостережение для неверующих, для всех, которые "пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя", будучи основополагающим источником мусульманского права, выступает все же в первую очередь как фундаментальный богословский труд. Он является моральной и религиозно-философской основой мусульманского государства и права, исходным началом в процессе их возникновения и развития. Однако Коран не может рассматриваться исключительно как правовой памятник, как "чисто" или даже - преимущественно юридический акт.


Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на основные положения и основополагающие идеи, которые пронизывают этот священный труд.


Среди них выделяются прежде всего важнейшие положения и идеи, касающиеся несравненного могущества, абсолютной власти и авторитета Аллаха. Аллах сотворил "небеса и землю истиной сотворил человека из капли". "И скот Он создал; для вас в нем согревание и польза, и от них вы питаетесь". На Аллахе "лежит направление к пути". Он - "тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете". Аллах подчинил вам "ночь и день, солнце и луну. И звезды подчинены Его велением". Он знает все и "про то, что в груди". "И творит он то, чего вы не знаете". Аллах - всепроникающий, сведущий. Он - "тот, кто рассеял вас по земле, и к Нему вы вернетесь". Он - "тот, кто вырастил вас и даровал вам слух, и зрение, и сердце". Аллах - вам Господь. "Ему принадлежит власть, нет божества кроме Него".


В священной книге - Коране содержатся также основополагающие положения, касающиеся чистоты и непререкаемости мусульманской веры, а также непримиримости ее самой и ее носителей к другим верам и их носителям - "неверными". "О сыны Исраила! - говорится в связи с этим от имени Аллаха в суре 2, 38(40). - Вспомните милость Мою, которую Я оказывал Вам, и верно соблюдайте Мой завет. Тогда и Я буду соблюдать завет с вами. Меня страшитесь и веруйте в то, что Я ниспослал подтверждение истинности того, что с вами. Не будьте первыми неверующими в это. И не покупайте за Мои знамения ничтожную цену и Меня бойтесь".


Согласно Корану за истинную (мусульманскую) веру каждому правоверному воздадутся милости Аллаха и он будет всегда счастлив. А те, кто преступает веру или "измышляют на Аллаха ложь, не будут счастливы".


Поистине, - отмечается в суре 47, - "тем, которые не веровали и уклонились от пути Аллаха, потом умерли, будучи неверными, никогда не простит Аллах". И далее: "Не слабейте и не призывайте к миру, раз вы выше. Аллах - с вами и не ослабит Он ваших деяний". Ведь "ближайшая жизнь - только игра и забава. А если вы уверуете и будете богобоязненны, то Он дарует вам ваши награды и не спросит о ваших имуществах".


Что же касается тех, "которые не веровали или уклонились от пути Аллаха", то им грозит "заблуждение" в их делах, ниспосланное свыше, подверженность "дурным деяниям" и расстройство их состояния. "Во имя Аллаха милостивого, милосердного, - предписывается в Коране, - когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - удар мечом по шее. А когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы".


И далее - в отношении "многобожников": избивайте их, где найдете, "захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу. Ведь Аллах - прощающий, милосердный".


Наряду с названными положениями чисто религиозного или философско-религиозного плана, в Коране содержатся также положения, рассматриваемые в сугубо юридическом плане. Это, например, предписания правоверным по праву ценить милосердие Аллаха и самим быть милосердными. Это - предписание давать убежище "многобожникам", "если они у тебя этого попросили". Приюти такого человека, "пока он не услышит слова Аллаха". Это - требования быть твердым в вере, ибо "счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, которые уклоняются от пустословия, которые творят очищение", соблюдают "свои доверенности и договоры", "соблюдают свои молитвы" и т.д. А если кто "устремится за это", иными словами - нарушит данные императивные по своему характеру заповеди, то он будет рассматриваться как нарушитель ("те уже нарушители).


Коран предписывает также быть благодарными и справедливыми ("и устанавливаете вес справедливо и не уменьшайте весов"), проявлять щедрость и давать подаяние бедным, сиротам и захваченным в плен ("Мы ведь кормим вас ради лика божия и не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности"), избавляться от скупости и избегать неправедного обогащения. На этот счет сура 92 гласит: "А кто скупился и обогащался, и считал ложью прекраснейшее, - тому Мы облегчим к тягчайшему. И не спасет его достояние, когда он низвергнется".


В Коране имеется множество и других, аналогичных по своему характеру, норм и предписаний. Большинство из них весьма обширны и не императивны, оставляют огромные возможности для проявления в установленных ими религиозных рамках правовой инициативы. Это касается как содержания данных предписаний, так и неразрывно связанных с ними разного рода санкций и поощрений.


Среди них универсальной санкцией за нарушение разных предписаний является грех, угроза быть проклятым, оказаться "в убытке", лишиться покровительства Аллаха. "Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы обрели, - говорится в связи с этим в суре 9, - милее вам, чем Аллах и его Посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока придет Аллах со Своим повелением. А Аллах не ведет народа распутного".


Отдельная сура (№ 83) в Коране посвящена такому неблагочестивому поступку, как обвешивание покупателей торговцами. Горе обвешивающим, говорится в ней, - "которые, когда отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда мерят им или вешают, сбавляют. Разве не думают эти, что они будут воскрешены для великого дня - того дня, когда люди встанут пред Господом миров". В Коране предрекается, что за такие и им подобные поступки, "эти" нарушители, грешники конечно же, будут все гореть в огне, в то время, как все праведники будут находиться в благодати.


Говоря о Коране как об основе и первом источнике мусульманского права, в котором "людям приводятся всякие притчи" в надежде, что "может быть они опомнятся" и исправятся нельзя забывать и о таком его ключевом источнике, как Сунна. В отличие от Корана, содержащего отдельные высказывания Аллаха Мухаммеду, Сунна выступает как сборник адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных и обработанных рядом известных в тот период (VII - IX в.) становления и развития мусульманского права богословов и юристов. Содержание сунны составляют признанные достоверными хадисы, каждый из которых представляет собой предание о поступках и изречениях Мухаммеда.


Сунна является своеобразным итогом толкования Корана, проводившегося самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти Мухаммеда богословами и юристами. Сунна, так же как и Коран не содержит в себе каких бы то ни было нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к "книгам права", толкованиям широко известных правоведов, нежели к Корану или Сунне. Аналогичная ситуация сохраняется в мусульманском мире и поныне с учетом, однако, того, что в мусульманском праве, помимо Корана и Сунны, существуют и другие источники права.


Среди них следует выделить так называемую "иджму" - согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.


При выработке иджмы древние знатоки богословия и права неизменно исходили из двух непоколебимых постулатовдогм: а) единства и непогрешимости мусульманского общества, которое "не примет ошибочного решения" и б) чистоты и непоколебимости мусульманской веры, исходящей от Аллаха. "Он - Аллах - един. Аллах вечный; не родил и не был рожден. И не был ему равным ни один". Данные две догмы позволили признать религиозную и юридическую силу согласованных мнений и решений богословских и юридических авторитетов, непосредственно не вытекающих из Корана или Сунны.


В качестве источника мусульманского права издревле признается также рассуждение в области права по аналогии под названием кияс. Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям.


В научной литературе, применительно к мусульманскому праву, вполне оправданно указывалось на ограниченный характер аналогии. При помощи суждения по аналогии, резонно замечал Рене Давид, чаще всего можно найти решение, исходя из существующих норм права, лишь применительно к данному частному случаю. Однако нельзя надеяться приспособить при помощи этого метода всю систему мусульманского права к современности.


К тому же следует отметить, что подобная задача никогда не ставилась и не могла ставиться богословами и юристами, исходя из религиозно-догматической основы данной правовой системы. Мусульманское право "не хочет быть отражением действительности. Это скорее свет, который должен вести верующих к религиозному идеалу, так как часто они не видят нужного направления. Идея приспособления права к эволюции фактов совершенно чужда этой системе".


Согласно теории мусульманского права государство в лице суверена-монарха или же в более позднее время - парламента не может творить право, законодательствовать. Суверен в исламистском понимании является не господином, а слугой права. Мусульманское право создается лишь самим Аллахом и его посланником и пророком Мухаммедом. Что же касается суверена, то он, следуя праву, издает лишь административные акты и следит за правильным осуществлением правосудия.


Сказанное в полной мере относилось особенно к ранним этапам становления и развития мусульманского права. Сохранилось множество документальных материалов, свидетельствующих о полной обусловленности и подчиненности нормотворческой и судебной деятельности требованиям шариата, т.е. свода мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом "вечным и неизменным" плодом божественных установлений.


Суверен или властитель в мусульманском мире всегда обладал огромной властью. Издаваемые им акты всегда имели огромное для жизни страны значение. Но все его акты и действия никогда не должны были противоречить и грубо не нарушать традиции и требования ислама.


Суд также осуществлялся в рамках требований и на основе общепризнанных канонов ислама, теоретически он вершился именем или от имени Аллаха. Практически же - специально избранным лицом (кади), которому властитель поручал выполнение судебных функций.


Несмотря на то, что институт судейства считался весьма важным в обществе и играл в мусульманском мире огромную роль, отношение среди населения к нему и к самой судейской должности не всегда было однозначным.


В "Книге о судьях", дошедшей до нас с Х в. говорится, например, с одной стороны о том, что судейская должность - дело божье, возвышает человека, сулит ему почет и уважение. Быть судьей - значит исполнять религиозный долг по отношению к общине верующих. А с другой стороны, судейская должность вызывает у людей смятение и страх. Исполнение ее воспринимается ими как подлинное "испытание и бедствие".


Считалось, что, приняв должность, человек вступает на весьма опасный путь, ибо он может допустить просчет в своих действиях, совершить неправый поступок (поскольку знание истины принадлежит только Аллаху), проявить высокомерие и тщеславие или же оказаться замешанным во мздоимстве, взяточничестве. За все это, согласно исламским канонам, его ожидает в "будущей жизни" суровое наказание.




Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е издание

В пособии, подготовленном профессором, доктором юридических наук М. Н. Марченко, изложены основные темы учебного курса «Теория государства и права». Данное пособие является вторым, переработанным и дополненным разделом «Правовые системы мира», содержащим немаловажные темы: виды правовых систем и критерии их классификации; светские правовые семьи; религиозные правовые системы.<br /> Книга написана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации и содержит основные вопросы, включаемые в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров. Структура изложения материала в виде вопросов и ответов, а также сопровождение каждой темы перечнем рекомендуемой литературы позволяют быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

109
 Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е издание

Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е издание

Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е издание

В пособии, подготовленном профессором, доктором юридических наук М. Н. Марченко, изложены основные темы учебного курса «Теория государства и права». Данное пособие является вторым, переработанным и дополненным разделом «Правовые системы мира», содержащим немаловажные темы: виды правовых систем и критерии их классификации; светские правовые семьи; религиозные правовые системы.<br /> Книга написана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации и содержит основные вопросы, включаемые в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров. Структура изложения материала в виде вопросов и ответов, а также сопровождение каждой темы перечнем рекомендуемой литературы позволяют быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Внимание! Авторские права на книгу "Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е издание" ( Марченко М.Н. ) охраняются законодательством!