Юридическая Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Учебник для бакалавров

Теория государства и права. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 28.09.2014
ISBN: 9785392170166
Язык:
Объем текста: 418 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Введение в теорию государства и права. Тема I. Предмет теории государства и права

Тема II. Метод и методология теории государства и права

Тема III. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с неюридическими учебными и научными дисциплинами

Тема IV. Соотношение теории государства и права с другими юридическими дисциплинами

Раздел II. Теория государства. Тема V. Понятие и основные признаки государства

Тема VI. Происхождение государства и права. Основные теории

Тема VII. Типология государств и правовых систем

Тема VIII. Типы и разновидности государств и правовых систем

Тема IX. Формы государства

Тема Х. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности

Тема XI. Социально-классовая сущность государства и его функций

Раздел III. Теория права. Тема XII. Право: понятие и основные признаки

Тема XIII. Место и роль норм права в системе других социальных норм

Тема XIV. Формы (источники) права: понятие, виды

Тема XV. Система права: понятие, внутреннее строение

Тема XVI. Нормы права

Тема XVII. Правовые отношения в системе других общественных отношений

Тема XVIII. Правотворчество: понятие, формы, принципы

Тема XIX. Реализация права: понятие, формы

Тема ХХ. Толкование права

Тема XXI. Правомерное поведение – разновидность социального поведения

Тема XXII. Правонарушение: понятие, основные признаки, виды

Тема XXIII. Юридическая ответственность – разновидность социальной ответственности

Раздел IV. Государство и право в социально-экономической и политической среде. Тема XXIV. Место и роль государства и права в политической системе общества

Тема XXV. Государство, право и экономика: взаимосвязь и взаимодействие

Тема XXVI. Государство, право и демократия

Тема XXVII. Государство, права человека и гражданина

Тема XXVIII. Государство и право в условиях глобализации

Раздел V. Правовые системы современности. Тема XXIX. Виды правовых систем и критерии их классификации

Тема ХХХ. Светские правовые семьи

Тема XXXI. Религиозные правовые системы. Мусульманское право

Тема XXXII. Иудейское право

Тема XXXIII. Международное и внутригосударственное (национальное) право: взаимосвязь и взаимодействие



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема XXXII.
Иудейское право


§ 1. Иудейское право – одна из древнейших правовых систем


1. Иудейское право является одной из древнейших религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Изучению его уделяется определенное внимание как в зарубежной, так отчасти и в отечественной литературе. Однако с учетом глубокой исторической значимости иудейского права не только для еврейского народа, но и для ряда других соседних народов, его огромного влияния на их общую и правовую культуру, а также на развивавшуюся в пределах их воздействия экономическую и социально-политическую жизнь, правовую теорию и правоприменительную практику, этого, как представляется, крайне недостаточно.


2. Необходимость и важность глубокого и разностороннего изучения иудейского права наряду с другими правовыми системами и семьями обусловливаются не одними лишь причинами философского или религиозно-этического порядка, о чем периодически упоминается в научных исследованиях. Они предопределяются также причинами сугубо прикладного, прагматического плана.


Речь идет, в частности, о том, что без глубокого понимания сущности и содержания иудейского права, его социальной роли и значения в жизни древнего еврейского общества практически невозможно до конца понять современное израильское право, в особенности семейное право, которое создавалось и развивалось на основе многовековых религиозных, национальных, исторических и социальных традиций и обычаев.


Невозможно также обстоятельно понять и другой, более широкий, значительно выходящий за рамки рассмотрения иудейского права, но традиционно обсуждающийся во многих странах мира так называемый еврейский вопрос.


«Все говорят о еврейском вопросе, – писал по этому поводу еще в первой половине ХХ в. граф Д. Граббе – переводчик книги «Евреи и Талмуд», написанной известным французским исследователем Ф. Бренье, – все трактуют его вкривь и вкось, но мало кто знает, в чем же состоит этот вопрос и что же представляет из себя этот еврей, которого так ненавидят». Думаю, заключал автор, для того «чтобы понять еврея, надо, хотя бы вкратце, ознакомиться с его историей и его мировоззрением...».


По аналогии можно сказать: для того чтобы понять современную правовую систему Израиля – право исторической родины евреев, – необходимо «хотя бы вкратце» ознакомиться с правовой системой древних евреев, иудеев – ее исторической и религиозно-этической предшественницей.


В свете сказанного весьма трудно согласиться с позицией Р. Давида, К. Жоффре-Спинози и ряда других авторов-компаративистов, выделяющих среди «основных систем современного права» наряду с англосаксонской, романо-германской и социалистической правовой семьей мусульманское и индусское право – религиозные системы права – и в то же время «оставляющих в стороне» иудейское право лишь на том основании, что сфера влияния этого права «значительно уже» («куда более ограниченна»), чем сфера влияния других правовых систем и семей.


Развивая свою мысль, авторы поясняют, что «интернациональная солидарность евреев, в той мере, в какой она существует, никогда не выражалась в стремлении поставить иудейское религиозное право выше, чем действующее право страны, в которой они обладают влиянием. В этом плане иудейское право не играет такой роли, как, например, мусульманское право».


С последним высказыванием нельзя спорить, если принимать во внимание лишь современные и к тому же «количественные» параметры правовых семей и их систем – степень охвата ими современных стран и народов. Однако подобную позицию трудно воспринять, если исходить из «качественных параметров» иудейского права, рассматриваемого в историческом аспекте, а именно из беспрецедентной длительности его исторического существования и глубины его непрерывного влияния в течение этого времени на различные страны и народы.


§ 2. Что собой представляет иудейское право?


Отвечая на данный вопрос, некоторые авторы акцентируют внимание прежде всего на том, что названное право является правом, сформированным древними обычаями религиозных иудеев, «правом их земли» и что это право (в современном его звучании) есть скорее «нечто фактическое, нежели юридическое».


Другие исследователи рассматривают иудейское религиозное право как систему «юридических норм, регулирующих различные стороны повседневной жизни евреев и их верований». Содержание подобной системы, по мнению авторов, формируется в основном из «норм обычного права, весьма почитаемых соблюдающими их евреями всего мира на протяжении более чем двух тысяч лет».


Наконец, третья группа авторов при ответе на вопрос о понятии и содержании иудейского права исходит из того, что оно представляет собой не только систему обычных религиозных норм, но и систему соответствующих религиозно-этнических принципов, сложившихся на протяжении многовековой истории развития еврейского народа традиций, многочисленных толкований Талмуда и других признаваемых последователями иудаизма священных книг и писаний, а также различных решений религиозных (раввинских) судов.


В иудейском праве, подчеркивает в связи с этим проф. З. Фальк, «на совершенно одинаковой основе» сосуществуют и функционируют, с одной стороны, нормы, закрепляющие процедуру поклонения религиозным культам и отправления религиозных ритуалов, с другой – религиозные нормы, регламентирующие поведение евреев в их частной и общественной жизни, и, с третьей стороны, нормы, создаваемые и применяемые в настоящее время в процессе повседневной деятельности судами.


Выделяя в системе рассматриваемого права различные группы социальных норм, принципов, религиозных толкований (доктрин), обычаев и традиций и называя их в совокупности иудейским правом, следует иметь в виду, что в данном и в других аналогичных случаях речь идет не об израильском праве как таковом, а лишь о его хотя и весьма важной, но тем не менее только одной составной части. В определенной мере, говорится по этому поводу в религиозной литературе, «иудейское право выступает в реальной действительности не иначе как интегральная часть всего израильского права».


Несмотря на то что большая часть израильского населения исповедует иудаизм, впрочем, как и большинство евреев, проживающих в других странах мира (а в некоторых политических и научных изданиях, не без определенных оснований, говорится о том, что иудаизм не формально-юридически, а фактически является «государственной религией», «официальной религией государства Израиль»), тем не менее иудейское право даже по названию, не говоря уже о содержании, никогда не отождествлялось и не может отождествляться со всем израильским правом.


Иудейское право по своим сути и характеру рассматривается как древнейшее религиозное право, оказывающее, однако, огромное влияние на современную общественно-политическую и правовую жизнь Израиля. В то же время израильское право считается в формально-юридическом плане светским правом, интегрирующим в себе наряду с нормами светского законодательства и нормы религиозного, иудейского права.


Следует заметить, что в некоторых отечественных и зарубежных изданиях иногда вместо термина «иудейское право» употребляется термин «древнее еврейское» или просто «еврейское право». Все указанные термины используются как синонимы. Во избежание терминологической путаницы более предпочтительным представляется употребление ранее обозначенного термина – «иудейское право». По сравнению с иными терминами он точнее отражает суть исследуемой правовой материи и в силу этого является наиболее распространенным и широко признанным среди авторов, занимающихся проблемами зарубежного и сравнительного права.




Теория государства и права. Учебник для бакалавров

В учебнике рассматривается круг вопросов, составляющих основу полноценного курса теории государства и права. Особое внимание уделяется базовым знаниям, касающимся различных сторон государства и права: их сущности, понятия, структуры, содержания, социальной роли и назначения.<br> С расчетом на бакалавриат — первую ступень высшего юридического образования — каждая глава учебника сопровождается соответствующими схемами, вопросами для самоконтроля и рекомендуемой по теме изучения дополнительной литературой. Материал дается в кратком изложении.<br> Для студентов юридических вузов, проходящих обучение на первой ступени высшего образования — бакалавриате. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/teoriya_gosudarstva_i_prava_uchebnik_dlya_bakalavrov1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

299
 Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Учебник для бакалавров

Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Учебник для бакалавров

Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Учебник для бакалавров

В учебнике рассматривается круг вопросов, составляющих основу полноценного курса теории государства и права. Особое внимание уделяется базовым знаниям, касающимся различных сторон государства и права: их сущности, понятия, структуры, содержания, социальной роли и назначения.<br> С расчетом на бакалавриат — первую ступень высшего юридического образования — каждая глава учебника сопровождается соответствующими схемами, вопросами для самоконтроля и рекомендуемой по теме изучения дополнительной литературой. Материал дается в кратком изложении.<br> Для студентов юридических вузов, проходящих обучение на первой ступени высшего образования — бакалавриате. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/teoriya_gosudarstva_i_prava_uchebnik_dlya_bakalavrov1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Теория государства и права. Учебник для бакалавров" ( Марченко М.Н., Дерябина Е.М. ) охраняются законодательством!