Юридическая Мельгунов В.Д. Теоретические основы горного права России

Теоретические основы горного права России

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 31.07.2018
ISBN: 9785392179626
Язык:
Объем текста: 305 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Предмет и источники современного горного права

Глава 2. Принципы современного горного права

Глава 3. Горные правоотношения. Объекты и субъекты горных отношений

Глава 4. Право пользования недрами как один из важнейших институтов современного горного права

Глава 5. Горное законодательство Российской Федерации



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
Горное законодательство Российской Федерации


§ 1. Понятие и система горного законодательства


На основании проведенного исследования теоретических основ горного права, в целях совершенствования правового регулирования горных отношений представляется своевременным обратиться к вопросу о горном законодательстве как об обособленном массиве в законодательстве Российской Федерации, в котором необходимо выделить систему и определить направления совершенствования и развития.


В настоящее время термин «горное законодательство» в нормативных правовых актах не встречается, но такое наименование отрасль имела до принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, а в пользу сохранения наименования отрасли (горное законодательство) в период подготовки Основ высказывались многие авторы, в частности Г. С. Башмаков. К обоснованию использования (восстановлению исторического наименования отрасли с определением современного содержания и структуры) прямое отношение имеет вся высказанная выше в настоящей работе аргументация об исторических и о современных подходах к применению понятия «горные отношения» и позиции известных исследователей истории и проблем горного и экологического права как периода Российской империи: В.А Удинцева, А. А. Штофа, В. Г. Стукгова, А. Е. Яновского; так советского и современного периода: Г. С. Башмакова, Н. А. Сыродоева, Б. В. Ерофеева, Л. А. Заславской, Н. М. Михитдинова, Л. Г. Навроцкой, А. И. Перчика, Б. Д. Клюкина, М. М. Бринчука, А. Ф. Стругова, А. К. Голиченкова, Р. Н. Салиевой, М. И. Клеандрова, О. М. Теплова, Е. В. Новиковой, Г. А. Волкова, А. Н. Курского, И. И. Павлова, А. В. Лагуткина, Д. Г. Храмова, И. Б. Калинина, Д. Л. Никишина, В. Н. Яковлева, О. С. Свиридовой, К. Н. Трубецкого, Г. Л. Краснянского, Е. И. Панфилова и др.), а также упоминания такого наименования отрасли многими известными учеными, занимающимися исследованиями в других отраслях права, в частности Е. А. Сухановым. В этой связи следует отметить и принятое использование термина «горное законодательство» в словарях и энциклопедиях по горному делу и в общих энциклопедиях (словарях).


По мнению Б. Д. Клюкина, в широком смысле содержание горного законодательства составляют «правовые акты и законодательные нормы, регулирующие горные отношения в той или иной стране. Оно определяется в каждой стране в зависимости от сложившейся правовой системы, от принятых в стране или установленных пределов законодательного вмешательства…».


В СССР и России в течение последних 50 лет учеными различным образом формулировалось понятие и предмет регулирования горного законодательства. К примеру, в советский период в Юридическом словаре (издание 1956 г.) горное законодательство в СССР определено как «совокупность норм, регулирующих порядок поиска, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых для обеспечения социалистической промышленности сырьевыми ресурсами». Горное законодательство СССР регулировало также земельные отношения (право на поверхность земли для поисков, разведки и разработки недр…).


В издании Юридического энциклопедического словаря (1985 г.), понятие «горное законодательство в СССР» было сформулировано как «совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием недр и их охраной». При этом из предмета регулирования были исключены земельные отношения, а также указано, что «горное законодательство регламентирует процесс пользования недрами лишь до момента получения определенного продукта (до переработки минерального сырья). Проблемы собственности на добытое минеральное сырье, условия его продажи и т. п. регулируются другими отраслями советского законодательства».


Анализируя различные подходы к определению предмета регулирования горного законодательства, Б. Д. Клюкин справедливо отмечал, что «ядро горного законодательства, как правило, составляет регулирование отношений недропользования», безусловно, и сегодня законодательство о недрах остается центральным звеном в современном горном законодательстве Российской Федерации, а Закон РФ «О недрах» является главным ориентиром для принимаемых с соблюдением его принципов и положений иных федеральных и региональных законов, регулирующих обширную сферу горных отношений.


Вместе с тем, как следует из проведенного выше исследования и анализа сферы горных отношений, предмет регулирования законодательства о недрах не включает в себя всю сферу горных отношений в Российской Федерации, исключая из нее важные группы, в частности специфические отношения, связанные с добычей отдельных видов полезных ископаемых (например, радиоактивного сырья, драгоценных металлов и камней, лечебных грязей и др.), первичной переработкой полезных ископаемых, включая выделение в добытом минеральном сырье того или иного их вида (с последующим формированием техногенных образований минерального сырья, находящихся в государственной собственности или собственности пользователя недр). Кроме того, законодательство о недрах не включает отношения, связанные с захоронением в недрах отходов, заключением и реализацией соглашений о разделе продукции и государственных контрактов на пользование недрами, добычей полезных ископаемых на континентальном шельфе, международном районе морского дна и многие другие общественные отношения.


Впрочем, вывод о том, что рамки горного законодательства сегодня шире, чем законодательство о недрах, прямо следует из положений Закона РФ «О недрах», в ст. 1 которого оговорено, что помимо законодательства о недрах специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных данным Законом.


На основании изложенного можно сделать вывод, что использование терминов «горные отношения», «горное право» и соответственно на их основе «горное законодательство» в научных исследованиях и в целях совершенствования российского законодательства представляется обоснованным и целесообразным, поскольку последнее понятие по своему содержанию является более широким, чем понятие «законодательство о недрах». В качестве наименования для отрасли законодательства такой подход предложен также А. В. Лагуткиным, Б. Д. Клюкиным, А. И. Перчиком, Р. Н. Салиевой, поддержан А. Н. Вылегжаниным и многими другими известными учеными.


Целесообразность использования понятия «горное законодательство» и выделения в законодательном массиве специализированного законодательного акта подтверждается зарубежным опытом. Хорошим примером аналогичного подхода к наименованию и определению предмета регулирования горного законодательства является Горный закон Федеративной Республики Германии от 13 августа 1980 г., регулирующий отношения:


1) по разведке, добыче и обогащению открытых для горного промысла и относящихся к земельной собственности полезных ископаемых, включая погрузку, перевозку, разгрузку, хранение и складирование полезных ископаемых, вмещающей породы и иной массы, если это находится в непосредственной производственной связи с разведкой, добычей и обогащением и не противоречит ч. 4;


2) повторному использованию поверхности во время и после разведки, добычи и обогащения, открытых для горного промысла и относящихся к земельной собственности полезных ископаемых;


3) использованию производственных сооружений и производственного оборудования, преимущественно служащих или предназначенных служить одному из видов деятельности, названных в п. 1 или п. 2.


Кроме того, Горный закон ФРГ распространяется в области континентального шельфа Федеративной Республики Германии на виды деятельности и оборудование (указанное выше в п. 1 и 2), на подводный кабель, транзитные трубопроводы и изыскательские работы.


Схожий термин применительно к рассматриваемой сфере регулирования использован также в Горной хартии государств — участников Содружества Независимых Государств, принятой вместе с Составом рекомендательных базовых работ по созданию и совершенствованию законодательных и иных нормативных актов в области изучения, разведки, использования и охраны недр государств — участников СНГ в г. Москве 27 марта 1997 г.


Говоря в целом о самостоятельности горного законодательства (и как его компонента — законодательства о недрах) в других странах, по оценкам исследователей, несмотря на кодификацию экологического законодательства (включающую систематизацию законодательных актов природоресурсных отраслей), проходящую в последние десятилетия в наиболее развитых странах Европы, нормы горного права сохранили самостоятельность во Франции, где действует Горный кодекс Франции (1956); в Казахстане, где действует Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» и др.; в Швеции, где регулирование осуществляется Законом об определенных залежах (месторождениях) торфа (1985), Законом о полезных ископаемых (1991), Законом о природном газе (2000)) и др.; в Федеративной Республике Германия, в которой произошла кодификация горного законодательства путем создания упомянутого выше Горного закона от 13 августа 1980 г. (в нем систематизировано законодательство горных законов отдельных земель).


В историческом аспекте как интересный пример сохранения самостоятельности горного законодательства в период создания одного из важнейших для развития права в станах континентальной правовой семьи законодательного акта — Германского гражданского уложения, следует привести мнение А. А. Штофа, который справедливо отмечал: «Составители общегерманского гражданского уложения, вступившего в силу в 1900 г., не находили возможным ввести в свой кодекс постановления горного законодательства ввиду того, что горное право слагается из норм как цивильного, так и публичного характера и потому не может быть включено в состав гражданского уложения. Выделение же из горного закона норм чисто цивильных представляется делом крайне затруднительным, да и нецелесообразным, ибо этим нарушилась бы целостность горного закона».


Важно отметить, на современном этапе структура горного законодательства (как основные направления развития) была предложена Б. Д. Клюкиным в работе «Формирование нового горного права России», в которой, в частности, исследователем выделялись:


«1) блок законодательных актов, кодифицирующих правовые нормы в области недропользования, включая интегральные законы в этой области;


2) блок законодательных актов о базовых горнодобывающих отраслях, требующих особого правового регулирования;


3) блок законодательных актов о закреплении права собственности на недра и добытые полезные ископаемые, об определении прав и обязанностей собственника недр и о защите прав собственности;


4) блок законодательных актов о правовом положении и об организационных формах предпринимательской деятельности в горнодобывающих отраслях (в настоящий момент этот вопрос в горном законодательстве не разработан);


5) блок законодательства о системе органов управления, контроля и надзора за использованием недр, а также органов, ответственных за охрану окружающей среды при разработке недр;


6) блок законодательства о совершенствовании управления отношениями недропользования;


7) блок законодательства о стимулировании иностранных инвестиций и регулировании инвестиционной деятельности в области геологической разведки и недропользования;


8) блок законодательных актов о плате за пользование недрами;


9) блок законодательства об учете запасов недр и их охране должен упорядочить отношения по учету минеральных ресурсов России, обеспечению ими отдельных регионов, систематизировать учет и регистрацию работ по изучению и освоению недр».


В свою очередь, Р. Н. Салиевой была предложена иная классификация горного законодательства (в широком смысле — как всех нормативных правовых актов):


«1) нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере геологического изучения недр, включая поиск, разведку минерально-сырьевых ресурсов;


2) нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере предоставления участков недр в пользование;


3) нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов;


4) нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере охраны недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и рационального пользования недрами;




Теоретические основы горного права России

В книге рассматриваются теоретические основы современного горного права: вырабатывается понятийный аппарат; формулируются основные принципы; систематизируются источники горного права; исследуются содержание и виды возникающих правоотношений, их объекты и субъектный состав; рассматривается природа права пользования недрами как одного из базовых институтов горного права.<br /> На основе проведенного исследования формулируются понятие и система горного законодательства, вырабатываются подходы для его систематизации, совершенствования и развития, предлагается структура Горного кодекса Российской Федерации.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2015 г.<br /> Выводы и положения данного издания могут быть полезны для научно-педагогических работников, аспирантов, практикующих юристов и других специалистов в сфере недропользования, а также студентов и магистрантов юридических вузов и вузов, осуществляющих образовательную деятельность в области нефтегазового и горного дела.

249
 Мельгунов В.Д. Теоретические основы горного права России

Мельгунов В.Д. Теоретические основы горного права России

Мельгунов В.Д. Теоретические основы горного права России

В книге рассматриваются теоретические основы современного горного права: вырабатывается понятийный аппарат; формулируются основные принципы; систематизируются источники горного права; исследуются содержание и виды возникающих правоотношений, их объекты и субъектный состав; рассматривается природа права пользования недрами как одного из базовых институтов горного права.<br /> На основе проведенного исследования формулируются понятие и система горного законодательства, вырабатываются подходы для его систематизации, совершенствования и развития, предлагается структура Горного кодекса Российской Федерации.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2015 г.<br /> Выводы и положения данного издания могут быть полезны для научно-педагогических работников, аспирантов, практикующих юристов и других специалистов в сфере недропользования, а также студентов и магистрантов юридических вузов и вузов, осуществляющих образовательную деятельность в области нефтегазового и горного дела.

Внимание! Авторские права на книгу "Теоретические основы горного права России" ( Мельгунов В.Д. ) охраняются законодательством!