Наука Курлов А.Б. Современное общество. В поисках оснований Социо-Логоса. Монография

Современное общество. В поисках оснований Социо-Логоса. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 31.01.2018
ISBN: 9785392272198
Язык:
Объем текста: 200 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Становление социо-логоса: обзор актуальных ретроспекций

Глава 2. Информационное общество в фокусе социальной теории: основные ракурсы концептуализации

Глава 3. Социальное познание: актуальные методологические аспекты

Глава 4. Инструментарий создания презентантов социальной реальности

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
Информационное общество в фокусе социальной теории: основные ракурсы концептуализации


Выше мы уже актуализировали информационно-коммуникативную доминанту общества в качестве важнейшего элемента предметной сферы современной социальной теории, обращаясь к «сетевому» конструкту М. Кастельса. Указанная интенция определяет и фокус анализа, который мы предпринимает в этой главе. Здесь мы обозначим контуры «концепции информационного общества» и определим место этого когнитивного продукта в структуре социальной теории. Кроме того, будет раскрыто содержание основных положений, через посредство которых не только обосновывается примат «пятого» фактора производства в структурах современной социальной реальности, но и легитимизируется объективистский статус данной гностической системы. В качестве ее реперов мы выделяем информационную среду, как субстрат формирования современных социальных связей; и социальную информацию, рассматриваемую, как цель, средство и результат развития социальности.


§ 1. Технологизация социального пространства как фактор становления информационного общества


Прежде чем обратиться к анализу процессов изменения форм и порядков социальной действительности, происходящих в последнее время под воздействием различных информационных технологий, активно внедряемых в нашу жизнь, необходимо рассмотреть то поле, на котором взращивается социальность с новыми признаками, структурой и свойствами. В качестве такового чаще всего понимается некое социальное пространство, которое и подлежит технологическому воздействию с использованием всего арсенала информационно-коммуникационных средств.


С позиций Пьера Бурдье — «социальное пространство это поле сил, точнее совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем входящим в это поле и которые несводимы к намерениям индивидуальных агентов или же к их непосредственным взаимодействиям». Но, с нашей точки зрения, это понятие должно иметь и выраженную антропную доминанту. Апелляция к ней позволяет более точно пояснить существо качественных связей индивида и общества, механизмы включения субъекта в различные формы социальной практики. Поэтому одной из главных функций социального пространства должна является функция социального обустройства жизнедеятельности субъектов, создание условий для удовлетворения их потребностей не только в сфере производства, но и в распределении материальных и духовных благ, в расширении продуктивных связей индивида с обществом.


Очевидно, что качество социального пространства во многом определяет характер сложившегося организационного порядка консолидированной деятельности субъектов, эффективность проявления их социальности и позиционирования в различных структурах социальной практики. Следовательно, чтобы более полно использовать «человеческий ресурс» необходимо искать пути оптимизации функциональной структуры данного пространства, поддерживающей тот или иной тип отношений и связей в процессе социальной деятельности.


К сожалению, разбалансированность этих отношений очень часто обусловлена технологической ущербностью этого функционала — отсутствием в нем реальных и потенциальных механизмов поддержания быстро изменяющихся форм человеческой деятельности во всех сферах социального бытия.


Причины указанной технологической ущербности могут быть сведены к следующим основным моментам:


• неразвитость социально-экономических, социохозяйственных структур, обусловленная использованием архаичных техник и технологий, позволяющих лишь воспроизводить производственные и потребительские процессы без приращения их качества;


• нарушение социальных приоритетов, неадекватность средств социальной защиты граждан, обусловленные неадекватностью использования коммуникативных технологий социального управления и технологий формирования политической инфраструктуры социума;


• низкий духовный, социокультурный потенциал, недостаточный уровень коммуникационной и профессиональной культуры субъектов социальной деятельности, что обусловлено ущербностью используемых информационных технологий в образовательных процессах, в частности, и процессах социальной коммуникации, в целом.


Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что технологизация социального пространства — это постоянный процесс, направленный на выявление и использование потенциалов социальной системы в целях ее оптимального функционирования на основе совокупности информационно-коммуникационных средств, поддерживающих развитие социальности субъекта в рамках различных сфер и структур ассоциированной деятельности.


Развертывание указанного процесса, в конечном итоге, и обусловило возможность становления и последующего оформления принципиально нового цивилизационного типа социальной организации, получившего название — «информационное общество».


Далее, не претендуя на выстраивание какой-либо хронологии, мы попытаемся представить наиболее яркие проявления процесса информационной технологизации социального пространства и показать ряд их социетальных последствий, кардинально изменивших характер не только социохозяйственных и социокультурных связей, но и мировоззренческие установки человека ищущего и действующего.


Итак, постоянное расширение информационных связей в процессе жизнедеятельности человека и его общностей к концу XX века потребовало обращения к функционально-технологическому потенциалу социальной информации, что было вызвано следующими основными причинами.


Во-первых, в результате усложнения общественного поведения увеличиваются информационные потребности людей. Информация превращается в массовый продукт, что существенно изменяет технологию осуществления социальных взаимодействий, значительно повышая порядки свободы индивидов, социальных групп и территориально-региональных формирований.


Во-вторых, информация становится не просто сообщением, имеющим конкретное содержание, а экономической категорией. Она получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. Возникает высокотехнологичный информационный рынок, где информация продается и покупается, а операции с ней приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в информацию не только с целью получения новых данных, но и формирования новых технологий извлечения дополнительной прибыли. При этом прибыль от продаж и покупок информации не усредняется, поскольку информационный рынок не подчиняется законам совершенной конкуренции, ибо здесь начинают работать иные социально-технологические механизмы.


В-третьих, резко возросли технологические возможности получения, передачи, хранения и использования информации во все возрастающих объемах. Технологическое лидерство захватили информационные средства, в основе которых лежит взаимодействие компьютера или компьютерной сети с машиной (прибором, аппаратом, манипулятором) и человеком.


Таким образом, с развитием информационных процессов и объемов трансляции этой субстанции все сильнее актуализируется значение такого социально-культурного феномена как «информационное взаимодействие», которое, начинает доминировать во всех структурах и уровнях социального бытия, знаменуя его переход к новой стадии технологического развития — информационной.


Этот феномен изначально получил название «Западной цивилизации» и на протяжении всей последующей истории демонстрировал форсированные темпы развития, что впоследствии привело к революционным изменениям не только в структуре информационно-коммуникационной деятельности, но и к коренной реформации практически всех существующих форм, уровней и порядков социальной практики. Более того, такая аттрактивность развития цивилизационных процессов обусловила необходимость формирования принципиально новых предметных направлений социальной деятельности, в фокусе которых оказалась социальная информация с ее неисчерпаемым ресурсным потенциалом.


Но, главной доминантой, особенно на первой стадии техногенной цивилизации, становится идея преобразования мира и подчинение человеком природы при помощи научной информации и различных технических средств. Такая ориентация породила особое отношение к информации и инструментальному знанию, ибо последнее оценивалось уже в качестве необходимой технологической компоненты общественного прогресса.


Следует отметить, что концептуально основания современных технологических инноваций в развитии социального пространства, как локального, так и глобального масштабов, уходят своими корнями в историю эпохи Просвещения. Ее пафос был сформулирован в знаменитой формуле Ф. Бэкона «знание — это сила», и наиболее ярко реализован в трудах И. Канта (в теории познания) и К. Маркса (в политической экономии). Да и сейчас контекст марксова тезиса о «превращении науки в непосредственную производительную силу» не теряет свой актуальности в плане обоснования информационно-знаниевой доминанты насущной социальной реальности.


Очевидно, что сегодня наука действительно становится решающей силой развития практически всех социальных систем и их структурных модулей. В силу этого сейчас происходит не менее очевидное смещение приоритетов от материально-вещественных и энергетических ресурсов — к ресурсам интеллектуального и информационного характера. Информация начинает играть такую существенную, основополагающую роль, что появляется в возможности выделять ее в статусе пятого фактора производства наряду с известными: трудом, капиталом, земельными ресурсами и человеком. Этот феномен по существу является социохозяйственной формой реализации более масштабного явления, получившего название «информационное общество».


Знание и информация всегда были обязательными, атрибутивными компонентами в жизнедеятельности людей. Они являются средством завоевания свободы человека, средством его освобождения от влияния стихийных сил, раскрепощения личности. Но в условиях информационного общества знание выступает в новом качестве, оно становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Для понимания изменения роли знания в информационном обществе, важно указать на обстоятельства, отмеченные М. Кастельсом: «…информация в самом широком смысле имела критическую важность во всех обществах. Поэтому она и превратились в атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям… генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальным источником производительности и власти». «Однако специфическим для информационного способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности». Это означает, в частности, что, не прибегая к эмпирии, мы можем получать новое знание о реальности, анализируя имеющуюся социальную информацию. Этот вывод имеет принципиальное значение в контексте актуализируемых нами проблем, ибо такая форма кристаллизации знаний возможна только в рамках высокотехнологичной коммуникационной среды, где информация и знания легкодоступны для непосредственного использования и составляют неисчерпаемый ресурс всего общества.


В данной работе мы будем опираться на то, что собственно феномен информационного общества, как и содержание этого понятия, есть комплексная данность, которая включает в себя следующие базовые аспекты, каждый из которых имеет собственную развернутую структуру:


• производство нового знания (инноваций, новой социальной информации);


• использование нового инструментального знания во всех сферах социального бытия (в производстве, обмене, распределении и потреблении материальных и духовных благ);


• управление социальными процессами на основе принципов и технологий коммуникативного обмена;


• появление новых социально-культурных условий и нового состояния антропогенной среды;


• формирование новых качеств индивида, основанных на инструментальных знаниях и коммуникационной культуре.


Полагаем, что перечисленные аспекты в своей диалектической взаимосвязи и определяют существо рассматриваемого феномена информационной технологизации современного социального пространства.


Ниже мы попытаемся поставить задачу адекватного понимания данного феномена и обозначить наиболее яркие, уже воплощенные в жизнь проявления этого социального вектора.


Одним из таких ярких проявлений являются процессы информатизации общества, которые уже сейчас приобрели глобальный характер и являются стержнем научно-технического и социально-экономического развития, как на локальном, так и на социетальном уровнях.


По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных составляющих: медиатизацию (от лат. mediatus — выступающий посредником) — процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; компьютеризацию — процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; интеллектуализацию — процесс развития способности восприятия и конструирования принципиально новой социально значимой информации. В силу отмеченных обстоятельств, информатизацию общества можно представить в виде процесса овладения субъектами социальной информацией, превращения ее в главный ресурс управления своей деятельностью, через посредство информационно-технических средств, повышающих эффективность позиционирования индивида в рамках различных форм и порядков социальной практики.


Мы полагаем, что именно по такому сценарию в процессе информатизации происходит прогрессивно нарастающее использование в социальной практике информационных технологий и собственно социальной информации. Последняя рассматривается не только в качестве цели и средства деятельности субъекта, но и как ее (деятельности) результат. На этой основе и формируются принципиально новые технологии осуществления социальной деятельности, а также устанавливаются новые критерии оценки ее результативности.


Все это и обусловливает формирование информационного рынка, на котором социальная информация обретает статус товара, овладение которым обеспечивает субъекту информационные, а значит и социально-экономические преференции. Так происходит сдвиг совокупного спроса в сторону удовлетворения информационных потребностей акторов, что и вызвало кардинальные изменения в характере развития социохозяйственной сферы современного бытия. Эти трансформации традиционного уклада, осуществленные на основе использования новых информационно-технологических средств, и вызвали к жизни социально-онтологический феномен, получивший название «новая макроэкономическая среда».


Эта «новая среда» стала рассматриваться как особый экономический строй, который базируется на трансформации знаний в финансово-экономические и управленческие инновации. Но информация (знание) как экономический фактор и ресурс принципиально отличается от всех остальных — труда, капитала, природных ресурсов, даже самого человека, производящего новую информацию и знание в процессе своей деятельности.


В научной литературе отмечаются следующие ключевые особенности информации (знания): универсальная делимость, потенциальная неисчерпаемость, воспроизводимость, отсутствие ограничений рамками территории, инвариантность при делении и потреблении. Именно эти качества информации (знания) как экономического ресурса в первую очередь и определяют специфику новой экономической реальности, ибо знание, информация экстерриториальны, они могут находиться одновременно в различных частях пространства, не препятствуя возможности их использования.


Сама же информация — очень специфический товар. Если говорить об обмене информационными продуктами, то проданные знания (и иную информацию) нельзя забрать назад, выкупить, но при этом одну и ту же информацию можно продавать неоднократно, если это не идет вразрез с законом, что формирует феномен интеллектуальной ренты, в том числе и в ее виртуальной форме. Проданная информация остается также в собственности продавца, который не расстается с ней, продав ее даже неоднократно. То есть информация, знание — иной по своей природе тип товара и, соответственно, его продажа — иная форма акта, при котором не происходит привычного отчуждения блага от продавца.




Современное общество. В поисках оснований Социо-Логоса. Монография

В монографии раскрываются проблемы оформления дихотомии Социо-Логоса: социальной метафизики и социологии, рожденной в лоне позитивизма, как конструкта опытно-практической ориентации. Определяется место этих гностических систем в иерархии средств современной когнитивной деятельности человека. Особое внимание уделяется анализу инструментов социального познания.<br /> Книга адресована специалистам в сфере социальной аналитики, аспирантам и магистрантам, осваивающим философские и социологические дисциплины, а также всем интересующимся методами получения достоверных знаний о современной социальной реальности.

179
 Курлов А.Б. Современное общество. В поисках оснований Социо-Логоса. Монография

Курлов А.Б. Современное общество. В поисках оснований Социо-Логоса. Монография

Курлов А.Б. Современное общество. В поисках оснований Социо-Логоса. Монография

В монографии раскрываются проблемы оформления дихотомии Социо-Логоса: социальной метафизики и социологии, рожденной в лоне позитивизма, как конструкта опытно-практической ориентации. Определяется место этих гностических систем в иерархии средств современной когнитивной деятельности человека. Особое внимание уделяется анализу инструментов социального познания.<br /> Книга адресована специалистам в сфере социальной аналитики, аспирантам и магистрантам, осваивающим философские и социологические дисциплины, а также всем интересующимся методами получения достоверных знаний о современной социальной реальности.

Внимание! Авторские права на книгу "Современное общество. В поисках оснований Социо-Логоса. Монография" ( Курлов А.Б. ) охраняются законодательством!