|
ОглавлениеIII. Экономическая сфера общества V. Политико-правовая сфера общества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуVI. Духовная сфера общества86. Роль культуры в жизни обществаПонятие культура невероятно многозначно. В самом широком смысле им обозначаются все небиологические средства и виды деятельности, при помощи которых человек познает и преобразует окружающий мир. С другой стороны, культура включает в себя все, что создано человечеством за весь период его существования, а также материальную культуру и духовную. В соответствии с наиболее распространенным подходом, к материальной культуре можно отнести все, что создается человеком для удовлетворения своих основных потребностей. Можно еще сказать, что материальная культура включает в себя все созданные человечеством вещи, все, что можно осязать. Относительно духовной культуры у философов гораздо больше разногласий, ведь глобально к ней причисляют весь эмоциональный, духовный мир человека и человечества. Что же понимать под духом и духовной жизнью, каждый определяет более или менее самостоятельно. Некоторые мыслители вкладывают в термин «культура» более узкий смысл, понимая под ней некую социокультурную общность людей. В таком случае говорят о многообразии культур, существующих одновременно и испытывающих взаимное влияние. Несмотря на общую тенденцию к глобализации, наметившуюся с начала ХХ в., сохранение этого культурного многообразия — одна из важнейших задач человечества, так как, с одной стороны, потеря культурной самоидентификации сильно ослабляет привязанность человека к своей стране, ее ценностям, а с другой — яркая мозаика культур делает жизнь человечества многоаспектнее, давая богатейшую основу для дальнейшего исторического развития. Так или иначе, культура является необходимой частью человеческого существования. Она отражает весь опыт предыдущих поколений и воспитывает новые, делает нашу жизнь более удобной, красивой, яркой и разнообразной. 87. Субкультура, контркультура, толерантностьВ связи с тем что феномен культуры слишком всеобъемлющ, ее часто подразделяют на более мелкие составляющие. Критериев для этого деления — бесконечное количество: от хронологии и географии до музыкальных предпочтений конкретной возрастной группы или каких-то стилей, жанров, тенденций и т. д. Каждый такой элемент называют субкультурой. Можно сказать, что субкультура — это некоторая условно выделяемая часть общей культуры, объединяющая в группы людей или явления в соответствии с какими-либо критериями или признаками. Как правило, эти культуры и существуют рядом друг с другом, пересекаются, влияют друг на друга, но редко выходят за пределы своей социальной среды. Тогда, когда это происходит и субкультура постепенно перестает быть небольшой частью, привлекая к себе все больше приверженцев, подавляя или включая другие субкультуры, то говорят о контркультуре. Ярким примером этого служит движение хиппи в 60-х гг. ХХ в., зародившееся в качестве оппозиции ценностям потребительского общества, а затем ставшее массовым явлением. При бесконечном многообразии культур, субкультур и различных их аспектов, при огромном количестве этносов и народов, с одной стороны, и одновременно существующих тенденциях к унификации разнородных элементов и к сохранению их самобытности, с другой, наиболее плодотворным оказывается путь толерантности, т. е. терпимости к иным взглядам, ценностям и мировоззрениям. Уважение к личности, достоинство и права человека лежат в основе существования всех гражданских обществ. 88. Дух, душаКогда говорят о духовном мире человека, часто упоминают и о духе, и о душе. Это, пожалуй, одни из самых многозначных слов в философии и гуманитарных науках: каждый мыслитель на протяжении всей истории философии предлагает им свое объяснение. Первые представления о душе появились тогда, когда люди впервые задумались о том, чем живая природа отличается от неживой. Тогда представления о нематериальной силе, обитающей в теле человека, животного или растения, впервые обрели свою форму. С развитием философии, науки и медицины появлялись и объяснения души как особой субстанции, существующей в организме одновременно с кровью, лимфой и другими жидкостями. Древние греки полагали, что душа существует не только после смерти тела, но и до его появления, приобщаясь в это время к другим эйдосам, идеям, которые предшествуют всем вещам в мире. В христианстве душа — нематериальное начало жизни, часто противопоставляющееся телу. Считается, что душа бессмертна, и после физического уничтожения тела она продолжает свое существование. Понятие «дух» еще более неоднозначно: это не только один из синонимов души, но в том числе и один из аспектов существования Бога. В других трактовках это изначальная движущая сила, существующая как во всем мире, так и в каждом человеке, в каждом обществе (боевой дух, дух времени и т. д.). Внимание! Авторские права на книгу "Шпаргалка по обществознанию" (Филатова Е.В.) охраняются законодательством! |