|
ОглавлениеГлава 1. Рынок произведений искусства как объект экономико-статистического анализа 1.1. Монографическое обследование рынка произведений искусства как нового массового феномена 1.2. Рынок произведений искусства как альтернативный инвестиционный рынок Глава 2. Методология экономико-статистического анализа рынка произведений искусства 2.1. Теоретические основы применения статистических методов анализа рынка произведений искусства 2.2. Особенности применения статистических методов анализа рынка произведений искусства Глава 3. Экономико-статистический анализ факторов ценообразования на рынке произведений искусства 3.2. Специфика статистического анализа факторов ценообразования на рынке произведений искусства Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу3.1. Теоретические основы статистического анализа факторов ценообразования на рынке произведений искусства«Рыночная стоимость произведений искусства, — пишет профессор А. Б. Долгин, — складывается как цена воспроизводства, увеличенная на некоторую величину, носящую смысл “наценки на гений”» [Долгин, 2002, с. 104]. Последняя складывается из ценового влияния символической составляющей, обменный курс которой конвертирует духовный эффект в денежную оценку. Вклад символической составляющей — редкости, уникальности предмета искусства — определяется реакцией рынка на частичное либо полное отсутствие подобной компоненты. Как известно, в древности правители нередко приказывали отрубать руки или выкалывать глаза зодчим, чтобы мастера не могли в будущем повторить своих построек — такова была цена редкости. Сегодня репродукции произведений искусства поставлены на поток и образуют самостоятельные рынки, на которых помимо официальных репродукций обращаются, в том числе легально, всевозможные копии и подделки. Ценовую роль редкости характеризует и наценка, взимаемая, например, аукционными домами за гарантию подлинности. Однако наценка на уникальность является той частью цены духовной ценности, которая взимается лишь за удостоверенный факт наличия в искомой ценности желаемых благ. Соответственно с компоненты редкости взимается пошлина, равная затратам на устранение риска ошибки в определении авторства. На данном этапе потребитель оплачивает не само выбранное благо, а лишь гарантию полезности выбранного блага. Практика художественного рынка подтверждает вес критерия редкости ценами на коллекционные марки с опечатками. Таким образом, можно говорить о существовании отдельной первоначальной платы за качество информации о символической составляющей [Долгин, 2002, с. 106—108]. Отсюда вытекает важнейшая особенность рынка произведений искусства — трудность определения фактической цены продаваемого блага. «На арт-рынке продается не столько сам товар, — утверждает А. Н. Сахаров, — сколько его имидж, репутация и престиж обладания им. На аукционных торгах за миллионы долларов покупаются не сами работы Ван Гога, Пикассо, Моне, а имена их авторов» [Сахаров, 2005, с. 16]. При этом работа не столь именитого мастера обретает ликвидность и переходит в категорию востребованного товара лишь после того, как она побывала на одном из знаменитых аукционов либо была внесена в каталог известной выставки (см.: [Schneider, Pommerehne, 1983, p. 41—67] — цит. по: [Singer, 1990, p. 1]). Полезным для исследования представляется ответ теории искусствоведения на поставленный вопрос об имеющейся ценностной дискриминации на рынке предметов искусства. Историки искусства относят произведения каждого художника к одной из трех выделенных групп. Первую группу составляют работы мастеров-новаторов, основателей новых художественных школ, направлений и стилей. К примеру, таких художников как Матисс, Сезанн и Пикассо. Вторую группу формируют произведения учеников мастеров-новаторов, развивших идеи учителей и дополнивших созданные школы, направления или стили новыми художественными компонентами. Так, Дерен является учеником Матисса, Дюфи считается продолжателем идей Сезанна. Наконец, в третью группу входят работы художников, не создавших в рамках каких-либо школы, направления или стиля качественно новых произведений, однако технично продолживших заветы своих более великих предшественников (см.: [Frey, 1997, p. 165]). Ценность каждой группы художников определяется ее ценой (об этом: [Galenson, 2005 (b), p. 1—38]). При этом специфика арт-рынка «заключается в том, что ценность вещей, имеющих на нем хождение, не является фиксированной» [Шпаковская, 2000 (в), c. 464], а значит, «высокая цена произведений того или иного автора отражает не их «естественную» эстетическую ценность, а место автора в признанной (и навязанной посредниками) иерархии культурных предпочтений на данный момент времени» [Бикбов, 2004, c. 61]. Очевидно, что самые высокие оценки рынок выставит мастерам первой группы, так как в противном случае они потеряют свою привлекательность в глазах наиболее финансово состоятельных потребителей. Завышенность цены стимулирует спрос среди покупателей, рассчитывающих на некий «шлейфовый» эффект от покупки работы действительно дорогого художника как создание желаемой репутации. Подобные цены задают также имидж и историю самого предмета искусства. Внимание! Авторские права на книгу "Рынок произведений искусства: теоретико-экономический анализ" ( Колычева В.А. ) охраняются законодательством! |