Наука Отв. ред. Володина С.И. Риторика. Учебное пособие для бакалавров

Риторика. Учебное пособие для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 06.12.2013
ISBN: 9785392138739
Язык:
Объем текста: 435 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Раздел I. Основы риторики. Глава 1. Понятие и предмет риторики

Глава 2. История риторики

Раздел II современная деловая риторика. Глава 3. Речевая деятельность юриста. Изобразительно-выразительные средства языка

Глава 4. Основы мастерства публичного выступления юриста

Глава 5. Полемическое мастерство юриста. Переговоры

Раздел III основы мастерства судебного оратора. Глава 6. Особенности речи судебного оратора

Глава 7. Композиция судебной речи

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4. ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ЮРИСТА



План главы


1. Виды публичных выступлений и основные требования к ним


2. Подготовка к публичному выступлению


2.1. Психологическая и физическая подготовка оратора к выступлению


2.2. Работа над содержанием публичного выступления


2.3. Работа над структурой публичного выступления


3. Аргументация в юридической речи


3.1. Логические и психологические аргументы в юридической практике


4. Взаимодействие оратора и аудитории


4.1. Образ оратора


4.2. Особенности аудитории


Контрольные вопросы



Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю, куда хочешь, и отвращать ее, откуда хочешь.


Марк Туллий Цицерон



Ораторское искусство — важнейший компонент личного обаяния человека, особенно если человек занимает или претендует на какой-либо пост, положение в обществе, место в социальной иерархии. В современном обществе формируется особый социально-психологический стереотип — доверие к слову. Людям, высказывания и речь которых внешне правильные с точки зрения языка и приятны для собеседников, доверяют, считают высказываемые ими мысли истинными, убедительными.


Ораторская речь — вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля, употреблением языковых средств, соотношением языковых и неязыковых (паралингвистических) средств общения.


Практика убеждает нас в том, что в овладении мастерством публичного выступления имеет значение и содержание и форма. Разъединить их без ущерба для положительного результата нельзя. Среди элементов культуры устной речевой деятельности, от которых зависит успех выступления, можно выделить:


1. Логическое построение речи с помощью аргументов и доказательств.


2. Использование арсенала средств убеждения.


3. Содержательность, глубину преподносимых истин, познавательную сущность, обстоятельность информации, убедительность.


4. Совершенство форм языка, стиля, образную и эмоциональную выразительность речи.


5. Умение достигать наибольшей взаимной связи с аудиторией.


6. Воздействие личности оратора на аудиторию.


Для того, чтобы слушатель понял, уяснил, о чем идет речь, уловил важнейшие содержательные аспекты и акценты, правильно оценил, ради чего состоялось выступление оратора, последнему требуется серьезная речевая подготовка. В нее входит отработка речевой техники (дикция, громкость, темп, ритм — содержательную информацию нужно услышать, понять, запомнить), лексики (отбор словарного материала, помогающего наиболее точно передать содержание), грамматики и синтаксиса (организация материала по законам языка), логики (определение структуры содержания и закономерности выражения ее в живой речи), стилистики (выбор речевой формы, наиболее точно и выразительно раскрывающей данное содержание в конкретных условиях выступления), кинесики (совокупности телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения, а также соответствие жеста, мимики, позы, внешнего вида оратора произносимым словам).


Овладеть устным словом непросто. Это искусство, которое требует хорошего знания предмета, гибкости и ясности мышления и других личностных качеств, позволяющих динамично реагировать на требования окружающей обстановки.


§ 1. Виды публичных выступлений и основные требования к ним


Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.


Г. Гегель



На сегодняшний день существует достаточно большое количество классификаций видов публичных выступлений. Но, как нам кажется, наиболее целесообразным является подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т. е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении.


По цели выделяют четыре наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений:


1. Информационное Цель — сообщить некоторую информацию. Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления. Инструкция, объявление о предстоящем событии также относятся к данному виду выступлений.


2. Протокольно этикетное. Цель — соблюсти общепринятый ритуал, протокол, этикет. К протокольно-этикетным выступлениям можно отнести: официальное поздравление юбиляра, приветствие официальной делегации, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации, речь на траурном митинге и др.


3. Развлекательное Цель — развлечь собравшихся. Разновидностями развлекательного выступления будут неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешные случаи из жизни.


4. Убеждающее Цель — убедить. Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные, в судебных прениях — вот лишь небольшой перечень убеждающих выступлений.


Следует заметить, что цели, которые ставит перед собой выступающий, могут сочетаться. И тогда можно говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих и других смешанных типах публичных речей.


Всем хорошо известно, что одну и ту же мысль можно выразить как письменно, так и устно. Конечно, можно написать текст, раздать его слушателям для ознакомления с вашими идеями, а можно выступить перед ними и устно изложить те же самые идеи. И поверьте, что во втором случае вы достигните наибольшего эффекта. Почему же? Все дело в том, что у устной речи перед письменной есть ряд преимуществ:


1. Устное выступление — наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи. Устная речь — способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.


2. Устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств — мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать.


3. В устной речи гораздо легче передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего.


4. В условиях устной речи дополнительно воздействует сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность, убежденность.


5. В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.


6. В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, учитывает реакцию аудитории.


7. Устное выступление легче понять слушателям: можно задать выступающему вопрос с целью уточнения и разъяснения, можно вести диалог с оратором.


8. Устное выступление оперативнее письменного: может быть быстрее подготовлено и реализация его занимает меньше времени.


Не случайно в профессиональной деятельности юриста в устной форме проводится беседа адвоката с доверителем, беседа нотариуса с клиентом, допрос, очная ставка. В устной форме осуществляется поддержание государственного обвинения и защита в уголовном процессе, выражение интересов истца и ответчика их представителями в гражданских процессах.


Разумеется, ораторские выступления существенно различаются по теме, жанру, они зависят от того, перед кем вы выступаете, но можно определить некоторые самые общие требования к публичному выступлению, которые необходимо соблюдать вне зависимости от жанра, темы и аудитории (хотя, конечно, кое-какие коррективы все равно придется вносить). Общие требования к публичному выступлению отражают опыт эффективных выступлений, а также ожидания аудитории, ее пожелания к оратору.


Иосиф Абрамович Стернин в своей книге «Практическая риторика» выделяет общие требования к публичному выступлению.


1. Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть хорошо продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Произнести ее следует очень уверенно и выразительно.


2. Драматизм. Драматизм создается во вступлении при намеренном столкновении различных точек зрения путем вступления в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях. Д. Карнеги говорил: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе подготовки.


3. Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное условие публичного выступления, абсолютно необходимый его элемент. (Вспомните третий закон общей риторики — закон эмоциональности речи.) Слушатели должны ощущать, что вам небезразлично то, что вы говорите. Однако эмоциональность должна быть сдержанной. Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора.


4. Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные. Крайне необходимо соблюсти необходимый регламент, уложиться в отведенное время. Особенно будущему судебному оратору нужно учиться говорить коротко. Хорошие рекомендации по этому поводу дал своему сыну американский президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя, как надо выступить публично, Рузвельт дал сыну три совета: будь искренен, будь краток, садись.


5. Диалогичность. Выступление должно представлять собой постоянный диалог со слушателями. Этот диалог может быть как внутренним, когда аудитория размышляет по поводу слов говорящего, соглашается или не соглашается с ним, так и внешним в виде кратких бесед со слушателями. (Вспомните первый закон общей риторики — закон диалогизации речи.)


6. Разговорность. Стиль выступления должен быть по преимуществу разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.


7. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Безусловно, что данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Е. А. Юнина, Г. М. Сагач полагают, что контакт оратора с аудиторией предполагает также корректировку речи по ее ходу, управление поведением аудитории, управление собственным поведением. Ведь уважение и внимание аудитории необходимо завоевать, независимо от «борьбы» слушателей с оратором. Аудитория сама по себе инерционна, скептически настроена по отношению к оратору. Тому доказательства исследования, согласно которым около 30% аудитории заинтересованы в получении информации, 60% не имеют на это мотивации, а оставшиеся 10% вовсе негативны по своему настрою. Таким же образом, по своей природе человек сопротивляется воздействию, то есть стремлению воздействовать на личность путем произнесения речи. Проявление инстинкта самосохранения называется контрсуггестией, проявляется в избегании, подрыве авторитета говорящего и фикции непонимания.


8. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть произнесена не менее двух-трех раз в процессе выступления с использованием различных номинативных средств. Выводы также должны быть сформулированы оратором.


9. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, понятным, заранее продуманным. Заключительная фраза должна быть произнесена достаточно эмоционально.


В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени. Например, понятность главной мысли более важна в убеждающем выступлении, нежели в развлекательном; краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных, и напротив, эмоциональность в протокольно-этикетных может быть выше, чем в информационных.


§ 2. Подготовка к публичному выступлению



2.1. Психологическая и физическая подготовка оратора к выступлению


Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают скованность, чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п.


Известный русский издатель И. Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.


Не случайно появилось даже такое понятие, как «ораторская лихорадка». Единых рецептов избавления от нее не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.


Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге «Слово предоставлено вам» называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.


Одной из таких причин, по его мнению, бывает чрезмерное погружение в собственные переживания. В этом случае автор рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи.


Нередко ораторы просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.


Некоторые ораторы волнуются из-за недостатка опыта. Им Отто Эрнст адресует следующий совет:


«Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки и т. д.».


Иногда ораторов смущает воспоминание о провале. Поскольку неудачи бывают и у опытных ораторов, следует смириться с мыслью, что какое-то из выступлений действительно может оказаться неудачным, и реагировать на это спокойно и рассудительно.


Некоторые молодые ораторы склонны видеть в любом негативном поведении аудитории предвзятое к себе отношение. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев аудитория нейтрально или доброжелательно настроена по отношению к оратору, особенно начинающему. Поэтому необходимо приучить себя видеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров.


Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.


Надо принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенность при появлении перед аудиторией.


Сначала надо научиться громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории. В этом необходимо практиковаться, тем более что вопрос — это краткое речевое произведение, и его всегда можно подготовить заранее. Очень важно поднять руку и громко задать вопрос.


При удобном случае просите слова и произносите краткие реплики — две-три фразы, не более. Их тоже можно заранее подготовить.


Участвуйте в дискуссиях. Высказывайте свое мнение, затем постепенно переходите к небольшим выступлениям. Обсуждайте то, что вы хотите сказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь. Репетируйте речь, уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами.


Причиной тревожного состояния может стать и недостаточная подготовленность оратора к выступлению. Очень назидательно звучат слова А. Ф. Кони, утверждавшего, что «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду».


Подготовка к выступлению — очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».


2.2. Работа над содержанием публичного выступления


Когда человека просят произнести речь, первое, что он должен решить, это что сказать.


Джеральд Р. Форд



Если представить себе, что завтра вам предстоит публичное выступление, то вы с неизбежностью начинаете волноваться и размышлять, что говорить, как говорить, как добиться того, чтобы ваше выступление было интересным и убедительным — вот далеко не полный перечень вопросов, которые вы так или иначе задаете себе.


Действительно, достигнет ли ваше выступление цели, справитесь ли вы со своими задачами как оратор — зависит во многом от того, владеете ли вы ораторским искусством.


Ораторский успех во многом зависит от эффективности работы над содержанием каждого отдельно взятого публичного выступления.


Из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ораторов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора — это лишь предпосылки ораторского успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинается с осмысления и уточнения темы, вычленения главной — центральной идеи, уточнения основных положений и понятии, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов.


При углубленном подходе к разработке содержания публичного выступления нелишне использовать классическую схему ораторского искусства — риторический канон, о котором говорилось ранее (см. главу I).


Как вы помните, в основе классической схемы ораторского искусства лежит пять этапов: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио и акцио гипокризис.


Подготовка к выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки. Обратимся к некоторым сторонам, условиям ораторского творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления.


Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является выбор темы. Важно, чтобы тема была вам близка, интересна и лично значима для вас. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т. е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.


Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.


Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала в явном или скрытом (но понятном для слушателей) виде вопрос, на который выступление призвано дать ответ. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.


Никита Непряхин, автор и ведущий тренингов по публичным выступлениям, в своей книге «Как выступать публично. 50 вопросов и ответов» пишет: «Сравните, ориентируясь только на названия речей, на какое выступление вы пошли бы с большим интересом:


“Важность ораторского искусства в современном мире” или “10 тайн великих ораторов современности”


“Эффективная работа с цейтнотом” или “Как все успеть в этой жизни?”


“Приемы активного слушания” или “Как заставить людей слушать вас в любой ситуации?”


Отсюда можно сделать несколько выводов:


• Из названия выступления аудитория должна понимать выгоду, которую получит от посещения вашего выступления.


• Название должно точно отражать основной смысл вашего выступления.


• В названии должна быть интрига, оно должно вызывать интерес и любопытство у аудитории.


• Используйте вопросы в качестве названия вашего выступления.


• Название должно затрагивать интересы потенциальной аудитории.


• Хорошо, если в названии есть конкретика, например, цифры.


• Используйте эмоционально сильные слова с богатой энергетикой, например: поразительный, тайна, впечатляющий, секрет, власть, харизма, сила, новый, реальность и т. п.».


Кроме того, сформулировав тему, надо, как говорят в логике, разделить объем понятия, т. е. выделить составляющие того понятия или явления, которое выбрано в качестве темы. Эти составляющие и станут элементами плана выступления, основой всего выступления.


Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.


Надо иметь в виду, что цель речи формулируется не только для себя, но и для своих слушателей.


Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей.


В процессе выбора темы и определения целевой установки П. Сопер рекомендует ораторам для контроля ставить перед собой следующие вопросы:


1. Действительно ли меня интересует тема или может она стать интересной для меня?


2. Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными данными?


3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?


4. Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?


5. Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?


Вторым условием является регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:


— официальные документы;


— научная, научно-популярная литература;


— справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые, иностранных слов, орфоэпические, орфографические, синонимов и др.), статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;


— художественная литература;


— статьи из газет и журналов;


— передачи радио и телевидения;


— результаты социологических опросов;


— собственные знания и опыт;


— личные контакты, беседы, интервью;


— размышления и наблюдения.


Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.


При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.


Подбор материалов для ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.


Третьим условием является составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературой. Использование дополнительной справочной информации. Иногда возникает необходимость уточнить понятие, термин, сопоставить общепринятую позицию, точку зрения и новую, ту, которой придерживаетесь вы. На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый для оратора навык отбора литературы. Ученые определили, какие действия способствуют образованию этого навыка. Например, психолог В. Сахаров называет следующие действия:


1. Припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления.


2. Просмотр личной библиотеки или каталога.


3. Просмотр каталогов в библиотеке.


4. Просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год статей.


5. Просмотр библиографических изданий (летописей книг, журналов и т. п.).


6. Просмотр справочников.


Важнейший этап подготовки ораторской речи — изучение отобранной литературы. Из книг, журналов, газет выбирается то, что можно будет использовать в речи.


Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы.


Верный признак понимания прочитанного — умение передать его содержание своими словами. Этот навык особенно необходим для оратора, который постоянно делится своими знаниями с аудиторией, воспроизводит по памяти содержание статей, брошюр, книг. Пересказ прочитанного — своеобразная тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуется мастерство публичного выступления.


При подготовке к выступлению нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Д. И. Менделеев говорил, что найденная, но не записанная мысль — это найденный и потерянный клад.


Четвертым условием успешной подготовки публичного выступления является осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые так или иначе связаны с темой вашего выступления. Эрудиция оратора, его профессиональная компетентность должны постоянно пополняться новыми сведениями.


Пятое условие — упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой. В этом направлении предела нет. Предел задается тем уровнем речевой культуры оратора, которого он достиг, и тем уровнем его творческого потенциала, который он имеет.


После того как сбор необходимого материала к публичному выступлению завершен, материал логически выстроен, скрупулезно отредактирован, можно положить текст в ящик письменного стола и выступить, опираясь лишь на краткий план или тезисы. И ни в коем случае не считать, что проделанный вами труд напрасен. Как утверждают даже опытные ораторы, невидимый ни для кого труд — основа уверенности выступающего.


Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.


Один из важных вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления, — обязательно или нет предварительно составлять письменный текст речи. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной и т. п.




Риторика. Учебное пособие для бакалавров

В предлагаемом учебном пособии изложены теоретические и практические вопросы учебной дисциплины «Риторика». В нем раскрыты категории и законы риторики; говорится об основных этапах риторического канона; рассмотрены риторические аспекты публичного выступления и полемического мастерства. Особое внимание уделено становлению оратора и формированию необходимых ораторских навыков; коммуникативной стороне судебных прений, характеристикам обвинительной речи прокурора и защитительной речи адвоката. Каждый раздел пособия содержит вопросы для студентов.<br />             Учебное пособие полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») и подготовлено преподавательским коллективом МГЮА им. О.Е.Кутафина, который разрабатывал программу учебной дисциплины «Риторика». Предназначено для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также всех интересующихся теоретическими и прикладными аспектами риторики.

209
 Отв. ред. Володина С.И. Риторика. Учебное пособие для бакалавров

Отв. ред. Володина С.И. Риторика. Учебное пособие для бакалавров

Отв. ред. Володина С.И. Риторика. Учебное пособие для бакалавров

В предлагаемом учебном пособии изложены теоретические и практические вопросы учебной дисциплины «Риторика». В нем раскрыты категории и законы риторики; говорится об основных этапах риторического канона; рассмотрены риторические аспекты публичного выступления и полемического мастерства. Особое внимание уделено становлению оратора и формированию необходимых ораторских навыков; коммуникативной стороне судебных прений, характеристикам обвинительной речи прокурора и защитительной речи адвоката. Каждый раздел пособия содержит вопросы для студентов.<br />             Учебное пособие полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») и подготовлено преподавательским коллективом МГЮА им. О.Е.Кутафина, который разрабатывал программу учебной дисциплины «Риторика». Предназначено для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также всех интересующихся теоретическими и прикладными аспектами риторики.

Внимание! Авторские права на книгу "Риторика. Учебное пособие для бакалавров" (Отв. ред. Володина С.И.) охраняются законодательством!