Наука Отв. ред. Володина С.И. Риторика. Учебное пособие для бакалавров

Риторика. Учебное пособие для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 06.12.2013
ISBN: 9785392138739
Язык:
Объем текста: 435 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Раздел I. Основы риторики. Глава 1. Понятие и предмет риторики

Глава 2. История риторики

Раздел II современная деловая риторика. Глава 3. Речевая деятельность юриста. Изобразительно-выразительные средства языка

Глава 4. Основы мастерства публичного выступления юриста

Глава 5. Полемическое мастерство юриста. Переговоры

Раздел III основы мастерства судебного оратора. Глава 6. Особенности речи судебного оратора

Глава 7. Композиция судебной речи

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ



План главы


1. Исторический обзор возникновения и становления риторики


1.1. Классики античной риторики


1.2. Древнеримский период расцвета риторики


1.3. Красноречие в России


2. Формирование образа оратора в исторической ретроспективе


2.1. Образование и становление оратора в риторической традиции Древней Греции


2.2. Формирование ораторов Римской республики


2.3. Воспитание и самообразование оратора на современном этапе


Контрольные вопросы



§ 1. Исторический обзор возникновения и становления риторики


Первые риторы V в. до н. э. начинали не на пустом месте. К их услугам существовала древнейшая изустная традиция эпической и лирической поэзии, в собственных целях и жанровой специфике создававшая образцы ораторского искусства. Поэзия входит в красноречие как элемент, является в нем не целью, а средством. Меткий, сочный, образный язык поэтов и философов составлял основу эрудиции древнего грека. Отсюда огромная любовь к цитированию в позднейшей риторике; отсюда же стремление зафиксировать крылатые фразы на века — высечь на камне и установить скрижали в наиболее людных местах. Как приятно осознавать, что одно из прекрасных искусств создалось на базе самого прекрасного искусства.


1.1. Классики античной риторики


Родиной риторики является Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне. Но именно в античной Греции оно стремительно развивалось, и именно здесь появились работы по теории красноречия.


Расцвету ораторского искусства способствовала рабовладельческая демократия, при которой верховным органом являлось Народное собрание. Политики, чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), обращались к Народному собранию, и им надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом.


Значительную роль в развитии ораторского искусства играли особенности греческого судопроизводства. Поскольку публично в Древней Греции решались не только политические вопросы, но и совершался суд. Прокуроров в Древней Греции не было. Обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам. Он должен был убедить судей и всех слушателей (количество судей в Афинах было около 500 человек, а в решении судьбы человека принимало участие до 6000 человек) в своей невиновности или представить смягчающие обстоятельства, иначе обвиняемому грозило суровое наказание: изгнание, а иногда и смерть. При таких обстоятельствах в более выгодных условиях оказывались те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.


Ораторы выступали с сенатских трибун, на народных собраниях и форумах, на судебных процессах и различных торжествах. Известными риторами Древней Греции были Демосфен, Исократ, Эсхин, Филократ, Лисий. Самым блестящим оратором Древней Греции, властителем дум являлся всемирно известный Демосфен (384—322 гг. до н. э.), речи которого, насыщенные фактическим материалом и содержащие немало личных наблюдений, были отмечены предельной напряженностью, динамикой, аргументированы, понятны слушателям. У Демосфена были существенные физические недостатки: слабый голос, плохая дикция, нервные подергивания плеча. Ему удалось избавиться от этих недостатков благодаря упорному труду. Чтобы развить голос, Демосфен брал в рот камешки и произносил речь на берегу моря, стараясь заглушить шум волн. Желая избавиться от подергивания плеча, он подвешивал меч к потолку так, чтобы острие плотно подходило к плечу. Как только он дергал плечом, меч больно колол его. Известный греческий актер дал Демосфену ряд советов, как избавиться от недостатков речи. Демосфен всегда тщательно готовился к выступлениям, писал речи, заранее готовил тексты к речам и умер, не успев использовать более пятидесяти заготовленных выступлений. Каждое выступление Демосфена было обоснованно, он обладал богатым, разнообразным слогом, высоко ценил краткость и ясность. Оратор пользовался разнообразными приемами: восклицаниями, обращением к слушателям, риторическими вопросами. Речи его были насыщены разнообразным фактическим материалом, они содержали немало личных наблюдений и подмеченных в гуще жизни характерных деталей. В своих судебных речах Демосфен нередко становился бытописцем, от взора которого не укрывалась никакая мелочь.


Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить аудиторию выслушать себя до конца. Демосфен искусно драматизировал свою речь, используя диалогическую форму, т. е. пользуясь вопросно-ответным приемом.


Софисты и теория «подлинного красноречия сократа и Платона»


Греки ценили не только красивую, но и содержательную речь, поэтому они считали необходимым обучать людей ораторскому искусству. В Греции создавались специальные школы ораторского искусства, появлялись платные учителя — софисты (от греч. софистес — искусник, мудрец). Они не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию.


Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, Горгий в речи «Похвала Елене» пишет: «Слово есть великий властелин, который обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».


Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. А убеждать, по мнению Горгия — первого основателя риторической школы, может только искусно составленная речь, при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста — научить «делать слабое мнение сильным». Произносящий слово должен заставить «малое казаться большим, а большое малым, новое представить древним, а древнее — новым», он может сделать людей «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать.


Известными софистами были Лисий и Исократ. Лисий — греческий оратор, представитель судебного красноречия, автор речей для своих подзащитных. Особенность Лисия как оратора заключалась в том, что он обладал замечательным даром перевоплощения, в совершенстве владел искусством рассказа, обладал ярким, но вместе с тем простым языком, учитывал особенности устной речи, богатство интонаций.


К концу V — началу VI вв. до н. э. относится деятельность Лисия, уроженца Сиракуз, ставшего афинским метеком. Лисий составлял речи для судебных процессов, весьма разнообразные по характеру и содержанию; им свойственны яркие краски и убедительность аргументации. Ближайшим преемником Лисия был Исей. Его речи для судебных процессов отличались умелым построением и четко -стью доказательств и в дальнейшем являлись образцами в учебных процессах.


Исократ — представитель торжественного, пышного красноречия. Обладая слабым голосом, Исократ сам не выступал публично, а писал речи, обучал ораторскому искусству молодежь.


Исократ, составитель судебных речей и преподаватель риторики, особую известность получил, как основатель торжественного красноречия. Его речи заучивали наизусть, как образец изысканности и пафоса. Считается, что Исократ завершил разработку риторического идеала образования. Основой обучения Исократ считал изучение классических литературных текстов.


Стремясь научить учеников говорить на любую заданную тему, он призывал не спорить, как это делали софисты, а прямо и непосредственно разрабатывать культуру слова и доносить ее.


Против положения софистов об относительности истины (вспомним: цель оратора не раскрыть истину, а научить слабое мнение сделать сильным) выступил древнегреческий философ Сократ (470—399 гг. до н. э). Древняя Греция является родиной полемики, знаменитого диалога, зачинателем которого был Сократ.


Для Сократа абсолютная истина — божественна, она выше человеческих суждений и служит мерой всех вещей. Сократ осуждал софистов за стремление к успеху, за их готовность убедить публику в чем угодно. Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральным персонажем которых является Сократ.


Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром.


Прежде чем начать речь о каком-то предмете, надо четко определить данный предмет. «Во всяком деле, юноша, — обращается Сократ к Федру, — надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки».


Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины». «Кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным». К риторическому мастерству Сократа мы еще вернемся, когда будем говорить об образовании оратора.


Теорию ораторского искусства разрабатывали Платон и Аристотель. По мнению Платона, красноречие должно быть деловым, а не пустословным, неподкупным, честным и высоконравственным. Особенно критически Платон относился к судебным ораторам.


Ценное в теории красноречия Платона — идея воздействия речи на душу. Задача оратора — «отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь; к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе — с простыми».


Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному мнению о них, а познав природу людских дум, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.


На основе развивающегося ораторского искусства в Древней Греции делались попытки осмыслить принципы и методы оратор -ского искусства; так зарождалась теория красноречия — риторика. По свидетельству Диогена Лаэртского, Аристотель считал основателем риторики Эмпедокла, однако его работы нам неизвестны даже по названию. Не дошли до нас и труды по риторике ученика Эмпедокла Коракса.


До наших дней дошла книга Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) «Риторика», в которой блестяще развиваются мысли Платона об ораторском искусстве.


Аристотель — греческий ученый и философ, родился во Фракии, учился в Афинах у Платона. После смерти Платона путешествовал по восточному Средиземноморью и некоторое время жил при дворе македонского царя Филиппа, являясь учителем юного Александра, ставшего впоследствии великим полководцем Александром Македонским. В 335 году он вернулся в Афины и основал Лицей, в котором преподавал до своей отставки (за год до смерти). Обучение проходило во время прогулок, под крытой галереей. Работы Аристотеля были собраны и изданы в I веке до нашей эры, они охватывали все области науки и философии, известные в его дни. Данте считал его «первым среди знающих», и все западные мыслители использовали аристотелевскую систему классификации и терминологии. Сочетание острого ума с исключительной наблюдательностью, а также последовательность изложения фактов свойственны всем его работам, а писал он о политике, этике, физике, биологии. Главной его характеристикой можно назвать «сильно развитый здравый смысл».


Ниже мы вернемся к труду Аристотеля «Риторика», рассматривая его через призму риторического образования оратора.


1.2. Древнеримский период расцвета риторики


Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики были восприняты Древним Римом.


Расцвет римского красноречия приходится на I век до нашей эры, и этому способствуют те же условия, что и в Древней Греции — возрастает роль Народного собрания и роль судов.


Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона.


Марк Тулий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) — крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель. Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют прежде всего три книги:


«Об ораторе», в которой Цицерон дает образ идеального, всесторонне образованного оратора-философа. «Брут» — книга посвящена истории красноречия. «Оратор» — произведение, в котором разрабатываются вопросы стиля.


Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Цицерон прежде всего сетует на то, что красноречие среди всех наук имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По мнению Цицерона, подлинное красноречие — нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. Цицерон считает, что основа ораторского искусства — глубокое знание предмета, если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение — пустая болтовня. По мнению Цицерона, в задачу оратора входит умение расположить к себе слушателей, изложить сущность дела, установить спорный вопрос, подкрепить свое положение, опровергнуть мнение противника, в заключение придать силу своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.


В чем видел Цицерон красоту речи? В ее свежести, благородстве, страстности, логичности, причем, по его мнению, «цветы слова и мыслей» должны распределяться в речи «с разбором». Словесные нагромождения, расцвеченная чрезмерно яркими красками речь не доставляют длительного удовольствия, пресыщают и раздражают слушателей.


Цицерон продемонстрировал глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и осмыслил взгляды теоретиков и практиков красноречия.


Мы с вами уже поняли, что судьба красноречия тесно связана с социально-политической и культурной жизнью общества, судьба красноречия изменяется вместе с изменениями, которые происходят в этих областях. Расцвету красноречия способствует развитие демократии, упадок демократии ведет к угасанию красноречия.


В этот же период жил известный оратор Марк Фабий Квинтилиан (35—100 гг. н. э.) — адвокат, оратор, педагог, возглавивший первую государственную школу риторики в Риме, автор обширного сочинения в двенадцати книгах «Риторические наставления». Поскольку нам интересна его педагогическая деятельность в качестве учителя риторики, обратимся к исследованию его труда в следующем параграфе.




Риторика. Учебное пособие для бакалавров

В предлагаемом учебном пособии изложены теоретические и практические вопросы учебной дисциплины «Риторика». В нем раскрыты категории и законы риторики; говорится об основных этапах риторического канона; рассмотрены риторические аспекты публичного выступления и полемического мастерства. Особое внимание уделено становлению оратора и формированию необходимых ораторских навыков; коммуникативной стороне судебных прений, характеристикам обвинительной речи прокурора и защитительной речи адвоката. Каждый раздел пособия содержит вопросы для студентов.<br />             Учебное пособие полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») и подготовлено преподавательским коллективом МГЮА им. О.Е.Кутафина, который разрабатывал программу учебной дисциплины «Риторика». Предназначено для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также всех интересующихся теоретическими и прикладными аспектами риторики.

209
 Отв. ред. Володина С.И. Риторика. Учебное пособие для бакалавров

Отв. ред. Володина С.И. Риторика. Учебное пособие для бакалавров

Отв. ред. Володина С.И. Риторика. Учебное пособие для бакалавров

В предлагаемом учебном пособии изложены теоретические и практические вопросы учебной дисциплины «Риторика». В нем раскрыты категории и законы риторики; говорится об основных этапах риторического канона; рассмотрены риторические аспекты публичного выступления и полемического мастерства. Особое внимание уделено становлению оратора и формированию необходимых ораторских навыков; коммуникативной стороне судебных прений, характеристикам обвинительной речи прокурора и защитительной речи адвоката. Каждый раздел пособия содержит вопросы для студентов.<br />             Учебное пособие полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») и подготовлено преподавательским коллективом МГЮА им. О.Е.Кутафина, который разрабатывал программу учебной дисциплины «Риторика». Предназначено для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также всех интересующихся теоретическими и прикладными аспектами риторики.

Внимание! Авторские права на книгу "Риторика. Учебное пособие для бакалавров" (Отв. ред. Володина С.И.) охраняются законодательством!